Работающие ветроэлектростанции (ВЭС) «НоваВинд»
Адыгейская ВЭС
Расположена на границе Шовгеновского и Гиагинского районов Республики Адыгея. Это первый завершенный ветроэнергетический объект Росатома.
В составе ВЭС работают 60 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. Общая площадь ветропарка на период эксплуатации — 60 гектаров. С 1 марта 2020 года Адыгейская ВЭС поставляет электроэнергию и мощность на оптовый рынок.
Кочубеевская ВЭС
Самая крупная ветроэлектростанция Росатома. Введена в эксплуатацию в декабре 2020 года.
Ветропарк расположен в Ставропольском крае и состоит из 84 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. Общая площадь ветропарка на период эксплуатации — 75 гектаров. С 1 января 2021 года Кочубеевская ВЭС поставляет электроэнергию в единую энергосеть страны.
Кармалиновская ВЭС
Расположена в Ставропольском крае. Оснащена оборудованием, полностью произведенным на территории России. Состоит из 24 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. С 1 апреля 2021 года поставляет электроэнергию в единую энергосеть России.
Марченковская ВЭС
Расположена в Ростовской области. Оснащена оборудованием, полностью произведенным на территории России. Состоит из 48 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая.
Бондаревская ВЭС
Расположена в Ставропольском крае. Оборудование станции полностью произведено в России. Состоит из 48 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт каждая. С 1 сентября 2021 года Бондаревская ВЭС поставляет электроэнергию в единую энергосеть России.
Медвеженская ВЭС
Построенная в Ставропольском крае ВЭС состоит из 24 ветроэнергетических установок мощностью 2,5 МВт. С 1 декабря 2021 года поставляет электроэнергию в единую энергосеть России. Оснащена оборудованием, полностью произведенным на территории России.
На данный момент Росатом ввел в эксплуатацию 720 МВт ветроэнергетических мощностей. В процессе строительства сейчас находятся Берестовская ВЭС (60 МВт), Кузьминская ВЭС (160 МВт) и Труновская ВЭС (95 МВт) в Ставропольском крае.
До 2027 года «НоваВинд» планирует возвести ветроэлектростанции общей мощностью до 1,7 ГВт (с учетом уже введенных ветропарков). И это не предел, в предстоящие 6-7 лет компания намерена значительно увеличить портфель заказов в России и выйти со своим продуктом на международный ветроэнергетический рынок.
Социально ответственные компании постепенно переходят на электроэнергию, вырабатываемую ВЭС Росатома, заключая прямые договоры на поставку. В рамках программы «Зеленый порт» крупнейшие на юге страны контейнерный и зерновой терминалы «НУТЭП» и «КСК» (входят в группу «Дело») в Новороссийске закупают энергию ветроэлектростанций Росатома.
Водородные проекты Росатома
В транспорте водород может использоваться в качестве экологически чистого топлива, в энергетике — для накопления, хранения и транспортировки энергии, а в промышленности — в качестве сырья в технологических процессах преимущественно для достижения целей по декарбонизации.
В зависимости от способа и источника энергии для получения водорода его принято обозначать разными цветами.
Все три способа сегодня считаются наиболее перспективными с точки зрения достижения климатических целей, и Росатом активно развивает собственные технологии в этой области. Конечно, цветовая классификация является условной, ведь в реальности водород — это бесцветный газ, а экологичность конечного продукта, полученного тем или иным способом, корректнее оценивать по реальным показателям объема выбросов углекислого газа на единицу произведенного водорода.
На востоке и западе России сегодня при участии Росатома развивается несколько пилотных водородных проектов. Один из них планируется реализовать на Сахалине — в первом российском регионе, принявшем стратегию достижения углеродной нейтральности.
Здесь власти региона в сотрудничестве с Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и Росатомом планируют реализовать флагманский проект развития водородного кластера, который подразумевает создание завода по производству водорода методом паровой конверсии природного газа с технологиями улавливания и хранения углекислого газа, центра компетенций, водородного парка с предприятиями, реализующими проекты в самых разных секторах — транспорте и промышленности.
Все это позволит превратить Сахалин в регион с развитой водородной экономикой, который также благодаря своему расположению может стать международным хабом для поставки водорода на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Другим значимым проектом, реализуемым на территории Сахалинской области, является запуск железнодорожных поездов на водородных топливных элементах. Помимо Росатома, в нем участвуют правительство Сахалинской области, ОАО «РЖД» и АО «Трансмашхолдинг». Росатом отвечает в проекте за поставку водородного топлива и организацию водородной заправочной инфраструктуры.
В числе преимуществ транспорта на водородном топливе — высокая экологичность и энергоэффективность, отсутствие выбросов углекислого газа в атмосферу, быстрая скорость заправки и большой запас хода. Уже в этом году Госкорпорация планирует начать инженерные изыскания на площадке размещения водородного заправочного комплекса в депо Холмска. Всего в рамках проекта на острове планируется запустить семь водородных поездов.
В числе преимуществ транспорта на водородном топливе — высокая экологичность и энергоэффективность, отсутствие выбросов углекислого газа в атмосферу, быстрая скорость заправки и большой запас хода. Уже в этом году Госкорпорация планирует начать инженерные изыскания на площадке размещения водородного заправочного комплекса в депо г. Холмска. Всего в рамках проекта на острове планируется запустить семь водородных поездов.
Ведущие российские и мировые автопроизводители тоже присматриваются к водороду как к топливу. Так, «КАМАЗ» и «ГАЗ» прорабатывают инициативы по выпуску образцов колесной техники на водородных топливных элементах, первая партия которых может быть выпущена в ближайшее время после прохождения сертификации. К этому моменту должны быть готовы и заправочные комплексы, для чего могут быть привлечены ресурсы и технологические решения Росатома.
На Кольском полуострове Росатом работает над проектом по созданию стендового испытательного комплекса по производству водорода производительностью 200 Нм3/час на базе Кольской атомной станции. Здесь будет производиться желтый водород, для которого используется метод электролиза с использованием атомной генерации. На первых этапах мощность комплекса составит 1 МВт.
Водородные технологии Росатома также оказываются востребованными у крупных российских металлургических предприятий, которые планируют снизить промышленные выбросы CO2 и среди прочего рассматривают перспективы производства прямовосстановленного железа, где вместо ископаемого топлива в печах используется низкоуглеродный водород.
С учетом большой вариативности применения водорода для развития низкоуглеродной экономики и существенного запланированного объема мер государственной поддержки этого нового сектора уже в обозримом будущем мы сможем увидеть первые пилотные водородные проекты в действии. Значительная роль в достижении целевых показателей по проектам отводится Росатому как одному из главных драйверов развития водородной энергетики в России.