loading
0%
О проекте
НазадНазад
TenChat
Роза Ахмадиева, Ректор Казанского государственного института культуры

Роза Ахмадиева

Ректор Казанского государственного института культуры
Казанский государственный институт культуры (КазГИК) — ведущий региональный центр культуры, науки, образования и искусства. В интервью ТАСС ректор КазГИК Роза Ахмадиева рассказала о том, как применяются цифровые технологии в культуре сейчас и как они будут применяться в будущем, а также о том, какие проекты на базе цифровых технологий реализуют в вузе.
Очень важно, что digital — мощнейший инструмент воспроизводства, трансляции и сохранения культурных ценностей мировой художественной культуры.

— Вы — традиционный участник Кazan Digital Week. Расскажите, пожалуйста, каким образом культура пересекается с IT‑сферой?

— Сегодня мы говорим о двух понятиях: цифровая культура и цифровизация сферы культуры. Цифровая (электронная) культура — это уникальный феномен, система социальных субъектов, продвигающих с помощью современных ИКТ развитие цифрового общества (электронная торговля, экономика, политика, наука, образование, культура).

Для обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации — единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России («Культура.РФ»), а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам. В условиях дальнейшего развития информационного общества ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 миллионов единиц.

Цифровизация культуры — использование технических возможностей для создания новой культурной среды и для изучения, сохранения существующих культурных ценностей. И очень важно, что digital — мощнейший инструмент для приобщения молодого поколения к культуре в целом и к родной культуре в частности.

— Как сейчас применяются цифровые технологии в культуре?

— Цифровизация культуры идет по двум крупным направлениям. Первое связано непосредственно с культурной деятельностью, с процессами изучения, сохранения, создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ.

Второе направление касается создания специализированных информационных систем, которые позволяют вести государственный учет объектов культуры и культурных ценностей, а также связано с применением цифровых технологий для совершенствования организационно-экономической деятельности организаций культуры.

В рамках первого направления в современной культуре уже есть успешный опыт применения богатого спектра цифровых технологий.

Особенно активно они используются с целью создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ. Это создание музыки, видео, фотографий и других видов медиа. Создание новых произведений искусства. Например, нейронные сети могут быть обучены рисовать картины или писать музыку. 3D‑печать позволяет создавать точные копии произведений искусства и исторических артефактов, что делает их доступными для широкой аудитории.

Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) используются для создания интерактивных выставок и музеев, где посетители могут взаимодействовать с экспонатами и получать дополнительную информацию через свои устройства.

Огромную социальную роль играют цифровые технологии для изучения и сохранения ценностей культуры. Это технологии 3D‑сканирования, моделирования и визуализации, технологии оцифровки и архивирования. В России существует такой значимый проект — оцифровка новгородских берестяных грамот.

Еще одним направлением изучения культурных ценностей становится применение искусственного интеллекта для литературного и искусствоведческого анализа и определения авторства произведений.

И конечно, цифровые технологии незаменимы для распространения и потребления культурных ценностей и благ. Это и киберспорт, и дистанционное обучение, и виртуальные экскурсии в музеи, и виртуальные концерты, и цифровые библиотеки. Интернет-технологии позволили успешно коммерциализировать арт-сферу, а также обучение в области культуры и искусства. Интернет-платформы позволили художникам и музыкантам делиться своим творчеством со всем миром, а также продавать свои работы онлайн.

В будущем будут совершенствоваться технологии искусственного интеллекта для автоматического перевода текстов и аудиоматериалов на разные языки, что позволит расширить аудиторию культурных мероприятий и проектов.

— Каков дальнейший потенциал цифровых технологий для применения в этой области?

— Цифровые технологии продолжают развиваться и внедряться в различные сферы жизни, включая культуру. В будущем мы можем ожидать еще большего проникновения этих технологий в область культуры, что может привести к следующим изменениям:

  • развитие блокчейн-технологий для защиты авторских прав и создания новых форм финансирования культурных проектов, это может включать создание централизованных платформ для краудфандинга культурных проектов;
  • будут совершенствоваться технологии искусственного интеллекта для автоматического перевода текстов и аудиоматериалов на разные языки, что позволит расширить аудиторию культурных мероприятий и проектов;
  • для людей с ограниченными возможностями благодаря использованию нанотехнологий (субтитры, голосовое управление и специальные интерфейсы) будет более доступно виртуальное обучение, виртуальное потребление культурных благ.
Важна инклюзивность цифрового культурного контента. Необходимо учитывать потребности всех групп населения при разработке цифровых культурных продуктов и услуг.

— Чего, на ваш взгляд, пока не хватает в области применения цифровых технологий в культуре? У кого из зарубежных коллег российские специалисты могли бы поучиться этому?

— Необходимо обратить внимание на правовые вопросы: разработать более четкие и эффективные законы и правила, регулирующие использование цифровых технологий в культуре, особенно в отношении авторских прав, интеллектуальной собственности и конфиденциальности данных.

Нужно повысить доступность интернет-контента для широкой аудитории, необходимо работать над улучшением доступа к цифровым технологиям и обучению цифровым навыкам разных слоев общества и всех возрастных групп.

Важна инклюзивность цифрового культурного контента. Необходимо учитывать потребности всех групп населения при разработке цифровых культурных продуктов и услуг, включая людей с ограниченными возможностями, представителей разных культур и языков.

Необходима дальнейшая цифровая поддержка сохранения и развития местных этнических культур, нужно расширять доступ к их культурному наследию и творческим инициативам.

— Какие цифровые технологии применяются при обучении в вузе? Планируется ли расширять их перечень? Если да, то каким образом?

— В нашем институте в процессе обучения студенты знакомятся и осваивают сквозные цифровые технологии: AR, VR, AI, которые применяются в проектах по культуре и искусствам. Учитывая развитие креативных индустрий, планируем ввести в образовательные программы технологии смешанной реальности.

— Центральной темой Кazan Digital Week станет искусственный интеллект. Насколько вам близка эта тема? Применяется ли ИИ при обучении в вузе?

— Использование ИИ активно развивается и внедряется в вузах по всему миру, в том числе и в нашем Казанском институте культуры. Наши студенты изучают возможности ИИ в музыке: это обработка голоса, сочинение в разных стилях, расшифровка фольклорных записей.

Современные ИИ‑модели способны создавать оригинальные произведения искусства, музыкальные композиции, тексты в различных жанрах, что открывает новые возможности для творческих экспериментов.

— Как в целом ИИ может применяться в культуре?

— Как ректор я убеждена, что ИИ‑технологии могут значительно обогатить и преобразить многие аспекты культурной деятельности. ИИ‑системы способны автоматизировать процессы каталогизации, структурирования и оцифровки музейных фондов, библиотечных коллекций, архивных материалов. Кроме того, на основе анализа предпочтений и поведения посетителей ИИ‑системы могут формировать индивидуальные рекомендации по культурному потреблению, организовывать персонализированные туры, выставки, образовательные программы.

Более того, современные ИИ‑модели способны создавать оригинальные произведения искусства, музыкальные композиции, тексты в различных жанрах, что открывает новые возможности для творческих экспериментов.

— Планируется ли расширять перечень специальностей, по которым обучают в вузе, за счет введения IT‑специальностей?

— Да, конечно, вуз не стоит на месте. Так, например, на базе Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры КазГИК реализуются 29 программ повышения квалификации по направлению «Цифровая культура» в рамках национального проекта «Творческие люди». В 2022 году впервые проведена акселерационная программа «Цифровая арт-терапия». Инициировано 79 стартап-проектов, 12 из которых получили поддержку гранта «Студенческий стартап» по 1 миллиону рублей.

В рамках федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Казанский государственный институт культуры планирует реализацию программ профессиональной переподготовки для студентов, обучающихся по основным учебным программам в непрофильных для IT областях, направленных на формирование цифровых компетенций и научно-исследовательского центра.

Казанский государственный институт культуры участвует в конкурсе на получение гранта «Приоритет-2030» и разрабатывает пять сетевых образовательных программ, в том числе «Цифровая мода», «Цифровая живопись», «Цифровые технологии в народной художественной культуре», «Цифровая арт-терапия». Кроме того, сейчас в вузе реализуется ряд программ профессиональной переподготовки.

— На базе института действует Инжиниринговый центр. Расскажите о его основных целях. Насколько центр связан с развитием цифровых технологий?

— Инжиниринговый центр на базе Казанского государственного института культуры развивается в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты». На его базе уже существуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в сфере культуры и креативных индустрий, способствующие сохранению трансляции и передачи культурного наследия и навыков в области декоративно-прикладного искусства.

В частности, создан программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности по производству художественной керамики, деревообработки и дизайну костюма. Также работает AR‑музей народов Поволжья, представляющий собой музейную экспозицию, где посетители, оказываясь в пространстве деревенского дома XIX века с аутентичными предметами быта, могут познакомиться с культурой местных народов. Особняком стоит создание «Цифровой платформы по управлению авторскими и смежными правами», которая предоставляет возможность творческим лицам размещать свой продукт и в последующем реализовывать его с сохранением и защитой его прав и интеллектуальной собственности.

— В вузе также действует Центр прототипирования. Какие проекты сейчас реализуются на его базе?

— Центр прототипирования реализует проекты по созданию цифрового контента. В частности, здесь создаются ролики открытия для крупных форумов, которые проходят в Казани (Kazan Digital Week, Российский венчурный форум). Кроме того, на базе Центра выполняются курсовые и дипломные работы наших студентов, что позволяет им применить свои знания на практике и получить ценный опыт.

Одним из проектов, который реализуется в Центре, является прототип тизера фильма, полностью созданного с использованием графики, без участия живых актеров. В настоящее время проект готовится к защите на питчинге кинопроектов в Министерстве культуры Российской Федерации, что является важным шагом для его дальнейшего развития и реализации.

— Насколько распространены случаи, когда проекты, задуманные и реализованные в Центре прототипирования, затем успешно монетизировались и продавались на рынке?

— В наш Центр прототипирования часто обращаются с разнообразными запросами, включая запись треков, создание АСМР-роликов, подкастов, роликов для различных мероприятий и слайд-шоу. Мы внимательно отслеживаем деятельность наших резидентов и стремимся предоставить им все необходимые ресурсы для реализации их творческих идей.

Важно отметить, что основные потребители наших услуг — молодежь, которая ищет новые возможности для самовыражения и создания качественного контента. Один из наших резидентов обратился к нам с просьбой о записи АСМР-роликов. В результате было записано около 100 роликов, которые он затем разместил на своем канале.

Несколько проектов, которые были созданы в Центре специально для конкурса, привели своих создателей к победе. Например, в Центре прототипирования были разработаны видеовизитки для участников конкурса «Лучший учитель». Кроме того, в Центре создавались самопрезентации для участников конкурса «Ученик года».

— Казанский государственный институт культуры регулярно получает гранты, которые направляет на научно-исследовательскую деятельность и продукты, нужные в реальном секторе экономики. Какие из этих проектов направлены на развитие цифровых технологий?

— В Казанском государственном институте культуры активно реализуется система грантовой деятельности по направлению «Коммерциализация инноваций для сохранения, распространения культурного наследия народов Российской Федерации и создания духовных ценностей». В рамках этого направления создается цифровая платформа для экспорта технологий культурно-просветительской деятельности и профессионального образования в сфере культуры.

В текущем году были выиграны и находятся в стадии финальной доработки три миллионных студенческих стартапа Фонда содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Во всех трех проектах используются приемы арт-терапии.

Ежегодно наши студенты принимают участие в создании цифровых проектов, связанных с инновационным предпринимательством. Среди студенческих идей, выдвинутых на гранты, популярен формат цифровых приложений, помогающих в решении задач в области культуры и задач более широкого спектра: разработка мобильного приложения-гида TatarTrip, создание мобильного приложения для организации обучающих тематических туров «ОК.Тур», разработка приложения «Имент-навигатор», «Виртуальный помощник-стилист», создание мультиплатформенного онлайн-сервиса для отслеживания, аналитики и улучшения эмоционального состояния пользователя с помощью ИИ, разработка мобильного приложения для организации неформальных встреч «Встретимся», разработка мультизадачных вендинговых аппаратов.

— Какие мероприятия форума вы могли бы отметить как наиболее интересные для себя?

— Мне как человеку, имеющему музыкальное педагогическое образование, очень интересен мастер-класс «Искусственный интеллект в музыке — возможности создания мультимедийного контента». Мастер-класс посвящен показу и анализу возможностей нейросетей для творчества: сочинения песен, стихов, создания видеоклипов для песен и другое. Будут обсуждаться вопросы положительных и негативных факторов использования искусственного интеллекта для творчества.

Интересно посмотреть на коллаборацию науки и бьюти-индустрии в мастер-классе «Применение музыкально-терапевтических технологий для красоты и здоровья». Интересной ожидается работа секции «Медицина и искусство». Особое мое внимание привлекла секция «Мода и дизайн: от идеи до IPO».

Я также думаю, что огромный интерес вызовет секция «Мировые тренды кинематографа».

Планирую посетить секцию «Музеи и культурный туризм в контексте цифровизации», в работе которой примут участие представители ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть главный итог проведения Кazan Digital Week?

— Наш вуз на форуме отвечает за работу направления «Цифровые технологии в культуре». Своей целью мы видим привлечение внимания федеральных и региональных властей к проблемам и перспективам развития цифровых технологий в сфере культуры. Это должно обеспечить запуск образовательных программ развития цифровых компетенций и предпринимательских навыков специалистов для сферы культуры и креативных индустрий в целях воспроизводства кадров для отрасли креативной экономики. Форум способствует установлению тесного сотрудничества с дружественными зарубежными субъектами цифровизации культуры для совместного развития цифровых проектов. Международный культурный диалог, развернутый в рамках такого глобального форума, поддержит экспорт отечественных цифровых продуктов и решений в сфере культуры и искусства, поможет продвижению экспортерами своей продукции на цифровых платформах.

Главный итог форума — консолидация цифровых знаний, синхронизация усилий цифровых субъектов в различных отраслях образования, культуры, экономики, образование научно-практических союзов единомышленников, международных и межотраслевых коллабораций.