loading
0%
О проекте
НазадНазад
TenChat
Вадим Кулик, Заместитель президента-председателя правления ВТБ

Вадим Кулик

Заместитель президента-председателя правления ВТБ
Банк ВТБ (ПАО) — один из системообразующих российских банков и лидеров рынка финансовых услуг. В интервью ТАСС заместитель президента-председателя правления ВТБ Вадим Кулик рассказал о том, какие средства направляются на импортозамещение, какого эффекта в этой области уже удалось добиться, а также о том, какая роль отводится искусственному интеллекту в деятельности банка.
Нам удалось создать масштабную операционно-технологическую платформу, которая обслуживает 20 миллионов клиентов. В ней совершается 5 миллионов операций в сутки. При этом она обладает уровнем бесперебойности и надежности в 99,999%.

— За последние несколько лет ВТБ инвестировал значительный объем средств в цифровую трансформацию. К каким результатам удалось прийти?

— ВТБ начал свой путь к трансформации в конце 2019 года, что позволяет нам сейчас находиться на лидерских позициях. Если мы говорим про технологический суверенитет, то это не только импортозамещение, но и способность самостоятельно и быстро развиваться. Если бы мы не ставили эту задачу шире, не думали о подготовке своих кадров, инструментов и платформ разработки, то мы бы не могли так быстро развиваться и производить изменения. А на текущий момент нам удалось создать масштабную операционно-технологическую платформу, которая обслуживает 20 миллионов клиентов. В ней совершается 5 миллионов операций в сутки. При этом она обладает уровнем бесперебойности и надежности в 99,999%. И при таком масштабе и устойчивости остается очень гибкой, позволяя внедрять по 180 изменений в сутки и решать задачи от момента постановки до ее реализации за 25 дней. То есть технологический суверенитет — это импортозамещение плюс независимая разработка и люди в ней. Я бы так сказал: люди, обеспеченные инструментами.

Импортозамещение затронуло абсолютно все программы и IT‑инструменты в банке. Интегрально доля прикладных систем ВТБ, независимых от зарубежных технологий, уже достигла 85%.

— Удалось ли ВТБ полностью перейти на отечественную IТ‑инфраструктуру?

— На текущий момент импортозамещение затронуло абсолютно все программы и IT‑инструменты в банке. Интегрально доля прикладных систем ВТБ, независимых от зарубежных технологий, уже достигла 85%. К 1 января 2025 года, как требует регулятор, мы достигнем 100% технологической независимости в части критической инфраструктуры.

В замещение зарубежных IT‑систем и сервисов, начиная с 2021 года, мы инвестируем 90 миллиардов рублей, из них больше 50 миллиардов приходится на 2024 год.

— Какой объем инвестиций запланирован на эти цели в 2024 году? Каких целей планируется достигнуть благодаря этому?

— В замещение зарубежных IT‑систем и сервисов, начиная с 2021 года, мы инвестируем 90 миллиардов рублей, из них больше 50 миллиардов приходится на 2024 год. Этот год станет для ВТБ рекордным с точки зрения инвестиций в IT‑импортозамещение. Большая часть этих расходов направлена на покупку, развитие и сопровождение отечественного софта. По самым крупным системам мы начали работу еще в 2021 году, рассчитываем завершить все этапы по переходу на их российские аналоги в 2025-2026 годах.

Если говорить про общий экономический эффект от цифровой трансформации для банка, то до конца года этот показатель может превысить 500 миллиардов рублей.

— Какая роль сегодня отводится ИИ в деятельности ВТБ? В каких процессах он применяется?

— Для банков искусственный интеллект — тема не новая. В области кредитного скоринга и кредитных решений для моделирования требований к капиталу в банковском сообществе эта технология использовалась достаточно давно, ей порядка 20 лет. Именно поэтому сегодня мы обладаем такими широкими возможностями применения ИИ в финтехе. Позднее стали появляться дополнительные технологии, связанные с компьютерным зрением, чтением документов. Присоединился голос, появились голосовые помощники. Сейчас в умной колонке есть голосовой помощник ВТБ. Вы можете, разговаривая с ним, совершать операции. То есть появился ассистент, с которым у вас есть нативное общение. В нашем мобильном приложении (6+) есть робот-советник, который предлагает те или иные инвестиционные стратегии. ИИ на самом деле и в антифроде, и в кредитном скоринге, и в оценке рисков, и в оценке возвратности, и в оценке склонности к покупке, и в оценке склонности попасть под влияние мошенников — он практически везде.

На горизонте 2026 года мы как банк ставим перед собой задачу, чтобы у каждого клиента и сотрудника появился как минимум один цифровой советник, чтобы в каждом процессе появился искусственный интеллект.

— А что же нас ожидает дальше в этом направлении?

— А дальше мы окажемся в прекрасном мире будущего, где не останется ни одного процесса, в котором нет ИИ. Но скачок еще на самом деле впереди. И на горизонте 2026 года мы как банк ставим перед собой задачу, чтобы у каждого клиента и сотрудника появился как минимум один цифровой советник, чтобы в каждом процессе появился искусственный интеллект. Потому что без алгоритмов ИИ невозможно представить современный цифровой банк. Мы в ВТБ уже запустили собственную программу по развитию технологий искусственного интеллекта — «Цифровой помощник». Это одно из ключевых направлений в технологической стратегии банка на ближайшие несколько лет, способствующее объединению всех имеющихся в банке технологий, компетенций и команд в сфере технологий ИИ. Большие языковые модели способны вывести на качественно новый уровень оказание банковских услуг — повысить скорость выполнения задач, добиться большей эффективности решений, принимаемых сотрудниками банка. А использование рекомендательных систем обеспечит наилучшее понимание потребностей клиента. Сочетание этих двух элементов станет залогом максимально эффективной работы.

— Раз уж вы сами затронули эту тему, готов ли ВТБ идти в разработку собственной большой языковой модели?

— Развитие больших языковых моделей, или генеративных моделей — один из трендов последних лет. Не исключаю, что к 2030 году они могут совершить прорыв, сопоставимый с появлением поисковиков. Однако ИИ сегодня — это не только про большие языковые модели. Они — лишь компонент, формирующий развитие больших данных. Для отдельных задач они работают хорошо. Но не обязательно сразу создавать гигантскую платформу, решающую любые задачи, это сложно и дорого. Ряд задач можно решать локально. Мы развиваем AutoML (автоматизированное машинное обучение — прим. ТАСС), большое внимание уделяем развитию управления моделями, занимаемся решением оптимизационных задач, что очень востребовано на рынке. Идя за потребностями бизнеса, мы выбираем комплексный подход, не сводим работу к разработке какой‑то одной большой платформы. Также мы берем лучшие open-source-решения (решения с открытым исходным кодом — прим. ТАСС) и затачиваем их под наши нужды. Так движется большинство компаний в мире и по другим направлениям. Никому не придет в голову переписывать ядро Linux, все адаптируют его под себя. Так и с генеративными моделями: не всегда экономически целесообразно все делать с нуля, намного эффективнее просто дотачивать. Наш путь в том, чтобы иметь компетенции по специализации решения, а не по разработке его с нуля. Мы считаем это более эффективным.

— Все то, о чем вы говорите, — амбициозные технологические задачи. Очевидно, что без высококвалифицированных кадров реализовать их не получится. Как вы конкурируете за технологические кадры с другими игроками на рынке?

— По заявлению Минцифры, дефицит кадров на российском технологическом рынке уже достиг 1 миллиона вакансий. В этой ситуации, конечно, конкуренция за кадры есть. И тут существуют два способа найма — штатный, через рекрутинг, и второй — через всевозможные образовательные программы. Это путь взращивания молодых специалистов, поиск талантов. У ВТБ есть совместные с российскими вузами магистратуры, лаборатории, мы поддерживаем талантливых людей через различные образовательные гранты, соревнования, хакатоны, предоставляем возможность стажироваться в банке. И мы видим, что второй канал привлечения для некоторых специальностей стал главным. Для нас это очень эффективный инструмент, мы и дальше будем в это вкладываться. Таланты нам очень нужны, мы готовы за них конкурировать и всячески их поддерживать.

— И в завершение, каковы ваши ожидания от форума Kazan Digital Week?

— Татарстан традиционно является одним из IT‑лидеров среди российских регионов, а форум Kazan Digital Week — уникальной площадкой для бизнес-взаимодействия игроков технологического рынка. Такие крупные события дают возможность не только взглянуть на рынок в целом, но и оценить свое место на нем. Конечно, ожидаю от форума интересных дискуссий. Одну из таких мы планируем предложить участникам форума в рамках собственной сессии ВТБ. Российский рынок успешно адаптировался к новым условиям: крупнейшие игроки разрабатывают собственные решения, а также создают партнерства для развития суверенных технологий. Приглашаю обсудить вопросы технологического суверенитета, информационной безопасности, а также тренды и перспективы финтех-рынка в новых условиях.