Плакат «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу»
Из 10 тыс. экземпляров остался только один. Плакат авторства Александра Дейнеки дал название выставке: «Даешь Кузбасс!». По потертостям на сгибах видно, что поначалу агитационный материал не особо берегли. В 30-е годы этот лист бумаги мог висеть на стене, к примеру, какой-нибудь столовой Москвы или Ленинграда, и десятки строителей социализма ежедневно за обедом находили взглядом отпечатанный рыжими буквами призыв: «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу».
Уральская железная руда и кузбасский уголь: один из самых дерзких и масштабных индустриальных проектов XX века. Идея объединения двух регионов в промышленный комплекс разрабатывалась в России с XIX века. К реализации приступили накануне Первой мировой войны, но начало было неудачным. После революции проект реанимировали на бумаге, старт работ пришелся на конец 1920-х годов. Это должен был быть так называемый маятник: в одну сторону — с Кузбасса на Урал — уголь, обратно — железная руда. Модернизация промышленности значительно ускоряла и удешевляла производство. И была принципиально новой. Для грандиозного замысла требовался, прежде всего, человеческий ресурс. И на эту цель была брошена вся мощь советской пропаганды.
«Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть».
Эти строки Маяковского — об одной из самых грандиозных строек XX века и о людях, которые ценой неимоверных усилий создавали новую промышленную базу страны.
«Я часто задаю себе вопрос — почему мне пришлось работать в таком разнообразии видов и техник художественного творчества? Думаю, что это свойство не только моего характера — это особенность нашего времени. Возникают новые задачи у страны, выдвигаются новые изобразительные формы».
В строительстве объектов Урало-Кузбасса активное участие принимали иностранные специалисты. Кузнецкий комбинат строился по американскому образцу и с помощью американских экспертов компании «Фрейн». Вот как по описанию ее главного инженера Е. П. Эвергарда выглядела стройплощадка осенью 1930 года (из книги «Кузнецкстрой в воспоминаниях»):
«По осмотре площадки я нашел, что строительные работы продвинулись дальше, чем я предполагал и чем было общее мнение в Москве… Все это было прекрасно, но меня очень обеспокоило, что проектировочные работы сильно отстали от строительных. Дороги, направление электро-проводов не были еще окончательно намечены, а фундаменты цехов уже строились… Я не знаю металлур-гического завода, который был бы построен в такой короткий срок, в столь отдаленной местности, как Кузнецк».
То, во что с трудом мог поверить американский инженер, для советского человека оказывалось хоть и невероятной, но реальностью, реальностью, в которой страна жила в это тяжелое, страшное, но удивительное время. На плакате Александра Дейнеки, где изображены темные потоки рабочей силы, сходящиеся к цели, — все правда. Как говорил художник, «искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».