— В прошлом году платформа RITM3 была признана лучшим решением для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), и сейчас мы продолжаем развивать ее: наращиваем функциональность, расширяем географию внедрения. Так, после Казани платформа была поставлена в Ростовскую, Владимирскую, Нижегородскую области, во Владикавказ, Чебоксары.
— RITM3 — платформа, которая имеет несколько ипостасей в плане применения. Одна из них — это решение для ИТС. Кроме того, наша система служит задачам импортозамещения западных продуктов для моделирования. Это несколько разные решения, хотя они все построены на одной технологической базе.
Наконец, RITM3 применима на промышленных предприятиях. Здесь речь уже идет о задачах диспетчеризации всех логистических потоков с динамическим моделированием, реализации проектов технологического такси для крупных заводов. Возможно, мы попробуем представить на конкурсе «ИТ Лидер» наши решения для промышленности. Это тоже очень актуально и востребовано.
— Разработки SIMETRA так или иначе связаны с платформой RITM3, которая на сегодня имеет порядка 24 разных модулей, решающих разные задачи для транспортного инженера. Соответственно, все расчетные алгоритмы, данные аналитики, визуализации, нужные для управления мобильностью, реализуются в RITM3. Это и есть основные направления, на которых команда сейчас сконцентрирована.
В разработке находятся отдельные решения по аудиту безопасности дорожного движения. SIMETRA много занимается решениями для промышленных предприятий, для карьерного транспорта.
Кроме того, создана отдельная группа по машинному обучению искусственного интеллекта RITM3 — сейчас это одна из магистральных исследовательских линий компании, где за счет внедрения новой технологии автоматизируется и сокращается скорость разработки транспортных моделей.
— RITM3 — на 100% импортонезависимая российская платформа, в ее основе лежат отечественные базы данных и алгоритмы SIMETRA. Для разработки используются только решения open source (открытый исходный код — прим. ТАСС). Именно это позволяет платформе быть независимой от проприетарных разработок иностранных вендоров.
— В транспортном планировании и для анализа в разных областях существует два основных подхода, позволяющих делать прогнозы и оценки. Первый основан на массивах данных, то есть, по сути, это все, что связано с машинным обучением, в том числе искусственный интеллект. Второй подход — более классический, основанный на аналитических или имитационных моделях, он по умолчанию был использован в RITM3.
Сейчас мы работаем над объединением этих подходов. Именно поэтому несколько лет назад в SIMETRA появилась рабочая группа, которая занимается вопросом внедрения ИИ в RITM3. Команда оцифровывает 20‑летний опыт в транспортном планировании и моделировании, интегрируя в него алгоритмы машинного обучения и распознавания. Это должно сократить сроки разработки транспортных моделей и повысить качество прогнозов.
Например, сейчас команда разрабатывает алгоритмы, которые смогут оцифровывать социально-экономическое состояние регионов и автоматизировать этап формирования модели спроса на платную трассу с помощью открытых данных. Таким образом, профессиональным экономистам останется только проверить готовый результат.
Такая синергия методов позволяет подойти к разработке алгоритмов прогноза в ситуации, когда строить отдельную транспортную модель либо долго, либо дорого, либо невозможно из‑за нехватки базовых данных. По сути, это нейросеть, которая за счет большой базы уже реализованных проектов будет давать обоснованную оценку эффективности того или иного объекта: дороги, моста, маршрутной сети.
Сейчас идет этап исследования — происходит реализация алгоритмов, что‑то уже тестируется на практике и предлагается пользователям в составе платформы RITM3.
— SIMETRA работает практически со всеми вузами, которые готовят специалистов по транспорту. Сотрудничество происходит в разных форматах — от поставки академических версий систем компании для учебных целей до работы в вузе и поддержки магистерских программ, как, например, в петербургском Политехническом университете. Специалисты SIMETRA преподают в ВШЭ, МАДИ, чтобы обеспечить поток квалифицированных выпускников как на российский рынок в целом, так и в нашу компанию. SIMETRA достаточно активно растет — в среднем каждый год команда пополняется 10‑15 новыми специалистами по разным направлениям.
Тем не менее, транспортная отрасль глобально еще далека от идеала в процессе кадрового обновления. Задач много, отрасль в целом развивается неравномерно, поэтому потребность в кадрах есть абсолютно у всех. Спрос на специалистов по моделированию, транспортной аналитике, ИТС, системе управления дорожным движением стабильно высокий.
— SIMETRA напрямую не сталкивалась с кибератаками, и мы регулярно проводим IТ‑аудит всей инфраструктуры: сети, ПО, шлюзов.
По‑другому обстоят дела клиентов компании, где RITM3 работает в сложных, высоконагруженных системах, имеющих, к примеру, вторую категорию критической инфраструктуры. Коллеги рассказывают, что с началом СВО они фиксируют значительное увеличение количества атак на светофоры, систему управления транспортом — счет идет чуть ли не на тысячи в день. Есть подобные примеры и на промышленных предприятиях, где используются системы SIMETRA. Но, разрабатывая решения, мы стараемся делать свой продукт архитектурно так, чтобы он был максимально защищен от внешних воздействий.
— ГК SIMETRA является федеральной экспортно-ориентированной компанией, работает со всеми субъектами РФ — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Нашими решениями пользуются в десятках регионов страны. Компания плотно работает по направлению стран Центральной Азии — это проекты, связанные с ИТС и транспортным планированием в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане.
Сейчас SIMETRA интересны рынки Юго-Восточной Азии и арабских стран. До начала СВО уже был опыт работы с Саудовской Аравией и ОАЭ, поэтому в планах открытие офиса в Эмиратах. Это достаточно близкий к РФ регион, расположенный в комфортном для работы из России часовом поясе, достаточно развитый в технологическом плане и нейтрально относящийся к решениям из всех стран. Мы стремимся туда вернуться, потому что один из ключевых показателей деятельности SIMETRA — это количество экспортных поставок. Компания делает технологический продукт мирового уровня, который может найти своего заказчика на многих рынках.
Помимо этого, еще одно интересное бизнес-направление — Африка. Буквально месяц назад команда принимала участие в крупнейшей IT‑выставке в Марракеше, Марокко. Мы видим интерес к российским решениям, потому что мир начинает делиться на экономические зоны. В такой ситуации бизнес стремится иметь в арсенале решения из разных стран, чтобы сохранять устойчивость в турбулентное время.
— Транспортное прогнозирование является одним из важных, но не единственным фактором, влияющим на ситуацию на дорогах. В первую очередь загруженность дорог снижается за счет строительства новых трасс и формирования новых транспортных связей, которые, в свою очередь, должны быть правильно спланированы.
Проекты, где разработка происходит с привлечением специалистов по транспортному прогнозированию, безусловно улучшают ситуацию с трафиком. SIMETRA активно привлекали к проекту строительства новой трассы Джубга — Сочи, КАД‑2 в Санкт-Петербурге, а также для обоснования трассы Казань — Екатеринбург, которая сократит время в пути на пять часов. Это конкретный и очевидный пример локального улучшения транспортной ситуации, которому поспособствовала аналитика. Но увидеть такой же эффект на примере целого города или агломерации сложнее, потому что на общую картину влияет много факторов, в том числе согласованность между разными ведомствами, бюджеты и другие административные сложности.
С этой точки зрения, можно однозначно сказать, что транспортная модель — это правильное применение цифровых подходов, когда все ответственные стороны изначально принимают за базу единые данные и выстраивают общее понимание развития ситуации. В таком случае шансы договориться о чем‑то значительно выше, чем если у вас изначально имеются разные данные, о которых можно бесконечно спорить, пока не придет руководитель и не решит что‑то, исходя из своего, не всегда профессионального, понимания. Транспортная модель обеспечивает более цивилизованный подход к управлению и планированию — более научный, более правильный.
— Сейчас, спустя пять лет после запуска проекта ИТС в России, уже определился круг из 10‑20 компаний, которые действительно обладают компетенцией и зрелыми решениями в той или иной сфере цифровизации транспорта. Не думаю, что в ближайшее время здесь появятся радикально новые игроки. Для того чтобы предложить свою технологию на рынке, ее нужно создать, что требует больших и длинных инвестиций.
Нынешний состав рынка ИТС удовлетворяет спрос на эти решения. Если государство ускорит темпы, поставит более жесткие сроки по исполнению национальных проектов, выделит больше ресурсов, то количество участников начнет расти — появится критический дефицит мощностей, ресурсов, кадров. Сейчас же у заказчика есть возможность собирать альтернативные команды под любой проект и выбирать между ними. На каждое решение есть от двух до пяти вендоров.
Кроме того, нужно понимать, что технологии для транспортной системы — это всегда десяток производителей ее разных компонентов. Сюда входят аппаратная часть, ПО, ИБ‑решения, связь, системы визуализации. В этом плане ни одна компания на рынке, кроме, может быть, самых крупных игроков, вроде «Ростелекома», не обладает компетенцией делать все на одинаково высоком уровне. Поэтому сегодня участники рынка стремятся к коллаборации. На рынке есть 3‑4 производителя АСУДД, 4‑5 производителей камер фото- и видеофиксации. Из них заказчики выбирают наиболее подходящий набор под свои цели и задачи.
С другой стороны, сейчас мы наблюдаем итоги первого этапа внедрения ИТС в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги». В течение последних 3‑4 лет происходил интенсивный рост поставок таких решений по разным регионам. Некоторые вещи внедрялись в спешке, без достаточного обоснования, где-то просто не хватило квалифицированных кадров на стороне заказчика. Это в целом одна из базовых проблем внедрения ИТС, когда у региона нет нужных специалистов, которые понимают, что нужно сделать и что для этого требуется внедрить.
Сейчас прошел первый цикл внедрения этих решений, и становится понятно, кто поставляет работающие решения, а где разработали систему сомнительного качества. В то же время формируется новый нацпроект «Транспорт», куда войдет следующий этап развития ИТС. Поэтому, скорее всего, в этом году будет взята тактическая пауза на переосмысление, а со следующего года рынок ИТС активно побежит вперед с теми командами, которые показали свою квалификацию на первом этапе.
Вероятнее всего произойдет некое очищение рынка, с одной стороны, и его ускорение — с другой, потому что останавливаться никто не собирается.
— Есть рынок транспортного планирования в его узком понимании. В целом он неспешно, но развивается. Он очень консервативный, с ограниченным количеством участников. Но есть также рынок ИТС, и он в десятки раз больше. Он включает в себя рынок оборудования, специализированных программных средств. На нем большую роль играют телеком-гиганты, а профессиональные технологические компании, например SIMETRA, привлекают только по отдельным решениям.
Над всем этим возвышается рынок промышленной автоматизации, который в 100 раз превышает объемы рынка ИТС в стране — это буквально океан решений, поставщиков из B2B‑сегмента, большая и довольно свободная отрасль, где действительно побеждают лучшие. С учетом достаточно больших бюджетов на цифровизацию эти заказчики могут не искать какие‑то компромиссные решения, а просто выбирать подходящее на все 100 процентов. Потому что для них глубина цифровизации напрямую влияет на себестоимость продукта.
Понятно одно — этот рынок будет расти вместе с экономикой страны. При этом есть мнение, что только российского рынка отечественным разработчикам недостаточно, чтобы поддерживать высокое качество продукта. Поэтому и для компании, и в целом для отрасли экспорт технологий, выход на новые рынки станет и вызовом, и основой для развития.
И здесь важна политика, которую государство будет проводить в этом направлении. В целом российские решения могут иметь успех на рынках стран Глобального Юга, который нейтрален к политическому межеванию, происходящему у нас на севере, в Европе. Здесь будут покупать лучшие решения. Тем более, появился тренд на выстраивание сбалансированных систем: если у заказчика стоит корпоративное решение от американского вендора, то, с точки зрения безопасности и баланса, он готов рассматривать и российские альтернативы, потому что бизнес не хочет быть в такой тотальной зависимости от зарубежных поставщиков и меняющейся политической обстановки.
Мы видим, как неустойчив наш мир. Он и раньше был неустойчив, но была иллюзия некой стабильности. Сейчас иллюзий ни у кого не осталось, и все может меняться быстро. Поэтому если компания хочет вести свой бизнес в мировом масштабе и максимально снизить свои риски, то должна диверсифицировать все свои решения, в том числе IТ.
— Кazan Digital Week — одно из лучших отраслевых мероприятий в стране, поэтому планируем по возможности посетить все сессии, связанные с транспортом, автоматизацией промышленности, ИИ. SIMETRA также традиционно готовит на полях форума стенд, и в этом году мы проведем свою сессию, связанную с цифровизацией транспорта и транспортным моделированием.
Кроме того, в этом году компании исполняется 20 лет, мы планируем отметить это вместе с нашими клиентами в Казани.