Толстой
Коллонтай
Писарев
Перовская
Ковалевская
Философова

РЕТРОФЕМИНИЗМ

золотой век женского движения
в России

Наиболее яркой эпохой борьбы за женские права в русской истории стал период с конца 1850-х до 1920-х. Отправная точка этого процесса совпала со временем Великих реформ и общей демократизацией общества.

Если начало XIX века было ознаменовано патриотическим подъёмом в результате разгрома наполеоновской армии в 1812 году, то середина века обернулась разочарованием из-за поражения в Крымской войне против Османской империи и её союзников Англии и Франции (1853–1856). Причиной проигрыша стали глубокий политический кризис и экономическое отставание России, которые в свою очередь были следствием консервативной политики Николая I. Первое, что он сделал, взойдя на престол, — жестоко подавил восстание декабристов в 1825 году, и с тех пор всячески «охранял» страну от революционных настроений. Символами его правления стали цензура, бюрократия, сословная политика в области образования, а главное — так и не состоявшееся освобождение крестьян. Унаследовавшему власть Александру II ничего не оставалось, кроме как провести серию либеральных реформ, наиболее фундаментальной из которых стала, конечно, отмена крепостного права в 1861 году.

Тем временем дворянская интеллигенция, активнее всех ратовавшая за перемены, переосмысляла сами основы общественного уклада. Патриархальная семья должна была, по их мнению, уйти в прошлое, первостепенными объявлялись свобода личности и социальное равенство. В этой обстановке на повестку встал женский вопрос.

Правда, сама идея эмансипации появилась в России за 20 лет до этого и была родом из Европы — так, в 1840-е годы интеллектуалы зачитывалась романами прогрессивной писательницы Жорж Санд, которая критиковала угнетение женщин. Но ещё раньше русские дворянки сами продемонстрировали зачатки феминизма: например, во время войны с Наполеоном было создано Императорское женское патриотическое общество, занимавшееся благотворительностью и помощью пострадавшим от военных действий; а во второй половине 1820-х декабристки самоотверженно последовали в Сибирь за своими мужьями и братьями. Однако полноценно женское движение сформировалось уже во второй половине XIX века. Неудивительно, что случилось это во многом с подачи мужчин, так как они на тот момент обладали ресурсами и исключительным правом голоса в обществе — не столько в политическом смысле (такое право было у единиц), сколько в широком смысле социального представительства.

Одним из первых в России, кто публично поднимает вопрос о месте и роли женщины, становится известный врач и педагог Николай Пирогов. Он видит в женщинах потенциал, нереализованный в силу дурного воспитания и общественных запретов. Правда, его позиция всё же строго ограничена патриархальными рамками: женщины способны принести пользу, но им следует довольствоваться социальной сферой, и их деятельность не должна вредить семейной жизни.

Николай Пирогов
врач
Раннее развитие мышления и воли для женщины столько же нужны, как и для мужчины. Молодость влечёт их к суете. Воспитание делает куклу. Опыт жизни родит притворство. Чтоб услаждать сочувствием жизнь человека, чтоб быть спутницей в борьбе, — ей также нужно понимать искусство, ей нужна самостоятельная воля, чтобы жертвовать, мышление, чтоб избирать и чтобы иметь ясную и светлую идею о цели воспитания детей.
1858

Здесь и далее цитаты приведены в сокращённом виде без сохранения авторской орфографии и пунктуации.

Дискуссия по женскому вопросу развивается на протяжении 1850–1860-х годов. Свободомыслящие писатели, публицисты, учёные говорят о несправедливости женской судьбы и настаивают на равных возможностях для обоих полов. Представители консервативного лагеря в свою очередь беспокоятся за будущее института брака.

Михаил Михайлов
поэт, писатель и публицист
Первые шаги общества к женской эмансипации кажутся мне одним из самых важных явлений нашего века. Самые простые смертные всё более и более убеждаются в том, что успехи общества могут быть задержаны от существования в нём рабов, далеко не все лучшие умы понимают, что не меньшею помехой этим успехам служит теперешнее положение женщин. Человека, владеющего невольниками, трудно убедить, что освобождение их принесёт существенную пользу и ему самому.
1860
Женский вопрос никак не составляет выражения потребностей русской жизни. Это явление отчасти привозное, отчасти сочинённое. Завезли его к нам иностранные книжки, а подсочинили его петербургские сочинители. Принципы для суждений и темы для вопросов целиком заимствуются от каких-нибудь передовых европейских людей.
1870
Николай Страхов
философ и публицист
Что значит слово эмансипация? По смыслу, в котором у нас это слово употребляется, оно значит: допущение до равноправности, предоставление одинаковых прав. Каких же? Женщины должны иметь право быть судьями, командирами полков, профессорами, медиками, депутатами? Так ли? А кто же будет рожать детей?
1868
Михаил Погодин
историк
Дмитрий Писарев
публицист
Мужчина взял себе всё: и гражданскую деятельность, и науку, и литературу, и искусство; не отказывается он и от своей доли семейного счастия, а женщина должна довольствоваться тем, что ей оставлено: скромной своей половиной семейного счастия. Воспитывая женщину исключительно для домашней жизни, вы отнимаете у неё всякую внутреннюю самостоятельность.
1858
Призвание мужчины — это рабочая пчела улья человеческого общества — бесконечно разнообразно, но призвание матки, без которой невозможно воспроизведение рода, — одно несомненное. Значительность и бесконечность этого призвания и то, что оно исполнимо не может быть вне формы единого мужа и единой жены (семьи, как её разумели все живущие и жившие люди), не поймёт только тот, у кого нет глаз для того, чтобы видеть. И потому женщина тем лучше, чем больше она отбросила личных стремлений для положения себя в материнском призвании.
1868
Лев Толстой
писатель
Михаил Михайлов
поэт, писатель и публицист
Пока мы не признаём за женщиною права на равное с мужчиной образование, пока не заинтересуем её лично в делах и успехах общества, до тех пор будем постоянно видеть в мужчине, столь гордом своими мнимыми преимуществами перед женщиной, мелкий эгоизм, который обыкновенно граничит с полным непониманием своих общественных выгод, жалкую трусость в решительные минуты жизни и в то же время ребячески лёгкий взгляд на самые серьёзные отношения к своему ближнему.
1860

Женщины выражают пока только робкое недовольство по поводу своего положения. Некоторые допускают, что часть ответственности тут всё-таки лежит на них самих. Но ответ демократически настроенных мужчин однозначен: женщины ни в чём не виноваты.

Аноним
автор статьи
«Жалоба женщины»
Мальчик знает, для чего он родился, ему дадут имя, его бросят в какую-нибудь форму — форму часто не по его мерке, но за то ему даётся и свобода, хотя очень условная, но всё-таки свобода. А женщина?.. Существо одушевлённое, могло бы быть и разумное; но, к несчастью, с детства её употребляют все средства, чтобы убить в ней всё, что могло бы принести пользу и другим, и ей самой, убивая в ней её личность. Общество, в которое она вступает, требует от неё не науки, а любезности, грации и вкуса в нарядах. Бедное дитя, что ты будешь делать, когда перестанешь нравиться?
1857
Между тем как молодой человек трудится над самообразованием своим, — молодая девушка по выходе из пансиона или института, напротив, начинает с того, что исключает из нового образа жизни своей великий умственный труд. Разумеется, виновата в этом маменька, которая торопится выдать дочь замуж и для того пуще всего заботится о нарядах и выездах. Перезабыв всё, чему училась до 16-летнего возраста, девушка оказывается умственно совершенно несостоятельна. Кто же виноват в этой оплошности? Мать, да отчасти и молодая девушка…
1859
Екатерина Бурнашева
писательница
Дмитрий Писарев
публицист
Валить нравственную ответственность на существо, которое в течение всей своей жизни находится в зависимости, несправедливо и неблагородно. Пора, мне кажется, сказать решительно и откровенно: женщина ни в чём не виновата. Она постоянно является страдалицею, жертвою или по крайней мере страдательным лицом. Она в полном смысле слова — продукт известных бытовых форм и условий, и притом продукт, не имеющий никакой возможности заявить свой протест.
1861
Публикация романа Николая Чернышевского «Что делать?».
1863

Героиня романа Вера Павловна жаждет независимостии и вопреки воле родителей выходит замуж за студента Лопухова. Вскоре она влюбляется в близкого друга Лопухова, но не решается уйти от мужа из чувства долга. Тогда супруг сам благородно «уходит со сцены». Судьба Веры Павловны списана Чернышевским с жизни Марии Обручевой (в замужестве — Боковой, а позже — Сеченовой), которая некоторое время проживала в одной квартире вместе с обоими своими мужьями. И это не единичный случай.

Конечно, не всем близка новая мораль, но тем не менее роман «Что делать?» вызывает небывалый ажиотаж, особенно среди молодёжи. Чернышевский провозглашает равноправие в супружеских отношениях и право женщины на собственное тело и сексуальность. Он призывает женщин не только рвать семейные связи, которые их тяготят, но и заняться образованием, участвовать в создании артелей, коммун и трудиться в них. Книга становится, по сути, руководством к действию для женщины нового типа, которая стремится к свободе и самореализации.

Николай Соловьёв
врач и литературный критик
У женщины если есть ещё что теперь, то это, конечно, нравственное начало. Умственно они ниже нас, но нравственно должны быть развитее. В нравоучительном романе «Что делать?» изображено хорошо только одно — это картина развращения благородной женской натуры хитрыми теоретическими умствованиями.
1864

Тем временем реальность, описанная Чернышевским, стремительно воплощается в жизнь. В русских дворянских и мещанских семьях начинается «эпидемия» женских побегов — девушки порывают с родными, вступают в фиктивные браки со сторонниками женской эмансипации, бегут в Петербург и в Европу, где учатся, зарабатывают себе на жизнь и объединяются с близкими по духу товарищами.

Вступили в фиктивный брак
Софья
Ковалевская
уедет в Германию, станет математиком
Мария
Сеченова
уедет в столицу, станет хирургом-окулистом

На волне популярности «женского вопроса» появляется особый женский тип — нигилистка. В отличие от мужчины-нигилиста (подобного тургеневскому Базарову) большинство женщин-нигилисток не обладают ресурсом для выражения своего протеста идеологическими средствами, поэтому компенсируют это внешним видом и «неподобающим» поведением. Они с презрением относятся к женственности и заимствуют предметы одежды из мужского гардероба (мужские шляпы, грубые ботинки, косоворотки). Кроме того, они курят, изучают естественные науки, живут в коммунах и вступают в сексуальные отношения вне брака. Но недостаток образования и несамостоятельность в суждениях в конечном итоге делают образ нигилистки карикатурным даже в глазах «прогрессистов».

Фёдор Достоевский
писатель
Стоило некоторым из наших барышень остричь себе волосы, надеть синие очки и наименоваться нигилистками, чтобы тотчас же убедиться, что, надев очки, они немедленно стали иметь свои собственные «убеждения».
1868

Нигилизм вскоре выйдет из моды, однако «новых» женщин будет становиться только больше. Для этого существуют все социальные и экономические предпосылки.

Экономическое положение

К середине XIX века женщины в России были более защищены юридически, чем европейские, хотя этого было недостаточно для обеспечения их полной экономической независимости. По указу императрицы Елизаветы Петровны 1753 года, даже после замужества дворянки могли свободно распоряжаться своей собственностью — унаследованной или полученной в качестве приданого. Наличие такого «стартового капитала» способствовало развитию предпринимательской деятельности среди женщин (чаще всего они владели текстильными предприятиями).

Количество предпринимательниц в 1832 году

женщины

всего

все предпринимательницы

9%

В первой половине XIX века предприятиями владели почти 500 женщин. Правда, мужчин-фабрикантов в то же время было около 5 тыс.

50%

дворянки

36%

купчихи

10%

мещанки

3%

крестьянки

1%

другие

А сама возможность ведения бизнеса в основном оставалась привилегией женщин из дворянского и купеческого сословий.

В первой половине XIX века предприятиями владели почти 500 женщин. Правда, мужчин-фабрикантов в то же время было около 5 тыс.

А сама возможность ведения бизнеса в основном оставалась привилегией женщин из дворянского и купеческого сословий.

Формально предприниматели обоего пола были равны в правах, но на практике в отношении женщин действовало много ограничивающих законов, а также негласных правил и предписаний. Например, наследственные права давали несравненные преимущества родственникам мужского пола, также женщина не могла устроиться на работу без согласия мужа или родителей. Незавидной была судьба бедных вдов, сирот и старых дев — зачастую им приходилось уповать на милость родственников, от которых они зависели материально.

Круг занятий, которыми женщина могла заработать себе на жизнь, тоже был строго ограничен, причём в этом вопросе дворянки обладали меньшей свободой, чем представительницы других сословий. Со временем социально одобряемой профессией для женщины благородного происхождения стала, например, профессия учительницы или классной дамы. Также дворянки могли быть писательницами, публицистками, переводчицами, хотя до второй половины XIX века они едва ли могли себя этим прокормить. В остальном работа за деньги считалась постыдным занятием для дам этого круга, поэтому в случае нужды они работали тайком — например, шили на продажу. У женщин более низких городских сословий выбор был шире — они могли заниматься торговлей, ремесленным производством, работать служанками, нянями, кухарками, а с началом индустриальной эпохи — и на фабриках. Но самый высокий уровень женской занятости во все времена был в крестьянской среде, хотя и в рамках семейного разделения труда: пока мужчины выполняли самые тяжёлые полевые работы, женщины занимались домашним хозяйством, ухаживали за скотом, занимались жатвой, заготовкой дров.

В середине XIX века русские женщины неожиданно проникли в сферу, традиционно закреплённую за мужчинами, — на войну. Правда, не в роли солдат. В 1854 году по инициативе великой княгини Елены Павловны была учреждена Крестовоздвиженская община сестёр милосердия под кураторством Николая Пирогова. Во время Крымской войны (1853–1856) обученные сёстры отправились на фронт, где ухаживали за ранеными. Эти отважные женщины произвели большое впечатление на всё русское общество. Именно медицина стала притягивать женщин, жаждущих независимости.

Количество сестёр милосердия на Крымской войне в 1853–1856 годах

погибли

163*

крестовоздвиженские сёстры

229

британские сёстры

В мировой истории начало сестринского ухода за ранеными на войне обычно ассоциируют с деятельностью англичанок во главе с Флоренс Найтингейл, хотя они трудились наравне с русскими сёстрами в ту же Крымскую кампанию.

17*

крестовоздвиженские сёстры

11

британские сёстры

Отправляясь на фронт, сёстры милосердия рисковали жизнью, и не всем было суждено вернуться с войны. Некоторые сёстры получили государственные награды.* Приблизительные данные.

В мировой истории начало сестринского ухода за ранеными на войне обычно ассоциируют с деятельностью англичанок во главе с Флоренс Найтингейл, хотя они трудились наравне с русскими сёстрами в ту же Крымскую кампанию.
* Приблизительные данные.

Отправляясь на фронт, сёстры милосердия рисковали жизнью, и не всем было суждено вернуться с войны. Некоторые сёстры получили государственные награды.
* Приблизительные данные.

Серьёзным толчком к развитию женского труда стала отмена крепостного права в 1861 году. Крестьянам предложили не слишком выгодные условия (например, им приходилось выкупать землю у помещиков по ценам на 25% выше рыночной), но главное, что они получили, — свободу. Что касается поместного дворянства, то реформа ускорила процесс его обеднения, начавшийся из-за бесконечного дробления имений новыми поколениями наследников. Процесс разрушения общественной иерархии, смешение сословий, а также переход экономики на промышленные рельсы вынудили многих дворян искать своё место в жизни. Вступление в брак нередко откладывалось, так как мужчина не всегда мог обеспечить семью. Поэтому наличие собственного заработка стало вопросом выживания для многих дворянок.

Мария Вернадская
экономистка
Что поприще деятельности закрыто для женщин — это несправедливо; женщины просто стыдятся труда. Женщина скорее будет брать милостыню или без любви выйдет замуж за ненавистного человека, нежели честным и посильным трудом станет добывать себе пропитание. А между тем это странное и непонятное презрение к труду ставит женщин в полную зависимость от мужчин. В простонародье, где женщины работают почти наравне с мужчинами, они пользуются сравнительно большей свободой, чем женщины высшего круга.
1858

Мария Вернадская не только первой из женщин предлагает гендерно-ориентированную экономическую концепцию, но также первой публично заявляет о необходимости женского труда. На аргумент о физическом превосходстве мужского пола она возражает, что женщина с револьвером всегда будет сильнее мужчины с томагавком.

Работоспособные женщины в Санкт-Петербурге на 1865 год

способные работать

всего

зарабатывают на жизнь
своим трудом

71,8%

В 1865 году в столице проживает порядка 220 тыс. женщин и 320 тыс. мужчин. После отмены крепостного права одинокие женщины всё чаще уезжают из провинции в Петербург и Москву в поисках работы.
* Приблизительные расчёты публициста Евгения Карновича, 1865 год.

62,9%

Больше половины трудоспособных женщин Петербурга нуждаются в заработке. Среди них как бывшие крепостные крестьянки, так и обнищавшие дворянки.
* Приблизительные расчёты публициста Евгения Карновича, 1865 год.

В 1865 году в столице проживает порядка 220 тыс. женщин и 320 тыс. мужчин. После отмены крепостного права одинокие женщины всё чаще уезжают из провинции в Петербург и Москву в поисках работы.
* Приблизительные расчёты публициста Евгения Карновича, 1865 год.

Больше половины трудоспособных женщин Петербурга нуждаются в заработке. Среди них как бывшие крепостные крестьянки, так и обнищавшие дворянки.
* Приблизительные расчёты публициста Евгения Карновича, 1865 год.

Основана одна из первых женских организаций — Общество дешёвых квартир для малоимущих жителей в Санкт-Петербурге.
1861

На фоне развития женского вопроса появляется множество благотворительных организаций и женских трудовых коммун. Например, Общество дешёвых квартир обеспечивает жильём женщин из социальных низов. При организации созданы швейная мастерская, магазин для продажи готовых вещей, общественная кухня, детский сад и школа для взрослых. В числе первых женских организаций также инициированы Общество женского труда (1862) и Женская издательская артель (1863), деятельность которых нацелена на обеспечение работой нуждающихся женщин.

У истоков этих организаций стоят три дворянки, объединившиеся в самом конце 1850-х вокруг идеи женской эмансипации и получившие прозвище «триумвират». На протяжении следующих 40–50 лет они и их единомышленницы будут укреплять солидарное женское сообщество, заниматься благотворительностью, отстаивать право женщин на образование, труд и независимость. Это станет историей успеха в сфере гражданской кооперации и взаимопомощи.

Деятельницы «триумвирата»
Надежда
Стасова
39 лет
дочь придворного архитектора и крестница Александра I
Мария
Трубникова
26 лет
дочь декабриста В. Ивашева, родилась в ссылке
Анна
Философова
24 года
урождённая Дягилева, жена главного военного прокурора
В Петербурге впервые за прилавок книжной лавки на Невском проспекте встала женщина.
1862
Анна
Энгельгардт
24 года
будет отстаивать право на высшее женское образование

Поступок образованной дворянки Анны Энгельгардт продиктован не только нуждой, но и идейными соображениями: дама, к тому же благородного происхождения, занимается торговлей — это настоящий вызов общественному мнению. Правда, провокация оборачивается против мужа Анны Николаевны: его подвергают офицерскому суду чести за неспособность материально содержать жену, после чего Энгельгардту едва удаётся сохранить работу. Ситуация с женским наймом между тем начинает меняться.

Принят закон «О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения».
1871

Закон официально разрешает дамам работать акушерками, фельдшерицами, аптекаршами, учительницами, телеграфистками и счетоводами — профессии, которые женщины уже в какой-то степени завоевали. Однако устроиться на службу женщине сложно из-за колоссальной конкуренции, бытующих предубеждений и ограничений. Например, телеграфистками предпочитают брать девиц, молодых вдов, а также сирот бывших служащих ведомства. Для многих профессий существует запрет на личную жизнь. В частности, учительницам и телеграфисткам запрещено вступать в брак. Телеграфистка в лучшем случае может рассчитывать на брак с чиновником телеграфного ведомства.

Женщины на службе в телеграфных и почтовых отделениях

В 1865 году женщин начинают принимать на службу в Правительственный телеграф.

В 1871 году официально допускают до работы в общественных и правительственных учреждениях, включая телеграфы.

Однако количество женщин на телеграфной службе не должно превышать определённый процент, поэтому число нанятых в год телеграфисток зависит от темпов расширения мужского штата.

Женский труд также используется на промышленных предприятиях. Фабриканты с удовольствием набирают женщин, ведь за аналогичную работу им можно платить на 30–40% меньше, чем мужчинам. Предлогом служит то, что у работниц якобы ниже квалификация. К тому же, согласно устоявшемуся стереотипу, им нужно меньше денег на жизнь.

Работницы фабрик в европейской части России в 1885 году

женщины

всего

22,1%

Женщины активно догоняют мужчин по числу на предприятиях и фабриках.

46,9%

табак

36,7%

текстиль

35,9%

бумага

Самые популярные отрасли среди работниц — текстильная, бумажная и табачная.

Женщины активно догоняют мужчин по числу на предприятиях и фабриках.

Самые популярные отрасли среди работниц — текстильная, бумажная и табачная.

Однако этих сфер занятости женщинам мало, они хотят быть учёными, литераторами, врачами. На пути к новым достижениям стоит практически непреодолимое препятствие — отсутствие высшего женского образования.

Мария Цебрикова
публицистка
При дарвиновском законе, управляющем обществом, все преимущества сильных были куплены за счёт слабых. Женщины, обязанные развитием своим этому закону, употребив это развитие на служение народу, уплатят ему свой долг. Отдав с пользой своё время и способности избранной деятельности, женщина делом докажет, что для неё прошло время быть одалиской и бесправной рабой.
1870
Профессиональное становление

До середины XIX века образование для девочек было в основном домашним. Немногие могли позволить себе частные пансионы, которыми чаще всего заведовали иностранки. Совершенно новым явлением стал Смольный институт благородных девиц, основанный в 1764 году Екатериной II. Это было закрытое заведение для дворянок, где обучали будущую элиту женского общества. Девочек принимали в возрасте 5–6 лет, и только в 18 они могли вернуться домой. Образование институт давал поверхностное: упор делался на обучении музыке, танцам, манерам, из наук изучали арифметику, русский и иностранные языки, а также Закон Божий. Девочек готовили к роли светской дамы, жены и матери. Некоторые выпускницы становились фрейлинами при дворе. Большинство возвращались в свои поместья, создавали семьи, а незамужние девушки могли рассчитывать на место гувернантки, домашней учительницы или классной дамы. В Александровском отделении института, открытом позже для мещанок, ещё меньше внимания уделялось собственно наукам и ещё больше — рукоделию и домоводству. Выпускницы мещанской половины могли работать горничными, домоправительницами, сиделками и сёстрами милосердия. Всего в течение 20 лет (1764–1786) в Смольном институте воспитывалось 1316 девушек, только 850 из них окончили обучение. К середине XIX века по всей России существовало около 30 подобных учебных заведений.

Число институтов благородных девиц на 1864 год

Санкт-Петербург
8
1. Воспитательное общество благородных девиц, 1764
2. Александровский институт, 1765
3. Мариинский институт, 1797
4. Училище Ордена св. Екатерины, 1798
5. Павловский институт, 1798
6. Елизаветинский институт, 1808
7. Патриотический институт, 1813
8. Училище св. Елены, 1820
Москва
3
1. Училище Ордена св. Екатерины, 1802
2. Александровский институт, 1804
3. Елизаветинский институт, 1825

В столице Российской империи — Петербурге зародилось большинство просветительских трендов, включая тренд на женское образование.

Харьков
1
Харьковский, 1812
Белосток
1
Белостокский, 1837
Полтава
1
Полтавский, 1819
Саратов
1
Саратовский, 1840
Одесса
1
Одесский, 1829
Варшава
1
Варшавский, 1840
Оренбург
1
Оренбургский, 1832
Тифлис
1
Закавказский, 1840
Киев
1
Киевский, 1834
Иркутск
1
Иркутский, 1841
Тамбов
1
Тамбовский, 1834
Нижний Новгород
1
Нижегородский, 1852
Керчь
1
Одесский, 1829
Новочеркаск
1
Донской, 1852
Астрахань
1
Астраханский, 1837
Екатеринодар
1
Кубанский, 1859
Казань
1
Казанский, 1837
Орёл
1
Орловский, 1864

Затем, в первой половине XIX века, институты благородных девиц стали появляться во многих регионах России, в основном в европейской её части.

Карта мира
Карта России

В столице Российской империи — Петербурге зародилось большинство просветительских трендов, включая тренд на женское образование.

Затем, в первой половине XIX века, институты благородных девиц стали появляться во многих регионах России, в основном в европейской её части.

Реформы 1780-х годов привели к созданию народных училищ, куда были допущены девочки. При императрице Марии Фёдоровне (1759–1828), супруге Павла I, и позже, при Николае I (1796–1855), образование стало строго сословным — у каждой социальной группы или чина появилось своё женское учебное заведение — а обучение ещё больше напоминало практическую подготовку хорошей супруги, матери, хозяйки, мастерицы или служанки.

Количество девочек в учебных заведениях

Соотношение девочек и мальчиков в учебных заведениях

девочки

все учащиеся

5835

1824

30 694

1834

51 632

1856

Число учащихся девочек на протяжении первой половины XIX века активно увеличивалось.

55 021

1824

214 387

1834

431 170

1856

Но это связано с ростом общего количества учеников, так как мальчиков тоже становилось больше.

9,6%

1824

12%

1834

10,7%

1856

В результате процент учащихся девочек в сравнении с мальчиками за 30 лет почти не изменился.

Число учащихся девочек на протяжении первой половины XIX века активно увеличивалось.

Но это связано с ростом общего количества учеников, так как мальчиков тоже становилось больше.

В результате процент учащихся девочек в сравнении с мальчиками за 30 лет почти не изменился.

Новая эпоха в женском образовании связана с именами двух педагогов — Николая Вышнеградского и Константина Ушинского. Первый инициировал создание в 1858 году открытых всесословных женских училищ (позже — гимназий). Теперь девочки из разных сословий могли получать равное среднее образование и не разлучаться со своими семьями на время учёбы. В свою очередь Ушинский, в конце 1850-х занявший должность инспектора в Смольном, провёл в институте реформу, углубив программу и усовершенствовав порядок учебной работы. Престиж Смольного значительно вырос, а нововведения были заимствованы другими женскими институтами.

Однако высшее образование для женщин в России по-прежнему было недосягаемо. А фактически единственной доступной профессиональной сферой оставалась педагогическая деятельность.

Елизавета Водовозова
писательница
Наше женское воспитание не только не приготовляет к самостоятельному труду, но и убивает и саму мысль о нём, и женщине нужно иметь много характера, если у ней остаётся ещё желание трудиться.
1863
Всегда и везде бывали женщины учёные, бывали женщины великие писатели, превосходные художники. Следовательно, неодолимых преград общество пред ними не воздвигало; не было общественного давления, которое заглушало бы природные призвания и дарования, когда теплились в них луч и зародыш дарования.
1877
Пётр Вяземский
поэт
Михаил Михайлов
поэт, писатель и публицист
Вы хотите видеть между женщинами Галилеев и Гумбольдтов, а запираете от них двери коллегий, университетов, академий, закрываете от них плотною завесой даже мир и природу… Высшее образование точно так же должно быть доступно женщине наравне с мужчиной. Пусть будет открытое поле всем способностям, кому бы они ни принадлежали, человеку в юбке или человеку в панталонах.
1860
При каких условиях могло бы быть полезно для женщины знание высшей математики, геодезии, инженерного искусства, даже механики, технологии, горного дела и других точных наук? Всякая работа, требующая физической силы, борьбы со стихиями, даже чрезмерных умственных напряжений и усилий, не может сделаться общим достоянием женщины, потому что физиологические условия женщины и её естественные обязанности к детям прямо указывают ей на другие занятия.
1863
Александр Гиероглифов
журналист и переводчик
Евгений Карнович
историк и журналист
Противники прав женщины на умственный труд отвергают это право в силу того патриархального поверья, что истинное призвание женщины состоит в том, чтобы смотреть за хозяйством и кухней. Но если это так, то и наше истинное призвание, господа, состоит в том, чтобы колоть лёд, рубить дрова и таскать воду!
1865

В дальнейшем консервативные предубеждения относительно умственных способностей женщины будут развеяны. Правы окажутся те, кто считает, что её интеллектуальному росту мешают патриархальные устои, а не природа.

В стенах университета появилась первая вольнослушательница.
1859
Наталья
Корсини
18 лет
её арестуют за участие в протестах в 1862 году

Женщина в университетской аудитории вызывает недовольство у поборников нравственности (ведь многие вопросы, особенно в области естествознания, могут развратить юный женский ум). Однако прецедент создан — пример Корсини вдохновляет других женщин, и очень скоро вольнослушательницы на лекциях перестают быть диковинкой.

Стали вольнослушательницами
Мария
Сеченова
станет ученицей и женой врача И. Сеченова
Антонина
Блюммер
увлечётся революционными идеями
Надежда
Суслова
получит степень доктора в Цюрихе

В 1861 году начинается обсуждение нового университетского устава, которое включает вопрос о допуске женщин к лекциям и экзаменам. Раньше такая практика попросту не оговаривалась. В процессе обмена мнениями позиции участников расходятся, однако профессура по большей части на стороне женщин.

Николай Зернов
математик
Женщина оказывается не менее способною к большей части учёных упражнений, как и мужчина, а потому не менее имеет и права на них. В прежние времена у нас считалось неуместным обучать девиц даже грамоте; теперь мы дошли до учреждения женских гимназий; неужели же не пойдём далее.
1861
Я женский пол, по особенностям его конструкции и умственных и душевных его способностей, не могу признать способным ни к изучению анатомии, необходимой для медицины, ни для приобретения юридических сведений по их сухости и строгой последовательности, ни для строгих филологических соображений.
1862
Егор
фон Брадке
глава комиссии по разработке
нового университетского
устава
Александр Армфельд
доктор медицины
Я нашёл много причин полагать, что число учёных женщин всегда будет менее числа учёных мужчин, но решительно не нашёл ни в организации женщины вообще, ни в устройстве её мозга в особенности ничего такого, что бы воспрещало ей, пока не обременена она чрезмерными заботами семейными и хозяйственными, стремиться к высшему научному образованию.
1861
Петербургская комиссия
по вопросу допуска женщин в университеты
Допущение женщин к слушанию университетских лекций может представлять только одно препятствие — новости самого явления и исторических привычек к противоположному порядку дела. Если женщине дано право быть читательницею книги, автором произведения, то на каком основании можно ей отказать в праве быть слушательницею лекций?
1861

Можно ли допустить женщин к лекциям в университете?

За

Санкт-Петербургский университет

Киевский университет

Признали право женщин на учёную степень

Харьковский университет

Казанский университет

Против

Московский университет

Дерптский университет

Новый университетский устав запретил женщинам посещать лекции.
1863

Министерство просвещения игнорирует голосование университетов. Устав, в остальных вопросах довольно либеральный, закрепляет гендерное неравенство в университетском образовании, а все вольнослушательницы изгоняются из стен высших учебных заведений. Им ничего не остаётся, как ехать в европейские страны, где женщин допускают к лекциям. Самым популярным направлением становится Цюрихский университет в Швейцарии.

Вольнослушательницы Цюрихского университета в 1864–1872 годах

из России

из других стран

17%

83%

Большинство студенток Цюрихского университета приезжают из России.
1, 1864 г.
4, 1865 г.
4, 1866 г.
2, 1867 г.
2, 1867 г.
8, 1868 г.
5, 1868 г.
9, 1869 г.
14, 1869 г.
9, 1870 г.
24, 1870 г.
12, 1871 г.
28, 1871 г.
6, 1872 г.
44, 1872 г.
А самый популярный факультет среди российских абитуриенток —— медицинский.

1864

1872

50 чел.

25

0

Большинство студенток Цюрихского университета приезжают из России.

А самый популярный факультет среди российских абитуриенток —— медицинский.

Учатся в Цюрихском университете
Вера
Фигнер
бросит учёбу ради революции
Надежда
Суслова
станет первой русской женщиной-врачом
Александра
Коллонтай
займётся партийной работой как социал-демократка
Софья
Бардина
возглавит революционный кружок «Фричи»

И всё же заграничное образование не может быть решением проблемы. Активистки женского движения требуют создать женский университет внутри России. Они ищут поддержки у профессоров, собирают подписи, ходатайствуют перед министром народного просвещения и стараются чаще поднимать вопрос публично.

Борются за право женщин
на высшее образование

Триумвират

Надежда
Стасова
Мария
Трубникова
Анна
Философова
Анна
Энгельгардт
переведёт более 70 литературных произведений
Евгения
Конради
одна из первых публицисток в России
Получено разрешение на открытие популярных лекций для мужчин и женщин.
1869

Решение половинчатое: с одной стороны, правительство против того, чтобы женщины осваивали серьёзную университетскую программу; с другой — им важно остановить массовый отъезд дам за границу, где те впитывают «вредные» идеи. И хотя это не совсем то, чего добивалось женское движение, прогресс налицо — в России появляются первые женские курсы, на которых преподают по программе мужских гимназий.

Санкт-Петербург
Москва
Киев
Казань
студентки
Открытие женских курсов
студентки
1869
Санкт-Петербург
Аларчинские курсы
Софья Перовская
станет террористкой
«Народной воли»
Москва
Лубянские курсы
1870
Санкт-Петербург
Владимирские курсы
Ольга Шапир
писательница и идеолог феминизма
Киев
Бесплатные публичные курсы в Киеве
1872
Санкт-Петербург
Курсы ученых акушерок при Медико-хирургической академии
Анна Шабанова
возглавит одну из крупнейших
женских организаций
Мария Покровская
будет санитарным врачом
и феминисткой
Москва
Публичные высшие женские курсы Герье
Анна Милюкова
станет кадеткой, поборницей
равноправия
1876
Высочайшим повелением разрешено открывать высшие женские курсы при университетах.
Казань
Казанские высшие женские курсы
1878
Санкт-Петербург
Бестужевские курсы
Ариадна Тыркова
в будущем — публицистка
и депутатка
Надежда Крупская
примкнёт к большевикам, станет
женой В. Ленина
Прасковья Ариян
будет издавать журнал
по женскому вопросу
Киев
Киевские высшие женские курсы

Подобие университетской программы вводят, начиная с московских курсов профессора Владимира Герье. По образцу устроены Казанские и Киевские курсы. Однако повеление 1876 года открывает новые горизонты для высшего женского образования — появляются знаменитые Бестужевские курсы в Петербурге под руководством профессоров Константина Бестужева-Рюмина и Андрея Бекетова, которые, по сути, являются первым женским университетом. Они вполне сопоставимы с мужскими высшими учебными заведениями: имеют четырёхгодичную программу и три отделения — словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое.

Как меняется число выпускниц Бестужевских курсов в 1882–1900 годах

нет нового набора на курсы

нет выпуска из-за приостановки набора

Курсы сразу становятся очень популярными. В первый год зачислено почти 800 женщин. Правда, выпускные экзамены выдерживают далеко не все. С 1890 года отбор абитуриенток становится более строгим.

Курсы сразу становятся очень популярными. В первый год зачислено почти 800 женщин. Правда, выпускные экзамены выдерживают далеко не все. С 1890 года отбор абитуриенток становится более строгим.

В отношении профессионального женского образования сделан огромный шаг вперёд, но даже Бестужевские курсы не выдают своим выпускницам дипломы. В результате за короткое время в стране появляются сотни хорошо образованных женщин — бывшие студентки женских курсов и вольнослушательницы европейских университетов — но они не могут конкурировать наравне с мужчинами за престижные профессии. Ситуация с женской занятостью постепенно меняется к лучшему, но медленнее, чем хотелось бы молодым специалисткам.

Занятость выпускниц Бестужевских курсов в 1882–1903 годах

женщины

Почти 90 бестужевок выбирают научные или околонаучные профессии — они работают в лабораториях и научных учреждениях, а также в качестве ассистенток, преподавателей и руководительниц практических занятий в университетах. Около 30 выпускниц получили должности при Бестужевских курсах.

Почти 90 бестужевок выбирают научные или околонаучные профессии — они работают в лабораториях и научных учреждениях, а также в качестве ассистенток, преподавателей и руководительниц практических занятий в университетах. Около 30 выпускниц получили должности при Бестужевских курсах.

Ещё со времён Пирогова самая передовая сфера деятельности, к которой активно приобщаются дамы, — это медицина. В 1870-е среди женщин-медиков уже много сестёр и появляются первые врачи. Демонстрировать свой профессионализм женщинам в очередной раз приходится на войне.

Женщины-врачи отправляются на фронт Русско-турецкой войны.
1877-1878

Женщины-медики в Русско-турецкую войну 1877–1878 годов

профессиональные

непрофессиональные

12

фельдшерицы

40

врачи

1288

сёстры милосердия и Красного Креста

В роли профессиональных медиков на войну впервые отправляются выпускницы и студентки женских врачебных курсов. А медицинских сестёр почти в 8 раз больше, чем в Крымскую войну.

В роли профессиональных медиков на войну впервые отправляются выпускницы и студентки женских врачебных курсов. А медицинских сестёр почти в 8 раз больше, чем в Крымскую войну.

Подобно тому, как в своё время крестовоздвиженские сёстры изменили отношение общества к женскому труду, так же и выпускницы курсов, участвовавшие в войне с турками, благодаря своему героизму и высокому уровню подготовки завоёвывают хорошую репутацию для женщин в профессиональной медицине.

Правительство вводит официальное звание «женщина-врач».
1880

До этого момента широко использовалось звание «учёная акушерка», умаляющее реальные знания женщин и ограничивающее их поле деятельности. Теперь дамы имеют полное право именоваться врачами. Правда, до государственной службы их всё равно не допускают — женщины могут заниматься только частной практикой или работать в земских и городских учреждениях.

Женщины-врачи
в 1893 году

Санкт-Петербург

остальная Россия

132

413

К 1893 году в России насчитывается 545 женщин-врачей. Почти четверть из них живут и работают в Санкт-Петербурге.

62

практикуют частно или не работают

35

ординаторы больниц, лечебниц, амбулаторий

14

думские врачи

7

врачи учебных заведений

14

другие
Известно, что среди петербургских женщин-врачей почти половина либо занимаются частной практикой, либо вообще не работают.

К 1893 году в России насчитывается 545 женщин-врачей. Почти четверть из них живут и работают в Санкт-Петербурге.

Известно, что среди петербургских женщин-врачей почти половина либо занимаются частной практикой, либо вообще не работают.

Ещё одно популярное среди образованных женщин занятие — литературная деятельность. Всё больше дам публикуют свою художественную прозу, делают переводы, занимаются публицистикой. С конца XIX века в основном именно женские голоса звучат в прессе в защиту женских прав (в отличие от ситуации в середине века).

Известные публицистки XIX века
Мария
Цебрикова
ведущий автор «Отечественных записок»
Анна
Шабанова
пишет для «Вестника Европы» и не только

Евгения
Конради
стоит у истоков «Женского вестника»

Ольга
Шапир
публикует беллетристику в крупнейших журналах

Чем дальше, тем чаще женщины будут поднимать чувствительные для своего пола вопросы, такие как проституция, аборты, право на развод и многие другие. Не случайно появляются специализированные женские журналы с социальной повесткой. В издании некоторых из них тоже принимают участие женщины. Правда, настоящий расцвет серьёзной женской прессы наступит уже в начале нового века.

Известные женские журналы XIX века, в издании которых участвуют женщины
Санкт-Петербург
Москва
1866
Санкт-Петербург
«Женский вестник»
выходит ежемесячно
1882
Москва
«Друг женщин»
выходит ежемесячно
1899
Санкт-Петербург
«Женское дело»
выходит девять раз в год
1899
Санкт-Петербург
Первый женский календарь
выходит ежегодно

И всё же наиболее характерной для женщин профессиональной сферой остаётся педагогика. Во-первых, зелёный свет на это дало правительство ещё в 1871 году. Во-вторых, воспитание ассоциируется с традиционной женской ролью, и в обществе эту деятельность воспринимают лучше любой другой. Пока дамы преимущественно работают учительницами в женских гимназиях. Возможность преподавать в университетах, а также официально заниматься наукой они получат только после 1911 года.

Сферы занятости интеллигенции в 1897 году

женщины

всего

65 729
воспитание
13 891
медицина
9 704
частный найм
5 367
железные дороги
9 296
прочие
К концу века в различных сферах деятельности занято более 100 тыс. образованных женщин.
38%
воспитание
20%
медицина
5%
частный найм
4%
железные дороги
4%
прочие
В большинстве областей работниц всё ещё значительно меньше, чем работников мужского пола, — в среднем 12%. Однако всего 50 лет назад трудоустроенная интеллигентная женщина считалась исключением из правил. А теперь этим никого не удивишь.

К концу века в различных сферах деятельности занято более 100 тыс. образованных женщин.

В большинстве областей работниц всё ещё значительно меньше, чем работников мужского пола, — в среднем 12%. Однако всего 50 лет назад трудоустроенная интеллигентная женщина считалась исключением из правил. А теперь этим никого не удивишь.

Параллельно с тем, как женщины получают всё больше возможностей для профессионального роста и делают значительный шаг вперёд, власть в России отступает на два шага назад, отказываясь от принятых ранее либеральных решений. Всё дело в революционно настроенной молодёжи, которая подрывает власть монарха и правительства.

Революционное движение

Деятельное участие женщин в русском революционном движении стало уникальным явлением для Европы. Отчасти это связано с тем, что в России женский вопрос был неразрывно связан с крестьянским. Политическая оппозиция воспринимала женский пол как один из угнетаемых классов и охотно принимала женщин в свои ряды. Для самих женщин этот путь был наиболее радикальной формой протеста против патриархальных устоев и возможностью участвовать в общественной жизни. Вместе с тем большинство из них были искренне привержены идее смены существующего строя и готовы многим ради этого пожертвовать. Жертвенность и самоотречение вообще стали определяющими чертами русской революционерки. Ирония заключалась в том, что изначально эти качества были навязаны женскому полу именно патриархальной традицией.

Первые женщины, оказавшиеся плечом к плечу с революционерами, — это жёны декабристов после разгрома восстания в 1825 году. Несмотря на то что многие из них разделяли убеждения своих мужей, их самоотверженность носила скорее морально-этический характер, нежели политический. С началом процесса женской эмансипации акценты меняются. Уже в 1861 году после введения ограничительных мер и контроля за студентами в университетах некоторые вольнослушательницы участвовали в студенческих волнениях в Петербурге. Также считается, что около двух десятков женщин были связаны с самым крупным на тот момент тайным обществом «Земля и воля», одним из вдохновителей которого являлся Николай Чернышевский, автор скандального романа «Что делать?». Участницы революционных движений зачастую происходили из высших слоёв общества либо были образованными женщинами из среды разночинцев и крестьян.

Александр Амфитеатров
прозаик и публицист
Уходя в революцию, женщина твёрдо знала, что обрекает себя на смерть скорую и неминуемую — от правительственной ли кары, от своей ли руки, что революционная работа есть самый быстрый и верный способ украсть у себя жизнь.
1905

Казалось бы, реформистская политика Александра II должна получать одобрение со стороны либеральной молодёжи. Но на фоне роста популярности социалистических идей с конца 1850-х нынешние общественно-политические изменения кажутся медленными и недостаточными. Ситуация накаляется в 1866 году, когда молодой революционер Дмитрий Каракозов совершает неудачное покушение на императора. Террор как метод борьбы одобряют далеко не все революционные группы, но это уже ни на что не влияет. Власть отвечает консервативным разворотом: уволены либеральные профессора, госслужащие, закрыты популярные журналы. Демократические реформы остановлены. Под подозрением теперь любая инаковость — нигилизм, сексуальная свобода, женская эмансипация.

Царским указом русских студенток изгоняют из Цюриха.
1873

Правительство боится массового отъезда дам в иностранные университеты, ведь там они могут контактировать с критически настроенной русской эмиграцией и проникаться революционными убеждениями. Поэтому всех студенток заведомо подозревают в радикализме и обвиняют в развратном поведении.

Правительственная
комиссия
Иные [студентки] по два, по три раза в год ездят из Цюриха в Россию и обратно, привозят письма, поручения, прокламации и принимают живое участие в пропаганде. Другие увлекаются коммунистическими теориями свободной любви и меняют любовников чаще, чем перчатки. Эти женщины возвратятся когда-нибудь в Россию и будут жёнами, матерями и воспитательницами. Нельзя не остановиться на страшном вопросе: какое поколение могут возрастить такие женщины?
1873

Эти страхи небеспочвенны. Поначалу женщины едут в Европу за образованием, но затем часть из них действительно увлекается политическими теориями. В Швейцарии действует множество интеллектуальных кружков, самый известный женский называется «Фричи» — в честь пансиона госпожи Фрич, в котором живут участницы. Пока кружок довольно умеренный, но указ об изгнании женщин из Цюриха служит толчком для его радикализации.

В России тем временем тоже кипит подпольная революционная деятельность, которую ведут разнообразные народнические группы. В некоторых из них состоит довольно много женщин. Народники вынашивают мысль о сближении с крестьянами, только недавно получившими свободу. Это, как они думают, позволит подготовить революцию снизу. Идея становится настолько духоподъёмной, что сближает разрозненные политические объединения.

Революционеры идут в народ, чтобы вести агитацию среди рабочих и крестьян.
1870-е

Для женщин «хождение в народ» особенно опасное занятие — они рискуют не только свободой, но и личной безопасностью. Однако политические идеалы диктуют им действовать наравне с соратниками-мужчинами. Чтобы внедриться в ряды простого народа, женщины выдают себя, например, за странствующих ремесленниц или подёнщиц (чернорабочих). Они также возглавляют 6 из 23 пунктов пропаганды, которые чаще всего маскируют под мастерские и сельские школы.

Участвуют в «хождении в народ»
Софья
Перовская
позже будет повешена
за терроризм

Екатерина
Брешковская
получит прозвище Бабушка русской революции
Софья
Бардина
сбежит из ссылки
и застрелится в Женеве

Вера
Фигнер
в 1907-м вступит в партию эсеров

Несмотря на масштаб, кампания фактически проваливается — крестьяне и рабочие не проникаются революционными идеями. В результате от полутора до нескольких тысяч народников будут арестованы, сотни окажутся на скамье подсудимых.

Проходят громкие процессы над народниками за участие в тайных сообществах и пропаганде.
1877

Самыми долгими и масштабными становятся «Процесс 50-ти» и «Процесс 193-х». От других подобных дел их отличает большое количество женщин на скамье подсудимых и суровые приговоры.

«Процесс 50-ти»

женщины

мужчины

«Процесс 50-ти» рекордный по проценту обвиняемых женщин. Все молодые, в возрасте 21–25 лет. Многие из них — это бывшие цюрихские студентки и участницы кружка «Фричи».
Около половины женщин приговаривают к каторжным работам, но благодаря настойчивости адвокатов наказание смягчают.

«Процесс 50-ти» рекордный по проценту обвиняемых женщин. Все молодые, в возрасте 21–25 лет. Многие из них — это бывшие цюрихские студентки и участницы кружка «Фричи».

Около половины женщин приговаривают к каторжным работам, но благодаря настойчивости адвокатов наказание смягчают.

«Процесс 193-х»

женщины

мужчины

«Процесс 193-х» прозовут процессом-монстром как самый масштабный в царской России. Предвзятость и надуманность обвинений производят негативное впечатление на российскую публику.
Суд оправдывает почти половину фигурантов, включая большинство женщин. Однако Александр II аннулирует оправдательные приговоры для 80 человек. Также на этом процессе впервые женщина (Екатерина Брешковская) приговорена к каторге.

«Процесс 193-х» прозовут процессом-монстром как самый масштабный в царской России. Предвзятость и надуманность обвинений производят негативное впечатление на российскую публику.

Суд оправдывает почти половину фигурантов, включая большинство женщин. Однако Александр II аннулирует оправдательные приговоры для 80 человек. Также на этом процессе впервые женщина (Екатерина Брешковская) приговорена к каторге.

Софья Бардина
обвиняемая на «Процессе 50-ти»
Мы стремимся ко всеобщему счастью и равенству постольку, поскольку оно не зависит от личных особенностей, от особенностей темперамента, пола, возраста. Это может показаться утопичным, но, во всяком случае, уж кровожадного-то и безнравственного здесь ничего нет. Я убеждена, что наступит день, когда даже и наше сонное и ленивое общество проснётся и стыдно ему станет, что оно так долго позволяло безнаказанно топтать себя ногами, вырывать у себя своих братьев, сестёр и дочерей и губить их за одну только свободную исповедь своих убеждений! И тогда оно отомстит за нашу гибель…
1877

После серии громких процессов ряды народнического движения редеют, но совсем задавить оппозицию власти не удаётся. Строгость и несправедливость наказаний лишь увеличивают число сторонников насильственного пути революционной борьбы.

Женщина впервые использует метод индивидуального террора.
1878
Вера
Засулич
28 лет
будет вынуждена эмигрировать

Народница Вера Засулич выстрелом ранит петербургского градоначальника. Поводом является месть за приказ выпороть политического заключённого. Чиновник выживает, а первая в истории России террористка предстаёт перед судом. Власти хотят наказать её по всей строгости, но присяжные проникаются к девушке симпатией и неожиданно выносят оправдательный приговор. После этого Засулич сразу уезжает из России.

Позже она поменяет своё отношение к террору и будет агитировать против насилия. Но слишком поздно — её пример провоцирует волну политических убийств и в конце концов приводит к главному теракту, который, по мнению революционеров, должен всё изменить.

Убийство императора Александра II.
1881
Софья
Перовская
28 лет
ранее оправдана в ходе «процесса 193-х»

Покушение на царя организует террористическая организация «Народная воля» (более радикальное крыло, возникшее после раскола новой «Земли и воли»). Треть исполнительного комитета народовольцев составляют женщины. И хотя не женщина бросает бомбу в Александра II, именно женщина руководит операцией, сменив на этом посту арестованного товарища. Софья Перовская занимается революционной деятельностью с начала 1870-х, она уже успела побывать в тюрьме и в ссылке, а цареубийство становится последним делом в её «карьере». Несмотря на принадлежность к женскому полу, Перовская не получает никакого снисхождения. Девушку приговаривают к казни через повешение вместе с другими участниками покушения.

Надежды революционеров такой ценой одержать вверх над самодержавием не оправдаются. Перелома не произойдёт. А для либеральной части общества и для женского движения смерть Александра II означает крушение надежд на демократизацию.

Эпоха контрреформ императора Александра III.
1880-е

Обстоятельства смерти царя производят шокирующее впечатление на российское общество. Маятник публичных настроений сразу же качнулся в сторону консерватизма, в первую очередь, конечно, в правительстве. Взойдя на престол, Александр III берёт курс на укрепление самодержавия, сословности и отказывается от многих преобразований своего отца. Особенно достаётся студенчеству, которое теперь воспринимается как главный источник смуты и революционной угрозы.

Александр III
Прекращай образование!
1887

Такой резолюцией реагирует император на доклад министра народного просвещения. Но к этому моменту процесс уже запущен — ограничена автономия университетов, введена практика рекрутирования неблагонадёжных студентов в солдаты и нанесён серьёзный удар по женскому образованию.

Закрыты высшие женские курсы.
1886

Лишь учредительницы Бестужевских курсов путём огромных усилий добиваются возобновления приёма женщин на обучение в Санкт-Петербурге. Однако прежней автономии больше нет — курсы и личная жизнь студенток под строгим контролем Министерства народного просвещения. Начинается новая большая волна «миграции» в иностранные университеты. До 1905 года Бестужевские останутся единственными высшими женскими курсами в России.

Мария Цебрикова
публицистка
Ваше Величество! Страшная смерть Александра II бросила зловещую тень на Ваше вступление на престол. Вас уверили, что смерть эта была следствием идей свободы, разрастись которым дали реформы лучшей поры прошлого царствования. В одних только законах, расширяющих права граждан, уничтожающих сословные перегородки, открывающих народу широкий путь к образованию и улучшению быта его, и заключается ручательство в здоровом росте России. Не реформы прошлого царствования создали террористов наших, а недостаточность реформ.
1889
А ей-то [Цебриковой] какое до всего этого дело?
1889
Александр III

Император оставляет свой недоуменный комментарий прямо на письме известной журналистки. Призыв Марии Цебриковой ослабить репрессии не встретил понимания. Более того, за дерзкое послание активистку ждёт ссылка. А само женское движение тем временем «встаёт на паузу»: участницы продолжают развивать благотворительные инициативы (всё так же помогают женщинам с устройством на работу, оказывают материальную и социальную поддержку курсисткам, малоимущим и женщинам с детьми), но дискуссия по женскому вопросу практически не развивается. Новый большой перелом снова произойдёт на фоне политической трансформации

Политическое волеизъявление

В конце XIX — начале XX века женское движение постепенно расширяло сферу своих «интересов» — помимо привычной борьбы за право на образование и работу, активистки стали чаще поднимать такие темы, как невыносимые условия и несправедливая оплата женского труда, женский и мужской алкоголизм, право на аборты, а также проституция. Последняя проблема драматически усугублялась из-за нехватки рабочих мест и низких зарплат. Как следствие, росло распространение венерических заболеваний.

Уже в те времена феминистки стали определять проституцию как сексуальную эксплуатацию женщин и возлагали ответственность на мужчин — потребителей такого рода услуг. Поэтому одним из шагов на пути решения проблемы активистки видели установление единой «половой морали». Также они считали неэффективной систему государственного лицензирования этого «рынка», включая унизительные процедуры медицинского осмотра «работниц», и активно боролись с таким диким явлением, как детская проституция. Эти проблемы волновали многие женские организации, но профильно ими занималось Российское общество защиты женщин, а одной из самых деятельных феминисток была санитарный врач и публицистка Мария Покровская. Наиболее заметная дискуссия по проблеме состоится в рамках Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами в 1910 году.

Ситуация с проституцией в конце XIX века

больны венерическими заболеваниями

всего

18 169

одиночки

15 039

живут в домах терпимости

11 934

подозреваются в проституции

В 1890 году в стране насчитывалось более 45 тыс. проституированных женщин, в основном это были крестьянки и мещанки. На занятие этим ремеслом их чаще всего толкала нужда.

30%

Проституция была одной из ключевых причин распространения неизлечимого в то время сифилиса. И ситуация становилась хуже: всего за четыре года — с 1890-го по 1894-й — доля «работниц», страдающих венерическими заболеваниями, увеличилась на 5%.

В 1890 году в стране насчитывалось более 45 тыс. проституированных женщин, в основном это были крестьянки и мещанки. На занятие этим ремеслом их чаще всего толкала нужда.

Проституция была одной из ключевых причин распространения неизлечимого в то время сифилиса. И ситуация становилась хуже: всего за четыре года — с 1890-го по 1894-й — доля «работниц», страдающих венерическими заболеваниями, увеличилась на 5%.

Несмотря на то что на рубеже веков поиск решений социальных вопросов оставался актуальным, женщинам этого было уже мало. Почти 40 лет деятельность феминистского движения сводилась к пересмотру патриархальных ценностей и ограничений. Участие женщин в политической жизни страны могло быть только маргинальным (пример — деятельность революционерок). Но к началу XX века назревал запрос на всестороннюю гражданскую вовлечённость.

В 1890-х годах феминистки попытались запустить среди женщин дискуссию по вопросу политического равноправия. С этой целью решили создать закрытый женский клуб (по образцу английских мужских клубов). Это был смелый заход на исконно мужскую территорию, который правительство ожидаемо встретило в штыки — любые женские инициативы за пределами филантропии блокировались. Поэтому новую организацию пришлось замаскировать под благотворительную, она была основана в 1895 году под громоздким названием «Русское женское взаимно-благотворительное общество». Это последняя структура такого масштаба, в создании которой участвовали представительницы «старой гвардии» (к началу XX века большинство пионерок женского движения отошли от дел в силу личных или естественных причин).

Основали Русское женское
взаимно-благотворительное
общество

Деятельницы «триумвирата»

Надежда
Стасова
Анна
Философова
Анна
Шабанова
врач и активистка
женского движения
Екатерина
Гарднер
писательница
и активистка женского
движения
Основали Русское женское
взаимно-благотворительное
общество
Анна
Шабанова
врач и активистка
женского движения
Екатерина
Гарднер
писательница
и активистка женского
движения

Деятельницы «триумвирата»

Надежда
Стасова
Анна
Философова

Общество станет самой долговечной и деятельной женской организацией в императорской России — оно просуществует больше 20 лет и будет курировать десятки образовательных, культурных, благотворительных и правовых подразделений. Также с него начнётся переходный этап от чисто благотворительных проектов первых поколений русских феминисток к политическим организациям новой эпохи.

Надежда Стасова
основоположница женского движения
Общение женщин в новом нашем Обществе будет полезной школой для женщин. Слишком многого ещё им недостаёт. Самообладания слишком мало, сдержанности, столько суеты, пустых мелочных препирательств… И потом — ещё не отучились женщины быть рабами мужчин. Во всём держатся за них, пугаются, подчиняются… Нехорошо это, очень нехорошо! Много ещё работы над самою собою предстоит женщине, прежде чем она добьётся своего освобождения.
1895

Женщины неоднократно демонстрировали способность к самоорганизации, но от полноценного участия в общественно-политической жизни их отделяло отсутствие избирательных прав — это стало новой большой целью в борьбе за «половое равноправие». И не случайно. Во-первых, русские женщины начали вливаться в иностранные суфражистские движения (прежде всего английское и американское), для которых участие в выборах было темой номер один. Во-вторых, к этому очень располагала политическая обстановка внутри России: в начале XX века на защиту своих политических прав поднялась практически вся страна, неудивительно, что к этому процессу присоединились и женщины.

В новый век Россия входит с целым списком проблем — кризисом сельского хозяйства и промышленности, национальным кризисом и, наконец, кризисом самодержавия. Ситуацию дополнительно обостряет позорное поражение страны в войне с Японией (1904–1905). Параллельно с этим развиваются первые партийные организации, нелегальные и гонимые, как в своё время народнические кружки, но уже выдвигающие конкретные политические требования, такие как создание парламента и конституции.

Правительство во главе с императором Николаем II (годы правления — 1894–1917) сопротивляется реформам и жестоко подавляет народное недовольство, которое выражается в виде беспорядков, митингов и забастовок. До определённого момента — подавляет довольно успешно. Но ситуация выходит из-под контроля: забастовка на одном из петербургских заводов неожиданно перерастает в многолюдное шествие к Зимнему дворцу. Рабочие хотят вручить императору петицию со своими экономическими и политическими требованиями, власти же встречают шествие пулями. Этот день, 22 января 1905 года, останется в истории как Кровавое воскресенье. Расстрел мирных рабочих — событие, которое в череде прочих провоцирует начало первой русской революции.

Проходит первый в России женский политический митинг.
1905

Женский митинг всего лишь один из многих — протесты, стачки и забастовки самых разных социальных групп вспыхивают в это время по всей стране, угрожая закончиться гражданской войной. Женский митинг в Санкт-Петербурге организован недавно созданным Союзом равноправности женщин (1905). Это структура нового типа, отстаивающая гражданские права не только дам, но и всего народа. Союзу удаётся собрать около тысячи участниц, на митинге провозглашены требования о политическом равноправии.

Николай II подписывает манифесты о создании Государственной думы и предоставлении народу гражданских свобод.
1905

Общественная смута наконец вынуждает императора пойти на уступки. Высочайший манифест от 17 октября обеспечивает права личности, свободу слова и собраний, закрепляет за Думой законодательные полномочия и вводит избирательное право. Однако в документе так и не упомянута конституция, император сохраняет полномочия в любой момент распустить парламент или наложить вето на его решения, а электоральное право оказывается не всеобщим — из числа избирателей исключают студенчество, армию и лиц женского пола.

Мария Покровская
издательница и санитарный врач
Конец прошлого года не только разрушил надежды женщин на равноправность, но и поставил перед ними в высшей степени удивительный вопрос: могут ли они считаться населением или нет?
1906

Равноправкам, как называют себя российские суфражистки, приходится самим добиваться права голоса для женщин. Они заваливают петициями органы власти, ведут агитацию среди крестьянок, митингуют, сотрудничают с Союзом союзов — авторитетным объединением профессионально-политических организаций под председательством Павла Милюкова, и, конечно, они ищут поддержку у политических партий.

Позиции влиятельных политических групп по избирательным правам для женщин

Различные политические силы ожидаемо не имеют солидарной позиции по женскому вопросу. Активистки часто сталкиваются с непониманием и откровенной мизогинией. И что хуже всего, некоторые члены либеральных партий тоже не считают вопрос женских избирательных прав первостепенным.

Тема даже вызывает внутрисемейные разногласия: на первом съезде кадетов в публичную полемику вступают Анна и Павел Милюковы. Равноправка Милюкова, конечно, ратует за женское политическое равноправие, тогда как её супруг, лидер кадетов, опасается, что это отпугнёт крестьянских избирателей, и даже грозит выйти из партии, если всех членов обяжут признать этот пункт. Несколько лет спустя он изменит своё мнение, но сейчас его голос оказывается решающим.

Ариадна Тыркова
публицистка, кадетка
Участвуя в освободительном движении, русская женщина доказала свою зрелость. Политические права пока даны только мужчинам, но ведь борьбу вели вместе, вместе шли в тюрьму, иногда и на эшафот.
1906
Нам первое время нужно и самим привыкнуть к парламентской деятельности в том составе, к которому мы уже привыкли, то есть чтобы собрание было только из мужчин.
1906
Пётр Гейден
бывший тайный советник, октябрист
Лев Петражицкий
учёный, кадет
Предоставление женщинам политических прав и возложение на них политических обязанностей и ответственности — это могучее средство заставить людей оставить эгоистическую узость интересов и поднять их на радение об общем благе.
1906
Равные права предполагают равные обязанности. Распространим ли мы на женщин и воинскую повинность, образуем ли мы корпус амазонок или нет?
1906
Максим Ковалевский
академик, член Партии демократических реформ
Женщины у нас не для избирательного права. Женщины у нас для того, чтобы смотреть за хозяйством, чтобы смотреть за детьми и за печкой.
1906
Филипп Кругликов
крестьянин, беспартийный
депутат
Семён Рыжков
учитель, трудовик
Мы забыли, что сын рабыни не может быть гражданином!
1906

Женщинам всё же удаётся найти поддержку среди думцев — одним из их преданных союзников становится кадет и юрист Лев Петражицкий. Он отстаивает феминистские идеи перед однопартийцами и привлекает равноправок к законотворческой работе.

Члены Союза равноправности вместе с юристами готовят проект закона в защиту женских прав.
1906

Комиссия анализирует 16 томов Гражданского уложения и в результате создаёт 40-страничный документ с перечнем необходимых антидискриминационных изменений. Законопроект передают в Думу, но та не успевает его рассмотреть.

Николай II распускает Государственную Думу 1-го созыва.
1906

Решение царя не связано с женским вопросом — Дума в целом оказалась чересчур либеральной. Причём через год история практически повторится: Николай II решит распустить 2-ю Думу незадолго до рассмотрения в парламенте петиции в поддержку равноправия. Но не только общая политическая обстановка замедляет прогресс для женщин. Определённую смуту вносит разобщение в их собственных рядах.

К началу XX века в России формируется два конкурирующих друг с другом женских течения. Первое — это равноправки, для которых ключевым является вопрос достижения женских избирательных и иных гражданских прав. Они создают общественно-политические организации, через которые продвигают свои идеи и оказывают социальную помощь женщинам.

Другое течение представляют социал-демократки, лидером которых является Александра Коллонтай. В рамках марксистского подхода Коллонтай настаивает на том, что первоочередной задачей является смена политического строя в России — это само по себе должно уравнять все классы, этносы, женский и мужской пол. Но работницы — значимая социальная группа для всего пролетарского движения, поэтому необходимо отстаивать их права, улучшать условия труда и повышать политическую грамотность. Коллонтай заимствует многие идеи равноправок, одновременно жёстко критикуя «буржуазных» женщин и избегая сотрудничества с ними. Между тем среди самих социал-демократов инициативы Коллонтай пока не слишком популярны. Её даже упрекают в феминизме. Поэтому попытки создать рабочее женское движение неэффективны.

Женские общественно-политические организации
равноправки
социал-демократки
лидер
1895
Русское женское
взаимно-благотворительное общество
Анна
Шабанова
1905
Союз
равноправности
женщин
Мария
Чехова
Женская прогрессивная партия
Мария
Покровская
1907
Российская Лига
равноправия
женщин
Екатерина
Гарднер
Мария
Чехова
Поликсена
Шишкина-
Явейн
Общество
взаимопомощи
работниц
Александра
Коллонтай

Помимо организаций активистки также развивают собственную общественно-политическую прессу. Уже с конца XIX века действуют журнал «Женское дело» и Первый женский календарь. В 1900-х годах равноправки начинают издавать ещё по меньшей мере три новых популярных журнала.

Позже, в 1914 году, свой печатный орган под названием «Работница» появится и у женского пролетарского движения. К этому моменту социал-демократы уже поймут важность «воспитания» женского актива — запуск издания будет инициирован лично Владимиром Лениным. До этого женская тема мало освещается в русле марксизма. Самым известным программным текстом является брошюра будущей большевички и супруги Ленина Надежды Крупской «Женщина-работница» (1901) — о тяготах и эксплуатации крестьянок и работниц, чьи страдания должны закончиться с наступлением прекрасного социалистического будущего.

Известные общественно-политические женские журналы 1900-х годов
Санкт-Петербург
Киев
1904
«Женский вестник»
выходит ежемесячно
1907
«Союз женщин»
выходит ежемесячно
1909
«Женская мысль»
выходит два раза в месяц

Неудачи первых лет после революции, новая волна репрессий и чисто политические разногласия довольно быстро приглушают активность равноправок. Короткий глоток свежего воздуха приносит 1908 год.

Проходит Первый Всероссийский женский съезд.
1908
Устроили Всероссийский
женский съезд
Анна
Философова
в составе «триумвирата»
основала женское
движение
Анна
Шабанова
возглавляет Взаимно-
благотворительное
общество
Ольга
Шапир
входит в Союз равноправности женщин

Организацией занимается Русское женское взаимно-благотворительное общество при поддержке равноправок из других организаций. Провести съезд пытались начиная с 1902 года, но разрешение от властей удаётся получить только теперь на условии, что из повестки будет исключено обсуждение женского политического равноправия. Соблюсти это условие участницы не сумеют, ведь избирательные права — это принципиальный вопрос для всего движения.

В съезде участвует больше тысячи человек, среди которых аристократки, много женщин среднего класса и работницы. Представительниц крестьянства нет. Разница между делегатками не только классовая, но и идеологическая, ведь многие принадлежат к противоборствующим партиям. При таком пёстром составе мероприятие не может закончиться без скандала.

Анна Философова
основоположница женского движения
В России не было ни исторических традиций Западной Европы, ни готовой почвы для развития идеи женского вопроса, как в Америке… Без ложной скромности мы должны сказать, что в деле высшего женского образования мы далеко опередили Запад.
1908
В то время как буржуазная женщина с гордо поднятой головой вступает в открывающиеся перед ней двери интеллигентных профессий, пролетарка с тяжёлой покорностью судьбе идёт к новому станку. Пролетарка уже давно успела проклясть ту хвалёную свободу труда и профессий, которой всё ещё добиваются буржуазные женщины.
1908
Александра Коллонтай
социал-демократка
Анна Шабанова
врач и равноправка
Мне кажется, что цели равноправия должны быть общие для всех женщин, каких бы политических убеждений они ни держались, какую бы веру ни исповедовали, к каким бы классам ни принадлежали: женское движение не должно быть ни буржуазным, ни пролетарским — оно одноидейно для всех женщин.
1908
Только идя рука об руку с организованным мужским пролетариатом, работницам удалось добиться всеобщего избирательного права в Финляндии, в Новой Зеландии и в Западной Австралии. Во всех этих странах требование всеобщего избирательного права для женщин было выдвинуто рабочим классом, который самым кровным образом заинтересован в том, чтобы избирательное право не было обусловлено цензом.
1908
Елена Кувшинская
социал-демократка
Ольга Шапир
писательница и равноправка
Мы давно чувствуем себя товарищами [с мужчинами]. Этого было почти достаточно ещё не так давно — но этого совершенно недостаточно сегодня. Надо взять собственное дело в свои руки. Ребячество требовать, чтобы другой с таким же жаром стремился к уменьшению собственных монополий, с каким нам естественно стремиться к получению наших прав.
1908
Политические права для работницы — это могучее орудие борьбы за своё освобождение. Но в состоянии ли даже эта радикальная реформа, эта кульминационная точка феминистских вожделений избавить пролетарку от бездны страданий и зла, что преследуют её и как женщину, и как продавца рабочей силы? Нет! Пока женщина принуждена будет продавать свою рабочую силу и сносить кабалу капитализма, не стать ей свободной…
1908
Александра Коллонтай
социал-демократка
Ариадна Тыркова
публицистка и кадетка
Русская женщина, двигая дело своего освобождения, в то же время помогает и всему освобождению России, потому что освобождение женщины есть не только её личное движение вперёд, но, больше того, оно накладывает печать на всю жизнь страны: только там, где все женщины участвуют в жизни страны, создаётся свободная жизнь.
1908

Равноправки настаивают на формировании национального женского движения и создании общероссийской организации. Некоторые противопоставляют себя политическим партиям и обрушиваются с критикой на мужское доминирование. Работницы в свою очередь обвиняют феминисток в «буржуазности», а также считают бессмысленным решать женский вопрос отдельно от общегосударственного. В результате на голосование выставлена некоторая компромиссная резолюция об избирательных правах, которая не устраивает практически никого. Рабочая группа объявляет бойкот, демонстративно покидая зал съезда.

Последнее слово произносит писательница Ольга Шапир. Она формулирует феминистскую идею новой эпохи. Если её предшественницы ориентировались на мужское как на истинно человеческое или же вовсе отрицали разницу между полами, то Шапир настаивает на независимости женской личности и женского опыта. Достичь равенства, признавая различия, — вот главная цель, по мнению феминистки.

Ольга Шапир
писательница и член Союза равноправности
Пора нам перестать стыдиться самих себя. Пора перестать доказывать, что она может быть совершенно такой же, как он, нет! Прежде всего она должна быть сама собой и должна приложить все силы к тому, чтобы развивать собственные индивидуальные возможности. И тогда-то слиянием двух различающихся психик в дружном строительстве жизни впервые создаётся то общее, что должно быть нашим идеалом.
1908

Съезд становится одним из ключевых событий в истории женского вопроса, но не приводит к конкретным результатам. Наступает период плавной, поступательной работы. Её движущей силой становится Российская лига равноправия женщин (преемница распавшегося ранее Союза равноправности). Лига продолжает борьбу, но в рамках уже действующей для мужчин разветвлённой цензовой системы, которая ограничивает избирательное право для различных категорий граждан. Лига также активно лоббирует и другие законопроекты в пользу женщин.

Самым большим достижением этого времени становится реформа в сфере брачного законодательства — жена получает право проживать отдельно от мужа, самостоятельно получать вид на жительство, устраиваться на работу и вступать в долговые обязательства. Кроме этого, наконец-то женские курсы юридически уравнивают с мужскими институтами, закрепив тем самым статус высшего женского образования. Но действуют не только равноправки.

В России впервые празднуют Международный женский день.
1913

Идея дня солидарности женщин принадлежит известной активистке международного рабочего движения Кларе Цеткин. К 1913 году его с помпой отмечают уже в США и ряде европейских стран. В России в первый год нет уличных выступлений, вместо этого социалисты проводят встречу в большом зале Калашниковской хлебной биржи в Санкт-Петербурге, где собирается более тысячи работниц и феминисток; организаторы провозглашают необходимость предоставления женщине политических прав. Празднование Женского дня превратится в традицию, однако спустя десятилетия его политическое значение практически полностью размоется.

Началась Первая мировая война.
1914

Война ещё сильнее увеличивает пропасть между равноправками и социал-демократками. Последние в большинстве своём разделяют пацифистские настроения европейских социалисток или же вслед за Владимиром Лениным призывают превратить империалистическую войну в гражданскую. Однако из-за политических гонений все влиятельные большевички находятся в Европе, так что до простых российских женщин их голоса доносятся слабо.

Равноправок, напротив, захлёстывает волна военного патриотизма. Феминистские организации разворачивают бурную деятельность по помощи фронту и жертвам войны. Женщины записываются в ряды сестёр милосердия, а некоторые — даже идут в солдаты: ради поддержания боевого духа в армии к концу войны создадут женские батальоны. Из-за дефицита мужской силы в мирной жизни невероятно востребован женский труд. Много женщин появляется в медицине, образовании, инженерном деле и промышленности. Они также осваивают профессии, в которые прежде допускали только мужчин, например, трудятся извозчиками, строителями, парикмахерами и пожарными.

Женщины на фабричных предприятиях в годы Первой мировой войны

женщины, тыс. чел.

женщины

всего

Женщин становится больше практически во всех секторах промышленности. Быстрее всего растёт количество работниц в металлообработке — за три года их число увеличивается больше чем на 80 тыс.