Школа №600.
ЛОНО труда
и обороны
Годы строительства
1934–1935
Архитекторы
Анатолий Антонов
Игорь Антипов
Идея архитектора
построить школу на 2400 учеников с совершенно новым подходом к обучению.
В 1935 году у подножия Шуховской башни возникает экспериментальная школа-гигант для детей рабочих. Проект здания был создан ещё в конце 1920-х годов архитектором Анатолием Антоновым — уже известным на тот момент как автор целого ряда нетиповых школ в Москве. В школе №50 ЛОНО (Ленинский — по наименованию этого района Москвы с 1930 по 1991 год — отдел народного образования), сегодня известной под №600, новаторским было не только архитектурное оформление, но и подход к обучению советских школьников.
Архитектор
Анатолий Антонов,
Игорь Антипов
Все изменения в сфере образования преследовали тогда только одну цель — воспитать человека новой формации. Поэтому основы коллективизма должны были закладываться ещё в школе. Для этого необходимо было переосмыслить роль ученика: теперь он равноправный участник образовательного процесса наряду с преподавателями, который не просто посещает лекции, где ему в голову вкладывают знания, а самостоятельно организует своё обучение. В этом проявилось стремление новых школ 1930-х годов противопоставить себя классическим дореволюционным гимназиям, где непререкаемый авторитет учителя был одной из основ системы воспитания.
Образцовый советский гражданин — прежде всего труженик. И прививать любовь к труду тоже нужно было с детства. Если в буржуазных лицеях преобладали гуманитарные дисциплины — такие как философия, литература и латынь, то в школах раннего советского периода приоритетным стало политехническое или естественно-научное образование. Для того чтобы школьники могли по максимуму овладеть прикладными навыками для строительства нового мира, в школе были созданы специализированные мастерские (например, столярные или металлообрабатывающие) и лаборатории. У школы №600 даже была собственная башня с двухуровневой площадкой для астрономических и метеорологических наблюдений.
Ещё одна характерная черта, присущая советским школам нового типа, — это акцент на самообучении, так называемый дальтон-план. Концепция дальтон-плана принадлежала американской учительнице Элен Паркхёрст из Далтона, штат Массачусетс, США. Вместо классических уроков и системы отчетности, в классах были созданы лаборатории по предметам. Ученики самостоятельно осваивали материал и отчитывались о проделанной работе по карточкам, учителя не перетягивали на себя внимание и просто присматривали за процессом. Одна из его разновидностей — лабораторно-бригадный метод обучения — применялась в школе №600. Учащиеся объединялись в бригады, своими силами проходили программу и в конце месяца сдавали экзамен. Причём достаточно было одному ученику хорошо ответить, чтобы была засчитана работа всей команды — индивидуального учёта успеваемости не было. В итоге эксперимент провалился: в действительности учились лишь несколько человек из класса, в то время как остальные пользовались их трудом.
Школы эпохи авангарда были несимметричны и не похожи друг на друга, так как для каждого учебного заведения создавалась индивидуальная планировка. Здание школы №600 напоминало букву F и имело две оси: внутреннюю — парадную П-образную лестницу и внешнюю — астрономическую башню с круглыми окнами-иллюминаторами. Все функциональные пространства — мастерские, спортзал, столовая — были разнесены по ответвлениям F-образной постройки. Вместо привычных длинных школьных коридоров для отдыха и общения обустроили специальные зоны — холлы и рекреации.
С 1928 по 1932 год в Советском Союзе проходит первая пятилетка, в ходе которой экономика и военные силы государства достигают стремительного роста. Но при этом жизнь простого народа, совершившего трудовой подвиг, лучше не становится: в 1932 году страна сталкивается с массовым голодом и несёт огромные потери. Чтобы побороть спад энтузиазма и воодушевить своих граждан, власть объявляет «этап зажиточной жизни»: от всех видов искусств требуется демонстрировать оптимизм и веру в «светлое будущее».
Сильнее всего это сказывается на архитектуре, которая из всех искусств в те времена могла сравниться только с кино по силе воздействия на массы. Провозглашается отказ от аскетизма, характерного для конструктивизма, в пользу возрождения классического наследия. В связи с этим от строительства школы №600 отстраняют конструктивиста Анатолия Антонова, который создал первоначальный план здания ещё в 1929 году. К завершению проекта привлекается другой архитектор — Игорь Антипов. Он перепроектирует здание в новом, более декоративном оформлении, что придаёт школе постконструктивистского лоска: терразитовые (с мраморной или гранитной крошкой) полы, портик на фасаде, колонны упрощённого ордера и кессонированные потолки.
Большую роль в украшении интерьеров сыграл один из педагогов школы — Александр Применко. Он был членом художественного объединения «ИСТР» («Искусство трудящимся»), в котором, в частности, состояли знаменитые советские деятели искусств — живописец Константин Юон и скульптор Василий Ватагин. Вместе с учениками Применко создавал монументальные росписи на тему важнейших строек эпохи, а также делал копии известных картин — например, «Три богатыря» Виктора Васнецова. Холстом для его творчества послужили стены школьной столовой, лестницы и актового зала.
Политические метаморфозы начала 1930-х внесли коррективы и в область образования. В 1932 году вышли постановления ЦИК СССР об учебных программах и режиме в начальной, средней, высшей школе и в техникумах. В них бригадно-лабораторный метод был переосмыслен и назван «легкомысленным методическим прожектерством» и «явным извращением». Единственным допустимым форматом обучения снова стал урок с чётко зафиксированной структурой, по строго определённому расписанию и с постоянным составом учащихся.
Время экспериментов прошло, но тем не менее общими усилиями архитекторам Антонову и Антипову удалось создать яркую и небанальную советскую школу. В разное время школу №600 посещали известные гости: сестра Ленина и революционерка Мария Ульянова, Генсек ЦК КПСС Никита Хрущёв, видный советский учёный и полярник Эрнст Кренкель, индийские политические деятели Джавахарлал Неру и Индира Ганди — учебное заведение нередко показывали иностранным делегациям как одно из главных достижений в архитектурном облике Москвы.
Александра Селиванова
руководитель Центра авангарда и галереи «На Шаболовке», старший научный сотрудник Музея Москвы
О забытых экспериментах в советских школах
На рубеже 1930–1931 годов подобные школы-гиганты были раскритикованы: акцент сместился с индивидуальных школ эпохи авангарда на типовые, ныне известные как «сталинские». На смену распластанным двух-трёхэтажным зданиям со сложной, асимметричной планировкой пришли классические пяти-шестиэтажные постройки, в которых всё было собрано в один блок, а главным стало не внутреннее наполнение школы, а красота фасада. И, конечно же, в первую очередь это много-много классов и коридоров, с которыми конструктивистские школы боролись, а в 1930-е вся эта коридорная система вернулась обратно. На протяжении 1940–1950-х годов к наследию конструктивистских школ никто не возвращался. Все последующие эксперименты с внедрением производственного обучения возникали скорее на основе западного опыта. Советские эксперименты в системе образования, так же как и в архитектуре 1920-х — начала 1930-х годов, были вычеркнуты, забыты.