Земля
больших
проектов

Российская Арктика растянулась вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана. Ее общая площадь — около 5 миллионов квадратных километров, а население — 2,5 миллиона человек. На этом пространстве полностью или частично расположены девять российских регионов: Мурманская и Архангельская области, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Красноярский край, а также Республики Саха (Якутия), Коми и Карелия.

Сегодня в Арктике реализуют масштабные инвестиционные проекты, большинство из которых связаны с разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Как отмечается в госпрограмме социально-экономического развития региона, конкурентными преимуществами арктической территории являются уникальные преференции для компаний, а также механизмы господдержки предпринимательской и инвестиционной работы.

В недрах Арктики

Арктика — это не только огромная, но и очень богатая территория. Ресурсы региона уникальны и их освоение не останавливается ни на день.

Здесь добывают 97%
российских алмазов,
80% газа, 60% нефти
и 60% меди, производят
90% никеля и кобальта
Здесь добывают
97% российских
алмазов, 80% газа,
60% нефти и 60% меди,
производят 90%
никеля и кобальта

О больших запасах полезных ископаемых на Чукотке известно давно. В 2018 году началось освоение Баимской рудной зоны в Билибинском районе, где были обнаружены запасы меди, молибдена, золота и серебра. Горнодобывающая компания «Баимская» планирует инвестировать в проект более 731 миллиарда рублей. Здесь уже есть взлетно-посадочная площадка, идет строительство поселка для 5 тысяч человек, от месторождения до морского терминала в Певеке построят дорогу длиной 430 километров. В порту «Чаун» будет происходить перевалка медного концентрата и других металлов для перевозки по Северному морскому пути.

Другой крупный проект по добыче меди реализуют в Мурманской области, где «Норильский никель» готов инвестировать в проект «Большая медь» 140 миллиардов рублей. Параллельно компания реализует план социально-экономического развития Норильска до 2035 года. В него вложат около 120,1 миллиарда рублей. До 2035 года в городе планируют построить около 100 новых домов, а также социально значимые объекты.

В районе поселка Диксон Красноярского края компания «Северная звезда» осваивает Сырадасайское угольное месторождение. Проект предусматривает создание угольного разреза мощностью 5 миллионов тонн в год с перспективой увеличения до 10 миллионов тонн в год. Также проект предполагает строительство обогатительной фабрики, морского угольного терминала, автодороги, вахтового поселка, электростанции и аэродрома. Один из ключевых объектов проекта — морской порт «Енисей» — уже возводят на берегу Карского моря.

Еще один крупный объект в районе Диксона строит «Роснефть». Совсем скоро в порту «Бухта Север» появится нефтеналивной терминал, который обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» на Таймыре по Северному морскому пути. Он станет крупнейшим в России: к 2030 году парк для приема и хранения нефти достигнет 102 резервуаров. Кроме того, для проекта планируют построить 50 судов различных классов: танкеры, газовозы, суда обеспечения.

У села Белокаменка Мурманской области компания «НОВАТЭК» возводит уникальный завод — Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС). На нем собирают линии сжижения газа для самого «НОВАТЭКа», который добывает сырье на Гыданском полуострове в ЯНАО, где находится месторождение Утреннее. В рамках проекта создадут плавучий завод, который уже в скором времени отправится из Мурманской области к полуострову Гыдан.

Примерно в 70 километрах от Утреннего месторождения обосновался проект «Ямал СПГ», главным участником которого также стал «НОВАТЭК». Проект работает на базе Южно-Тамбейского месторождения и предполагает добычу, сжижение и поставки природного газа на полуострове.

Говоря о крупнейших инвестиционных и ресурсных проектах в регионе, нельзя не вспомнить о шельфе, ведь здесь находится Приразломное месторождение — единственный в России проект по добыче углеводородов на арктическом шельфе. Запасы нефти Приразломного превышают 70 миллионов тонн, лицензией на разведку и добычу владеет «Газпром нефть шельф».

Основной промышленный объект на месторождении — морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная». Глубина моря в районе добычи небольшая, всего 19-20 метров, поэтому платформа установлена прямо на дне. Бурение происходит внутри платформы, стены ее основания служат буфером между скважинами и окружающей средой, так что экологическая ситуация в регионе все время остается под контролем.

Транспортный коридор
мирового значения

Главная транспортная артерия, связывающая все российские арктические проекты, — это Северный морской путь, который соединяет европейскую часть России с Дальним Востоком. Его используют для перевозки национальных и международных грузов.

Прогноз объема перевозок по Северному морскому пути
Прогноз объема перевозок по Северному
морскому пути
34.1
млн тонн
2022
33.12
млн тонн
2023
80
млн тонн
2024
160
млн тонн
2025

Объем перевозок по Северному морскому пути по итогам 2022 года составил 34,1 миллиона тонн, грузопоток в 2023 году прогнозируют на уровне 33,12 миллиона тонн. К 2024 году его планируют увеличить минимум до 80 миллионов тонн, а к 2035 году — до 160 миллионов тонн. Грузопоток включает сырье, транзитные грузы и грузы северного завоза.

Ключевыми драйверами роста выступят перечисленные выше добывающие проекты. С учетом всех имеющихся данных сформирован базовый сценарий прогноза грузооборота по Северному морскому пути до 2035 года. В нем предполагается, что ключевые проекты выполняют свои планы по транспортировке грузов, связанных с добычей полезных ископаемых. И уже в 2024 году совокупный объем грузооборота добычных проектов составит около 72 миллионов тонн. Большую часть этого сырья составят нефть и сжиженный газ.

В 2022 году Президент России Владимир Путин принял участие в совещании по развитию Арктики. Он подчеркнул, что в условиях санкций Россия должна оперативно решать вопросы развития Северного морского пути. В том числе уже в ближайшее время, в 2024 году, в его восточной части начнется круглогодичная навигация.

Группировка ледокольного
флота в акватории включает
семь атомных судов.
Группировка
ледокольного флота
в акватории включает
семь атомных судов.

Как отмечают в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики, несмотря на геополитическую ситуацию, флот Северного морского пути, как грузовой, так и вспомогательный, полностью обеспечивает все потребности в грузоперевозках. Группировка ледокольного флота в акватории включает семь атомных судов. В том числе три универсальных ледокола проекта 22220 — одни из самых крупных и мощных в мире. В 2022 году был спущен на воду серийный атомный ледокол «Якутия» и введен в эксплуатацию серийный ледокол «Урал». Дополнительно идет строительство четырех атомных ледоколов, а также головного ледокола «Лидер», который планируют ввести в эксплуатацию в 2027 году.

Госкорпорация «Росатом» и заинтересованные грузовладельцы рассматривают возможность строительства четырех дополнительных неатомных ледоколов со сроками сдачи в 2027 и 2028 годах. Они будут использованы в западном секторе Северного морского пути, чтобы более мощные атомные суда могли передислоцироваться в его восточную часть для обеспечения круглогодичной навигации.

Первая сотня

Арктика может похвастаться не только значительными ресурсами недр и крупными инвестиционными проектами, но и теми преимуществами, которые получают компании. Они пользуются административными и налоговыми преференциями, в течение первых пяти лет своей деятельности освобождены от налога на прибыль и таможенных сборов, платят в три раза меньше страховых взносов за своих сотрудников, имеют льготы по налогу на имущество и земельному налогу.

Инвесторы, которые создают
инфраструктурные проекты, могут
получить поддержку государства
по программе «Арктическая концессия».
К примеру, если компания строит
дороги, государство вернет ей
инвестиции.
Инвесторы, которые
создают
инфраструктурные
проекты, могут
получить поддержку
государства
по программе
«Арктическая
концессия». К примеру,
если компания строит
дороги, государство
вернет ей инвестиции.

Эти меры привлекают в регион инвесторов. В Арктической зоне уже зарегистрировано более 600 резидентов, которые совокупно вложили более 800 миллиардов рублей. Эти проекты позволят создать около 23 тысяч рабочих мест.

Весной 2023 года резиденты
в Арктике реализовали первые
100 инвестпроектов. Они обеспечили
работой около 2,3 тысячи человек,
а общий объем частных вложений
в экономику составил 10 миллиардов
рублей.
Весной 2023 года резиденты
в Арктике реализовали первые
100 инвестпроектов. Они обеспечили
работой около
2,3 тысячи человек,
а общий объем
частных вложений
в экономику составил
10 миллиардов рублей.

По информации Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, первое место по числу реализованных инвестиционных проектов заняла Архангельская область, второе — Мурманская область. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, лидерами по количеству проектов и числу созданных рабочих мест среди них стали социальная сфера и сфера услуг. Второе место занял туризм. Наиболее капиталоемкой отраслью оказалась транспортная: в ней реализовано всего девять проектов, но в них вложено 4,5 миллиарда рублей.