назад

Александр Кондаков
Глава «Мобильного электронного образования»

«Интерактивная доска в школе — как мультиварка на кухне. Если вы не понимаете, что хотите приготовить, ее наличие ничего не решает»

Компания «Мобильное Электронное Образование» (МЭО) — один из главных игроков рынка онлайн-обучения в России, участник большинства федеральных проектов, связанных с цифровизацией детских садов, школ, вузов. О том, почему даже самый современный инструментарий не решает вопросов «как учить» и «чему учить», рассказал Александр Кондаков, генеральный директор МЭО.
— Что произошло в России за последние 20-25 лет в деле развития электронного образования? Какой путь пройден?

— Я бы разделил этот путь на этапы. Первый — насыщение школ и других учебных заведений компьютерами с доступом в интернет. Это началось в девяностые годы.

Второй этап относится к концу нулевых, когда сформировалось понятие EdTech: цифровые технологии обучения стали приходить на замену аналоговым, появились электронные формы учебников, онлайн-тесты и тренажеры.

Примерно с 2013 года начал активно развиваться сегмент дистанционного обучения — к тому моменту это понятие было закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации».

Но все эти изменения не приводили к качественному скачку. Самые интересные события происходят сейчас. Взрывное развитие нейронных сетей и особенно появление Ghat GPT говорят нам о том, что процесс образования уже точно не будет прежним. Мы на пороге бурных перемен, и счет идет не на годы, а на месяцы и даже дни.

— Цифровизация образования в России сегодня охватывает все уровни — от детского сада до курсов повышения квалификации?

— Цифровое образование не знает границ. Мы порой сами не задумываемся об этом. Хозяйка хочет сделать тортик к приходу гостей и смотрит видеоинструкцию в интернете. Что это, как не микрокурс обучения?

Онлайн-образование позволяет быстрее приспосабливаться к нашему активно меняющемуся миру. Оно затрагивает всех, но процесс нельзя пустить на самотек — требуется понимание и предвидение трендов. Тренеры нейросетей нужны уже сегодня, а системы подготовки для них нет.

Именно поэтому сегодня компания МЭО занимается активной разработкой и ведет исследования в области социогуманитарных аспектов применения искусственного интеллекта в различных сферах жизни и деятельности человека, в том числе в образовании. Сегодня крайне важно ответить на ключевые вопросы педагогики: «как учить» и «чему учить» в новых условиях.

Мы создали дискуссионную площадку на базе нашего Международного центра социогуманитарных исследований в области ИИ, где совместно с крупнейшими игроками этого рынка (Ростелекомом, ГК «Ланит», Фондом НТИ и многими другими) ведем активное обсуждение этих проблем, прежде всего в контексте того, как нужно изменить систему образования, чтобы ответить на постоянно меняющиеся вызовы рынка труда.

— Насколько, по вашим наблюдениям, отличается уровень цифровизации образования в нашей стране по регионам? В чем разница передовой школы в Москве и рядовой школы в Воронеже?

— Если под цифровизацией образования мы понимаем наличие в школе компьютеров и интерактивных досок, то, надо признать, это всего лишь инструменты, которые не снимают главных вопросов: «как учить» и «чему учить».

Я сам преподавал географию в школе в начале восьмидесятых. Тогда была в моде аббревиатура ТСО — технические средства обучения. Когда в школу приходила комиссия, ее отправляли на мои занятия: я дружил с техникой и мог весь урок показывать на экране фотографии, карты, диаграммы. Проверяющие были в восторге! Однако на обычном уроке я тратил на демонстрацию подобных материалов минуты две-три. Больше не имело смысла.

Интерактивная доска в школе — как мультиварка на кухне. Если вы не понимаете, что хотите приготовить, само ее наличие ничего не решает.

Мы до сих пор достаточно узко понимаем фразу «цифровизация образования» или «цифровизация школ», сводя это к установке компьютеров, программного обеспечения, подведения сети Интернет, Wi-Fi.

На самом деле, это более широкий контекст, связанный с серьезнейшими изменениями в стиле жизни человека на этапе чрезвычайно быстрых, стремительных, очень интересных, непредсказуемых, но в то же время рискованных перемен.

Здесь нужно глубокое изучение этой проблематики и адаптация образовательных программ, связанных прежде всего с формированием сетевой культуры, ответственного сетевого поведения человека, умения жить и работать в условиях новой сетевой и социокультурной образовательной среды, где изменения проходят непрерывно.

— Вы хотите сказать, что в тех школах, где нет современного оборудования, оно как бы не сильно и нужно?

— Первично не оборудование, а директор школы и преподавательский состав, который он собрал. В регионах есть школы, где уровень оснащения скромнее московского, однако там блестяще решается главная задача образования, закрепленная конституцией, — задача по формированию личности российского гражданина. Безусловно, у школ разный уровень оснащения, он зависит от финансирования, но любой инструмент должен решать конкретные педагогические задачи.

В этом отношении, конечно, должны быть приняты какие-то общие для всех решения, доступные, понятные и самое главное обеспечивающие непрерывное профессиональное развитие педагогов. Ведь именно они каждый день входят в класс и работают, обучают, воспитывают, формируют личность наших детей.

В этом отношении у нас созданы две онлайн-школы — это школы «БИТ» и «КиберБит». Они предоставляют возможность ребенку независимо от региона и страны проживания обучаться и получать современное образование. Здесь применяются актуальные форматы обучения. Мы начинаем использовать инструменты искусственного интеллекта, в том числе цифровых помощников учителя и учащегося, работаем с педагогами, ну и, конечно, очень активно взаимодействуем с семьями.

— Каким на фоне других стран вам видится уровень образовательных цифровых сервисов в России?

— По задумкам и продуктам мы вполне соответствуем мировым трендам, но, к сожалению, рискуем отстать. Государство больше не стимулирует конкуренцию на рынке цифровых образовательных продуктов, и мы наблюдаем уменьшение числа игроков. Нет у нас реальных аналогов Chat GPT, а нейросеть уже меняет представления о трудозатратности процессов.

Приведу пример. Мне нужно было подготовить тезисы на тему применения нейросети в образовании. Времени в обрез, я обратился к нейросети. Работа, на которую мне требовалось несколько часов, нейросеть выполнила минут за 15. Еще столько же ушло на редактирование.

Это революция. Революция интеллектуальная, в отличие от предыдущих, освобождающая человека от рутинного умственного труда. Она коснется работы и жизни всех: учителей, инженеров, программистов. Наступает новый этап в развитии человеческой цивилизации. Если сейчас допустить отставание в развитии искусственного интеллекта, ликвидировать его будет непросто.

У нас есть все шансы работать с опережением. И это, прежде всего, относится к системе образования. Сложная задача — готовить человека к той работе, которой сегодня еще нет, к той жизни, которую мы сегодня еще не знаем. Тем не менее без этого невозможно решить ключевые задачи социально-экономического развития России, определенные документами стратегического планирования государства.

— Есть ли данные, свидетельствующие о том, что школьник, которого готовили с помощью «цифры», знает больше, чем его сверстник, которого учили по старинке?

— Да, такие данные есть. Дети, активно использующие интернет и образовательные цифровые ресурсы, быстрее и качественнее справляются с контрольными заданиями, они умеют работать в режиме многозадачности, более адаптивны.

Так что время, проведенное детьми в интернете, не стоит воспринимать как потраченное впустую. Да и не работает сегодня подход «не пущать!» Другое дело, что школа и родители должны направлять детей в нужную сторону, а для этого требуются фундаментальные прикладные комплексные исследования. Их пока нет.

Именно поэтому МЭО — одна из немногих компаний, где наука и образование работают над созданием новых продуктов в содружестве с бизнесом, чьи требования к личностным качествам работников сегодня очень сильно меняются, и, не учитывая их, мы не сможем обеспечить успех нашим детям.

— Кто больше выигрывает от цифровизации образования — тот, кто учит, или тот, кто учится?

— Обе стороны, и опыт пандемии это доказал. Педагоги учили детей, а дети рассказывали учителям о разных технических возможностях дистанционного обучения. Отношения, которые до того строились по вертикали, стали более горизонтальными, партнерскими. Выиграли все.

— Можно ли сказать, что пандемия дала вашей отрасли такой стимул для развития, который не обеспечили бы никакие правительственные постановления?

— Развитие дистанционных методов обучения действительно получило во время пандемии «волшебный пендель». Однако изменился инструментарий, а не подход.

У меня внук во время эпидемии сидел по шесть часов перед экраном компьютера и слушал голос учителя. Та же фронтальная работа, только в режиме удаленного доступа. Требуется менять методы дистанционного образования, делая его более эффективным.

— Как повлияли санкции и ориентация на импортозамещение на процесс развития электронного образования в России?

— Осложнился доступ к привычным программам, например пакету Microsoft Office. Сокращение конкуренции сложно приветствовать. Я помню советские времена, когда в свободной продаже были ярославские ботинки и какой-нибудь «Красный треугольник», а более качественную чехословацкую обувь требовалось поискать.

Образование — не ботинки, в этом деле наличие полноценного выбора еще важнее. Но есть и плюсы. Наша сфера получила толчок для создания образовательного контента, который учитывал бы российскую идентичность, нашу научную, культурную и ценностную базу.

— О какой идентичности вы говорите? У России какая-то своя история Средних веков, своя физика твердого тела? Или учителям следует придерживаться версии, что самолет придумал Можайский, а не братья Райт?

— Образование должно формировать национальную идентичность российского гражданина и жителя определенного региона. Локализация необходима. Да, в преподавании требуется делать национальный акцент. Рассказывая о географических открытиях Амундсена, не забывать про походы Ермака Тимофеевича. Не отрицая заслуг братьев Райт, вспомнить о Туполеве, Ильюшине, Микояне.

Именно поэтому в основу разработки контента по любому направлению ложатся наши последние научные разработки. Это и методология развития образования в условиях высокотехнологичного общества, а в особенности — это концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом тех требований, которые нам сегодня предъявляют и стремительно развивающиеся технологии, и меняющееся общество, в том числе в условиях широкого применения инструментов искусственного интеллекта. Это легло в основу новых принципов и подходов к формированию отбора содержания образования.

— Получается, что продукты вашей компании, сделанные с учетом российских национальных интересов, имеют ограниченный экспортный потенциал?

— Наши продукты предлагаются на зарубежных рынках, основной спрос на них формируют люди, ориентированные на русскую культуру. Они проживают в странах бывшего СНГ, в Китае, Корее, Японии, Канаде.

— Цифровая образовательная среда может развиваться за счет одних только частных инвесторов и частных заказчиков? Или без государственного финансирования прогресса не добиться?

— Бизнес, если мы не говорим о частных фондах, чья работа ближе к меценатству, как правило, инвестирует в те программы, где просматривается практическая цель на короткой дистанции. Государство же должно финансировать фундаментальные исследования и создавать прозрачную конкурентную среду среди разработчиков. Подготовка внятного технического задания — само по себе непростая работа. В долгосрочных общеобразовательных программах без участия государства точно не обойтись.

— В сентябре стартует форум Kazan Digital Week, на котором будут активно обсуждать вопросы цифровизации и развития современных информационных технологий. Какие проекты ваша компания планирует продемонстрировать? В чем, по вашему мнению, заключается особенность площадки?

— Kazan Digital Week — это уникальная площадка коммуникации бизнеса. Там компании из разных регионов страны показывают, что они сделали за последний год, какие они молодцы.

Это и площадка коммуникации с потенциальным потребителем. Для нас KDW очень важна. В этом году мы планируем показать там свои новые проекты: это и сетевая школа МЭО, в том числе онлайн-школы «БИТ» (6+) и «КиберБит» (10+) для детей, увлекающихся программированием, киберспортом и разными проектами в сфере ИТ, это и проект «5+», «АЙТИЛЕНД» (6+), программы дошкольного образования и многое другое.

Татарстан традиционно является одним из лидеров среди регионов России с точки зрения внимания к научно-технологическому развитию и представляет серьезный интерес, привлекая лучшие компании и стейкхолдеров из разных сфер бизнеса, в том числе из образования, культуры, соцсферы и прочих, чтобы представить свои достижения для широкого круга потребителей.

Далее
Султан Жанказиев
Президент Ассоциации транспортных инженеров
«Примерно через 7-8 лет большая часть людей будет перемещаться на такси и каршеринге»
Читать