назад

Айрат Нурутдинов
Генеральный директор «Таттелекома»

«Каким бы цифровым ни был бизнес, нужно уделять больше внимания людям»

«Таттелеком» (бренд «Летай») — крупнейший региональный оператор связи в Татарстане. В интервью ТАСС глава компании Айрат Нурутдинов рассказал, какие технологии сегодня считает наиболее перспективными, как «Таттелеком» использует возможности искусственного интеллекта и зачем организовывает гонки беспилотников.
— За какими технологиями вы сегодня видите будущее?

— Есть две технологии, на которые, как нам кажется, стоит обратить внимание. Первая — это все, что связано с видеонаблюдением. Мы осознаем, что за этим будущее, и активно движемся в этом направлении. На сегодня компания установила в Татарстане порядка 35 тысяч камер в рамках проектов «Безопасный город» и IP-домофонии, и мы прикладываем большие усилия для разработки платформ и сервисов, связанных с видеоаналитикой.

Вторая технология связана с низкоорбитальными группировками спутников, предоставляющих интернет. Если говорить про обеспечение интернетом с помощью этой технологии удаленных малых населенных пунктов, высока вероятность, что в перспективе она может конкурировать с классическими формами предоставления интернета. Конечно, это огромные инвестиции, но, возможно, это технология будущего.

— Какие цифровые решения вы сейчас используете и продвигаете?

— Телеком-отрасль развилась до таких масштабов, что дальше попросту некуда. Поэтому мы постоянно ищем новые ниши. Например, для нас важным прорывом стала технология GPON (гигабитная оптическая пассивная сеть — прим. ТАСС). Она позволяет предоставлять интернет в малых населенных пунктах по оптической линии на высокой скорости, иногда даже лучше, чем в городе, по оптимальным тарифам. С этим проектом мы стартовали в 2020 году и сейчас охватываем уже 250 тысяч домохозяйств в Татарстане, на этот год в планах еще 80 тысяч.

Другая важная для нас технология — IP-домофония. За два года мы установили порядка 9 тысяч панелей. Это способствует повышению уровня безопасности жителей республики: благодаря наличию видеокамер есть возможность предотвращать потенциальные инциденты, а в случае происшествий архив с камеры домофона позволяет правоохранительным органам оперативно восстановить события и определить людей с девиантным поведением.

Огромное внимание уделяем аналитической работе, в которой очень продвинулись за последние годы, благодаря чему оцифровке поддаются данные из различных сфер, начиная от строительства сети и заканчивая финансовой деятельностью компании. Ее применение помогает правильно настраивать все бизнес-процессы и развивать наши продукты.

— Использует ли «Таттелеком» в своей работе решения на основе ИИ или больших данных?

— Мы применяем технологии на основе ИИ в контакт-центре для анализа и распознавания речи при поступлении звонков от абонентов, используем нейросети в части распознавания лиц и изображений видеокамерами. В целом мы применяем обработку данных и в классическом ее виде. Это data mining (глубинный анализ данных), классическая статистика, ETL (извлечение данных из внешних источников, их трансформация и очистка, перенос данных в хранилище) и многое другое.

При этом мы понимаем, что гнаться за технологиями ради технологий, но в ущерб себе — бессмысленно. Внедрение искусственного интеллекта требует больших инвестиций, но не всегда это действительно нужно бизнесу. Так что в целом к этой теме мы относимся очень внимательно и внедряем решения там, где это экономически оправдано.

— Каким вы видите спрос на технологии 5G в России? В каких отраслях это могло бы быть полезным? Готовы ли сами внедрять сети связи пятого поколения?

— У 5G есть свои плюсы и минусы. Если опустить еще не решенный частотный вопрос, то одной из проблем видится вопрос создания инфраструктуры. Для проведения сетей 5G нужна гораздо большая плотность базовых станций, чем для LTE. То есть понадобится резко увеличить их количество, а это существенный бюджет и, как следствие, рост себестоимости услуги. Возникает вопрос: готовы ли будут клиенты платить в разы больше за огромную скорость интернета, которая им, возможно, не нужна?

Тем не менее 5G — это технология будущего, которая позволит предоставлять услуги интернета на новом уровне. Однако прежде чем ее повсеместно внедрять, необходимо решить глобальный вопрос, как снизить затраты на ее развертывание.

— Какой вы видите технологию «умного» дома? Какие решения в этой области развиваете?

— Понятие «„умный“ дом» достаточно широкое. В разрезе наших услуг — это и IP-домофония, и мобильный интернет, и ШПД (широкополосный доступ в интернет — прим. ТАСС), и телевидение, и видеонаблюдение придомовой территории, и автоматические шлагбаумы. По сути, это целая экосистема, и мы предоставляем нашим абонентам возможности цифрового мира.

— Какие препятствия есть сегодня для внедрения технологий в сферу телекоммуникаций? Как отрасль их решает? Насколько помогает этому участие государства?

— Один из основных вызовов для операторов — это закупка оборудования. Сегодня отрасль при государственной поддержке пытается по-разному решить вопросы, связанные с поставкой оборудования для телеком-операторов, и мы надеемся, что в скором времени никаких проблем не будет. Что касается «Таттелекома», последние три года мы в штатном режиме занимались обновлением оборудования. На предприятии проводилась комплексная модернизация, которая затронула основные направления деятельности, начиная с ключевых телекоммуникационных узлов и заканчивая масштабной заменой системных блоков для работы наших специалистов.

— Какие советы бизнесу вы бы могли дать в контексте внедрения цифровизации?

— Сфера телекоммуникаций уже по своему определению очень цифровизирована. Поэтому я бы отметил следующее: каким бы цифровым ни был бизнес, необходимо уделять больше внимания людям, их компетенциям, отлаживать процессы. Да, цифровизация — это хорошее подспорье для развития бизнеса, но на первом месте должны быть кадры.

— На прошлых форумах Kazan Digital Week вы устраивали хакатоны по разработке различных решений в сфере телекоммуникаций. Что планируете делать в этом?

— В этом году в рамках форума мы решили провести гонки робокаров — миниатюрных копий настоящих авто, начиненных различными датчиками для прохождения препятствий. Общий призовой фонд — миллион рублей. При этом мы не просто организуем соревнования, а будем обучать и самих участников. Для нас это история про просвещение — показать, как можно использовать технологии ИИ. А еще продемонстрировать, что мы имеем экспертизу на рынке и готовы обучать специалистов.

— И еще пару слов про предстоящий KDW. В чем, на ваш взгляд, особенность площадки? И какие проекты, помимо гонок беспилотников, «Таттелеком» планирует продемонстрировать в этом году?

— Республика претендует на звание IT-столицы, и Татарстану нужна платформа, где встречаются основные игроки рынка, специалисты и презентуют различные отраслевые решения. Kazan Digital Week проходит уже не первый год, форум закрепил за собой статус популярной и известной цифровой площадки. И этот успех зависит от множества факторов, включая спикеров, модераторов, темы.

«Таттелеком» выступит генеральным спонсором и в этом году. Традиционно представим на форуме продукты из области видеоаналитики и IP-телефонии. Детали пока не раскрываем — сохраним интригу.

Далее
Евгений Касперский
Основатель и глава «Лаборатории Касперского»
«Российские программисты лучшие в мире. Причина этому — постсоветская система технического образования»
Читать