Как археологи восстанавливают утраченные страницы истории Древней Руси

Город
на перекрёстке
культур

В наши дни Гнёздово, что находится в 12 километрах к западу от Смоленска, — ничем не примечательная деревня. Три с небольшим сотни жителей, несколько десятков домов — таких селений в современной России множество. Но на заре возникновения Древней Руси здесь всё было иначе: на берегу Днепра стоял крупный и богатый город, куда приезжали люди со всех концов цивилизованного мира, а свободолюбивые гнёздовцы не боялись бросить вызов самой княгине Ольге.
В летописях не значится
В
и не замедлились даже после того, как рабочие вышли на участок с сотнями могильных курганов и древней крепостью — городищем.

Насколько древние эти погребения, в тот момент не знал никто. Жители соседней деревни Гнёздово полагали, что могилам чуть больше 50 лет, а покоятся в них останки солдат из армии Наполеона. Причины так считать действительно были: в 1812 году во время кровопролитной битвы за Смоленск на берегу Днепра нашли своё последнее пристанище тысячи французов.

Церемониться с археологическим памятником не стали — его сносили, а на выровненную потом землю укладывали рельсы и шпалы. Возможно, на этом история уникального Гнёздовского археологического комплекса закончилась бы, так и не начавшись, но помог случай — кто-то из рабочих, копая землю, наткнулся на клад. Находку датировали X веком — могилы оказались куда более древними, чем можно было ожидать.
1867 году в окрестностях Смоленска кипела большая стройка — там прокладывали железную дорогу, которая должна была соединить Витебск и Орёл. Работы велись ускоренными темпами
1867 году в окрестностях Смоленска кипела большая стройка — там прокладывали железную дорогу, которая должна была
соединить Витебск и Орёл. Работы велись ускоренными темпами и не замедлились даже после того, как рабочие вышли на участок с сотнями могильных курганов и древней крепостью — городищем.
В летописях не значится
В
там прокладывали железную дорогу, которая должна была соединить Витебск и Орёл. Работы велись ускоренными темпами и не замедлились даже после того, как рабочие вышли на участок с сотнями могильных курганов и древней крепостью — городищем.

Насколько древние эти погребения, в тот момент не знал никто. Жители соседней деревни Гнёздово полагали, что могилам чуть больше 50 лет, а покоятся в них останки солдат из армии Наполеона. Причины так считать действительно были: в 1812 году во время кровопролитной битвы за Смоленск на берегу Днепра нашли своё последнее пристанище тысячи французов.

Церемониться с археологическим памятником не стали — его сносили, а на выровненную потом землю укладывали рельсы и шпалы. Возможно, на этом история уникального Гнёздовского археологического комплекса закончилась бы, так и не начавшись, но помог случай — кто-то из рабочих, копая землю, наткнулся на клад. Находку датировали X веком — могилы оказались куда более древними, чем можно было ожидать.
1867 году в окрестностях Смоленска кипела большая стройка —
Земляная или каменная насыпь на месте погребения.
104
серебряных украшения насчитывал клад, вошедший в историю как Большой гнёздовский
Шейная гривна (украшение)
Фибула (застёжка) с изображением зверя или дракона
Подвеска
Через три года в этом же месте нашли ещё один клад, после чего на гнёздовские курганы наконец-то обратили внимание учёные. В 1874 году член Московского археологического общества Михаил Кусцинский провёл первые научные исследования в этом месте, раскопав 14 погребений.

В следующие несколько десятилетий в Гнёздове побывали практически все российские археологи рубежа XIX-XX веков. В числе тех, кто исследовал местные погребения, был даже Николай Рерих. В 1923 году археолог Александр Лявданский первым описал все курганные группы и составил подробный план Гнёздова.
Всего же в Гнёздове обнаружили уже 15 кладов. Столь большое их количество может говорить о том, что в прошлом город переживал много драматических моментов: люди зарывали в землю ценности, видимо, пряча их от кого-то, но так и не возвращались за ними. Хотя иногда клады оставляли в качестве приношения богам и для загробной жизни.
Известный русский художник, философ, путешественник (1874−1947).
Советский историк и археолог (1893−1937).
курганов расположено на территории Гнёздовского археологического комплекса
~5 000
спутниковый снимок
свето-теневая карта
3
Центральное городище
Железная дорога
Лесная курганная группа
Границы комплекса
2
Центральная курганная группа
1
Местные курганы оказались крупнейшим из сохранившихся в Европе языческих могильников IX-XI веков. Это значит, что чуть больше тысячи лет назад на берегу Днепра стоял не просто город, а настоящий средневековый мегаполис. Но почему же ни в одной древнерусской летописи, включая знаменитую «Повесть временных лет», Гнёздово не упоминается? Археологи не видят в этом ничего странного.
Наиболее ранняя из древнерусских летописей, сохранившихся в полном объёме. Считается, что её первым автором был монах Киево-Печерской лавры Нестор.
археолог
Василий Новиков
Если мы говорим о походах, событиях, именах — половина из них вообще не упоминается в русских летописях. С поселениями та же история. В период раннего Средневековья на Руси их были сотни, но местоположения части из них нет ни в одном документе.
На основе летописей невозможно построить цельную картину прошлого.
Чуть больше информации нашлось в североевропейских и византийских письменных источниках. По одной из версий, крепость Милиниски из трактата «Об управлении империей» Константина Багрянородного и Сюрнес Гардар (Sýrnes Garðar) из «Книги Хаука» Хаука Эрлендссона — как раз Гнёздово.

Первые упоминания топонима Гнёздово относятся к 1640-м годам. Сейчас так называется ранее упомянутая деревня, которая и дала имя всему археологическому комплексу. Оригинальное название средневекового города неизвестно до сих пор, но когда археологи говорят «Гнёздово», то подразумевают именно древнерусское поселение.
Византийский император (905−959).
Исландский писатель и законоговоритель (дата рождения неизвестна — 1334).
центр притяжения
Ж
илые постройки в районе слияния рек Свинец и Днепр появились в конце VIII века. Место оказалось удачным — сюда легко можно было добраться как по земле, так и по воде.
Центр притяжения
Ж
Место оказалось удачным — сюда легко можно было добраться как по земле, так и по воде.

На рубеже IX и X веков в Гнёздове селилось всё больше людей, а вместе с этим стремительно рос и сам посёлок.

Чем богаче он становился, тем выше был риск, что найдутся желающие его разграбить. Чтобы не допустить этого, гнёздовцы решили построить оборонительные сооружения, которые в случае опасности помогли бы отбить атаку неприятеля, — так в поселении появилось городище.
илые постройки в районе слияния рек Свинец и Днепр
появились в конце VIII века.
На рубеже IXX веков в Гнёздове селилось всё больше людей, а вместе с этим стремительно рос и сам посёлок.

Чем богаче он становился, тем выше был риск, что найдутся желающие его разграбить. Чтобы не допустить этого, гнёздовцы решили построить оборонительные сооружения, которые в случае опасности помогли бы отбить атаку неприятеля, — так в поселении появилось городище.

Участок площадью примерно 1 га окружили деревянной крепостной стеной. Прибавьте к этому широкий и глубокий ров, который отделял городище от остального поселения, и получите надёжную крепость.

Укрепления несколько раз восстанавливали и обновляли после пожаров. Как минимум некоторые из этих инцидентов связаны с военными событиями, другие же могли произойти из-за беспечности самих гнёздовцев.

Свои дома на территории крепости строили самые богатые горожане — военная знать и зажиточные торговцы. Во время раскопок археологи обнаружили их вещи: украшения из золота, восточные монеты из серебра, заморскую посуду и византийские печати.
Помимо всех этих обычных для любого поселения вещей, на территории городища в 1940 году нашли яму, на дне которой лежали мелкие полуобожжённые человеческие кости и куски обгоревшего черепа.

Рядом с останками лежали золотые и серебряные украшения (подвески, цепочка и серёжка), бусины из стекла, серебра и камней, пуговица и массивная бляха. Артефакты датировали X веком. Судя по набору предметов, останки принадлежали знатной женщине.

К сожалению, проложенная в XIX веке железная дорога уничтожила треть площадки, на которой стояло городище. О том, какое количество артефактов было утрачено при этом, остаётся только догадываться.
Самым оживлённым и шумным местом селища был рынок, где продавались товары как местного производства, так и привезённые издалека. Одежда, посуда, украшения и оружие попадали сюда прямиком из Скандинавии, Константинополя, Ближнего Востока и даже Китая. Здесь расплачивались византийскими милиарисиями и европейскими денариями, монетами, отчеканенными в Самарканде и Аш-Шаше, а также в африканских провинциях Арабского халифата. В эпоху раннего Средневековья Гнёздово было настоящим перекрёстком цивилизаций — местом, где встречались множество культур, где люди говорили на десятках языков, но понимали друг друга.
От зимних холодов жители Гнёздова спасались, обустраивая на полу в жилищах очаги из камней и глины. В пойменной части селища археологи обнаружили остатки двух небольших купольных печей. Из-за своих размеров те едва ли годились для обогрева домов, но в них можно было готовить пищу или печь хлеб.
Об архитектурных традициях гнёздовцев учёные знают крайне мало, поскольку в культурном слое дерево практически не сохранилось. Вероятней всего, большинство домов представляли собой срубы или полуземлянки размером с небольшую квартиру-студию в современной новостройке — до 20 м2. Нередко они одновременно выполняли роль и жилища, и мастерской. Строили в Гнёздове и так называемые турлучные дома из переплетённых тонких веток, обмазанных глиной. Срубы чаще всего ставили на грунт, но в некоторых случаях поднимали над землёй на столбах-стульях. Это позволяло защитить деревянные постройки от влаги, что во время разлива рек было очень кстати.
За стенами городища раскинулась торгово-ремесленная часть поселения — посад или селище. Здесь жили и работали ювелиры, гончары, ткачи, кузнецы, мелкие торговцы и крестьяне.
Город в Узбекистане.
Так до XI века назывался Ташкент — столица современного Узбекистана.
Исламское государство, существовавшее в VII—XIII вв.еках на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В общей сложности археологический комплекс Гнёздово вытянулся на пять километров вдоль русла Днепра, а его границы охватывают 1 000 гектаров. Сколько людей жило в древнерусском мегаполисе, вряд ли получится установить. Вероятно, в отдельные моменты число жителей могло доходить до 1 000 только в центральном поселении. Впрочем, не все согласны с такими оценками.
археолог
Василий Новиков
Гнёздова невозможно. В усадьбе могли жить два человека или десять. Достоверных методов подсчёта не существует.
Определить численность населения
Дискуссионным остаётся и вопрос об этническом составе населения Гнёздова. Анализируя находки в курганах, археолог Юрий Жарнов пришёл к выводу, что не менее четверти жителей города были скандинавами. Во время раскопок удалось обнаружить множество украшений, деталей костюмов и оружия, которые указывают на то, что эти артефакты принадлежали выходцам с севера Европы. Большинство гнёздовцев были славянами: кривичами, которые жили в верховьях Днепра начиная с VIII века, и теми, кто приходил в эти места с территории современных Украины и Словакии. Кроме того, сюда приезжали выходцы с Востока, из Византии и других мест.

Другие известные исследователи Гнёздова Даниил Авдусин и Тамара Пушкина не просто соглашались с Жарновым, но считали, что «гнёздовские варяги» в большинстве случаев представляли собой второе поколение скандинавов. То есть это дети викингов, которые родились и прожили всю жизнь в самом сердце Древней Руси.
Советский и российский историк и археолог (1918−1994).
Советский и российский археолог, историк-медиевист (1945−2020).
Так на Руси называли викингов — мореходов, представителей древнегерманских племён, населявших территории современных Швеции, Норвегии и Дании. В латинских источниках они известны как норманны.
>50
лет в среднем
жили в Гнёздово
славяне и другие этносы
Точное количество жителей Гнёздово не установлено. Данные усреднены и представлены на отдельной выборке.
скандинавы
из варяг в греки и обратно
В
На своих драккарах они бороздили просторы Атлантики и Средиземного моря, а высадившись на берег, грабили города и монастыри. Добычей викингов становились не только товары и драгоценности, но и люди: тех, кого удавалось пленить, угоняли в рабство, остальных убивали.

На однодревках путешествовали скандинавы и в юго-восточном направлении — через Восточную Европу до Византии. В историю этот маршрут, упомянутый в «Повести временных лет», вошёл как Варяжский путь, или путь «из варяг в греки».
начале IX века викинги наводили ужас на жителей прибрежных районов в Западной и Южной Европе.
Северные варвары были прекрасными мореплавателями и умелыми воинами.
Из варяг в греки и обратно
В
и Южной Европе. Северные варвары были прекрасными мореплавателями и умелыми воинами. На своих драккарах они бороздили просторы Атлантики и Средиземного моря, а высадившись на берег, грабили города и монастыри. Добычей викингов становились не только товары и драгоценности, но и люди: тех, кого удавалось пленить, угоняли в рабство, остальных убивали.

На однодревках путешествовали скандинавы и в юго-восточном направлении — через Восточную Европу до Византии. В историю этот маршрут, упомянутый в «Повести временных лет», вошёл как Варяжский путь, или путь «из варяг в греки».
начале IX века викинги наводили ужас на жителей
прибрежных районов в Западной
Боевые корабли с высоко поднятыми носом и кормой. Название происходит от древнескандинавского Dreki («дракон»). Резные головы этих мифических существ нередко крепили на носу драккаров.
Небольшие лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева. В сочинениях Константина Багрянородного эти суда называются моноксилами (в переводе с древнегреческого — «из одного ствола»). На них плавали и скандинавы, и славяне.
отрывок из
«Повести временных лет»
а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река".
«…тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру,
Один из сухопутных участков пути «из варяг в греки» находился как раз в районе Гнёздова. Благодаря современным методам воздушного лазерного сканирования и раскопкам последних лет удалось доказать, что дорога внутри Лесной курганной группы сохранилась с IX века и связана с заметной торговой магистралью. Используется она и в наши дни, а 1100 лет назад путешественники волокли по ней суда между речными системами Днепра и Западной Двины.
Вторая причина — отсутствие прямых речных маршрутов между Балтикой и Чёрным морем. Часть пути, например, от одной реки до другой или в обход опасных порогов приходилось проделывать по суше: груз и оружие нести на себе, а лодки волочить по земле (отсюда и название таких участков — волок). В эти моменты путешественники были особенно уязвимы: даже небольшой отряд неприятеля, устроив засаду, мог перебить всю группу.
По мнению учёных, отчасти это можно объяснить тем, что крупных богатых поселений до середины IX века здесь было совсем немного. Грабёж же сельских хуторов в два-три дома — занятие бессмысленное: времени на дорогу потратишь немало, а добыча будет ничтожной.
Этот длинный трудный маршрут пролегал по землям, которые населяли множество племён: кривичи, дреговичи, древляне и другие. Удивительно, но для общения с ними викинги выбрали путь дипломатии, а не силы.
ГОТЛАНД
БИРКА
СТАРАЯ ЛАДОГА
НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ
ПСКОВ
ПОЛОЦК
ГНЁЗДОВО
ЧЕРНИГОВ
КИЕВ
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
Со временем вдоль основных маршрутов стали возникать постоянные поселения. Их жители получали возможность покупать или выменивать товары у иностранцев — одежду, украшения, оружие. Путешественники же в относительном комфорте могли вылечить заболевших и раненых, починить лодки да и просто отдохнуть и пополнить припасы.
о чём говорят курганы
У
чьи размеры напрямую зависели от социального статуса погребённых под ними людей. Самые большие насыпи возвышаются на 7-8 метров (это уровень третьего этажа в привычном нам многоквартирном доме), а маленькие — лишь на несколько десятков сантиметров.
знавать о жизни и обычаях гнёздовцев учёным помогают не только находки на месте городищ
и селищ.
Многое рассказать об устройстве
средневекового общества могут и курганы,
о чём говорят курганы
У
городищ и селищ. Многое рассказать об устройстве средневекового общества могут и курганы, чьи размеры напрямую зависели от социального статуса погребённых под ними людей. Самые большие насыпи возвышаются на 7-8 метров (это уровень третьего этажа в привычном нам многоквартирном доме), а маленькие — лишь на несколько десятков сантиметров.
знавать о жизни и обычаях гнёздовцев учёным помогают
не только находки на месте
Погребение по обряду ингумации в кургане Л-211
Погребение по обряду ингумации в кургане Л-206
Вид на курганы Л-206, Л-207, Л-208 в процессе раскопок. Лесная курганная группа
В «раннем Гнёздове», до принятия горожанами христианства, тела умерших предавали огню — кремированные останки археологи обнаружили в большинстве обследованных погребений.
Насыпь
Ровик
Обряд кремации на стороне
Обряд кремации на месте
Обряд ингумации
Углубление, которое выкапывали вокруг площадки погребения для создания насыпи кургана.
Сожжение тела покойного в стороне от курганной насыпи.
Погребение тела умершего в яме, вырытой в центральной части погребальной площадки.
Сожжение тела покойного на площадке, на которой возводится курган.
Искусственный холм из земли или камней, который возводили на месте погребения.
Вырытое вокруг площадки погребения углубление в грунте для создания насыпи кургана.
Искусственный холм из земли (реже камней), возводимый на месте погребения.
Сожжение тела покойного в стороне от места возведения курганной насыпи.
Сожжение тела покойного на площадке, на которой возводится курган.
Погребение тела умершего человека в яме или яме с деревянными конструкциями (камера), вырытой в центральной части погребальной площадки.
Сожжение тела покойного на площадке, на которой возводится курган.
В Гнёздове практиковали погребения в ладьях. Порой археологи находят в курганах железные заклёпки, которые скрепляли части судна. Для варягов похороны в корабле были высшей формой уважения — такой чести удостаивались лишь вожди и прославленные воины.

Примерно с середины X века распространился ещё один вариант погребения — ингумация (трупоположение). Тело умершего — в гробу или без — опускали в яму, а над ней возводили курган. Иногда встречаются камерные погребения: покойника помещали в яму гораздо большего размера, стены которой облицовывали деревянными досками, и затем насыпали могильный холм.

Различаются гнёздовские курганы не только по размеру, но и по богатству погребального инвентаря. Под небольшими насыпями, как правило, лежат простые предметы, например керамика местного производства. В то же время в самых больших и наиболее богатых курганах исследователи находят привезённые из Византии сосуды, оружие, украшения из золота, серебра и другие предметы роскоши. По словам археолога Сергея Каинова, для славян не характерно хоронить умерших вместе с оружием. Зато эта традиция была распространена в Скандинавии. Проще говоря, как минимум часть осевших в Гнёздове варягов занимала самое высокое положение в обществе — была местной военной аристократией.
Её длина и ширина могли доходить до 3,5 м.
Предметы, захороненные вместе с телом в могилу.
>850
предметов оружия и доспехов нашли в гнёздове за полтора века его изучения
Меч с клеймом мастера, тип Е-1, вторая половина IX — начало X века. Из разрушенного погребения № 1 Полевой курганной группы
Оружия здесь было много — столь внушительную коллекцию не удалось собрать ни в одном другом древнерусском городе. Но это не означает, что гнёздовцы были более воинственными, чем, скажем, жители Пскова, Великого Новгорода или Киева, — просто предметы в культурном слое сохранились лучше. В то же время большое количество оружия, по мнению Каинова, говорит о важном месте Гнёздова в иерархии древнерусских поселений, а также о том, что богатый город был «приманкой для всяких искателей поживы».

Самая частая находка — наконечники стрел различных форм. В общей сложности их обнаружили уже более 500 штук. Ромбовидные, судя по всему, завезли дружинники, путешествовавшие по пути «из варяг в греки». Ланцетовидные в Древнюю Русь тоже попали из Скандинавии. Они особенно ценились за свои бронебойные качества — хорошо пробивали кольчугу и латные доспехи. Стрелы с напёрсткообразными наконечниками (их ещё называют томарами) использовались при охоте на пушных зверей, поскольку не портили шкуру.
Варианты расположения вооружения в погребальных камерах
Л-95
ПОль-4
Ц-191
Дн-4
ПОль-62
скелет не сохранился
скелет сохранился
меч
кистень
стрелы
копьё
топор
человек
конь
Заметно реже при раскопках находят топоры, копья, мечи, боевые ножи и элементы брони — шлемы, кольчуги, щиты. Далеко не всегда они лежат в курганах в целом виде: нередко клинки и наконечники согнуты или сломаны, щиты пробиты. Это, как утверждают учёные, результат особых похоронных ритуалов. Участники обряда преднамеренно портили оружие или вонзали его в землю и погребальное кострище. Они верили, что такие действия помогают подготовить человека к жизни в загробном мире. По мнению шведского археолога Андреаса Нордберга, меч, воткнутый в оставшееся после кремации пепелище, означал, что умершего посвящают Одину.

Обряд «особого» обращения с оружием совершался, например, во время погребения в кургане Л-210: в стену ямы под кострищем вонзили каролингский меч и наконечник копья. Рядом установили высокий лепной сосуд — погребальную урну, наполовину заполненную пережжёнными костями. Большое количество останков и найденные в погребении артефакты указывают на то, что здесь похоронили мужчину, двух женщин и коня.
Верховный бог в скандинаво-германской мифологии. Бог войны, мудрости и шаманских ритуалов.
Названия курганам дают археологи. Буква Л говорит о том, что могильный холм относится к Лесной курганной группе, а число — его порядковый номер.
Меч с обоюдоострым клинком, короткой рукоятью с небольшой гардой и массивным навершием. Этот вид оружия появился в Европе во время правления династии Каролингов (VIII-X века), что и дало ему название.
Л-210 — один из самых богатых курганов в Гнёздове. Кроме уже упомянутых меча и копья археологи обнаружили в нём ещё около 2 000 предметов: золотые слитки и монеты, фрагменты конской сбруи, осколки двух стеклянных кубков, серебряные оковки питьевого рога, игральную доску и шашки, украшения, бусы, золотую тесьму, которой обшивали края одежды, и многое другое. Особый интерес у исследователей вызвали три сердоликовые геммы с надписями на арабском языке: «Воля Аллаха» и «Победа принадлежит Аллаху». Возможно, это были вставки в перстни, которые путешественник привёз из Арабского халифата.

Мужские украшения (серебряные молоточки Тора) и оружие говорят о том, что погребённый в кургане воин был скандинавом. Кем ему приходились сожжённые с ним женщины — жёнами, наложницами или рабынями, — понять невозможно. Найденная трапециевидная подвеска намекает, что одна из них могла происходить из кривичей.
Полудрагоценный камень красновато-розового или оранжево-красного цвета.
Цветные камни с вырезанными на них рисунками или надписями.
Тор — бог грома и молний в скандинавской мифологии. Он был вооружён Мьёльниром — боевым молотом с непропорционально короткой рукоятью.
археолог
Сергей каинов
не более чем взгляд со стороны. Изнутри люди воспринимали всё иначе. Когда человек оставался жить в Гнёздове, он становился местным. Из-за этого сам термин «русь» менялся достаточно быстро. В начале X века так называли варягов — гребцов на лодках. Примерно с середины того же столетия слово уже использовали для обозначения элиты, в которую входили и скандинавы, и славяне. А ещё чуть позже Русью стали называть государство в целом.
Деление «это скандинав, а это славянин» —
В другом кургане — Л-13 — также покоится прах мужчины-воина и одной или двух женщин. Посреди кострища археологи обнаружили сломанный пополам и воткнутый в землю каролингский меч, чья рукоять была богато отделана серебром. Кроме того, в погребении находились различные бусы, застывшие капли расплавившихся золотых украшений, серебряные монеты, складные карманные весы и многое другое.

Но, пожалуй, главным сокровищем кургана стал разбитый глиняный сосуд с узким горлышком, похожий на амфору. В таких обычно хранили и перевозили вино. На одном из его черепков виднелось процарапанное каким-то острым предметом слово. Оно оказалось древнейшей кириллической надписью на территории Древней Руси.
Сосуд с надписью из кургана № 13
Существует несколько вариантов прочтения этого слова. По мнению археолога Даниила Авдусина и историка-слависта Михаила Тихомирова, на амфоре написано «гороухща» (сочетание букв «оу» читалось как «у»), а в сосуде хранилась горчица или другая дорогая пряность, например перец.

Археолог Гали Корзухина предположила, что человек, нацарапавший слово на горшке, допустил ошибку и не смог её исправить: лишней может быть как буква «х», так и «щ». Если правильное написание «гороуща», то в амфоре находился некий горючий материал, который использовался для заправки светильников. Надпись «гороуха» же означает, что в сосуде хранили горчичное масло.

Лингвист Роман Якобсон предложил ещё один вариант: «Гороуна» — это славянское имя Гороунъ в родительном падеже. Таким образом, надпись указывала, что сосуд принадлежал некоему Горуну.

Большие сюрпризы преподносят не только большие курганы. Датированное концом 970-х годов погребение Ц-301 размерами совершенно не выделяется: могильный холм всего полметра в высоту — таких в Гнёздове не одна сотня. Под насыпью археологи обнаружили просторную деревянную камеру, а в ней — похороненную в сидячем положении женщину, вероятно, скандинавского происхождения. Рассыпанные по полу бусины, обломки фибул, истлевшее деревянное ведро и глиняная чаша исследователей особо не удивили. Куда больше внимания привлекли остатки льняного и двух шёлковых платьев, которые лежали в берестяном коробе, — изготовленная тысячу лет назад одежда до наших дней сохраняется крайне редко.

Льняное платье было двухцветным: к светлому верху, выполненному из не очень качественной ткани, грубыми стежками пришили синюю юбку. Специалист по археологическому текстилю Ольга Орфинская предположила, что изначально весь наряд был пошит из хорошей материи. Затем верх порвался или износился, и, чтобы не выбрасывать платье целиком, в нём заменили лиф. Возможно, поверх него жительница Гнёздова надевала другую одежду, которая закрывала спину и грудь, но оставляла открытыми рукава и часть юбки.
Оно относится к Центральной курганной группе.
Ткань, скорее всего, окрашивали вайдой — растением из семейства крестоцветных, которое выращивали в Европе ради получения синей краски.
Льняное платье из кургана Ц-301
Заплатка
Полотно юбки
Верхняя передняя часть
Рукав
Полики
Плечевые вставки
Планка
Полоска ткани для обработки краёв застёжки или отделки изделия
Главным нарядом в гардеробе женщины из кургана Ц-301 было, безусловно, длинное платье из красной парчи. На нём вышиты фигуры грифона и летящего в облаках дракона со змеевидным туловищем. Как отмечает Орфинская, китайские мастера с первых веков нашей эры смешивали европейские и азиатские орнаментальные сюжеты при создании шёлковых тканей.
Тяжёлая шёлковая ткань, расшитая позолоченными или серебряными нитями.
Cущество из древнеегипетской и древнегреческой мифологий. У грифона тело льва, а голова и крылья — орлиные.
Прорисовка узкой узорной полосы
Частичная реконструкция узора широкой полосы
А
А
А
А
А
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
А
А
А
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Б
Парчовое платье из кургана Ц-301
И если с местом изготовления ткани всё относительно понятно — специалисты склоняются к мысли, что это действительно Китай, — то сшить платье могли практически где угодно: наряды такого покроя были распространены на огромной территории — от Византии до Восточной Азии. При этом в середине X века парчовое платье стоило невероятно дорого, и купить его могли только очень богатые люди.

Стоит упомянуть ещё одну редкую для Гнёздова находку — огарки свечей и нательный серебряный крестик. Похороненная в кургане Ц-301 женщина приняла христианство как минимум за 10 лет до крещения Руси.
Принято считать, что это произошло в 988 году.
Крестик нательный, Гнёздово, IX—XI века
финал истории гнёздово
К
Киева, тем более что его правитель — князь Игорь —
предпочитал воевать с древлянами и Византией, а не устраивать походы к северным соседям. Но в 945 году Игорь погиб, на престол взошла его жена Ольга, и положение дел начало стремительно меняться.

Буквально с первых лет своего правления киевская княгиня решила установить вертикаль власти в Древней Руси — подчинить себе города и обложить их данью. Тех, кто платить не желал, воины, сопровождавшие Ольгу в её поездках, принуждали «огнём и мечом». По одной из версий, в конце 950-х годов время решать — попасть в зависимость от Киева или попытаться отстоять свободу — наступило и для жителей Гнёздова. По всей видимости, они выбрали второе.

Конфликт с Киевом обошёлся Гнёздову очень дорого: множество людей погибло, а город оказался разграблен и сожжён. Досталось даже могильнику — часть курганов, по словам Сергея Каинова, сровняли с землёй.
середине X века Гнёздово превратилось в достаточно богатое поселение, политически независимое от других городов.
Этой свободе,
казалось, не угрожала даже растущая мощь
финал истории гнёздово
К
политически независимое от других городов. Этой свободе, казалось, не угрожала даже растущая мощь Киева, тем более что его правитель — князь Игорь — предпочитал воевать с древлянами и Византией, а не устраивать походы к северным соседям. Но в 945 году Игорь погиб, на престол взошла его жена Ольга, и положение дел начало стремительно меняться.

Буквально с первых лет своего правления киевская княгиня решила установить вертикаль власти в Древней Руси — подчинить себе города и обложить их данью. Тех, кто платить не желал, воины, сопровождавшие Ольгу в её поездках, принуждали «огнём и мечом». По одной из версий, в конце 950-х годов время решать — попасть в зависимость от Киева или попытаться отстоять свободу — наступило и для жителей Гнёздова. По всей видимости, они выбрали второе.

Конфликт с Киевом обошёлся Гнёздову очень дорого: множество людей погибло, а город оказался разграблен и сожжён. Досталось даже могильнику — часть курганов, по словам Сергея Каинова, сровняли с землёй.
середине X века Гнёздово превратилось в достаточно
богатое поселение,
Киевский князь, сын Рюрика. По некоторым сведениям, правил с 912 по 945 год.
Древнерусская княгиня. Правила Киевской Русью с 945 по 960 год.
Некоторые историки называют более позднюю дату (начало 960-х годов), связывая описываемые события с первыми годами правления князя Святослава, сына Игоря и Ольги.
Существует и другая точка зрения: произошедшее — это противоборство двух групп гнёздовских элит.
археолог
Сергей каинов
символичный акт. Это насильственный разрыв связи с предками. Пока есть могильник, где покоятся останки отца или деда, твои предки охраняют территорию. Когда курган уничтожен, ты теряешь власть. Ты больше не можешь сказать «это моя земля», ведь у тебя тут никто не лежит.
Уничтожение курганов — достаточно
Как ни странно, концом Гнёздова этот военный разгром не стал. Старая элита, которая отказалась подчиняться Киеву, канула в небытие, на смену ей пришли другие, более лояльные и сговорчивые люди. Они довольно быстро подняли город из пепелища, и в следующие десятилетия тот вновь расцвёл.

Однако на пике развития город продержался недолго — в начале XI века Гнёздово перестало существовать.

Когда именно и почему это произошло, учёные сказать пока не могут. Археолог Вероника Мурашёва полагает, что финал города едва ли был мирным. На это, по её словам, указывает большое количество угля в верхней части культурного слоя, а также множество предметов — например, крест-реликварий, — которые вряд ли кто-то случайно потерял.

Менее катастрофичный сценарий предлагает Сергей Каинов.
Распятие, в котором хранили мощи святых.
археолог
Сергей каинов
исчез после конфликта Ярослава Мудрого с его братом Мстиславом. В летописях упоминается, что они разделили Русь по Днепру. Всё, что было на левом берегу, отошло Ярославу. Возможно, он, глядя на Гнёздово, сказал: «Это мы оставляем, а вот там, на Соборном холме, где уже есть небольшое поселение, строим новый город». Новое поселение — это Смоленск. Гнёздовцы переселились туда и стали его развивать. А опустевший старый город сгорел.
У нас есть предположение, что город
Это произошло в 1026 году.
Однажды в интервью Вероника Мурашёва, которая руководит раскопками в Гнёздове, сказала: «Всё время я представляю, как в один прекрасный день жители этого города, подобно птицам, снялись и исчезли в неизвестном направлении».

Возможно, это был бы не самый логичный, но уж точно самый красивый финал истории средневекового Гнёздова.
1 000 лет спустя
И
Даниил Авдусин. С того момента научные работы здесь велись практически ежегодно и приостанавливались лишь однажды — в 1994 году из-за смерти Авдусина.

Следующим руководителем экспедиции стала археолог Тамара Пушкина. Она так же, как и Авдусин, работала в Гнёздове до самой смерти в 2020 году. В наши дни сюда ежегодно приезжают три отряда Смоленской объединённой экспедиции, а также экспедиция Института археологии РАН. Значительная часть тех, кто работает на раскопках сейчас, — ученики Пушкиной.
зучение археологического комплекса продолжается с небольшими перерывами вот уже полтора столетия.
В 1949 году в Гнёздове начала работу
постоянная экспедиция, которую возглавил археолог
1 000 лет спустя
И
вот уже полтора столетия. В 1949 году в Гнёздове начала работу постоянная экспедиция, которую возглавил археолог Даниил Авдусин. С того момента научные работы здесь велись практически ежегодно и приостанавливались лишь однажды — в 1994 году из-за смерти Авдусина.

Следующим руководителем экспедиции стала археолог Тамара Пушкина. Она так же, как и Авдусин, работала в Гнёздове до самой смерти в 2020 году. В наши дни сюда ежегодно приезжают три отряда Смоленской объединённой экспедиции, а также экспедиция Института археологии РАН. Значительная часть тех, кто работает на раскопках сейчас, — ученики Пушкиной.
зучение археологического комплекса продолжается
с небольшими перерывами
археолог
Василий Новиков
у Гнёздова был шанс стать центром какого-нибудь отдельного княжества. Но нам повезло, что так не случилось. Потому что тогда на этом месте стоял бы современный город, как Великий Новгород или Суздаль. И проводить посреди него археологические работы было бы непросто. В Гнёздове от современной поверхности до уровня, куда пришли славяне, скандинавы и другие народы, вас отделяют всего 20−30 см пахотного горизонта.
Если бы не конфликт князя Ярослава с братом,
Но время играет против учёных. Жизнедеятельность человека и природные факторы разрушают культурный слой, уничтожают лежащие в земле бесценные исторические артефакты. Катастрофический ущерб курганам и поселению, по словам Новикова, нанесли и «чёрные копатели», хотя в последние годы ситуация с незаконными раскопками стала заметно лучше.
Вид на Центральное селище, Центральное городище и Центральную курганную группу Гнёздовского археологического комплекса на правом берегу Днепра
Собирать из разрозненных кусочков целостную картину прошлого непросто: сезон полевых работ у археологов очень короткий, рук не хватает, а территория Гнёздовского комплекса огромна. Но, несмотря на все трудности, дело движется. Большим подспорьем для учёных стали современные неинвазивные, то есть без проведения раскопок, методы исследования. Археологи совместно с техническими специалистами активно используют беспилотные системы, лазерные сканеры, приборы для геофизических методов исследования. Это позволяет значительно быстрее изучать территорию и отдельные объекты.

Информацией об археологическом комплексе Гнёздово и результатами своих поисков исследователи делятся на сайте gnezdovo.com. Там можно найти свежие новости с раскопок, фотографии, видеоролики, 3D-модели найденных артефактов и многое другое.
© Информационное агентство ТАСС, 2025

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
В материале использованы изображения из личного архива археолога Василия Новикова, а также фото Государственного исторического музея и Смоленского государственного музея-заповедника.
ТАСС выражает благодарность за помощь в подготовке проекта археологам, кандидатам исторических наук Василию Новикову и Сергею Каинову и реставрационной лаборатории «Археолаб» Петра Бирюкова.
15. Милонов Н., Андреев Н. Раскопки на Гнёздовском городище в 1940 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М. — Л.: Издательство Академии наук СССР, 1945.
16. Моця А. Трупосожжение и трупоположение у славян Среднего Поднепровья: причины смены погребального обряда // Славяне и Русь (на материалах восточнославянских племён и Древней Руси). К.: Наукова думка, 1979.
17. Мурашёва В. Актуальные проблемы исследования Гнёздова // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год / Предпосылки и пути образования древнерусского государства. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2012.
18. Мурашёва В., Каинов С. Викинги. Путь на Восток. М.: Государственный исторический музей, 2020.
19. Орфинская О. Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнёздово // Археология Подмосковья: материалы научного семинара. М., 2014.
20. Орфинская О. Парчовое платье X в. из Гнёздовского некрополя // Археологические вести, 2012.
21. Пушкина Т., Мурашёва В., Ениосова Н. Гнёздовский археологический комплекс // Русь в IX–X веках: археологическая панорама. М. – Вологда: Древности Севера, 2012.
22. Фетисов А. Письменность Гнёздовского археологического комплекса: историографические итоги // Graphosphaera, 2024.
23. Щавелев А., Фетисов А. Элита Сюрнесгарда: к вопросу о социальной стратификации населения Гнёздовского археологического комплекса X — начала XI в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки, 2023.
24. Сайт Объединённой экспедиции на территории Археологического комплекса Гнёздово.
25. Telegram-канал Гнёздово | Археология.
26. Telegram-канал Современная археология.

Источники:

1. Nordberg A. Vertikal placerade vapen I vikingatida graver. Fornvännen. 2002.
2. Авдусин Д., Пушкина Т. Гнёздово в исследованиях Смоленской экспедиции // Вестник Московского университета, 1982.
3. Авдусин Д., Пушкина Т. Три погребальные камеры из Гнёздова // История и культура древнерусского города. М.: Издательство МГУ, 1989.
4. Авдусин Д., Тихомиров М. Древнейшая русская надпись // Вестник Академии наук СССР, 1950.
5. Ениосова Н., Пушкина Т., Мурашёва В. Гнёздово — раннегородской центр Смоленской земли // Вестник Московского университета, 2012.
6. Жарнов Ю. Гнёздовские курганы с остатками трупоположения // Историческая археология: традиции и перспективы. М.: Памятники исторической мысли, 1998.
7. Жарнов Ю. Женские скандинавские погребения в Гнёздове // Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города) / Под ред. Авдусина Д. Издательство Московского университета, 1991.
8. Жарнов Ю. Погребальный обряд в Древней Руси по материалам Гнёздовского некрополя // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1992.
9. Каинов С., Щедрина А. Возвращение к кургану Л-47. Старые гипотезы и новые раскопки // Край Смоленский, 2024.
10. Каинов С. В поисках раннего Гнёздова (раскопки кургана Л-210 в Лесной курганной группе) // Край Смоленский, 2019.
11. Каинов С. Обряд «особого» обращения с клинковым оружием по материалам Гнёздовского некрополя // Вестник Московского университета, 2017.
12. Каинов С. Погребения с предметами вооружения Гнёздовского некрополя // Гнёздовский археологический комплекс: материалы и исследования / Труды Государственного исторического музея. М., 2018.
13. Ластовский Г. Гнёздово и Смоленск в конце IXX вв.: на пути к Смоленскому княжеству // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017.
14. Лявданский А. О раскопках в Гнёздове // Смоленская новь, 1923.
Автор идеи: Мария Белокрыс

Автор: Антон Заритовский

Редактор инфографики: Карина Ершова

Редакторы: Анастасия Нилова, Анастасия Околита

Дизайнеры: Марина Черкасова, Евгения Шабурова, Дарья Ястребова

Иллюстратор: Дарья Ястребова

3D-художник: Дмитрий Смирнов

Бильд-редактор: Анна Мартиросян

Менеджеры проекта: Антон Заритовский, Ксения Пузикова
над проектом работали:
© Информационное агентство ТАСС, 2025

Свидетельство о регистрации СМИ №03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
В материале использованы изображения из личного архива археолога Василия Новикова, а также фото Государственного исторического музея и Смоленского государственного музея-заповедника.
ТАСС выражает благодарность за помощь в подготовке проекта археологам, кандидатам исторических наук Василию Новикову и Сергею Каинову и реставрационной лаборатории «Археолаб» Петра Бирюкова.
Источники:

1. Nordberg A. Vertikal placerade vapen I vikingatida graver. Fornvännen. 2002.
2. Авдусин Д., Пушкина Т. Гнёздово в исследованиях Смоленской экспедиции // Вестник Московского университета, 1982.
3. Авдусин Д., Пушкина Т. Три погребальные камеры из Гнёздова // История и культура древнерусского города. М.: Издательство МГУ, 1989.
4. Авдусин Д., Тихомиров М. Древнейшая русская надпись // Вестник Академии наук СССР, 1950.
5. Ениосова Н., Пушкина Т., Мурашёва В. Гнёздово — раннегородской центр Смоленской земли // Вестник Московского университета, 2012.
6. Жарнов Ю. Гнёздовские курганы с остатками трупоположения // Историческая археология: традиции и перспективы. М.: Памятники исторической мысли, 1998.
7. Жарнов Ю. Женские скандинавские погребения в Гнёздове // Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города) / Под ред. Авдусина Д. Издательство Московского университета, 1991.
8. Жарнов Ю. Погребальный обряд в Древней Руси по материалам Гнёздовского некрополя // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1992.
9. Каинов С., Щедрина А. Возвращение к кургану Л-47. Старые гипотезы и новые раскопки // Край Смоленский, 2024.
10. Каинов С. В поисках раннего Гнёздова (раскопки кургана Л-210 в Лесной курганной группе) // Край Смоленский, 2019.
11. Каинов С. Обряд «особого» обращения с клинковым оружием по материалам Гнёздовского некрополя // Вестник Московского университета, 2017.
12. Каинов С. Погребения с предметами вооружения Гнёздовского некрополя // Гнёздовский археологический комплекс: материалы и исследования / Труды Государственного исторического музея. М., 2018.
13. Ластовский Г. Гнёздово и Смоленск в конце IXX вв.: на пути к Смоленскому княжеству // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017.
14. Лявданский А. О раскопках в Гнёздове // Смоленская новь, 1923.
15. Милонов Н., Андреев Н. Раскопки на Гнёздовском городище в 1940 г. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. М. — Л.: Издательство Академии наук СССР, 1945.
16. Моця А. Трупосожжение и трупоположение у славян Среднего Поднепровья: причины смены погребального обряда // Славяне и Русь (на материалах восточнославянских племён и Древней Руси). К.: Наукова думка, 1979.
17. Мурашёва В. Актуальные проблемы исследования Гнёздова // Древнейшие государства Восточной Европы. 2010 год / Предпосылки и пути образования древнерусского государства. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2012.
18. Мурашёва В., Каинов С. Викинги. Путь на Восток. М.: Государственный исторический музей, 2020.
19. Орфинская О. Льняное платье X века из погребения Ц-301 могильника Гнёздово // Археология Подмосковья: материалы научного семинара. М., 2014.
20. Орфинская О. Парчовое платье X в. из Гнёздовского некрополя // Археологические вести, 2012.
21. Пушкина Т., Мурашёва В., Ениосова Н. Гнёздовский археологический комплекс // Русь в IXX веках: археологическая панорама. М. – Вологда: Древности Севера, 2012.
22. Фетисов А. Письменность Гнёздовского археологического комплекса: историографические итоги // Graphosphaera, 2024.
23. Щавелев А., Фетисов А. Элита Сюрнесгарда: к вопросу о социальной стратификации населения Гнёздовского археологического комплекса X — начала XI в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки, 2023.
24. Сайт Объединённой экспедиции на территории Археологического комплекса Гнёздово.
25. Telegram-канал Гнёздово | Археология.
26. Telegram-канал Современная археология.
Автор идеи: Мария Белокрыс

Автор: Антон Заритовский

Редактор инфографики: Карина Ершова

Редакторы: Анастасия Нилова, Анастасия Околита

Дизайнеры: Марина Черкасова, Евгения Шабурова, Дарья Ястребова

Иллюстратор: Дарья Ястребова

3D-художник: Дмитрий Смирнов

Бильд-редактор: Анна Мартиросян

Менеджеры проекта: Антон Заритовский, Ксения Пузикова
над проектом работали: