Российская Арктика растянулась вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. Ее общая площадь — около 5 миллионов квадратных километров, а население — 2,5 миллиона человек. На этом пространстве полностью или частично расположены девять российских регионов: Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Красноярский край, а также Республики Саха (Якутия), Коми и Карелия.
российской Арктики
российской Арктики
Сегодня в Арктике реализуют масштабные инвестиционные проекты, большинство из которых связаны с разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Как отмечается в госпрограмме социально-экономического развития региона, конкурентными преимуществами арктической территории являются уникальные преференции для компаний, а также механизмы господдержки предпринимательской и инвестиционной работы.
В недрах Арктики
Арктика — это не только огромная, но и очень богатая территория. Ресурсы региона уникальны и их освоение не останавливается ни на день.
О больших запасах полезных ископаемых на Чукотке известно давно. В 2018 году началось освоение Баимской рудной зоны в Билибинском районе, где были обнаружены запасы меди, молибдена, золота и серебра. Горнодобывающая компания «Баимская» планирует инвестировать в проект более 731 миллиарда рублей. Здесь уже есть взлетно-посадочная площадка, идет строительство поселка для 5 тысяч человек, от месторождения до морского терминала в Певеке построят дорогу длиной 430 километров. В порту «Чаун» будет происходить перевалка медного концентрата и других металлов для перевозки по Северному морскому пути.
Другой крупный проект по добыче меди реализуют в Мурманской области, где «Норильский никель» готов инвестировать в проект «Большая медь» 140 миллиардов рублей. Параллельно компания реализует план социально-экономического развития Норильска до 2035 года. В него вложат около 120,1 миллиарда рублей. До 2035 года в городе планируют построить около 100 новых домов, а также социально значимые объекты.
В районе поселка Диксон Красноярского края компания «Северная звезда» осваивает Сырадасайское угольное месторождение. Проект предусматривает создание угольного разреза мощностью 5 миллионов тонн в год с перспективой увеличения до 10 миллионов тонн в год. Также проект предполагает строительство обогатительной фабрики, морского угольного терминала, автодороги, вахтового поселка, электростанции и аэродрома. Один из ключевых объектов проекта — морской порт «Енисей» — уже возводят на берегу Карского моря.
Еще один крупный объект в районе Диксона строит «Роснефть». Совсем скоро в порту «Бухта Север» появится нефтеналивной терминал, который обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» на Таймыре по Северному морскому пути. Он станет крупнейшим в России: к 2030 году парк для приема и хранения нефти достигнет 102 резервуаров. Кроме того, для проекта планируют построить 50 судов различных классов: танкеры, газовозы, суда обеспечения.
У села Белокаменка Мурманской области компания «НОВАТЭК» возводит уникальный завод — Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС). На нем собирают линии сжижения газа для самого «НОВАТЭКа», который добывает сырье на Гыданском полуострове в ЯНАО, где находится месторождение Утреннее. В рамках проекта создадут плавучий завод, который уже в скором времени отправится из Мурманской области к полуострову Гыдан.
Примерно в 70 километрах от Утреннего месторождения обосновался проект «Ямал СПГ», главным участником которого также стал «НОВАТЭК». Проект работает на базе Южно-Тамбейского месторождения и предполагает добычу, сжижение и поставки природного газа на полуострове.
Говоря о крупнейших инвестиционных и ресурсных проектах в регионе, нельзя не вспомнить о шельфе, ведь здесь находится Приразломное месторождение — единственный в России проект по добыче углеводородов на арктическом шельфе. Запасы нефти Приразломного превышают 70 миллионов тонн, лицензией на разведку и добычу владеет «Газпром нефть шельф».
Основной промышленный объект на месторождении — морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная». Глубина моря в районе добычи небольшая, всего 19-20 метров, поэтому платформа установлена прямо на дне. Бурение происходит внутри платформы, стены ее основания служат буфером между скважинами и окружающей средой, так что экологическая ситуация в регионе все время остается под контролем.
Транспортный коридормирового значения
Главная транспортная артерия, связывающая все российские арктические проекты, — это Северный морской путь, который соединяет европейскую часть России с Дальним Востоком. Его используют для перевозки национальных и международных грузов.
морскому пути
Объем перевозок по Северному морскому пути по итогам 2022 года составил 34,1 миллиона тонн, грузопоток в 2023 году прогнозируют на уровне 33,12 миллиона тонн. К 2024 году его планируют увеличить минимум до 80 миллионов тонн, а к 2035 году — до 160 миллионов тонн. Грузопоток включает сырье, транзитные грузы и грузы северного завоза.
Ключевыми драйверами роста выступят перечисленные выше добывающие проекты. С учетом всех имеющихся данных сформирован базовый сценарий прогноза грузооборота по Северному морскому пути до 2035 года. В нем предполагается, что ключевые проекты выполняют свои планы по транспортировке грузов, связанных с добычей полезных ископаемых. И уже в 2024 году совокупный объем грузооборота добычных проектов составит около 72 миллионов тонн. Большую часть этого сырья составят нефть и сжиженный газ.
В 2022 году Президент России Владимир Путин принял участие в совещании по развитию Арктики. Он подчеркнул, что в условиях санкций Россия должна оперативно решать вопросы развития Северного морского пути. В том числе уже в ближайшее время, в 2024 году, в его восточной части начнется круглогодичная навигация.
Как отмечают в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики, несмотря на геополитическую ситуацию, флот Северного морского пути, как грузовой, так и вспомогательный, полностью обеспечивает все потребности в грузоперевозках. Группировка ледокольного флота в акватории включает семь атомных судов. В том числе три универсальных ледокола проекта 22220 — одни из самых крупных и мощных в мире. В 2022 году был спущен на воду серийный атомный ледокол «Якутия» и введен в эксплуатацию серийный ледокол «Урал». Дополнительно идет строительство четырех атомных ледоколов, а также головного ледокола «Лидер», который планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году.
Госкорпорация «Росатом» и заинтересованные грузовладельцы рассматривают возможность строительства четырех дополнительных неатомных ледоколов со сроками сдачи в 2027 и 2028 годах. Они будут использованы в западном секторе Северного морского пути, чтобы более мощные атомные суда могли передислоцироваться в его восточную часть для обеспечения круглогодичной навигации.
Первая сотня
Арктика может похвастаться не только значительными ресурсами недр и крупными инвестиционными проектами, но и теми преимуществами, которые получают компании. Они пользуются административными и налоговыми преференциями, в течение первых пяти лет своей деятельности освобождены от налога на прибыль и таможенных сборов, платят в три раза меньше страховых взносов за своих сотрудников, имеют льготы по налогу на имущество и земельному налогу.
Эти меры привлекают в регион инвесторов. В Арктической зоне уже зарегистрировано более 600 резидентов, которые совокупно вложили более 800 миллиардов рублей. Эти проекты позволят создать около 23 тысяч рабочих мест.
По информации Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, первое место по числу реализованных инвестиционных проектов заняла Архангельская область, второе — Мурманская область. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, лидерами по количеству проектов и числу созданных рабочих мест среди них стали социальная сфера и сфера услуг. Второе место занял туризм. Наиболее капиталоемкой отраслью оказалась транспортная: в ней реализовано всего девять проектов, но в них вложено 4,5 миллиарда рублей.