loading
0%
О проекте
НазадНазад
TenChat
Айрат Нурутдинов, Генеральный директор ПАО «Таттелеком»

Айрат Нурутдинов

Генеральный директор ПАО «Таттелеком»
«Таттелеком» — один из крупнейших телеком-операторов в Татарстане, где он представлен брендом мобильной связи «Летай» (входит в группу компаний «Таттелеком»). В интервью ТАСС глава компании Айрат Нурутдинов рассказал, где сейчас самые низкие цены на связь, почему телекоммуникации — «сплав всего» и каких инноваций в отрасли можно ожидать в ближайшей перспективе.

— Сегодня люди без коммуникаций — никуда. Скольких абонентов «Таттелекома» и «Летай» обеспечивают стабильной связью и доступом в интернет в масштабах республики и России?

— Подчеркну: мы функционируем только в Татарстане. Но в рамках своего региона стали доминирующим оператором по многим параметрам. У нас девять основных телеком-услуг. Фиксированная телефония (почти 240 тысяч абонентов), мобильная связь (порядка 530 тысяч), три формы телевидения — кабельное, цифровое и IPTV (более 555 тысяч), широкополосный интернет (около 640 тысяч), IP-домофония (более 350 тысяч квартир). Плюс 48 тысяч камер видеонаблюдения, порядка 500 клиентов виртуальной АТС (автоматическая телефонная станция — прим. ТАСС). А еще за прошедшие пять месяцев мы отправили почти 10 тысяч телеграмм. И таксофоны еще функционируют в районах — порядка 1,5 тысячи аппаратов во всей республике.

— Ваш бренд известен в Татарстане. Как сделать так, чтобы вывести его на общероссийский уровень и нужно ли это сейчас?

— Если брать мобильную связь, то, чтобы выйти в соседний регион, нужно получить частоты. А их свободных нет сейчас, все выкуплены, и нельзя просто взять и построить базовую станцию. Выходить на эти территории с другими услугами, например с IP-домофонией и широкополосным доступом в интернет, можно было бы, но это требует определенного переустройства компании, серьезных организационных изменений. Мы изучаем соседние области. Возможно, в следующем году будут пробные действия.

Телеком сегодня как автомобиль, который стоит 5 тысяч рублей, ездит со скоростью света и не требует бензина.

— Что поменялось в телекоме за более чем 20 лет?

— В мире произошли существенные технологические изменения. К примеру, переход к оптическим линиям связи. Их пропускная способность в миллионы раз быстрее, скорость передачи данных — 100 Гбит/сек и больше, это глубочайшая революция за 20 лет. Как если бы сейчас, условно говоря, автомобиль стоил 5 тысяч рублей, ездил бы со скоростью света и не требовал бензина.

Такие инновации радикально трансформировали отрасль. Из-за огромных скоростей и пропускной способности изменился сам принцип коммутации. Все это потребовало серьезных вычислительных мощностей, сложных аппаратных и программных решений, повышенных требований к специалистам. Изменился инженерный ландшафт, объем знаний в этой сфере и объем инвестиций, что привело к появлению огромного количества новых услуг. Думаю, что настолько глубоких изменений ни в какой другой отрасли за такой короткий период не отмечается, за исключением IT.

— Нужны ли сфере телекоммуникаций инновации помимо расширения диапазона до 5G и выше? Или же наработок уже достаточно?

— Один из мировых трендов — низкоорбитальные спутниковые группировки, которые позволят развивать дешевую спутниковую связь в удаленных регионах. Есть вероятность, что с горизонтом в 20 лет большая часть услуг уйдет в спутники: вот, например, Starlink сейчас проводит эксперименты. Ближайшие инновации — рост пропускной способности.

Один из мировых трендов — низкоорбитальные спутниковые группировки, которые позволят развивать дешевую спутниковую связь в удаленных регионах.

— Цены на связь и мобильный интернет в России традиционно считаются одними из самых низких в мире. Как вы считаете, сохранится ли эта тенденция в ближайшие годы и десятилетия?

— Республика Татарстан — один из немногих регионов, где до сих пор существует очень сильный местный оператор. Это породило конкурентную среду, и федеральные операторы, имея большой потенциал, очень сильно демпинговали. Поэтому в Татарстане самая низкая стоимость интернета в России.

А если говорить о российских ценах в целом, то они действительно существенно ниже — кто бывает в Европе, тот знает. По крайней мере, на мобильную связь и ШПД (широкополосный доступ в интернет — прим. ТАСС). Почему так сложилось? Думаю, из-за того, что телеком был и остается динамично развивающейся и конкурентной сферой. Дальнейшее изменение цен будет зависеть от доступности оборудования и повышения инженерного потенциала в России.

— Основной проблемой для абонентов сотовой связи, бесспорно, является телефонный фрод (от англ. fraud «мошенничество» — прим. ТАСС). По силам ли операторам когда-нибудь решить вопрос с ним совсем?

— Начнем с того, что среди абонентов уже формируется иная культура, когда люди не отвечают на звонки с незнакомых номеров. А если говорить об инновациях — сейчас интенсивно развивается система Роскомнадзора «Антифрод». С 2022 года она заблокировала уже более миллиарда звонков с подменных номеров. Когда мы в «Таттелекоме» активировали ее, сотни тысяч мошеннических вызовов отсеялись. Все идет к тому, что подобные системы будут встроены в смартфон.

Однако совсем победить эту форму мошенничества, скорее всего, не получится. Сотовая связь — слишком открытая технология. Это как запретить хождение денег, потому что иногда ими расплачиваются за плохие услуги или незаконные действия.

Среди абонентов уже формируется иная культура, когда люди не отвечают на звонки с незнакомых номеров.

— Есть ли у вас научные разработки?

— На мой взгляд, любая компания в какой-то момент будет упираться в ограничения, если не будет заниматься научными разработками. Но надо понимать, что в научной сфере есть определенные стандарты оценки. Главное — это наличие публикаций от имени компании или ее сотрудников, на втором месте — участие в научных конференциях, и только потом можно говорить о конкретных решениях.

Для «Таттелекома» сфера научной деятельности принципиально важна. Мы ведем разработки в части обеспечения наилучшего покрытия — уже публикации есть, и отзывы неплохие. Пристальное внимание уделяем видеоаналитике, и по анализу данных у компании достаточно серьезный прогресс. А за прошлый год мы опубликовали три статьи, поучаствовали в двух международных научных конференциях. Публикации были связаны с нейронными сетями, искусственным интеллектом и системами прогнозирования качества покрытия Wi-Fi. Хочется двигаться дальше.

— Поговорим о Kazan Digital Week. Какие у вас ожидания от площадки в этом году?

— Татарстан — один из центров развития информационно-коммуникационных технологий. Думаю, что форум, который подчеркивает этот статус и является площадкой для обсуждений, должен проходить ежегодно, потому что вопросов много. Мы очень рады, что Kazan Digital Week из регионального переформатировался в федеральный. Надеемся, что в этом году рост продолжится: будет больше экспертов, участников, выставочных решений и тем для дискуссий.

— А что для вас сфера, в которой работаете? Почему вы ее любите и что бы хотели в ней изменить?

— Телеком находится на стыке технологического прогресса и коммерции, это совершенно другая вселенная в части взаимоотношений и решений. Мне нравится, что эта сфера сочетает все возможные направления: и инженерную школу, и информационную безопасность, и финансовые вопросы. Телекоммуникации прекрасны тем, что это «сплав всего».