назад
— Мы развиваем и внедряем цифровые технологии, которые должны обеспечить удобство для граждан и бизнеса при обращении в различные государственные органы. Строим платформу с готовыми решениями, на основе которых можно собирать, как из кубиков конструктора, информационные системы, решающие конкретные задачи. Обеспечиваем цифровой суверенитет России, ее технологическую независимость в сфере государственного управления.
— Долгие годы мы доверяли зарубежным партнерам, внедряли в государственном секторе их наработки, а партнеры в один момент взяли и ушли с рынка: забрали технологии, отозвали лицензии, прекратили техническую поддержку.
Под угрозой могла оказаться работа государственных систем. Но кризиса удалось избежать, потому что еще раньше Правительство взяло курс на импортозамещение. И в 2022 году «ГосТех» полностью перешел на российское оборудование и российское программное обеспечение.
— Единая система повышает эффективность всех процессов, связанных с цифровизацией органов государственного управления. Наличие общей платформы позволяет избегать ситуаций, когда множество ведомств одновременно решает однотипные задачи, только каждое идет своим путем и тратит на это бюджетные деньги.
Единая платформа «ГосТех» сокращает время запуска новых сервисов. Экономия — от нескольких месяцев до года. Не надо заниматься поставкой оборудования, ПО, обеспечивать защиту информации — все уже сделано.
— Мы проводим оценку экономической эффективности каждого проекта, который переводится на платформу «ГосТех». И для каждого учитываем его уникальные характеристики.
Мы ведь исходим из того, что в любое время дня и ночи человек должен иметь возможность за несколько секунд записаться к врачу или подать заявление в нужное ведомство.
Допустимое время простоя отдельного сервиса — считанные часы в течение всего года. Наши облачные технологии отвечают этим нормативам. А заодно уменьшают дефицит IT-оборудования — в единой системе компоненты используются более рационально.
— Мы предоставляем основные кубики конструктора и описываем, какими должны быть функциональные кубики под частную задачу. Но конкретное ведомство вправе через тендер самостоятельно выбрать системного интегратора.
— Если региональное решение действительно надежно, безопасно и эффективно, мы постараемся не просто интегрировать его, но и растиражировать.
Через «ГосТех» масштабируются удачные проекты. Например, цифровая витрина записи к врачу через портал «Госуслуги», чтобы пациент смог без визита в поликлинику выбрать удобное время посещения, до конца года будет запущена во всех субъектах страны.
Россия стремится к цифровому равенству — одинаковой степени удобства общения граждан с государством. Тиражирование налаженных систем ускоряет процесс в десятки раз.
— В первую очередь выиграют граждане, которые так или иначе контактируют с государственными органами. Чиновникам тоже станет легче — автоматизация процессов решит множество рутинных вопросов.
В числе тех, кому платформа помогает, окажется российский бизнес, связанный со сферой IT. «ГосТех» обеспечивает понятные технологические стандарты для производства цифровых сервисов, которые можно будет использовать на государственном уровне.
Появляются четкие правила игры и для бюджетных организаций: от сих до сих делает государство за счет федеральных средств, а на такой-то уровень мы не заходим, планируйте свои расходы.
— Межведомственное взаимодействие — важный фактор, но его мы тоже рассматриваем с точки зрения пользы для граждан. Допустим, вы хотите продать автомобиль через некий государственный сервис.
Чтобы сделка прошла бесшовно и безопасно, нужно запросить и проанализировать данные нескольких ведомств: проверить паспорта участников сделки, верифицировать документы на машину, убедиться в отсутствии ограничений в отношении продаваемого имущества. Все это должно работать как часы.
— Есть традиционные лидеры — Москва, Казань, Нижний Новгород. Но пилотные проекты мы тестируем по всей стране. Например, сервис обеспечения реализации инвестиционных проектов от Челябинской области, сервис «Социальный контракт» от Липецкой области.
— Россия, по данным Всемирного банка, входит в лидеры по показателю проникновения в жизнь граждан и удобства пользования государственными цифровыми сервисами. Нам говорят: посмотрите на Эстонию, как там все здорово. Но у Эстонии другая численность населения и территория, на которой нужно соединить между собой центры обработки данных.
И опыт Сингапура не совсем отвечает нашим реалиям. Надо сравнивать разные практики и выбирать лучшие — наиболее эффективные и клиентоцентричные. Например, в деле идентификации граждан есть чему поучиться у Индии. Но одной страны с пакетом идеальных решений нет.
— У нас в целом молодая команда. В ней собрались технари с опытом государственного управления и чиновники, компетентные в сфере IT. Уникальный коллектив. Средний возраст типичного сотрудника — чуть больше 30.
— Скорее наоборот. Внедрение нашей платформы освободит людей, которые сегодня дублируют работу друг друга. Но риска безработицы это точно не несет. Пользуясь вашей же аналогией с перекладыванием плитки: в деле цифровизации в России еще много немощеных дорожек, дел хватит на всех.
Кроме того, не надо демонизировать потребности государства в IT-разработчиках. На этот сектор трудится 15-20 тысяч человек — капля в море на фоне всей отрасли.
— В этом допущении есть одна фундаментальная ошибка. Мы налаживаем процессы обмена информацией, но не собираем ее у себя. Мы не аккумулируем и не планируем аккумулировать все данные в одном месте.
Организации, работающие на платформе «ГосТех», можно представить как города. Мы обеспечиваем бесперебойную работу городской инфраструктуры, взаимодействие центров обработки данных, условных многоквартирных домов.
Мы следим за соблюдением норм безопасности, но не имеем доступа в каждую отдельную квартиру. Такой подход делает платформу устойчивой и защищенной.