назад

Султан Жанказиев
Президент Ассоциации транспортных инженеров

«Примерно через 7-8 лет большая часть людей будет перемещаться на такси и каршеринге»

Ассоциация транспортных инженеров объединяет самые разные компании, которые причастны к развитию транспортных систем в России. В интервью ТАСС президент организации Султан Жанказиев рассказал, как сделать дорожное движение эффективнее, где применяют машинное обучение и какие тренды будут определять развитие отрасли в ближайшие несколько лет.
— Султан Владимирович, давайте начнем с главной темы нашего интервью. Как цифровизация помогает развиваться транспортной отрасли?

— Прежде всего необходимо разобраться в понятиях. Цифровизация — это создание новых бизнес-процессов, формирование идей цифровых технологий. Например, создание новых форм документооборота, которые существенно повышают эффективность обмена данными и обеспечивают высокую степень безопасности.

Нас же больше интересует цифровая трансформация. Именно в ее контексте можно говорить о высокотехнологичных перевозках. В транспортной отрасли цифровая трансформация отвечает на главный вопрос: как не терять время, одновременно решая задачи мобильности. Например, внутри автомобилей могут быть встроены мобильные офисы, интегрируемые с персональными устройствами пользователей. Это позволит создать внутри автомобиля полноценное пространство для работы.

— Какие еще тренды будут определять развитие отрасли в ближайшие годы?

— В первую очередь, это создание дополнительных возможностей для комфортного передвижения. Например, человек сможет заказать автомобиль с учетом его индивидуальных физических особенностей.

Кроме того, тренды включают интеграцию платформ между собой — плотное взаимодействие систем «Умный город», «Интеллектуальный город» и «Безопасный город». В результате мы получаем эффективный надзор за транспортной инфраструктурой.

Также в последнее время наблюдается тренд на снижение транспортной нагрузки за счет правильного проектирования дорожной сети. Это то будущее, где каждый водитель становится социально ответственным гражданином. Возможно, появится социально-транспортный рейтинг. В итоге водители будут бережнее относиться к своему транспорту и внимательнее планировать маршрут. Я считаю, что это горизонт ближайших 5-7 лет.

— Расскажите чуть подробнее о том, чем именно занимается Ассоциация?

— У нас есть четыре основных направления работы. Мы занимаемся вопросами проектирования транспортных систем, помогаем с обучением в области транспортного планирования и моделирования, проводим экспертизу проектов, а также производим специализированную научно-техническую литературу.

— Если говорить об обучении, какими именно проектами в этой области вы занимаетесь?

— Главным образом я бы выделил дополнительное профессиональное образование. Это программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, связанные с развитием грамотности в области транспортной инженерии.

Конечно, специалисты и эксперты Ассоциации вместе с Министерством образования и Министерством транспорта ставят задачи по укреплению позиции высшего профессионального образования, потому что профессиональное дополнительное образование — это решение задач «здесь и сейчас» с некоторым послаблением в качестве.

Если у регионов есть кадровая стратегия, то они мотивированы выстроить систему подготовки кадров в рамках высшего профессионального образования. Ассоциация этому активно содействует.

— Поговорим об общественном транспорте. Какие в этой области приоритеты?

— В России в приоритете развитие наземного городского пассажирского транспорта. Здесь перед нами стоит задача спроектировать транспортную систему таким образом, чтобы со временем общественный транспорт стал самым популярным способом передвижения. Чтобы добиться этого, мы должны мотивировать участников дорожного движения больше им пользоваться. Для этого создается своя инфраструктура, например выделенные полосы.

Также мы делаем акцент на корпоративном транспортном парке: такси и каршеринге. По нашим расчетам, примерно через 7-8 лет большая часть пользователей будет перемещаться именно на такси и каршеринге. Потому что это экономически выгоднее, чем использовать собственный транспорт.

— Одна из самых популярных технологий сегодня — машинное обучение и компьютерное зрение. Как эту технологию можно применить в транспорте?

— Технологии машинного обучения сегодня активно применяются при создании цифровых двойников. Они позволяют переходить на высокотехнологичную мобильность и грузоперевозки за счет естественного использования автомобилей с высокой степенью автоматизации.

Кроме того, эти технологии позволяют регулировать дорожное движение. Например, за счет внедрения логических модулей, которые смогут определить, кому отдать приоритет на дороге.

Еще совсем недавно об использовании искусственного интеллекта говорили только в теории, а сейчас есть регионы, которые реализуют это на практике.

— В сентябре стартует форум Kazan Digital Week, на котором будут активно обсуждать вопросы цифровизации и развития современных информационных технологий. В 2022 году вы участвовали в форуме лично. В чем, по вашему мнению, заключается особенность площадки?

— Форум Kazan Digital Week — одна из самых компетентных площадок для обсуждения вопросов, связанных с технологическим развитием региона. Участие в таком форуме — это возможность обсудить на высоком уровне вопросы цифровизации, образования в отрасли и развития интеллектуальных транспортных систем. Форум объединяет ведущих экспертов и крупнейшие компании, которые ведут интересные дискуссии и приходят к совместным решениям насущных вопросов.

Татарстан идет по очень важному пути, создает все больше пилотных площадок, на которых тестируют лучшие технологии не только у нас в стране, но и в мире. В их числе — Иннополис, пилотные зоны больших компаний, особая экономическая зона «Алабуга», Набережные Челны.

Поэтому вместе с Москвой Татарстан сегодня — наиболее значимая площадка для развития технологий. Но очень важно, что именно в Татарстане особняком стоит вопрос о системе подготовки квалифицированных кадров. Сегодня мы видим очень много студентов, молодой инициативной молодежи, которая участвует в форуме, и это выделяет Kazan Digital Week среди других площадок в стране.

Далее
Харальд Грюбель
Исполнительный директор стартапа «АТОМ»
«Наша целевая аудитория — поколение водителей, рожденных со смартфоном в руках»
Читать