Дмитрий Анучин
Дмитрий Анучин
Генерал-губернатор Восточной Сибири
При­амурский край нуждается не в усилении в нём гражданской и военной власти, а в предоставлении материальных средств для развития жизни и культуры: нужно население, проведение дорог, изучение страны и организация низших органов управления; каждая копейка, на это утраченная, принесёт плод сторицею.
Дмитрий Анучин
Дмитрий Анучин
Генерал-губернатор Восточной Сибири
Я заявляю о крайней необходимости приступить немедленно к переселению в Южно-Уссурийский край русских людей средствами правительства при помощи Добровольного флота; переселение это должно служить главным основанием прочного занятия края.
Инкогнито
Инкогнито
Фотограф
Инкогнито
Переселение пароходами Доброфлота по маршруту Одесса — Владивосток, 1880-е гг.
Фёдор Буссе
Фёдор Буссе
Глава Южно-Уссурийского переселенческого управления
Во время военных действий русское население само по себе составит боевую силу против китайцев и поможет нашей армии своими перевозочными средствами. Главное же значение переселенцев — обеспечение войск продовольствием из местного хлеба и устранение доставки провианта из Кронштадта кругосветным путем, дорогим в мирное время и невозможным в продолжение войны с морскою державою.
Инкогнито
Инкогнито
Фотограф
Инкогнито
Крестьяне-переселенцы. Приамурский край, конец XIX века.
Эмиль Нино
Эмиль Нино
Фотограф
Эмиль Нино
Пароходная пристань в Хабаровске.
Инкогнито
Инкогнито
Фотограф
Инкогнито
Владивосток. Пароходы «Доброфлота», 1880 г.
Эмиль Нино
Эмиль Нино
Фотограф
Эмиль Нино
Участок базара в устье р. Плюснинки.
Эмиль Нино
Эмиль Нино
Фотограф
Эмиль Нино
Правая часть панорамы базара на р. Плюснинке.
Давид Шрейдер
Давид Шрейдер
Путешественник, сотрудник газеты «Русские ведомости»
На базаре торговля находится почти исключительно в китайских руках. На небольшом пространстве расположены параллельными рядами микроскопические деревянные пассажи, разделенные деревянными же перегородками на ещё более микроскопические квадратные помещения, в которых вы можете найти всё, начиная от кожи и мяса и до дешёвых галантерейных вещиц.
Павел Унтербергер
Павел Унтербергер
Военный губернатор Приморской области
Характер торговли более или менее у всех одинаковый. По малочисленности населения, о специализации торговли пока нет речи, а все магазины стараются иметь возможно полный, по их средствам, ассортимент товаров, имеющих сбыт в крае.
Михаил Гребенщиков
Михаил Гребенщиков
Писатель
Русские купцы, явившиеся во Владивосток первыми, совершенно не заботились о нуждах потребителей: для них был важен лишь барыш, ну, а барыш всегда больше, когда спрос превышает предложение. Повышение цен иногда зависело от совершенно оригинальных причины. Играл раз зимой один купец в штос — и проигрался. На другой день икра вздорожала.
Эмиль Нино
Эмиль Нино
Фотограф
Эмиль Нино
Открытие памятника графу Муравьёву-Амурскому.
Инкогнито
Инкогнито
Фотограф
Инкогнито
Закладка Великой Сибирской дороги. Его Императорское Величество Государь Наследник Цесаревич Николай Александрович собственноручно отвозит тачку земли на полотно дороги во Владивостоке.
#о_китайских_мигрантах
#о_китайских_мигрантах
«Владивосток»
«Владивосток»
Газета
Желательно, чтобы в среде нашего общества установилось более справедливое и гуманное отношение к китайскому населению взамен тем обобщениям, что «китайское население во всех отношениях признаётся вредным».
#о_китайских_мигрантах
#о_китайских_мигрантах
«Владивосток»
«Владивосток»
Газета
Идущие в порту на работу манзы, 12 человек, были взяты полицейским для очистки улиц в слободке. Помимо того что это может служить причиной остановки работ, едва ли справедливо забирать первого встречного чистить улицы. Понравилось бы нам, если бы мы, идя по улице в Китае, были взяты и нас заставили бы чистить улицы.
#о_китайских_мигрантах
#о_китайских_мигрантах
«Дальний Восток»
«Дальний Восток»
Газета
Приблизительно с 1885–1886 гг. начинается движение китайцев в наши пределы, преимущественно во Владивосток, — китайцев особого сорта и типа. Это не тот китаец, который приходил к нам и садился на землю, — китаец-пахарь, — нет; к нам повалила, в большинстве случаев, та ремесленная и чернорабочая голытьба, которой в самом Китае не было ни дела, ни места.
#о_китайских_мигрантах
#о_китайских_мигрантах
«Томский листок»
«Томский листок»
Газета
Сплошь и рядом возмутительные расправы европейцев с этими хозяевами Азии. Дать на улице дорогу китайцу — позор; не выругать при случае черепахой — как-то нельзя; признать в нём человека — стыдно и т.д., а побить за пустяки палкой — доблесть, и это проделывает каждый мальчишка.
#о_китайских_мигрантах
#о_китайских_мигрантах
«Дальний Восток»
«Дальний Восток»
Газета
В то время как все остальные сибирские инородцы стояли духовно и материально ниже русского населения Сибири, китайцы, напротив, во всех своих сношениях с русскими выступали сами как сила, не только не отступающая, но всюду и везде явно идущая вперёд.

Нетихий Тихий

Пока переселенцы боролись с тайгой, в столице о Дальнем Востоке вспомнили в связи с обострением международной обстановки. В 1877–1878 годах кульминации достиг Восточный кризис: между Российской и Османской империями вновь вспыхнула война. На этот раз России удалось взять реванш после поражения в Крымской войне, которая завершилась в 1856 году победой османов в коалиции с англичанами, французами и итальянцами. Однако это усугубило напряжённость в отношениях с Великобританией, которая также стремилась расширить своё влияние на востоке. Опасения за целостность дальневосточных владений побудили правительство задуматься об установлении регулярной связи окраины с центром страны. Так в 1878 году на народные пожертвования был создан Добровольный флот.

Изначально планировалось использовать его в случае войны с британцами. Но одного только судоходного предприятия было недостаточно: чтобы окончательно закрепиться на новых территориях, следовало основательно заселить край. Это и стало главной миссией Доброфлота. В 1879 году впервые доставили морем из Одессы на Сахалин каторжан, а через год открыли регулярную линию до Владивостока для переселенцев. Срок в пути сократился с нескольких лет до двух месяцев, что существенно усилило приток населения.

Перевозка каторжан на Сахалин морем

Главным мотивом массовой миграции на восток стало малоземелье и перенаселение западных губерний. Желающих уехать оттуда было настолько много, что в 1881 году правительству пришлось ввести временные ограничения: отныне переселиться могли только те крестьяне, чьё «экономическое положение к тому побуждает». А побуждает оно или нет — решали министры внутренних дел и государственных имуществ. Предпочтение отдавалось малоземельным. Введённые для них правила несколько смягчали условия переселения, поэтому из опасений вызвать ещё больший наплыв их решили не публиковать. Губернаторам разослали секретные циркуляры, не подлежащие огласке.

На протяжении всего «морского» периода политика переселения не была планомерной: власти то ограничивали, то расширяли права переселенцев. Так, в 1882 году правительство издаёт указ «О казённокоштном переселении в Южно-Уссурийский край». С этого момента из Одессы во Владивосток ежегодно морем отправлялись 250 крестьянских семей из Европейской России за счёт казны. До пункта отправления переселенцы добирались своими силами, а вот затраты на дальнейший проезд и первоначальное обустройство ложились на плечи государства. В местах водворения новосёлам бесплатно выдавали материалы для постройки дома, инструменты для ведения хозяйства, несколько голов скота и семена.

В 1883 году на пароходах «Доброфлота» во Владивосток отправили первую партию казённокоштных крестьян. По прибытии обустроиться на местах помогало специально созданное Южно-Уссурийское переселенческое управление во главе с Фёдором Буссе. Ведомство решало все земельные вопросы, выдавало ссуды и сельхозинвентарь, строило бараки и больницы для приезжих. В скором времени рост населения позволил разделить Восточно-Сибирское генерал-губернаторство на Иркутское и Приамурское, последнее возглавил барон Андрей Корф.

Административно-территориальное деление восточной части 
Российской империи после подписания Пекинского договора
1860–1884 годы
Восточно-Сибирское генерал‑губернаторство Выделено в 1822 году

Владивостокское военное губернаторство (в 1880 году выделено в отдельный регион)

Генерал-губернаторы Восточной Сибири в 1860–1884 годах

Генерал-губернаторы Приамурья в 1884–1902 годах

1884–1900 годы
Восточно-Сибирское генерал‑губернаторство (с 1887 года Иркутское генерал‑губернаторство)
Приамурское генерал-губернаторство

Владивостокское военное губернаторство (в 1888 году вошло в состав Приморской области)

Генерал-губернаторы Восточной Сибири в 1860–1884 годах

Генерал-губернаторы Приамурья в 1884–1902 годах

1860–1884 годы
Владивостокское военное губернаторство (в 1880 году выделено в отдельный регион)
Восточно-Сибирское генерал–губернаторство Выделено в 1822 году
  1. Забайкальская обл.
    В 1851–1863 годах на части территории существовало Кяхтинское градоначальство
  2. Амурская обл.
  3. Приморская обл.
1884–1900 годы
Владивостокское военное губернаторство (в 1888 году вошло в состав Приморской области)
Восточно–Сибирское генерал–губернаторство (с 1887 года Иркутское генерал–губернаторство)
Приамурское генерал–губернаторство
  1. Забайкальская обл.
  2. Амурская обл.
  3. Приморская обл.
  4. Остров Сахалин

Н. Н. Муравьёв-Амурский
М. С. Корсаков
Н. П. Синельников
П. А. Фредерикс
Д. Г. Ану­чин
А. Н. Корф
С. М. Духовской
Н. И. Гродеков

Генерал-губернаторы Восточной Сибири
в 1860–1884 годах

Генерал-губернаторы Приамурья
в 1884–1902 годах

Н. Н. Муравьёв-Амурский
М. С. Корсаков
Н. П. Синельников
П. А. Фредерикс
Д. Г. Ану­чин
А. Н. Корф
С. М. Духовской
Н. И. Гродеков

Через два года переселенческая политика вновь обернулась в сторону ограничений. Так как в остальной Сибири переселенцы таких льгот не получали, все стремились именно в Амур, поэтому вскоре казённокоштные перевозки пришлось прекратить. Переезд, как и прежде, стал своекоштным — то есть за кровные самих переселенцев. Для них, однако, сохранялись те же льготы, что и для казённокоштных, но вводился особый залог в 600 рублей — минимальная сумма для полного обустройства до следующего урожая. Из этих денег вычитались расходы на перевозку, а остаток возвращался на руки по прибытии во Владивосток.

Чтобы обойти эти «драконовские» меры, крестьяне шли на уловку: они объединялись с другими дворами, давали взятку волостному старшине и писарю, чтобы получить общее свидетельство, как на одну семью, и отправлялись вместе на Дальний Восток. По прибытии деньги между ними делились по тому же принципу, что и собирались, а «семья» распадалась на прежние части.

Прибыло морем в Южно-Уссурийский край
Прибыло человек за казенный счёт
Прибыло человек за свой счёт

Правительство упорно пыталось ограничить поток вольных переселенцев. Но никакие запреты и препятствия не могли остановить движение народа на Дальний Восток. В 1896 году властям пришлось смириться и учредить Переселенческое управление уже на уровне центрального государственного органа.

Как менялись льготы и условия 
для переселенцев в 1880–1890-е годы

Открытие морского пути до Владивостока ускорило развитие торговли в регионе. Сроки поставок товаров из центральной России кратно сокращались. Город, в котором с самого его основания действовал выгодный для иностранных купцов режим порто-франко, стал главной русской гаванью на берегу Тихого океана.

Максимальное время доставки грузов из Москвы на Дальний Восток в начале 1880-х годов
в 2–3 раза

морская доставка дешевле сухопутной

Морская доставка
Сухопутная доставка

Главным местом скопления городского люда были базары. Как правило, они располагались у пристаней или на площадях. Поначалу на рынках преобладали китайские торговцы. На то было две причины: во-первых, относительная близость к самому региону, а во-вторых, 50-вёрстная полоса беспошлинной торговли на границе с Китаем, установленная ещё в 1862 году. Китайцы привозили на джонках свежую рыбу, муку, чай, фрукты и овощи, а также предметы быта. С открытием морского сообщения с центром страны на дальневосточных базарах всё чаще стали появляться русские купцы.

На первых порах юг Дальнего Востока привлекал начинающих предпринимателей слабой конкуренцией и широкими возможностями для старта. Вне зависимости от происхождения переселенцы могли свободно заниматься торговлей, ремеслом и промышленностью, а при покупке гильдейского свидетельства — даже перейти в купеческое сословие, что, к слову, было вовсе не редкостью.

Со временем города Приамурья и Приморья обросли небольшими торговыми лавками и питейными заведениями — их было проще содержать, нежели крупные универсальные магазины. Нередко они располагались в домах самих купцов на первом этаже. Там можно было найти всё: от съестного до спиртного, от бакалеи до галантереи и не только. В условиях узкого потребительского рынка смешанный ассортимент позволял купцам не разориться и получить наибольшую прибыль.

Число торговых заведений в городах Дальнего Востока
в 1860–1890-х годах
Владивосток
Николаевск
Хабаровка
Благовещенск
Владельцы торговых предприятий в конце 1870-х —
начале 1880-х годов
Купцы
Мещане
Иностранцы
Крестьяне и инородцы
Другие

Однако русским купцам было по-прежнему тяжело конкурировать с китайцами. Доставка товаров из Москвы добавляла до 25% к их стоимости, а цены в Хабаровске и вовсе могли более чем вдвое превышать одесские, откуда всё и привозилось. В то же время китайским торговцам для получения прибыли хватало наценки всего в 5–10%.

Из-за нехватки складов оптовые закупки наперёд почти не производились, в связи с чем товары нередко пропадали с прилавков. Писатель Михаил Гребенщиков в своих путевых заметках вспоминал, как в 1884 году во Владивостоке задержался фрегат «Минин» — за осень его экипаж выпил всё немецкое пиво в городе. А годом позже, когда во Владивостоке закончилось простое мыло, прачкам пришлось стирать бельё дорогим душистым.

По-настоящему зажиточными купцами становились те, кто умел к этим условиям приспособиться, — кто строил каменные склады и находил более дешёвые пути поставок. Накопленный капитал они вкладывали не только в развитие бизнеса, но и в благотворительность.

«Кунст и Альберс»

В 1864 году в Шанхае волею случая встретились два немца-Густава — коммерсант Кунст и моряк Альберс. И решились они на авантюру — открыть магазин в недавно основанном Владивостоке. Поначалу купцы торговали только самым необходимым: оружием, порохом, спичками, сахаром, консервами.
Через 20 лет Кунст и Альберс открыли в городе первый универсальный магазин. По широте ассортимента аналогов ему не было даже в Европе. Там можно было найти всё: сенокосилку, автомобиль, экзотические фрукты и даже живого тигра.
У служащих компании был завидный соцпакет, чему во многом способствовал новый совладелец Адольф Даттан. Они получали ежедневное питание, помощь с жильём и другие льготы.

«И.Я. Чурин и К°»

Основатель компании Иван Чурин был седьмым сыном в семье купца. Рассчитывать на наследство ему не приходилось, поэтому в 20 с небольшим лет он взял судьбу в свои руки и отправился в Приамурье вместе с экспедицией Муравьёва-Амурского.
Уже тогда Чурин, участвовавший в доставке военных грузов, понимал, что край вот-вот начнет нуждаться в торговле. В 1867 году при участии братьев Бабинцевых он учредил товарищество на вере и открыл его первое отделение в Николаевске.
Вскоре торговый дом обзавёлся не только сетью магазинов по всему Дальнему Востоку, но и различными фабриками: папиросной, гильзовой, мыловаренной, войлочной и не только. Фирма также вкладывала деньги в добычу золота и развитие транспорта.

«Тифонтай и К°»

В 1873 году в Хабаровку прибыл китайский юноша Цзи Фэнтай. Он устроился переводчиком и параллельно начал заниматься мелкой торговлей. Знание двух языков и связи с родным Китаем помогли ему быстро скопить капитал: через два года Цзи Фэнтай стал купцом второй гильдии и принялся уже на законных основаниях торговать чаем, пушниной и драгоценностями.
Через 20 лет он стал одним из богатейших людей края, принял русское подданство и получил имя Николай Иванович Тифонтай. В 1899 году построил первую в Хабаровске паровую мельницу и производил большое количество хлеба. К концу века ему также принадлежали макаронная и табачная фабрики, пивомедоваренный, лесопильный и кирпичный заводы, бани, кабаки, опиумокурильни и иные предприятия.

«В.Ф. Плюснин и К°»

Тем же сплавом, что и Чурин, на Амур в качестве приказчика прибыл Андрей Плюснин. Скопить первоначальный капитал ему помог случай: в низовьях реки затонула баржа Амурской компании. Казалось бы, товар потерян, но купец решил всё же выкупить его у владельцев судна. Дождавшись весны, он достал груз со дна, просушил и выменял его часть на пушнину у аборигенов, которую впоследствии выгодно продал в Иркутске. Прибыли хватило не только на выплату кредита, взятого на покупку товара, но и на открытие своего дела.
После смерти Андрея Плюснина торговлю возглавил его брат Василий. Он построил лесопильный завод, папиросную фабрику, а также трёхэтажный торговый дом в Хабаровске. В итоге Плюснины разбогатели настолько, что даже смогли сделать себе фамильный герб, хотя, как крестьяне по происхождению, не имели на то права.

«Михаил Пьянков с Братьями»

Первым из братьев Пьянковых на Амур прибыл Михаил. В 1876 году он стал приказчиком местного купца, через год — совладельцем компании, ещё через три — открыл собственное дело. Позднее он пригласил своих братьев, Владимира и Иннокентия, присоединиться к нему.
Для Иннокентия это был шанс восстановить репутацию: дважды судимый за революционную деятельность, он получил возможность стать купцом первой гильдии. После смерти Михаила в 1898 году именно ему перешла ведущая роль в компании.
Братья Пьянковы запомнились как «водочные короли» Дальнего Востока. Они производили спирт высокого качества, что выгодно отличало их от китайцев, торговавших ханшином — традиционным крепким алкоголем, которым часто травились. Помимо этого, Пьянковы стали монополистами в поставке книг и учебных пособий: их магазин обслуживал 160 школ края.

И всё же основная масса населения жила за счёт земледелия. В тот период некоторые районы Приамурья опережали по урожайности даже чернозёмные губернии. Во многом этому способствовал небывалый для России уровень механизации сельского хозяйства: передовую технику на Дальний Восток поставляли американские и немецкие фирмы.

Наконец край зажил так, как и положено жить богатому природными ресурсами региону. В 1880-е годы Приамурье охватила золотая лихорадка, в конце 1890-х — рыбная. Местные растили хлеб, охотились на зверя, трудились на лесопилках, добывали уголь, строили заводы и фабрики. В городах и сёлах открывались больницы и начальные школы, появлялись и специализированные учебные заведения.

Так как отечественное производство в регионе только зарождалось, а доставка из центра не была дешёвой, большинство необходимых населению товаров привозилось из-за границы, в особенности из Китая. Доля экспорта из России стремительно падала, остро стоял вопрос развития русско-китайских торговых отношений. В 1891 году император Александр III распорядился начать сооружение Великого Сибирского пути (ныне известного как Транссибирская магистраль) из Челябинска до Владивостока.

Торговля Российской империи с империей Цин, млн руб.
Импорт в Россию
Экспорт из России
В 3,5 раза

вырос внешнеторговый оборот за счёт импорта китайских товаров: в основном хлопка, шерсти, шёлка, чая, кофе и табака.

Импорт в Россию
Экспорт из России

Начало железнодорожного строительства привело к массовой миграции китайцев в Россию — они приезжали на заработки, что не всегда радовало местных. Китайцы составляли серьёзную конкуренцию русским рабочим: они были пунктуальны и неприхотливы, довольствовались самым скромным жалованием и особо не протестовали. Это вызывало у русских озлобленность, из-за чего между двумя народами нередко происходили стычки. Местные власти, однако, предпочитали в эти распри не вмешиваться.

Но среди китайских переселенцев были не только миролюбивые труженики, но и те, кто желал разжиться чужим добром, — хунхузы. Как правило, это были преступники, бежавшие на российский Дальний Восток от каторги. Иногда к ним примыкали простые китайцы, которым по прибытии в Россию не удалось найти работу, отчего они решили жить за счёт грабежа и разбоя. Справедливости ради, от хунхузов страдали не только русские поселенцы, но и сами китайцы, и коренные народы Приамурья.

Тем временем полным ходом шло строительство Транссиба. В 1897 году был сдан в эксплуатацию участок от Владивостока до Хабаровска — Уссурийская железная дорога. Тогда же началось строительство южной ветки магистрали — Китайско-Восточной железной дороги, которая позднее надолго соединит Россию с её тихоокеанским портом Владивостоком и севером Китая.

Железнодорожный маршрут переселения
Строительство Великого Сибирского пути и появление Китайско-Восточной железной дороги ускорили и удешевили процесс переселения.
Переселялись в том числе квалифицированные рабочие для строительства железной дороги.
Число переселенцев возрастало после неурожайных годов в европейской части страны и Сибири.
Строительство Великого Сибирского пути и появление Китайско-Восточной железной дороги ускорили и удешевили процесс переселения.Переселялись в том числе квалифицированные рабочие для строительства железной дороги.Число переселенцев возрастало после неурожайных годов в европейской части страны и Сибири.
В начале ХХ века товарные вагоны были переоборудованы под перевозку людей, их стали называть вагоны-теплушки. Однако они не имели ни вентиляции, ни санитарных удобств.До строительства Кругобайкальской железной дороги поезда переправляли через Байкал паромом.
До постройки КВЖД Сретенск использовался как перевалочный пункт. Но бараки и медицинские учреждения не были рассчитаны на большое количество приезжающих.До постройки Амурской железной дороги переселенцы находились в Благовещенске 5–10 дней, затем отправлялись на свои участки по рекам, на лошадях или пешком по необорудованным дорогам.Алексеевский мост (совр. Хабаровский мост) в 1916 году связал все звенья Великого Сибирского пути. Стал крупнейшим мостовым переходом из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.
В начале ХХ века товарные вагоны были переоборудованы под перевозку людей, их стали называть вагоны-теплушки. Однако они не имели ни вентиляции, ни санитарных удобств.
До строительства Кругобайкальской железной дороги поезда переправляли через Байкал паромом.
До постройки КВЖД использовался как перевалочный пункт. Но бараки и медицинские учреждения не были рассчитаны на большое количество приезжающих.
До постройки Амурской железной дороги переселенцы находились в Благовещенске 5–10 дней, затем отправлялись на свои участки по рекам, на лошадях или пешком по необорудованным дорогам.
Алексеевский мост (совр. Хабаровский мост)В 1916 году связал все звенья Великого Сибирского пути. Стал крупнейшим мостовым переходом из всех построенных к тому времени на железных дорогах Евразии.
Морской маршрут переселенияМорской маршрут переселения
Основные губернии, откуда приезжали переселенцы
  1. Воронежская
  2. Киевская
  3. Минская
  4. Могилёвская
  5. Подольская
  6. Полтавская
  7. Тамбовская
  8. Тобольская
  9. Томская
  10. Харьковская
  11. Черниговская
Часть системы железных дорог Европейской России
Великий Сибирский путь
Китайско-Восточная железная дорога
Дата запуска движения
~ 1 месяц

переселенцы добирались до Амурской и Приморской областей

Механический прирост населения за 1900–1917 годы

* Представлены данные только
по российским подданным.

~ 1 месяц

переселенцы добирались до Амурской и Приморской областей