Согласно христианской богословской традиции, икона — любое изображение Бога, святых или сюжета из священной или церковной истории. Но начиная с позднего Средневековья появляется множество картин на религиозную тематику. Поэтому к определяющему признаку иконы — сюжету — добавился и функциональный критерий. То есть если произведение создавалось для религиозных целей — это икона, если для художественных — картина. Икону в обязательном порядке освящают. Кроме того, иконы чаще всего написаны на подготовленных для этого деревянных досках, а картины на холсте.
Для того чтобы лишь по внешним признакам безошибочно определить икону, созданную в Средние века (или позже, но подражая мастерам того времени), можно обратить внимание на следующие признаки:
Предметы искажаются ради композиции, а фигуры святых чаще всего плоские.
Применяется обратная перспектива. Это приём отображения объектов, при котором более далёкие предметы изображаются крупнее тех, что ближе, а точка схода линий на плоскости вынесена на передний план. Этот термин предложил Павел Флоренский.
Палитра иконописца ограничена, и каждый из цветов наделён смыслом.
Нет внешних источников света и тени, а фигуры «светятся» изнутри.
Может использоваться коллажная техника, которая включает в себя в том числе темперные краски, сусальное золото и оклады.
Изображение выведено за рамки — нимб или ступни персонажа могут быть нарисованы на ковчеге иконы.
У иконы обязательно должно быть название. Оно может включать в себя тип иконографического изображения (например, «Спас Нерукотворный»), евангельское событие (например, «Шествие в Иерусалим») или указывать на место, где её создали или обнаружили (например, Владимирская икона Божьей Матери).
Подписи на иконе указывают на изображаемого, а не на автора работы, в отличие от художественной картины. Имена святых могут располагаться как на фоне иконы, так и на самом нимбе.
Иногда образ святого сопровождается дополнительными сюжетами, повествующими о его жизни, — «житийными клеймами». Часто они располагаются по периметру иконы.
Все этапы и места действия могут отображаться одновременно. Если икона показывает события от начала до конца жития конкретного святого, то она называется житийной.
Возраст персонажей неочевиден. Церковью признано, что святые являются святыми всегда, поэтому и изображаются с нимбом даже в младенчестве.
Предметы искажаются ради композиции, а фигуры святых чаще всего плоские.
Применяется обратная перспектива. Это приём отображения объектов, при котором более далёкие предметы изображаются крупнее тех, что ближе, а точка схода линий на плоскости вынесена на передний план. Этот термин предложил Павел Флоренский.
Палитра иконописца ограничена, и каждый из цветов наделён смыслом.
Нет внешних источников света и тени, а фигуры «светятся» изнутри.
Может использоваться коллажная техника, которая включает в себя в том числе темперные краски, сусальное золото и оклады.
Изображение выведено за рамки — нимб или ступни персонажа могут быть нарисованы на ковчеге иконы.
У иконы обязательно должно быть название. Оно может включать в себя тип иконографического изображения (например, «Спас Нерукотворный»), евангельское событие (например, «Шествие в Иерусалим») или указывать на место, где её создали или обнаружили (например, Владимирская икона Божьей Матери).
Подписи на иконе указывают на изображаемого, а не на автора работы, в отличие от художественной картины. Имена святых могут располагаться как на фоне иконы, так и на самом нимбе.
Иногда образ святого сопровождается дополнительными сюжетами, повествующими о его жизни, — «житийными клеймами». Часто они располагаются по периметру иконы.
Все этапы и места действия могут отображаться одновременно. Если икона показывает события от начала до конца жития конкретного святого, то она называется житийной.
Возраст персонажей неочевиден. Церковью признано, что святые являются святыми всегда, поэтому и изображаются с нимбом даже в младенчестве.