— Сегодня мы говорим о двух понятиях: цифровая культура и цифровизация сферы культуры. Цифровая (электронная) культура — это уникальный феномен, система социальных субъектов, продвигающих с помощью современных ИКТ развитие цифрового общества (электронная торговля, экономика, политика, наука, образование, культура).
Для обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации — единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России («Культура.РФ»), а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам. В условиях дальнейшего развития информационного общества ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 миллионов единиц.
Цифровизация культуры — использование технических возможностей для создания новой культурной среды и для изучения, сохранения существующих культурных ценностей. И очень важно, что digital — мощнейший инструмент для приобщения молодого поколения к культуре в целом и к родной культуре в частности.
— Цифровизация культуры идет по двум крупным направлениям. Первое связано непосредственно с культурной деятельностью, с процессами изучения, сохранения, создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ.
Второе направление касается создания специализированных информационных систем, которые позволяют вести государственный учет объектов культуры и культурных ценностей, а также связано с применением цифровых технологий для совершенствования организационно-экономической деятельности организаций культуры.
В рамках первого направления в современной культуре уже есть успешный опыт применения богатого спектра цифровых технологий.
Особенно активно они используются с целью создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ. Это создание музыки, видео, фотографий и других видов медиа. Создание новых произведений искусства. Например, нейронные сети могут быть обучены рисовать картины или писать музыку. 3D‑печать позволяет создавать точные копии произведений искусства и исторических артефактов, что делает их доступными для широкой аудитории.
Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) используются для создания интерактивных выставок и музеев, где посетители могут взаимодействовать с экспонатами и получать дополнительную информацию через свои устройства.
Огромную социальную роль играют цифровые технологии для изучения и сохранения ценностей культуры. Это технологии 3D‑сканирования, моделирования и визуализации, технологии оцифровки и архивирования. В России существует такой значимый проект — оцифровка новгородских берестяных грамот.
Еще одним направлением изучения культурных ценностей становится применение искусственного интеллекта для литературного и искусствоведческого анализа и определения авторства произведений.
И конечно, цифровые технологии незаменимы для распространения и потребления культурных ценностей и благ. Это и киберспорт, и дистанционное обучение, и виртуальные экскурсии в музеи, и виртуальные концерты, и цифровые библиотеки. Интернет-технологии позволили успешно коммерциализировать арт-сферу, а также обучение в области культуры и искусства. Интернет-платформы позволили художникам и музыкантам делиться своим творчеством со всем миром, а также продавать свои работы онлайн.
— Цифровые технологии продолжают развиваться и внедряться в различные сферы жизни, включая культуру. В будущем мы можем ожидать еще большего проникновения этих технологий в область культуры, что может привести к следующим изменениям:
— Необходимо обратить внимание на правовые вопросы: разработать более четкие и эффективные законы и правила, регулирующие использование цифровых технологий в культуре, особенно в отношении авторских прав, интеллектуальной собственности и конфиденциальности данных.
Нужно повысить доступность интернет-контента для широкой аудитории, необходимо работать над улучшением доступа к цифровым технологиям и обучению цифровым навыкам разных слоев общества и всех возрастных групп.
Важна инклюзивность цифрового культурного контента. Необходимо учитывать потребности всех групп населения при разработке цифровых культурных продуктов и услуг, включая людей с ограниченными возможностями, представителей разных культур и языков.
Необходима дальнейшая цифровая поддержка сохранения и развития местных этнических культур, нужно расширять доступ к их культурному наследию и творческим инициативам.
— В нашем институте в процессе обучения студенты знакомятся и осваивают сквозные цифровые технологии: AR, VR, AI, которые применяются в проектах по культуре и искусствам. Учитывая развитие креативных индустрий, планируем ввести в образовательные программы технологии смешанной реальности.
— Использование ИИ активно развивается и внедряется в вузах по всему миру, в том числе и в нашем Казанском институте культуры. Наши студенты изучают возможности ИИ в музыке: это обработка голоса, сочинение в разных стилях, расшифровка фольклорных записей.
— Как ректор я убеждена, что ИИ‑технологии могут значительно обогатить и преобразить многие аспекты культурной деятельности. ИИ‑системы способны автоматизировать процессы каталогизации, структурирования и оцифровки музейных фондов, библиотечных коллекций, архивных материалов. Кроме того, на основе анализа предпочтений и поведения посетителей ИИ‑системы могут формировать индивидуальные рекомендации по культурному потреблению, организовывать персонализированные туры, выставки, образовательные программы.
Более того, современные ИИ‑модели способны создавать оригинальные произведения искусства, музыкальные композиции, тексты в различных жанрах, что открывает новые возможности для творческих экспериментов.
— Да, конечно, вуз не стоит на месте. Так, например, на базе Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры КазГИК реализуются 29 программ повышения квалификации по направлению «Цифровая культура» в рамках национального проекта «Творческие люди». В 2022 году впервые проведена акселерационная программа «Цифровая арт-терапия». Инициировано 79 стартап-проектов, 12 из которых получили поддержку гранта «Студенческий стартап» по 1 миллиону рублей.
В рамках федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Казанский государственный институт культуры планирует реализацию программ профессиональной переподготовки для студентов, обучающихся по основным учебным программам в непрофильных для IT областях, направленных на формирование цифровых компетенций и научно-исследовательского центра.
Казанский государственный институт культуры участвует в конкурсе на получение гранта «Приоритет-2030» и разрабатывает пять сетевых образовательных программ, в том числе «Цифровая мода», «Цифровая живопись», «Цифровые технологии в народной художественной культуре», «Цифровая арт-терапия». Кроме того, сейчас в вузе реализуется ряд программ профессиональной переподготовки.
— Инжиниринговый центр на базе Казанского государственного института культуры развивается в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» национального проекта «Наука и университеты». На его базе уже существуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в сфере культуры и креативных индустрий, способствующие сохранению трансляции и передачи культурного наследия и навыков в области декоративно-прикладного искусства.
В частности, создан программно-аппаратный комплекс виртуальной реальности по производству художественной керамики, деревообработки и дизайну костюма. Также работает AR‑музей народов Поволжья, представляющий собой музейную экспозицию, где посетители, оказываясь в пространстве деревенского дома XIX века с аутентичными предметами быта, могут познакомиться с культурой местных народов. Особняком стоит создание «Цифровой платформы по управлению авторскими и смежными правами», которая предоставляет возможность творческим лицам размещать свой продукт и в последующем реализовывать его с сохранением и защитой его прав и интеллектуальной собственности.
— Центр прототипирования реализует проекты по созданию цифрового контента. В частности, здесь создаются ролики открытия для крупных форумов, которые проходят в Казани (Kazan Digital Week, Российский венчурный форум). Кроме того, на базе Центра выполняются курсовые и дипломные работы наших студентов, что позволяет им применить свои знания на практике и получить ценный опыт.
Одним из проектов, который реализуется в Центре, является прототип тизера фильма, полностью созданного с использованием графики, без участия живых актеров. В настоящее время проект готовится к защите на питчинге кинопроектов в Министерстве культуры Российской Федерации, что является важным шагом для его дальнейшего развития и реализации.
— В наш Центр прототипирования часто обращаются с разнообразными запросами, включая запись треков, создание АСМР-роликов, подкастов, роликов для различных мероприятий и слайд-шоу. Мы внимательно отслеживаем деятельность наших резидентов и стремимся предоставить им все необходимые ресурсы для реализации их творческих идей.
Важно отметить, что основные потребители наших услуг — молодежь, которая ищет новые возможности для самовыражения и создания качественного контента. Один из наших резидентов обратился к нам с просьбой о записи АСМР-роликов. В результате было записано около 100 роликов, которые он затем разместил на своем канале.
Несколько проектов, которые были созданы в Центре специально для конкурса, привели своих создателей к победе. Например, в Центре прототипирования были разработаны видеовизитки для участников конкурса «Лучший учитель». Кроме того, в Центре создавались самопрезентации для участников конкурса «Ученик года».
— В Казанском государственном институте культуры активно реализуется система грантовой деятельности по направлению «Коммерциализация инноваций для сохранения, распространения культурного наследия народов Российской Федерации и создания духовных ценностей». В рамках этого направления создается цифровая платформа для экспорта технологий культурно-просветительской деятельности и профессионального образования в сфере культуры.
В текущем году были выиграны и находятся в стадии финальной доработки три миллионных студенческих стартапа Фонда содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Во всех трех проектах используются приемы арт-терапии.
Ежегодно наши студенты принимают участие в создании цифровых проектов, связанных с инновационным предпринимательством. Среди студенческих идей, выдвинутых на гранты, популярен формат цифровых приложений, помогающих в решении задач в области культуры и задач более широкого спектра: разработка мобильного приложения-гида TatarTrip, создание мобильного приложения для организации обучающих тематических туров «ОК.Тур», разработка приложения «Имент-навигатор», «Виртуальный помощник-стилист», создание мультиплатформенного онлайн-сервиса для отслеживания, аналитики и улучшения эмоционального состояния пользователя с помощью ИИ, разработка мобильного приложения для организации неформальных встреч «Встретимся», разработка мультизадачных вендинговых аппаратов.
— Мне как человеку, имеющему музыкальное педагогическое образование, очень интересен мастер-класс «Искусственный интеллект в музыке — возможности создания мультимедийного контента». Мастер-класс посвящен показу и анализу возможностей нейросетей для творчества: сочинения песен, стихов, создания видеоклипов для песен и другое. Будут обсуждаться вопросы положительных и негативных факторов использования искусственного интеллекта для творчества.
Интересно посмотреть на коллаборацию науки и бьюти-индустрии в мастер-классе «Применение музыкально-терапевтических технологий для красоты и здоровья». Интересной ожидается работа секции «Медицина и искусство». Особое мое внимание привлекла секция «Мода и дизайн: от идеи до IPO».
Я также думаю, что огромный интерес вызовет секция «Мировые тренды кинематографа».
Планирую посетить секцию «Музеи и культурный туризм в контексте цифровизации», в работе которой примут участие представители ведущих музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Казани.
— Наш вуз на форуме отвечает за работу направления «Цифровые технологии в культуре». Своей целью мы видим привлечение внимания федеральных и региональных властей к проблемам и перспективам развития цифровых технологий в сфере культуры. Это должно обеспечить запуск образовательных программ развития цифровых компетенций и предпринимательских навыков специалистов для сферы культуры и креативных индустрий в целях воспроизводства кадров для отрасли креативной экономики. Форум способствует установлению тесного сотрудничества с дружественными зарубежными субъектами цифровизации культуры для совместного развития цифровых проектов. Международный культурный диалог, развернутый в рамках такого глобального форума, поддержит экспорт отечественных цифровых продуктов и решений в сфере культуры и искусства, поможет продвижению экспортерами своей продукции на цифровых платформах.
Главный итог форума — консолидация цифровых знаний, синхронизация усилий цифровых субъектов в различных отраслях образования, культуры, экономики, образование научно-практических союзов единомышленников, международных и межотраслевых коллабораций.