Из истории
моторного
масла

Глава 1

Мы привыкли к тому, что смазки для различных механизмов — от автомобилей и велосипедов до швейных машинок и дверных замков — вырабатывают из нефти. Это очевидно. Точно так же, как и то, что бумагу производят из дерева.

Между тем бумагу, если под этим словом понимать материал для письма, не всегда делали из древесины и вообще из растительной массы. Пергамент, изобретенный не позднее II века до нашей эры, изготавливали из обработанной известью кожи овец и коров. Со смазочными материалами все не менее интересно.

Вполне натуральноехозяйство

Лев Толстой
«Детство»
1852 год

<...> молодой парень <...> положил свой армяк на козлы, закинул туда же вожжи и, постегивая плетеным кнутиком...

Вообще, продукты 
животного происхождения

в прошлые века играли в жизни человека куда большую роль, чем сейчас. Из них делали свечи, мыло, лечебные мази, средства для ухода за кожаной обувью, а также использовали в качестве смазки для механизмов.

Салом можно было смазать ось у телеги. Годился для этих целей и многофункциональный березовый деготь — темное смолистое вещество, добываемое путем сухой перегонки дерева.

Любопытно, что смазки животного и растительного происхождения точечно используют до сих пор — в тех областях, где им не смогли найти равноценной и простой нефтехимической замены. Скажем, для механических часов и приборов применяют составы с костным маслом, сделанным из костного жира животных. Костное масло хорошо удерживается на поверхности, не высыхает и не образует твердой пленки — то, что нужно для точной механики.

А в двигателях некоторых авиамоделей до сих пор применяют касторовое масло. При небольшом пробеге нетоксичная и неагрессивная касторка хороша. А вот на настоящих самолетах от нее отказались к концу 1940-х годов: масло давало слишком много отложений, которые мешали работе моторов.

Касторка — пример натурального моторного масла, то есть масла, которое используют для двигателей внутреннего сгорания, применяемых в различной технике, в основном в транспорте.

Паровые машины

До двигателей внутреннего сгорания

сгорания в транспорте использовали паровые машины. Возьмем для примера паровозы. Они получили распространение в первой половине XIX века, еще до бурного развития нефтепереработки. Однако животный жир в качестве смазки употреблялся и в первые десятилетия XX века.

Николай
Гарин-Михайловский
«На практике»
1903 год

Южное лето. Жара невыносимая <...> На запасном пути на площадке раскаленного черного паровоза....

Историки железнодорожного дела поясняют, почему запах в кабине паровоза был «одуряющим». Для смазки механизмов использовалось говяжье сало, уже совершенно негодное для употребления в пищу, о чем и свидетельствовал запах.

Из руководства по устройству, содержанию и ремонту паровозов

1926 год

К числу главнейших смазочных материалов относятся:

1) Животные жиры (сало и масло), получающиеся из животного сырья при выварке его на открытом огне (иногда с серной кислотой) или при помощи перегретого пара. <...> Приобретаемое на рынке бычачье или баранье сало не должно содержать в себе серной кислоты и жировых кислот... посторонних примесей, клетчатки, частей кожи и т.п. <...> Из животного сырья, кроме сала, выделываются еще ворвань или рыбий жир, костяное масло и шерстяной жир, которые на паровозах не употребляются.

2) Сырые растительные масла <...> В Европе имеет наибольшее распространение для смазки сурепное масло. <...>

3) Минеральные масла являются у нас наиболее употребимым и наилучшим материалом для смазки частей паровоза и других машин. Минеральные масла получаются, главным образом, из нефти, путем ее перегонки и очищаются при помощи фильтрации и обработки серной кислотой и затем щелочами».

Жюль Верн
«Пятнадцатилетнийкапитан»
1878 год

Шхуна-бриг только что закончила китобойную кампанию на границе южного Полярного круга...

Обратите внимание: лучшим руководство

руководство называет минеральное масло из нефти, однако первые два места среди «главнейших смазочных материалов» по старинке занимают животные и растительные жиры. Другой любопытный момент — упоминание ворвани, жидкого жира, добываемого из морских животных, прежде всего китов.

Именно ворвань, а не мясо китов и уже тем более китовый ус, была причиной того, что сотни судов носились в XIX веке по Мировому океану от Северного полюса до Южного в поисках жирной добычи. Ворвань использовалась как в качестве смазки для паровых машин и других механизмов, так и для освещения. Китов приносили в жертву промышленной революции.

Есть версия, что китов спасла нефтедобыча и нефтепереработка. Более эффективные минеральные смазки вытеснили животные жиры на производстве и в транспорте. Керосин оказался доступней и практичней китового масла в быту. К тому же запах у него был не такой резкий.

Да и человечество в какой‑то момент одумалось. Сегодня большинство стран мира поддерживают мораторий на коммерческую добычу китообразных.

150-летие моторногомоторного масла

В 2023 году отмечается 150-летие моторного

моторного масла нефтехимического происхождения. Того самого, что залито в двигатели всех автомобилей, кроме электрических, хотя и они не обходятся без смазки.

Оно появилось в 1873 году, а автомобиль, если вести отсчет от бензиновой трехколесной моторизованной повозки Карла Бенца, только в 1885 году.

Как так получилось? Очень просто. Моторное масло придумали для смазки паровых машин и прочих промышленных механизмов, причем в разных странах и почти в одно время. И изначально оно было не моторным, а скорее цилиндровым. Интересно, что термин «цилиндровое масло» («непрозрачный отгон нефтяных остатков темно-зеленого цвета, без всякого вкуса и запаха») упоминается в «Толковом справочнике по автомобильному делу», изданном в СССР в 1931 году. Там же объясняется, что масла делятся на «неорганические (минеральные)» и «органические (животные и растительные)». Минеральные получают «из нефтяных остатков, после отделения бензина и керосина», органические — «из животных и растительных жиров».

Предприниматель
ВикторРагозин

Виктор Рагозин (1833-1901) — русский исследователь и предприниматель.

В деле изобретения минеральных масел американцы гордятся Джоном Эллисом, который изучал лечебные свойства сырой нефти, но в историю попал, выяснив, что нефтепродукт лучше заливать в заклинившие цилиндры паровых двигателей, чем использовать для «починки» скрипящего от времени организма человека. Правда, нефтехимия и фармацевтика все равно продолжили идти рука об руку. Во времена Карла Бенца бензин продавали в аптеках как антисептическое средство.

У россиян — собственная гордость. Пока Джон

гордость. Пока Джон Эллис в Америке патентовал техническую смазку, которая, в отличие от животных жиров, не приводила к коррозии металлических деталей машин и залипанию клапанов, в Нижнем Новгороде тоже ровно 150 лет назад ставил опыты предприниматель-исследователь Виктор Рагозин.

В своей домашней лаборатории он разделял нефтяные остатки на составляющие. В Россию завозили из Европы паровые машины, и они требовали качественных смазочных материалов. Рагозин поставил перед собой непростую задачу: получить смазочный материал не из чистой нефти, а из остатков нефтепереработки, из которых уже была добыта самая ценная на тот момент часть — керосин.

Рагозин выгонял из мазута масляные фракции с помощью перегретого пара, а затем чистил дистиллят кислотой и щелочью. Через два года изобретатель приступил к строительству завода по производству масел — олеонафтов, а через пять, в 1878 году, получил за свою продукцию золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

В 1880 году военно-морской флот Франции перешел на олеонафты завода Товарищества «В. И. Рагозин и К°», а американские промышленники стали писать на упаковках своей продукции Just like Russian lubricants (Точь-в-точь как российские смазочные материалы — англ.), давая понять, технические масла производства какой страны надо брать за образец.

В режиме гонки

Химик
ДмитрийМенделеев

Дмитрий Менделеев (1834–1907) — ученый-энциклопедист, создатель периодической таблицы...

Смазки на основе нефти доказывали свое

доказывали свое превосходство над прежними комбинированными составами. В 1880 году Николаевская инженерная академия пришла к выводу: использование продукции Рагозина на железнодорожном транспорте почти на треть сокращает расход угля.

Кстати, и сегодня правильно подобранное масло не только продлевает ресурс двигателя, но и может сократить расход топлива автомобиля. Конечно, экономия кажется менее внушительной, чем в примере с паровозами, однако на дополнительные 30-50 километров с полного бака горючего вы вправе рассчитывать.

Виктор Рагозин много работал с Дмитрием Менделеевым, осваивал различные способы перегонки нефти, застал эпоху автомобилизации и умер в самом начале XX века, в 1901 году.

В 1912 году основанный Рагозиным Константиновский завод под Ярославлем был куплен товариществом братьев Нобель. А потом случились революция и национализация предприятия. В СССР продолжили и расширили выпуск моторного масла. И делали его много. Но ассортимент горюче-смазочных материалов был ограничен — как и выбор автомобилей в стране.

Ситуация изменилась в начале 1990-х годов, когда парк машин стал намного разнообразнее. Отечественным предприятиям нефтехимии и нефтепереработки предстояло сдать внеочередной экзамен. И они это сделали. Так, компания ЛУКОЙЛ провела полную модернизацию заводов до уровня ведущих общемировых стандартов, наладила систему полного цикла тестирования продукции (включая лабораторные, моторные и полевые испытания), что в результате привело к расширению продуктового портфеля. В результате масла ЛУКОЙЛ стали заливать в моторы машин на конвейерах российских и зарубежных заводов мировых концернов, их же официально рекомендовали для использования при прохождении ТО, в том числе и во время гарантийного периода.

В ассортименте ЛУКОЙЛ масла для разных

для разных автомобилей: свой продукт найдется и для советской классики 1970-х годов, и для современной машины, оснащенной двигателем с непосредственным впрыском и турбонаддувом. За 150 лет человечество так и не придумало некоего универсального состава. Скорее наоборот — ассортимент только расширяется.

Сегодня заводы ЛУКОЙЛ выпускают более 800 наименований смазочных материалов.