Иконопись в России традиционно связывают с именами Феофана Грека и Андрея Рублёва — двумя мастерами, оказавшими значительное влияние на средневековую христианскую живопись. Первый допускался до росписи московских храмов, хотя и был мастером из Византии, а манера второго со временем стала образцом русской иконописи и церковной живописи в целом. Не случайно в 1551 году на Стоглавом соборе иконописцам рекомендовалось ориентироваться в своих работах на греческих мастеров и Андрея Рублёва. Этому предписанию следовали, по разным оценкам, вплоть до XVII века. Когда на Руси книгопечатание приобрело массовый характер и появилась светская живопись на религиозные темы, икона постепенно стала терять роль первостепенного источника знаний о религии. Теперь она воспринималась скорее как иллюстрация истории христианства. В этом иллюстрированном справочнике мы рассмотрим золотое время иконописи на Руси и объясним, как формировался канон и что происходит в художественном мире иконы.

Истоки

Мы привыкли отождествлять икону с православной и католической традициями. Но считается, что формирование основ иконотворчества началось ещё до возникновения христианства. Прототипами первых христианских изображений могли стать фаюмские портреты, которые в греко-римской ритуальной традиции заменяли погребальные маски. А само понятие «икона» происходит от греческого εἰκών, что значит «образ». Изначально это слово описывало любое изображение, независимо от сюжета или материала, из которого изготовлено произведение.

Поскольку в некоторых культурах почитание рукотворных предметов воспринималось как поклонение языческим культам, в новой монотеистической религии к иконе поначалу относились неоднозначно. Только в 787 году на VII Вселенском соборе в Никее был окончательно установлен Догмат об иконопочитании, который объяснил, что это является чествованием не предмета, а того, кто на нём изображён.

Согласно церковному учению, первые сюжеты икон появились ещё при жизни Богородицы и Иисуса Христа. Автор одного из канонических Евангелий и по совместительству художник и врач Лука считается первым иконописцем.

Первые же образы Иисуса церковь считает «нерукотворными», так как они являлись, по сути, отпечатками лика Христа на ткани. Всего их три, на основе одного из них впоследствии сформировался тип икон «Лик Нерукотворный», более известный в православии как «Спас Нерукотворный».

Фрагмент иконы «Лука, пишущий икону Богоматери»
Поволжье. Вторая половина XVI века

Какие события лежат в основе сюжетов икон

Все иконы связаны с жизнеописанием Христа и его матери, последователями его учения и отображением главных канонов Христианского учения.

Ветхий завет
Протоевангельский цикл
Евангельский цикл
Страстной цикл
4713
г. до н.э./
  • Сотворение мира
  • Сотворение Адама
14
г. до н.э./
  • Встреча родителей Богородицы, Иоакима и Анны, у Золотых ворот после явления ангела с вестью о зачатии
  • Зачатие Богородицы (Марии, матери Иисуса)
13
г. до н.э./
  • Рождество Богородицы
10
г. до н.э./
  • Начало жизни Марии в храме и её служения Богу (Введение во храм Богородицы)
1
г. до н.э./
  • Явление Архангела Гавриила к Марии с вестью о рождении Иисуса (Благовещение)
1
г. н.э./
  • Рождество Христово
  • Приход Волхвов
  • Принесение в храм в Иерусалиме младенца Иисуса (Сретение Господне)
29/30
г. н.э./
  • Крещение Иисуса в реке Иордан
33
г. н.э./
  • Молитва Иисуса в Гефсиманском саду (Моление о чаше)
  • Предательство Иуды (Поцелуй Иуды)
  • Распятие Иисуса
  • Снятие с креста
  • Воскресение Иисуса
33
г. н.э./
  • Вознесение Иисуса
33-110
г. н.э./
  • Матфей создаёт Евангелие
  • Марк создаёт Евангелие
  • Лука создаёт Евангелие
  • Иоанн создаёт Евангелие
Конец света
  • Второе пришествие Иисуса
  • Воскресение мёртвых
  • Страшный суд над праведниками и грешниками

Согласно христианской богословской традиции, икона — любое изображение Бога, святых или сюжета из священной или церковной истории. Но начиная с позднего Средневековья появляется множество картин на религиозную тематику. Поэтому к определяющему признаку иконы — сюжету — добавился и функциональный критерий. То есть если произведение создавалось для религиозных целей — это икона, если для художественных — картина. Икону в обязательном порядке освящают. Кроме того, иконы чаще всего написаны на подготовленных для этого деревянных досках, а картины на холсте.

Для того чтобы лишь по внешним признакам безошибочно определить икону, созданную в Средние века (или позже, но подражая мастерам того времени), можно обратить внимание на следующие признаки:

Предметы искажаются ради композиции, а фигуры святых чаще всего плоские.

Применяется обратная перспектива. Это приём отображения объектов, при котором более далёкие предметы изображаются крупнее тех, что ближе, а точка схода линий на плоскости вынесена на передний план. Этот термин предложил Павел Флоренский.

Палитра иконописца ограничена, и каждый из цветов наделён смыслом.

Нет внешних источников света и тени, а фигуры «светятся» изнутри.

Может использоваться коллажная техника, которая включает в себя в том числе темперные краски, сусальное золото и оклады.

Изображение выведено за рамки — нимб или ступни персонажа могут быть нарисованы на ковчеге иконы.

У иконы обязательно должно быть название. Оно может включать в себя тип иконографического изображения (например, «Спас Нерукотворный»), евангельское событие (например, «Шествие в Иерусалим») или указывать на место, где её создали или обнаружили (например, Владимирская икона Божьей Матери).

Подписи на иконе указывают на изображаемого, а не на автора работы, в отличие от художественной картины. Имена святых могут располагаться как на фоне иконы, так и на самом нимбе.

Иногда образ святого сопровождается дополнительными сюжетами, повествующими о его жизни, — «житийными клеймами». Часто они располагаются по периметру иконы.

Все этапы и места действия могут отображаться одновременно. Если икона показывает события от начала до конца жития конкретного святого, то она называется житийной.

Возраст персонажей неочевиден. Церковью признано, что святые являются святыми всегда, поэтому и изображаются с нимбом даже в младенчестве.

Алексий митрополит с житием
Москва. 1480-е годы.

Предметы искажаются ради композиции, а фигуры святых чаще всего плоские.

Применяется обратная перспектива. Это приём отображения объектов, при котором более далёкие предметы изображаются крупнее тех, что ближе, а точка схода линий на плоскости вынесена на передний план. Этот термин предложил Павел Флоренский.

Палитра иконописца ограничена, и каждый из цветов наделён смыслом.

Нет внешних источников света и тени, а фигуры «светятся» изнутри.

Может использоваться коллажная техника, которая включает в себя в том числе темперные краски, сусальное золото и оклады.

Изображение выведено за рамки — нимб или ступни персонажа могут быть нарисованы на ковчеге иконы.

У иконы обязательно должно быть название. Оно может включать в себя тип иконографического изображения (например, «Спас Нерукотворный»), евангельское событие (например, «Шествие в Иерусалим») или указывать на место, где её создали или обнаружили (например, Владимирская икона Божьей Матери).

Подписи на иконе указывают на изображаемого, а не на автора работы, в отличие от художественной картины. Имена святых могут располагаться как на фоне иконы, так и на самом нимбе.

Иногда образ святого сопровождается дополнительными сюжетами, повествующими о его жизни, — «житийными клеймами». Часто они располагаются по периметру иконы.

Все этапы и места действия могут отображаться одновременно. Если икона показывает события от начала до конца жития конкретного святого, то она называется житийной.

Возраст персонажей неочевиден. Церковью признано, что святые являются святыми всегда, поэтому и изображаются с нимбом даже в младенчестве.

При работе иконописцы опирались не только на существующие иконы, но и на одобренные церковью источники:

  • словари для изографов (так в старину называли иконописцев) — собрание схематичных сюжетов и элементов иконы;
  • прорись — полный контурный эскиз иконы, сборник таких прорисей называют иконописным подлинником;
  • различные исторические и богословские источники.

Над созданием каждой иконы трудились множество мастеров. Левкащик грунтовал поверхность доски, знаменщик отвечал за самый важный этап — создавал рисунок будущей иконы и наносил его на левкас, позолотчик добавлял сусальное золото, доличник рисовал одежду и фон, а личник изображал лики и открытые части тела святых. Но опытный художник мог совмещать все эти специализации.

«Подлинник иконописный»
С.Т. Большаков, А.И. Успенский
Самыми ценными специалистами в ремесле иконописи были знаменщики. В Москве в XVII веке было всего пять человек, обладавших нужной квалификацией.

Требования к иконописцам касались не только их художественных навыков, но и их нравственных черт. На том самом Стоглавом соборе 1551 года постановили, что «...подобает быти живописцу смирёну, кротку, благоговейну, непразднословцу, несмехотворцу, несварливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы».

Все вышеперечисленные правила являются догмами христианской церкви, а способы их изображения являются традицией, каноном. Но важно подчеркнуть, что сама по себе икона не являлась оберегом и не делалась с целью вместить в себя часть той чудодейственной силы, которую приписывают тому или иному святому. Икона должна была служить лишь напоминанием об изображаемом персонаже, к которому и надо было обращаться во время молитвы.

Спас Вседержитель, из Деисусного
(«Звенигородского») чина. Андрей Рублёв
Начало XV века

Герои

Иконы с одним святым большинству из нас привычны и знакомы, но сложные по композиции полотна вроде «Страшного суда» или «О Тебе радуется» могут сбить с толку. Как в таком случае узнать, кто изображён и что происходит?

Прежде всего следует найти главного героя композиции. Самым важным и узнаваемым персонажем икон является Иисус Христос. Если вы сомневаетесь, что перед вами именно он, так как множество святых на иконах изображались по «образу и подобию» Христа, то обратите внимание на следующие детали:

  • буквы IC и XC (греч. Ἰησοῦς Χριστός) — сокращённое написание имени Иисуса Христа);
  • крест, вписанный в нимб; на нём также могут быть три греческие буквы OωN (или греч. ὁ ὤν — «Сущий») из фразы книги Исход «Я есмь Сущий»;
  • хитон вишнёвого цвета, чаще всего синий гиматий и клав, нашитый на хитон; правая рука (если видна) сложена в каком-либо жесте.

Андрей Рублёв в изображении Бога вышел за рамки образа ветхозаветного демиурга. На его иконах Иисус представал в виде ангела, как на «Троице», или и вовсе человека. С этого момента русская иконопись отошла от византийского канона.

Христос Вседержитель, из деисусного чина
Первая половина XV века
Более 150 различных имён, титулов и выражений в Библии относятся к Иисусу Христу: Альфа и Омега, Истинная Виноградная Лоза, Имеющий ключ Давидов, Дверь, Плотник и др. Все они подчёркивают многогранность Его личности и миссии.

Сюжетов икон с родоначальником христианства великое множество. Но самые распространённые — это:

  • Спас Нерукотворный (от греч. ἀχειροποίητος — «не руками сделанный»), Спас на убрусе, Мандилион (Μανδήλιον от лат. mantele — «полотенце») — особый тип изображения Христа, где виден только его лик;
  • Спас Вседержитель (или Пантократор от греч. παντοκράτωρ — «всевластный») — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. Может изображаться в полный рост, сидя на троне, по пояс или погрудно. В левой руке — свиток или Евангелие, правая сложена в благославляющем жесте. Одна из разновидностей сюжета — Спас в силах — Христос на троне в окружении ангелов;
  • Спас Еммануил (от др.‑евр. עִמָּנוּאֵל‎ — «с нами Бог») — иконографический тип, представляющий Христа в детстве и отрочестве. Относится как к самостоятельным образам, так и к изображению Богоматери с Младенцем, Отечества и т. д.

К редким сюжетам можно отнести изображения Христа в облике старца, архангела с крыльями и даже пастуха, окружённого стадом или с овцой на плечах.

Спас Нерукотворный
Конец XIII — начало XIV века
Спас в силах. Андрей Рублёв и Даниил
Чёрный c помощниками
Москва. 1408 год
Спас Эммануил с ангелами
Владимир, Последняя четверть XII века

Вторым по значимости образом в иконографии является изображение Богородицы. Её можно узнать по следующим признакам:

  • буквы MP и ѲY (греч. Μήτηρ Θεοῦ — «Матерь Бога»);
  • младенец на руках (но его может и не быть);
  • туника и мафорий — обычно синего и пурпурного цветов соответственно;
  • чаще всего изображается с тремя звёздами (одна на лбу и две — на плечах). Звёзды — это символ тройного девства Божьей Матери: во время беременности, в процессе родов и после них она по‑прежнему является девой. Это одно из основных положений христианства.
Богоматерь Феодоровская. Царские изографы.
Около 1630 года

Существует более 800 различных наименований икон Богородицы. Самыми же распространёнными сюжетами являются:

  • Оранта (от лат. oranta — «молящая») — Богородица без Младенца с поднятыми в молении руками;
  • Одигитрия (от греч. ὁδηγήτρια: ὁδός («путь») и ἡγέομαι («указывать») — произошло от названия константинопольского храма Одегон, в котором находилась эта икона. На ней Богородица держит Младенца на левой руке, правая протянута к нему в молитвенном обращении;
  • Елеуса, или Умиление (от греч. ἐλεοῦσα — «милующая»), — Богородица прижимает Младенца Христа к своей щеке. Может изображаться сидящей, в полный рост или по пояс. Младенец может располагаться как на правой руке, так и на левой. В одном из вариантов Богородица играет с Младенцем, а Тот рукой касается её щеки.

К редким иконографическим изводам можно отнести изображения Богоматери со свитком в руках в молении Богу, её с Младенцем в большой чаше или держащую Младенца перед собой на руках.

Богоматерь Одигитрия. Дионисий
1482 год
Богоматерь Владимирская.
Престол с орудиями страстей.
Двусторонняя икона
Первая треть XII века, оборот —
начало XV века
Фрагмент иконы «Вознесение»
Новгород. Конец XV — начало XVI века

Важными героями иконописи являются ангелы (от др.‑греч. ἄγγελος — «посланник, вестник»). Они могут быть главными (как, например в «Троице») или второстепенными персонажами иконы. Они могут сообщать или исполнять Божью волю (например в «Благовещении») или, будучи низверженными с небес, и вовсе выступать врагами Всевышнего (например в «Страшном суде»). На иконах они могут изображаться:

  • без бороды и усов;
  • чаще всего с нимбом и крыльями;
  • одетыми в светлые струящиеся одежды;
  • с лентой, декорированной камнями или орнаментом, украшающей голову или одеяние ангела;
  • с жезлом, шаром, кадилом, трубой, рипидой, хоругвью, ветвями в руках. Нередко у ангелов можно увидеть оружие, например мечи и пики.
Поклонение Кресту. Спас Нерукотворный. Двусторонняя выносная икона
Конец XII — начало XIII вв., оборот ‑ последняя четверть XII в.
Согласно Книге пророка Даниила и Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсису), ангелов — «тьма тем», то есть миллиарды. Так как ангелы бессмертны, их число не уменьшается.

Самыми узнаваемыми и почитаемыми ангелами, а точнее, архангелами являются Михаил и Гавриил. Это посланники Бога, которые выполняют наиболее важные Его задания. Михаил — «вождь воинства Господня» и главный в борьбе с дьяволом — может изображаться в доспехах, с мечом и щитом. Гавриил же приносит добрые вести, например о рождении Иисуса и Иоанна Предтечи, который впоследствии крестил Христа.

Но на иконах можно встретить ангелов, которые выглядят совершенно иначе. Скажем, ветхозаветные серафимы и херувимы изображаются со множеством ликов и крыльев или вовсе в виде колец с глазами и крыльями.

В некоторых случаях иконописец может окружить героя иконы миндалевидным сиянием — мандорлой. Это сложный для трактовки символ, который означает и Божий свет, и круг славы, и единение земли и неба, и концентрацию на себе всей иконы как центральном элементе. Нам лишь стоит помнить, что это сияние указывает на главную фигуру на иконе.

«Успение Богоматери». Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном
1663 год

Пространство

Икона может рассказывать историю святого или иллюстрировать значимое библейское событие. Фон для иконописца становится важным атрибутом повествования, который для светских художников может служить лишь декорацией. При этом в пространстве иконы нет привычного для классической живописи объёма, как нет ночи и тени, ведь Бог — это непрерывный источник света. В этом разница между миром реальным (дольним) и миром божественным (горним).

В христианской традиции история мира делится на эпохи Ветхого и Нового Завета. До сотворения мира не было времени, это сотворённый Богом конструкт и к самому Богу неприменим. Иконографическое же время ограничено лишь логикой изображаемого сюжета, причём все события происходят как бы одновременно: условно, на одной иконе мы можем видеть сцены из детства святого, его странствия, чудеса и беды, и даже сцену его смерти. Всё это как бы сосуществует в рамках одного иконографического повествования. При этом время в мире иконы ограничено — от четвёртого из шести дней Творения и до конца света, когда мёртвые воскреснут.

Страшный суд
Новгород. Третья четверть XV века
На иконах «Страшного суда» ангелы сворачивают небо со светилами буквально как ковёр. Это иллюстрация того, что время материально, конечно и перестанет существовать, так же как и началось, — по воле Бога.

Святые на иконах олицетворяют Вечную Жизнь, поэтому нам показывают не момент в истории, а сразу всё событие целиком, даже если его начало и конец сильно разнесены во времени и пространстве. Например, на иконе «Преображение» изображается подъём Господа с учениками на гору Фавор неподалеку от Назарета, само чудо Преображения и сход с горы одновременно.

Преображение. Школа Феофана Грека
Москва. Около 1403 года

Младенцы на иконах выглядят будто маленькие взрослые, а нимбы у святых присутствуют в любом возрасте, вне зависимости от того, когда они канонизированы. На иконах, где Иисус ещё ребёнок, Богородица уже выглядит печальной, так как знает о том, что в будущем её сына ждёт казнь (за исключением Богородицы Вифлеемской — она радуется рождению Христа и традиционно изображается с улыбкой на лице).

Фрагмент иконы «Благовещение»
(«Благовещение Устюжское»)
Первая треть XII века

Концепция вневременного повествования в полной мере отражена на иконе «Рождество Христово». На ней собраны все ключевые события: путеводная Звезда указывает путь Волхвам, Ангел Господень сообщает радостную Весть пастухам, и происходит Омовение Новорождённого Младенца. Но главное изображено в центре иконы: на фоне тёмной пещеры лежит новорождённый Иисус, и ровно так же он будет лежать при Погребении после смерти в земном обличии. Все составляющие этой композиции имеют двойной смысл: пелены младенца напоминают плащаницу, в которую завернут тело Христа после смерти, ясли визуально отсылают нас ко гробу Господню. Ангел у края пещеры может трактоваться одновременно и как вестник Рождества, и как вестник Воскресения.

Рождество Христово с избранными святыми: Евдокия, Иоанн
Лествичник и Ульяна
Новгород. Первая половина XV века

Для того чтобы понять, что на иконе изображено важное событие, а не просто несколько святых, нужно обратить внимание на расположение фигур. В иконописи есть несколько композиционных формул, которые могут рассказать о происходящем.

Диалог — он чаще всего показывает передачу Благой Вести, поэтому фигуры обращены друг к другу.

Благовещение
Москва. 1408 год

Явление — зрителю показывают явление святого, который олицетворяет собой образец для подражания. Именно он — объект молитвы и почитания. Данный сюжет лежит в основе большинства иконографий.

Троица. Андрей Рублев.
Москва. Около 1411 года

Сцена трапезы и общения с Богом символически воспроизводит алтарное пространство храма и литургию. Зачастую этот сюжет имеет круговую композицию.

Тайная вечеря. Ростово-Суздальская школа.
Первая половина XVI века

Шествие — символизирует путь страждущих в Царствие Небесное.

Вход в Иерусалим
Пётр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский.
Двусторонняя икона‑таблетка
Новгород. Конец XV — начало XVI века

Эти композиционные приёмы использовались в чистом или смешанном виде ещё начиная со Средних веков. Кроме того, иконографический сюжет может быть представлен в формате клейм. Напомним, клейма благодаря своей многосоставной композиции позволяют обогатить рассказ о святом сценами из его жития или окружить его образами других библейских персонажей. В центре такой иконы находится главный герой, а дополнительные сюжеты предлагается «читать» в маленьких «окошках» — слева направо и сверху вниз.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Ипатий Гангрский с житием
Первая половина XV века

Пространство на иконе, в отличие от времени, не знает ограничений. Это хорошо заметно на пейзажах: нам могут показать сразу все эпизоды события, которые могли происходить в разное время и в разных местах, ведь мир иконы не подчиняется законам земного бытия, а многое, что изображено на иконе, имеет двойной смысл.

Изображение дома или храма может обозначать саму Церковь или напоминать о доме Бога — отца Иисуса; если отсутствует передняя стена, автор даёт понять, что действие происходит внутри.

Покров
Первая половина XV века

Лестница символизирует стремление к Богу, а пещера часто служит аллегорией преисподней. Гора говорит о духовно-нравственном восхождении героя.

Одно дерево может напоминать о Древе Жизни из Рая, пары деревьев достаточно, чтобы намекнуть зрителю, что действие происходит в лесу или саду.

Снятие со Креста
Каргополь. Конец XV — начало XVI века

Глядя на икону Страшного суда, можно безошибочно определить праведников и грешников: они будут по правую и левую руки Христа соответственно. Это связано с верой в то, что левая сторона — бесовская, а правая — божественная. Именно поэтому мы крестимся справа налево — это символизирует победу над дьяволом.

Страшный суд
Новгород. Третья четверть XV века

Как мы видим, на иконе нет второстепенных или неважных деталей, но есть иерархичность, которая важна в Царстве Божьем, и показана она за счёт размеров. То есть чем крупнее фигура, тем большее значение она имеет — так, Георгий Победоносец значительно превосходит в размерах своего заклятого врага Змия.

Изображение на иконе призвано напомнить зрителю о библейском событии, но оно не претендует на историческую достоверность. Именно поэтому мы можем встретить на одном полотне персон, которых в каком‑то месте и времени не могло быть — события Божественной Истории носят вневременной характер.

Чудо Георгия о Змие
XVI век

Детали

Поскольку икона часто рассказывает сложносочинённую историю, совмещая в одном пространстве разные времена и героев, изображение обычно насыщено деталями. Самыми заметными из них являются надписи. Их не всегда можно прочесть с первого раза, так как они могут быть на греческом или церковнославянском языке и в сокращённой форме, о чём говорит знак титла (волнообразной линии) над буквами. О теонимограммах, по которым можно опознать Иисуса или Богородицу, мы писали выше. Какие ещё надписи можно встретить на иконе?

  • агионимы
  • наименования событий;
  • тексты на свитках или в книгах;
  • тексты в клеймах иконы;
  • тексты на полях иконы или включённые в композицию;
  • надписи на обороте доски, относящиеся к описанию иконы;
  • тексты, обращенные к святому покровителю владельца или автора иконы.

Помимо этого, на иконе бывают и декоративные тексты. Например, на свитках, изображённых на иконе, можно иной раз обнаружить отрывки из Священного Писания с наставлениями верующему — прямого отношения к происходящему они не имеют.

София премудрость Божия
XVI век
Святитель Алексий Митрополит Московский
Середина XVII в.

Икону от других живописных произведений отличает и характерная цветовая палитра, хоть и весьма ограниченная. Цветовые решения первых иконописцев обуславливались тем, что краски создавались из натуральных ингредиентов, были дорогими и крайне сложными в производстве. Уже позднее те оттенки, которые они использовали, стали каноническими и приобрели символическое значение.

Воскресение — Сошествие во ад
Вторая половина XIV века
Серый цвет не используется в иконописи, так как он получается из соединения  черного и белого (зла и добра) и означает неясность и пустоту. Это недопустимо в божественном мире иконы.

В иконе нет явных источников света. Даже Бог, который по логике освещает своим присутствием мир иконы, не выбивается из цветовой палитры и не источает света сам по себе. Нужную выразительность фигурам придают:

  • фон, часто золотой, символизирует божественную благодать, которая наполняет мир;
  • пробелы и оживки — высветление изображения, создание бликов для придания объёма;
  • ассист — техника выделения одежды, волос и предметов тонкими лучами и бликами из золота, серебра или белил. Символизирует присутствие божественного света
Спас в силах
XV век

Ещё одной важной подсказкой на иконах служат предметы, которые могут быть у изображённой персоны в руках. Как правило, многочисленные мученики и святые изображаются с чем-то, что может рассказать об их заслугах перед Церковью.

Небольшие макеты храмов — обычно в руках у тех, кто эти храмы основал или был в числе главных их благотворителей.

Оружие — мечи, щиты, копья и броня указывают на то, что их обладатель — ангел либо воин‑мученик, который был убит за свою веру.

Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием
Вторая половина XVII века

Оружие — мечи, щиты, копья и броня указывают на то, что их обладатель — ангел либо воин‑мученик, который был убит за свою веру.

Архангел Михаил, попирающий сатану. Симон Ушаков
1674 год

Крест в руках — говорит о мученическом подвиге и напоминает о крестных страданиях Иисуса Христа. Также указывает на просветительские труды изображённых святых.

Книга или свиток — вкладывается в руки тех, кто при жизни проповедовал Слово Божие. На свитках могут быть изречения святых или цитаты из Священного Писания.

Богоматерь Знамение с избранными святыми 
Илья Пророк, Николай Чудотворец и Анастасия
Новгород. Начало XV века

Иконы говорят о том, что перед нами прославленный иконописец.

Орудия крестных мук Христа или пыток (крест, копьё, губка с уксусом, которую поднесли распятому Иисусу для утоления жажды, и др.) указывают на мученический подвиг.

Фрагмент иконы «Лука, пишущий икону Богоматери»
Поволжье. Вторая половина XVI века

Орудия крестных мук Христа или пыток (крест, копьё, губка с уксусом, которую поднесли распятому Иисусу для утоления жажды, и др.) указывают на мученический подвиг.

Престол и орудия страстей. Богоматерь Владимирская. Двусторонняя икона
Москва. 1410‑е годы, оборот —
первая треть XII века

Сосуд — скорее всего, для мира или елея, чаще всего находится в руках у жён‑мироносиц, которые пришли умаслить тело Христа после его смерти.

Ларец с лекарством и ложечка — символ целителей.

Фрагмент иконы «Жёны‑мироносицы у Гроба Господня»
Новгород. Около 1475 года

Ларец с лекарством и ложечка — символ целителей.

Фрагмент иконы «Косма, Дамиан, Иаков 
Перский»
Новгород. Конец XV ‑ начало XVI века

Стиль — атрибут евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.

Труба — обычно можно обнаружить в руках ангелов, которые возвещают волю Бога или предупреждение, например во время Страшного суда.

Фрагмент иконы «Иоанн Богослов
на острове Патмосе, с житием»
Москва. Начало XVI века

Труба — обычно можно обнаружить в руках ангелов, которые возвещают волю Бога или предупреждение, например во время Страшного суда.

Фрагмент иконы «Страшный суд»
Новгород. Третья четверть XV века

Жесты рук у изображённых святых дополняют или усиливают посыл иконы.

Благословляющая Десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) — это благословение именем Господним; сложенные вместе большой, указательный и средний пальцы (троеперстие) — благословение именем Святой Троицы. С этим жестом изображается сам Иисус либо святой, который при жизни был священником и мог благословлять.

Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с открытой ладонью. Это значит, что в человеке нет лукавства и тайной злой мысли.

Спас Вседержитель
Тверь. Первая половина XIV века

Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с открытой ладонью. Это значит, что в человеке нет лукавства и тайной злой мысли.

Фрагмент иконы «Косма, Дамиан, Иаков 
Перский»
Новгород. Конец XV — начало XVI века

Две ладони, раскрытые на груди могут означать готовность принять дар Бога (благодать) или молитвенное обращение к нему

Рука, приложенная к сердцу значит, что святой отмечен за свои искренние молитвы, которые он совершал не по необходимости, а от любви и всего сердца.

Фрагмент иконы «Положение во гроб»
Русский Север. Конец XV века

Рука, приложенная к сердцу значит, что святой отмечен за свои искренние молитвы, которые он совершал не по необходимости, а от любви и всего сердца.

Фрагмент иконы «Деисус»
Новгород. Конец XV — начало XVI века

Рука, поднятая вверх, — призыв к покаянию.

Две руки, поднятые вверх, — усиленная и непрестанная молитва с прошением Богу.

Святитель Николай Чудотворец (Никола 
Зарайский)
XV в.

Две руки, поднятые вверх, — усиленная и непрестанная молитва с прошением Богу.

Богоматерь Воплощение (“Богоматерь 
Великая Панагия”)
Около 1224 года

Руки, поднятые вперёд, — мольба или прошение. Довольно редкое положение рук на иконах у святых, которые обычно изображаются с благословляющими жестами.

Это лишь немногое, что можно узнать, рассматривая древние образцы православного искусства. Чтобы в полной мере понять икону не достаточно беглого осмотра композиции. Необходимо учитывать исторический контекст сюжетов, церковное толкование, скрытый символизм и многое другое. Иконопись представляет собой одну из старейших форм художественного высказывания, целью которого было показать и дать почувствовать зрителю присутствие в мире святости и духовности. Может показаться, что икона вообще не подчиняется рациональным критериям светского искусства. Тем не менее, именно в этой традиции находили свое вдохновение творцы и художники разных эпох и направлений, среди которых и Рафаэль Санти, и Казимир Малевич, и Анри Матисс.

Богоматерь
Псков. Первая половина XV века

Это лишь немногое, что можно узнать, рассматривая древние образцы православного искусства. Чтобы в полной мере понять икону не достаточно беглого осмотра композиции. Необходимо учитывать исторический контекст сюжетов, церковное толкование, скрытый символизм и многое другое. Иконопись представляет собой одну из старейших форм художественного высказывания, целью которого было показать и дать почувствовать зрителю присутствие в мире святости и духовности. Может показаться, что икона вообще не подчиняется рациональным критериям светского искусства. Тем не менее, именно в этой традиции находили свое вдохновение творцы и художники разных эпох и направлений, среди которых и Рафаэль Санти, и Казимир Малевич, и Анри Матисс.