background

Природная сила: ветер и водород

Ветроэнергетика — новая для России отрасль. Несколько последних лет российский атом прирастает ветром, увеличивая в стране долю чистой генерации. Для развития ветроэнергетики Росатом создал собственное серийное производство ветроустановок, разработал послепродажные сервисы, компетенции по маркетингу, разработке и продажам. И, конечно, подготовил специалистов. В Росатоме решением этих задач занимается специальный дивизион «НоваВинд».

Работающие ветроэлектростанции (ВЭС) «НоваВинд»

Адыгейская ВЭС

Расположена на границе Шовгеновского и Гиагинского районов Республики Адыгея. Это первый завершенный ветроэнергетический объект Росатома.

В составе ВЭС работают 60 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. Общая площадь ветропарка на период эксплуатации — 60 гектаров. С 1 марта 2020 года Адыгейская ВЭС поставляет электроэнергию и мощность на оптовый рынок.

image
150 МВт
суммарная мощность ВЭС
image
23 млрд
объем инвестиций

Кочубеевская ВЭС

Самая крупная ветроэлектростанция Росатома. Введена в эксплуатацию в декабре 2020 года.

Ветропарк расположен в Ставропольском крае и состоит из 84 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. Общая площадь ветропарка на период эксплуатации — 75 гектаров. С 1 января 2021 года Кочубеевская ВЭС поставляет электроэнергию в единую энергосеть страны.

image
210 МВт
суммарная мощность ВЭС
image
>28 млрд
объем инвестиций

Кармалиновская ВЭС

Расположена в Ставропольском крае. Оснащена оборудованием, полностью произведенным на территории России. Состоит из 24 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. С 1 апреля 2021 года поставляет электроэнергию в единую энергосеть России.

image
60 МВт
суммарная мощность ВЭС
image
>8 млрд
объем инвестиций

Марченковская ВЭС

Расположена в Ростовской области. Оснащена оборудованием, полностью произведенным на территории России. Состоит из 48 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая.

image
120 МВт
суммарная мощность ВЭС
image
>16 млрд
объем инвестиций

Бондаревская ВЭС

Расположена в Ставропольском крае. Оборудование станции полностью произведено в России. Состоит из 48 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. С 1 сентября 2021 года Бондаревская ВЭС поставляет электроэнергию в единую энергосеть России.

image
120 МВт
суммарная мощность ВЭС
image
>16 млрд
объем инвестиций

Медвеженская ВЭС

Построенная в Ставропольском крае ВЭС состоит из 24 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт. С 1 декабря 2021 года поставляет электроэнергию в единую энергосеть России. Оснащена оборудованием, полностью произведенным на территории России.

image
60 МВт
суммарная мощность ВЭС
image
>8 млрд
объем инвестиций
Все важнейшее для ветрогенераторов оборудование, преимущественно ступицы, гондолы, генераторы и системы охлаждения, делают на заводе АО «НоваВинд» в Волгодонске. Завод серийно может выпускать ежегодно до 120 комплектов.

На данный момент Росатом ввел в эксплуатацию 720 МВт ветроэнергетических мощностей. В процессе строительства сейчас находятся Берестовская ВЭС (60 МВт), Кузьминская ВЭС (160 МВт) и Труновская ВЭС (95 МВт) в Ставропольском крае.

До 2027 года «НоваВинд» планирует возвести ветроэлектростанции общей мощностью до 1,7 ГВт (с учетом уже введенных ветропарков). И это не предел, в предстоящие 6-7 лет компания намерена значительно увеличить портфель заказов в России и выйти со своим продуктом на международный ветроэнергетический рынок.

Социально ответственные компании постепенно переходят на электроэнергию, вырабатываемую ВЭС Росатома, заключая прямые договоры на поставку. В рамках программы «Зеленый порт» крупнейшие на юге страны контейнерный и зерновой терминалы «НУТЭП» и «КСК» (входят в группу «Дело») в Новороссийске закупают энергию ветроэлектростанций Росатома.

image
image
до 120 турбин
серийно может выпускать завод в Волгодонске за год
image
720 МВт
ветроэнергетических мощностей введены в эксплуатацию на сентябрь 2022 г
image
image

Водородные проекты Росатома

Относительно новым, но перспективным направлением становится водородная энергетика. Росатом активно развивает целый перечень технологий по производству, хранению, транспортировке и применению низкоуглеродного водорода. Этим термином называют водород, произведенный с минимальными выбросами углекислого газа, который сегодня начинает играть важную роль в решении вопроса глобального потепления климата.

В транспорте водород может использоваться в качестве экологически чистого топлива, в энергетике — для накопления, хранения и транспортировки энергии, а в промышленности — в качестве сырья в технологических процессах преимущественно для достижения целей по декарбонизации.

В зависимости от способа и источника энергии для получения водорода его принято обозначать разными цветами.

Выберите цвет
Голубой водород
Голубой водород производится методом паровой конверсии метана с помощью систем улавливания и хранения углерода.
Зеленый водород
Зеленый водород производят методом электролиза воды, при котором она с помощью электрического тока разлагается на водород и кислород. Используется энергия возобновляемых источников.
Желтый водород
Желтый водород производят методом электролиза воды, при котором она с помощью электрического тока разлагается на водород и кислород. Используется энергия атомных станций.
Голубой водород
Голубой водород производится методом паровой конверсии метана с помощью систем улавливания и хранения углерода.
image
image
image
image

Все три способа сегодня считаются наиболее перспективными с точки зрения достижения климатических целей, и Росатом активно развивает собственные технологии в этой области. Конечно, цветовая классификация является условной, ведь в реальности водород — это бесцветный газ, а экологичность конечного продукта, полученного тем или иным способом, корректнее оценивать по реальным показателям объема выбросов углекислого газа на единицу произведенного водорода.

На востоке и западе России сегодня при участии Росатома развивается несколько пилотных водородных проектов. Один из них планируется реализовать на Сахалине — в первом российском регионе, принявшем стратегию достижения углеродной нейтральности.

Здесь власти региона в сотрудничестве с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и Росатомом планируют реализовать флагманский проект развития водородного кластера, который подразумевает создание завода по производству водорода методом паровой конверсии природного газа с технологиями улавливания и хранения углекислого газа, центра компетенций, водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в самых разных секторах — транспорте и промышленности.

Все это позволит превратить Сахалин в регион с развитой водородной экономикой, который также благодаря своему расположению может стать международным хабом для поставки водорода на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Росатом является непосредственным участником проекта водородного завода на Сахалине, который планируется запустить в 2025 году. Ожидается, что на первых этапах завод будет производить до 35 тысяч тонн водорода, а в 2030 году выйдет на масштабные объемы — уже до 100 тысяч тонн водорода в год, что позволит производить водород на экспорт в азиатские страны.

Другим значимым проектом, реализуемым на территории Сахалинской области, является запуск железнодорожных поездов на водородных топливных элементах. Помимо Росатома, в нем участвуют правительство Сахалинской области, ОАО «РЖД» и АО «Трансмашхолдинг». Росатом отвечает в проекте за поставку водородного топлива и организацию водородной заправочной инфраструктуры.

В числе преимуществ транспорта на водородном топливе — высокая экологичность и энергоэффективность, отсутствие выбросов углекислого газа в атмосферу, быстрая скорость заправки и большой запас хода. Уже в этом году Госкорпорация планирует начать инженерные изыскания на площадке размещения водородного заправочного комплекса в депо Холмска. Всего в рамках проекта на острове планируется запустить семь водородных поездов.

Водород на Сахалине
2024 год
image
30 тысяч тонн
2030 год
image
100 тысяч тонн

В числе преимуществ транспорта на водородном топливе — высокая экологичность и энергоэффективность, отсутствие выбросов углекислого газа в атмосферу, быстрая скорость заправки и большой запас хода. Уже в этом году Госкорпорация планирует начать инженерные изыскания на площадке размещения водородного заправочного комплекса в депо г. Холмска. Всего в рамках проекта на острове планируется запустить семь водородных поездов.

image
image

Ведущие российские и мировые автопроизводители тоже присматриваются к водороду как к топливу. Так, «КАМАЗ» и «ГАЗ» прорабатывают инициативы по выпуску образцов колесной техники на водородных топливных элементах, первая партия которых может быть выпущена в ближайшее время после прохождения сертификации. К этому моменту должны быть готовы и заправочные комплексы, для чего могут быть привлечены ресурсы и технологические решения Росатома.

На Кольском полуострове Росатом работает над проектом по созданию стендового испытательного комплекса по производству водорода производительностью 200 Нм3/час на базе Кольской атомной станции. Здесь будет производиться желтый водород, для которого используется метод электролиза с использованием атомной генерации. На первых этапах мощность комплекса составит 1 МВт.

image
200 нмз/час
производительность испытательного комплекса на базе Кольской АЭС
image
1 МВт
мощность комплекса на базе Кольской АЭС

Водородные технологии Росатома также оказываются востребованными у крупных российских металлургических предприятий, которые планируют снизить промышленные выбросы CO2 и среди прочего рассматривают перспективы производства прямовосстановленного железа, где вместо ископаемого топлива в печах используется низкоуглеродный водород.

С учетом большой вариативности применения водорода для развития низкоуглеродной экономики и существенного запланированного объема мер государственной поддержки этого нового сектора уже в обозримом будущем мы сможем увидеть первые пилотные водородные проекты в действии. Значительная роль в достижении целевых показателей по проектам отводится Росатому как одному из главных драйверов развития водородной энергетики в России.