назад

Харальд Грюбель
Исполнительный директор стартапа «АТОМ»

«Наша целевая аудитория — поколение водителей, рожденных со смартфоном в руках»

За последние полтора года российские потребители узнали много новых автомобильных марок. Почти все бренды — китайского происхождения. На этом фоне особенно высок интерес к моделям, разрабатываемым в России. Одним из самых перспективных сегодня представляется проект электромобиля «АТОМ». Харальд Грюбель, исполнительный директор стартапа, рассказал, чем, кроме экологичности, привлекательны электромобили и какую роль в машинах будущего занимает операционная система и приложения к ней.
— Если вы посмотрите российскую статистику продаж легковых автомобилей, то увидите, что наибольшей популярностью пользуются недорогие машины с простыми атмосферными двигателями внутреннего сгорания. Вы точно уверены, что массовому покупателю в России нужен электромобиль? Будет ли он экономически привлекателен? Или вы рассчитываете на экологическое сознание потребителей?

— Надо смотреть вперед. Да, сегодня в России основу легкового парка составляют недорогие машины с простыми бензиновыми двигателями, но рынок меняется на глазах. Нулевой уровень выбросов электромобилей — важный аспект для многих потребителей, особенно в больших городах, где вопросы экологии стоят довольно остро. Но одной экологичностью дело не ограничивается. Владение электромобилем экономически выгодно. Зарядка электромобилей обходится существенно дешевле, чем заправка классических машин жидким топливом. Объем работ по техническому обслуживанию у электромобилей многократно меньше, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В целом можно говорить о том, что эксплуатационные расходы на электромобиль втрое ниже. И это не говоря про преференции, предусмотренные в отдельных регионах России для владельцев электромобилей, бесплатную парковку и льготный транспортный налог. Так что тенденции вполне очевидны.

— Про какие технические характеристики «АТОМа» сегодня можно говорить более или менее уверенно?

— «АТОМ» — пятиместный автомобиль длиной около четырех метров. Прежде всего городской, но с достаточно большим дорожным просветом — 170 мм, что дает возможность съезжать с асфальта. Максимальная скорость — 170 км/ч, разгон с места до 100 км/ч — в пределах восьми секунд. Батарея емкостью 77 кВт·ч обеспечивает запас хода до 500 км. При использовании быстрой зарядной станции постоянного тока за восемь минут можно пополнить батарею энергией, которой хватит на 100 км пути. Все очень практично.

— Что значат цифровые технологии для «АТОМа»? По поводу чего покупатели должны сказать: «Вот он, настоящий автомобиль будущего»?

— Мы собрали очень сильных специалистов в области ИТ и понимаем, как сделать продукт не просто на уровне лидеров отрасли, а даже лучше, чем у них. На ветровом стекле, в поле зрения водителя, будет находиться дисплей дополненной реальности, облегчающий управление машиной. Уже на этапе проектирования мы разрабатываем различные цифровые профили, которые станут адаптировать автомобиль под конкретную роль: семейной машины, автомобиля такси, доставки или каршеринга. Со временем сторонние разработчики смогут писать свои профили. Появятся сотни и тысячи оболочек, учитывающих интересы самых разных пользователей.

— Каким вы видите типичного покупателя автомобиля «АТОМ» в России?

— Наша целевая аудитория — поколение водителей, рожденных со смартфоном в руках. Это активные сторонники сервисов новой городской мобильности: владению автомобилем они часто предпочитают каршеринг, лишней поездке в магазин — доставку товара до ближайшего пункта выдачи заказов. Мы создаем электромобиль, который станет отвечать запросам этого поколения пользователей: обеспечит уровень взаимодействия человека и машины, который они пока не могут найти в других продуктах.

— «АТОМ» — автомобиль со сложным в управлении на скользкой дороге задним приводом. В России большие расстояния и непростой климат. Что вы отвечаете скептикам?

— Задний привод — вовсе не случайное решение. Благодаря ему автомобиль имеет стильные короткие свесы, просторный салон, оптимальное распределение массы по осям. Количество дорогостоящих высоковольтных проводов сведено к минимуму. Радиус разворота — меньше, чем у такой же машины с передним приводом, а маневренность — важное достоинство городской машины. Кстати, мотор у «АТОМа» тоже расположен сзади, но поскольку электродвигатель намного компактнее двигателя внутреннего сгорания и находится под полом, осталось место для полноценного багажника.

С управляемостью ситуация интереснее: в обычных условиях, когда за безопасностью следят различные электронные ассистенты, для среднего водителя нет существенной разницы, передний привод на автомобиле или задний. Но тот, кто понимает толк в управлении машиной, сможет задействовать отдельную настройку для опытных пользователей и ощутить, что «АТОМ» — машина для настоящих ценителей.

— Насколько сегодня готова российская инфраструктура для использования электромобилей?

— Инфраструктура активно развивается, причем как усилиями государства, так и силами частного бизнеса, который видит для себя в этой сфере определенные экономические перспективы.

Мы понимаем, что электромобили могут стать по-настоящему популярны только в случае, когда проблем, связанных с их эксплуатацией, будет минимум. Например, чтобы пользователь не ломал голову, где пополнить заряд батареи, а мог сделать это в тех местах, где часто оставляет машину — у офиса, дома, на парковке торгового центра.

Команда «АТОМа» находится в постоянном диалоге со всеми заинтересованными сторонами, высказывает свою точку зрения — каким образом должна развиваться инфраструктура, чтобы соответствовать неизбежному увеличению спроса на электромобили.

— Вы отвечаете за техническую сторону проекта, и вы — немец. Дизайн «АТОМа» разработали итальянцы. Часть технических решений будет взята в Китае. Уместно ли называть «АТОМ» российским электромобилем?

— Принадлежность продукта к стране зависит от того, где появилась идея, где формируется концепция, где возникают ключевые технологии, в нашем случае — софтверные. Все автопроизводители привлекают специалистов из других стран, это нормальная практика. Если компания делает свой автомобиль в Калифорнии, получается американский автомобиль. Мы делаем свой электромобиль в Набережных Челнах — он будет российским.

— В этом году вы показали выдающийся прототип автомобиля «АТОМ»: кузов без средней стойки с распашными дверями, рулевое управление по проводам, вместо кнопок и приборов используется дисплей. Очень смело даже по мировым меркам. Вы рассчитываете, что это все будет запущено в серию?

— В мае 2023 года мы показали функциональный образец электромобиля «АТОМ» и надеемся, что наше видение будущего воплотится в реальность и станет доступным покупателям в 2025 году.

— «АТОМ» построен на онлайн-технологиях. Это делает его более удобным для потребителей — необходимые обновления и даже целые опции можно получить из Сети. Но не делает ли это автомобиль более уязвимым для внешнего воздействия против воли водителя?

— Электромобиль будет работать на собственном программном обеспечении — ATOM OS с маркетплейсом приложений Atomverse. Вопросам защиты от взлома уделяется первостепенное внимание. Мы привлекли эксперта с мировым именем: шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG) на базе операционной системы KasperskyOS полностью соответствует требованиям регуляторов по обеспечению транспортной кибербезопасности. Не вижу оснований волноваться.

— В сентябре в Татарстане пройдет Kazan Digital Week. Форум будет посвящен современным технологиям. Чего ждет ваша компания от этого мероприятия?

— Мы участвуем в этом форуме в первый раз и ждем его с нетерпением. Для нас это возможность познакомить гостей мероприятия с электромобилем «АТОМ» и разработками, связанными с ним.

Далее
Василий Слышкин
Директор ФКУ «ГосТех»
«Единая платформа „ГосТех“ сокращает время запуска новых сервисов»
Читать