назад

Роман Стятюгин
Директор VK Predict

«Через 10-15 лет все индустрии будут зарабатывать на данных и технологиях»

По оценкам АНО «Цифровая экономика», рынок ИИ в России достиг объема в 635 миллиардов рублей. Технологии и данные меняют пользовательские сервисы, ускоряют вывод новых продуктов на рынок и трансформируют экономику. Какие отрасли получают преимущества от данных, как будет меняться индустрия, могут ли технологии ускорить развитие регионов и какие сервисы для этого разрабатывает VK, в интервью ТАСС рассказал Роман Стятюгин, директор центра аналитических продуктов VK Predict.
— Как сегодня выглядит рынок и что ждет экономику больших данных в ближайшие 10-15 лет?

— Большие данные и технологии ИИ проще всего сравнить с электричеством в конце XIX века. Сами по себе они не несут ценности до тех пор, пока не применяются осознанно для оптимизации процессов и создания новых продуктов. Исследование VK Cloud и Arenadata показало, что в 2022 году 62% компаний уже внедрили решения для работы с большими данными.

Шаг, когда мы хотим работать с данными, но еще не можем, индустрия прошла. Сейчас этап экспериментов в отраслях, где IТ-технологии — не основная деятельность. Это промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и так далее. Речь не идет про оценку потенциала технологий. Индустрия вышла на открытое пространство и переходит к масштабированию — для этого есть инфраструктура, накопленные данные, опытные команды и инвестиции.

По оценкам Ассоциации больших данных, рынок может вырасти на 90% к 2024 году относительно 2021 года. Ближайшая перспектива — демократизация технологий по работе с данными, и здесь мы видим два вектора. Low-code- и no-code-решения снижают стоимость экспериментов и увеличивают их скорость. Готовые продукты, протестированные на нескольких проектах, сразу приносят результат без лишних инвестиций.

Есть отрасли, которые стали бенефициарами и зарабатывают на технологиях ИИ и работе с данными: телеком, IТ, электронная коммерция и финтех. Через 10-15 лет мы придем к точке, когда все индустрии подтянутся и будут зарабатывать на технологиях. На базе решений крупных компаний и отраслевых платформ появятся готовые продукты для малого бизнеса и госучреждений, что станет бустером цифровизации регионов.

— У VK одни из крупнейших сервисов с многомиллионной аудиторией. Как выглядит ваша работа с данными и в каких продуктах она проявляется заметнее всего?

— Практически все сервисы и продукты VK построены на данных и технологиях ИИ. Наши команды проводят сотни экспериментов по развитию и обучению ML-моделей. Это кропотливый, сложный и итерационный процесс. Технологии ИИ работают в рекомендательных системах, чтобы из миллиардов единиц контента пользователи могли находить то, что им интересно. Или в рекламных технологиях, задача которых принести максимальный результат для рекламодателя и лучшее предложение для пользователя.

Инфраструктуру мы изначально создавали для себя, а когда решения достигли зрелости — начали помогать партнерам. Например, сервисы VK Cloud закрывают комплекс задач по работе с данными: от построения IТ-инфраструктуры в облаке до сред разработки и функциональных сервисов.

Middleware-технологии (связующее программное обеспечение — прим. ТАСС) помогают преодолеть барьер устаревшей инфраструктуры и продолжать создавать конкурентные сервисы для пользователей и компаний.

Еще одно большое направление — аналитические продукты на базе ML-моделей VK Predict. Его фокус — на сервисах, которые на основе внешних и внутренних данных решают специфические задачи бизнеса: от ритейла и банков до телекома, строительства и энергетики.

— Как выглядят аналитические сервисы VK и какому бизнесу они нужны? На какие продукты делаете ставку?

— Изначально сервисы VK Predict были ориентированы на клиентскую аналитику и маркетинговые задачи. С ростом экспертизы масштабировались и технологии. Сегодня направление объединяет инструменты для геоаналитики и быстрой проверки гипотез, системы поддержки принятия решений и другие. За 2022 год самыми быстрорастущими стали сервисы оценки качества связи и доли рынка для телеком-операторов — за год выручка от них выросла в два раза.

В этом году мы выделили в отдельный стрим геоаналитическую платформу пространственных данных, объединяющую несколько сервисов. «ГеоКурсор» помогает офлайн-бизнесу искать лучшие локации для новых точек. Он анализирует портрет аудитории, трафик и конкурентную среду в выбранной локации, позволяет прогнозировать товарооборот, средний чек и выручку. Причем в радиусе 40 метров от точки, за счет чего можно исключить пересечение факторов и точнее рассчитать бизнес-показатели.

Сервис «Девелопер» прогнозирует квартирографию жилых объектов так, чтобы выбрать для застройщика оптимальный микс квартир и реализовать их в срок. Отдельное большое направление — это аналитика туристических потоков и развитие территорий. Сервис, над которым мы активно работаем сейчас, — это no-code-платформа для создания ML-моделей и решения типовых аналитических задач без каких-либо навыков программирования.

— Любому ли бизнесу в принципе нужно работать с данными? Не придем ли мы к гонке ради гонки?

— Глобально — работа с данными полезна и нужна всем индустриям. Конкуренция строится на времени вывода продукта на рынок, что напрямую зависит от технологий и скорости обработки информации. Есть индустрии, для которых данные — приоритет номер один, так как компании зарабатывают на них. У других отраслей — транспорта, строительства, АПК и так далее — есть более фундаментальные задачи, но развитие технологий и данных тоже в топе.

Приоритеты зависят от нескольких факторов, включая уровень цифровизации отрасли и жизненный цикл продукта. В ритейле, финансах, телекоме можно быстро запустить эксперимент на небольшой выборке и получить результат. В сельском хозяйстве проверка гипотез завязана на сезонности и урожае, в недвижимости — на времени строительства, ввода в эксплуатацию и продажах. На эксперимент может уйти больше года, а для роста уровня доверия к цифре придется совершить несколько «прыжков веры».

Не может не радовать, что мы все-таки прошли этап рассуждения о пользе технологий и данных. Часть бизнеса уже получает реальный результат, а другая — активно проводит эксперименты. Ускорению способствует и появление все большего количества источников с открытыми данными. Разработчики и компании могут свободно использовать их для развития сервисов ИИ и настройки алгоритмов.

— Сервисами VK ежемесячно пользуются 95% аудитории российского интернета во всех уголках страны. Инвестируете ли вы ресурсы и технологии в развитие регионов?

— Если смотреть не только на аудиторию Рунета, нашими сервисами каждый день в среднем пользуются 76 миллионов человек. Такая широкая аудитория — это большая ответственность. Поэтому мы вкладываем ресурсы в качество технологий, сервисов и контента, инвестируем в образовательные проекты для детей, школьников, студентов и взрослых. Разрабатываем инструменты для малого и среднего бизнеса.

Вместе с партнерами мы создаем контент и про регионы, например с АНО «Больше, чем путешествие» и при поддержке АНО ИРИ с марта этого года активно развиваем проект «Места» — медиаэкспедиции в регионы России. Наша цель — с помощью продуктов и сервисов VK знакомить жителей страны с многообразием этнографических, культурных, исторических особенностей разных уголков страны.

С точки зрения технологий в VK Predict мы с партнерами проводим исследования в регионах — как в крупных, так и в малых городах. Данные помогают анализировать пешеходный и автомобильный трафик, туристические потоки, интересы, потребности жителей и гостей города и другие показатели. На базе аналитики можно находить новые ниши для развития туристических продуктов, прорабатывать мероприятия и увеличивать продолжительность пребывания в регионе.

Модели прогнозируют, как развитие городской и туристической инфраструктуры может увеличить интерес к региону, средний чек и в конечном счете повысить его инвестиционную привлекательность.

— Если пойти в визионерство, как реально могут технологии повлиять на жизнь в регионах и городах будущего? В голову сразу приходит беспилотный транспорт, управляемая ИИ-инфраструктура и так далее, но как будто мы от этого еще далеко.

— Проникновение технологий и снижение порога входа в работу с данными упростит развитие концепции «умного» города. Речь не про интеллектуальные светофоры и беспилотные автомобили. Главная задача технологий — сделать жизнь в городе комфортной и безопасной. Это комплекс шагов: от доступности связи, над чем мы работаем с телеком-операторами, до осознанного потребления ресурсов и сохранения экологии.

Технологии ИИ и данные уже помогают проектировать инфраструктуру не по общим стандартам, а с учетом специфики города и потребностей его жителей. Делать более доступными занятия физкультурой, создавать условия для малого и среднего бизнеса, выстраивать клиентоориентированный подход к жителям в госучреждениях.

Образовательные технологии повышают доступность новых цифровых навыков для людей во всех регионах страны, дают доступ к лучшим знаниям и практикам от экспертов индустрии. Это драйвит появление новых креативных и цифровых проектов по всей стране.

— Для работы с данными и развития ИИ нужна экспертиза и кадры. Как VK способствует появлению на рынке качественных специалистов?

— В компании есть направление VK Education, куда входят профориентационные проекты, образовательные программы в вузах, олимпиады и чемпионаты, программы стажировок, стипендий и другое. Они ориентированы на практику и включают работу над прикладными задачами, а преподавателями выступают эксперты из VK.

Мы также развиваем партнерство с более чем 30 ведущими вузами страны, в числе которых Казанский федеральный университет. В 21 вузе есть образовательные центры VK. Наше сотрудничество с университетами реализуется в разных форматах: образовательные программы, лекции, карьерные мероприятия и комплексные проекты развития вузов.

Один из таких проектов — Передовая инженерная школа (ПИШ) Университета Иннополис, в рамках которой мы ведем разработки для развития IT-продуктов и сервисов, создаем инфраструктуру для учебы и участвуем в реализации практико-ориентированных образовательных программ для быстрой адаптации студентов под актуальные запросы работодателей.

— Недавно VK открыла IT-хаб в Казани. Почему выбрали именно этот город? Как открытие хаба повлияет на развитие отрасли IT в Республике Татарстан?

— В VK работают сотрудники со всей страны, поэтому логичным шагом стало расширение офисов в регионах. Татарстан давно и активно инвестирует в развитие инноваций и технологий, благодаря чему Казань стала одним из ключевых цифровых центров страны с очень большим и инициативным IТ-комьюнити. Неудивительно, что первый IТ-хаб мы открыли именно здесь.

В Казани большое количество разработчиков, активной и талантливой молодежи, успешно работают научные центры и развивается бизнес. Уверен, что обмен экспертизой, совместные локальные проекты и свежий взгляд на развитие технологий помогут нам вместе создать много новых инициатив и сервисов для пользователей и предпринимателей.

— Как, по-вашему, такие мероприятия, как Kazan Digital Week, помогают развитию отрасли?

— Такие площадки, как Kazan Digital Week, помогают понять, где находятся твои партнеры и рынок в целом, что пока сделать не удалось и у кого что болит. В диалоге рождаются новые проекты, двигающие индустрию, и определяются направления, с которыми нам еще предстоит поработать.

Далее
Айдар Гузаиров
Генеральный директор Innostage
«Рынок кибербезопасности растет быстрее других секторов экономики»
Читать