Идеальный инструмент

Основные этапы человеческого развития связывают с изобретением устройства, кардинально меняющего качество жизни. В своё время паровой двигатель, электричество и интернет уже произвели глобальные изменения в привычном укладе. Сегодня мы являемся свидетелями так называемой четвёртой промышленной революции, которая не просто делает нас сверхпродуктивными благодаря цифровым технологиям, но и может привести к переосмыслению самого понятия «человек разумный». Мы поговорим об искусственном интеллекте (ИИ) и о том, какие вызовы он бросает своему создателю.

Новая технология пока очень настороженно воспринимается обществом. Больше всего люди боятся, что:

ИИ автоматизирует производство, и часть людей останется без работы

«умные» системы и нейросети установят полный контроль над жизнью человека, и не останется никакой приватности

государство и бизнес не будут учитывать социальную, культурную и экономическую обстановку, а станут руководствоваться исключительно финансовой выгодой
Искусственный интеллект — это помощник и друг человека. Не стоит воспринимать его как претендента на ваши рабочие места. В рамках научно-технического прогресса какие-то специальности и профессии исчезают или трансформируются, но работа с данными и автоматизация создают новые рабочие места

Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»

Первая сфера, где ему нашли применение, — это, конечно, обработка данных. За последние 20 лет было сгенерировано такое количество информации, которое уже превышает весь объём созданных человечеством данных в несколько раз. Процесс лавинообразного увеличения контента нашёл отражение в работах писателя-футуролога Станислава Лема и философа Аркадия Урсула и в 1975 году получил название «информационный взрыв». В 2018 году всё человечество создало 33 зеттабайта информации, в 2020-м — уже 64,2. К 2025 году, по прогнозам, мы достигнем отметки в 181 зеттабайт.

InfoGraphic

Очевидно, что человечество не в силах самостоятельно обработать такие объёмы информации, не говоря уже об их дальнейшем использовании. Именно тут и нужен искусственный интеллект. Он может не только изучить имеющуюся информацию, но и предложить решение уже существующих проблем.

Например, один из таких кейсов разбирали участники чемпионата «Цифровой прорыв» в Дагестане — им предстояло создать модель прогнозирования дорожно-транспортных происшествий на основе собранных данных. В перспективе это позволит выявить участки, на которых чаще всего происходят ДТП, и даст возможность устранить негативные факторы до аварии. Несмотря на то что количество происшествий и пострадавших в России последние десять лет снижается, это всё равно очень большие цифры.

InfoGraphic
Photo

Особого внимания заслуживают инициативы в социальной сфере. На хакатоне в Екатеринбурге участникам предстояло решить кейс от отряда «ЛизаАлерт» — создать систему, которая бы описывала фото с поиска пропавших, классифицировала изображения по заданным тегам и осуществляла поиск по фотоархиву. Это позволило бы волонтёрам отряда быстрее и эффективнее проверять и обновлять их базу данных.

В России ежегодно без вести пропадают порядка 200 тыс. человек, из которых около 40 тыс. — дети (по данным МВД). И добровольцы из отряда оказывают неоценимую помощь правоохранительным органам. Для эффективного поиска такого количества людей «ЛизаАлерт» уже использует нейросеть, которая обрабатывает фото с коптера. Конечно, она не стала заменой обученным добровольцам, которые анализируют полученные изображения, но заметно увеличила результативность работы, так как отсеивает 90% фото, на которых нет человека.

InfoGraphic

Распознать проблему и превентивно оказать помощь не менее важно, чем быстро найти решение в запущенной ситуации. Об этом могут рассказать участники хакатона в Екатеринбурге, которые создавали «умную» систему мониторинга для школ. Она должна анализировать видео из учебного заведения и отслеживать состояние учеников. Это поможет педагогам обратить внимание на детей и подростков, которым может потребоваться помощь специалистов. Также с её помощью можно предупредить конфликтные ситуации, выявить изменение настроения учеников и их заинтересованность в том или ином предмете.

Есть страх, что устройства — роботы — следят за нами и будут использовать информацию во вред, но это не роботы, это только помощники. Если же можно это использовать во благо, почему бы этого не сделать

Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей»

Кейсы участников хакатонов
и чемпионатов

Модель прогнозирования ДТП

ЗадачаРазработать модель прогнозирования дорожно-транспортных происшествий на основе накопленных многолетних данных.

ЦельПрименение модели повысит безопасность на дорогах, так как позволит снизить уровень аварий и травматизма.

Созданная модель прогнозирования локализации дорожно-транспортных происшествий на основе накопленных многолетних данных позволит превентивно устранить возможное разрушение дорожного покрытия, вовремя установить дорожные знаки, отремонтировать наиболее аварийные участки.

ПобедительМария Галкина (Нижегородская область)

Описание и система поиска для фотоархива «ЛизаАлерт»

ЗадачаСоздать систему автоматического описания архива и поиска фото/видео файлов различного качества и объема согласно таблице тегов.

ЦельРазработанное решение позволит упростить описание материала, сделать удобным доступ и использование материала в хранилищах, искать необходимые материалы по описанию.

Созданный web-сервис, позволит выполнять поиск изображений в облачном хранилище по набору тегов и визуальным признакам. Также он позволяет добавлять новые изображения в базу и автоматически проставлять соответствующие теги.

ПобедительМуллахметов Ринат, Сурначев Никита,
Юдинских Ярослав (Республика Татарстан)

Анализ эмоционального состояния учащихся

ЗадачаРазработать алгоритм, способный автоматически анализировать эмоциональное состояние учащихся образовательных учреждений на основе потокового видео с камер наблюдения.

ЦельРешение должно определять учащихся, нуждающихся в психологической и/или педагогической помощи, а также в целом проводить общую оценку эмоционального состояния учащихся.

Создана аналитическая система в виде web-сервиса, в который можно загрузить видео с урока, получить информацию об эмоциях учеников и всего класса в течение занятия. С помощью сервиса можно выявлять конфликты и узнать какие предметы интересуют ребенка больше всего.

ПобедительLateDev [Napoleon IT]
Андрей Попов, Владимир Фоменко, Артур Идятов, Иван Рязанов, Виктория Губанова (Челябинская область)