Как работает
масло

Глава 3

Многие удивляются в детстве, узнав, почему

узнав, почему коньки так легко скользят по льду. Когда прочитали или услышали, что узкие лезвия разогревают под собой лед до такой степени, что он превращается в воду, и именно вода обеспечивает легкость скольжения. Если у вас первый шок от основ занимательной физики давно прошел, то разобраться с тем, как работает система смазки автомобильного двигателя, будет совсем просто.

Для начала все трущиеся поверхности деталей, от стержней клапанов до шеек коленчатого вала, делают гладкими. На первый взгляд, почти идеальными. Однако при сильном увеличении будут видны шероховатости, препятствующие скольжению. Дальнейшая полировка не имеет смысла: если слишком хорошо обработать две металлические поверхности, они будут липнуть друг к другу без всякого магнетизма за счет взаимодействия молекулярных сил.

Для того чтобы детали легко скользили, их надо разделить между собой. Заменить сухое трение жидкостным. Поясним разницу на примере. Вы тащите груженую деревянную лодку по песку — боретесь с сухим трением. Толкаете лодку по воде — преодолеваете жидкостное трение.

Вода может служить неплохим смазывающим материалом, но для двигателя не подходит как минимум потому, что не обладает свойством, которое называют липкостью или маслянистостью, то есть способностью растекаться по поверхности, образуя прочную скользкую пленку.

Масло не просто уменьшает силу трения, оно делает в принципе возможным работу мотора. Без масла двигатель перегреется, его заклинит.

Циркулирующее масло защищает детали от окисления и коррозии, уносит с собой и доставляет в фильтр продукты износа, очищает двигатель от отложений, возникающих вследствие высоких температур, уплотняет зазоры между поршневыми кольцами и цилиндром.

Замена масла —каждые 750 километров

Горьковский автозавод
Знаменитая«эмка»
1936 год

М-1 (Молотовец-первый) — советский легковой автомобиль, который выпускали с 1937 по 1943 год...

В 1936 году Горьковский автомобильный завод

выпустил новую модель — М-1, знаменитую «эмку». Техническая литература начала 1940-х годов в числе прочих достоинств машины указывала «хорошую динамику и проходимость», «легкость управления при любых режимах эксплоатации» (тогда писали через «о»), «комфортабельность», не уступающую «лучшим заграничным моделям массового выпуска», а сверх того — «большие межремонтные пробеги».

Именно «межремонтные пробеги», а не «межсервисные», как сказали бы сегодня. Потому что по нынешним меркам межсервисный интервал на «эмке» смешной. «Смену масла в картере двигателя следует производить каждые 750 км». А перед тем как залить свежее масло, рекомендовалось промыть мотор двумя-тремя литрами свежего веретенного или трансформаторного масла. Залили, покрутили мотор пусковой рукояткой полминуты, слили. При езде по пыльным дорогам, а также зимой, замену масла предписывалось проводить чаще.

Волжский автозавод
«Победа»
1945 год

«Победа» — первый массовый легковой автомобиль в СССР. Своим названием машина обязана...

В послевоенных автомобилях ЗИМ и «Победа»

ЗИМ и «Победа» масло в моторе требовалось менять примерно каждые 2 тысячи километров. По сравнению с ГАЗ М‑1 — «лонглайф». От Москвы до Ленинграда и обратно — на одном масле.

Важно напомнить, о каких двигателях мы говорим. Четырехцилиндровый мотор «эмки», который требовал замены масла каждые 750 километров, при рабочем объеме 3,28 литра выдавал всего 50 лошадиных сил.

Перенесемся в наши дни. Современный мотор с турбиной и непосредственным впрыском — такие сейчас ставят на массовые китайские модели — при объеме 1,6 литра выдает около 190 лошадиных сил. То есть объем в два раза меньше, мощность почти в четыре раза больше. Примерно восьмикратное повышение эффективности. Причем старому мотору требовалось менять масло в двигателе раз в 750 километров, новому — раз в 10 тысяч километров. Ну, раз в 7,5 тысячи километров, если очень любить машину.

Очевидно, что моторное масло для этих двух агрегатов должно быть совсем разным. Если первому, родом из 1920‑х годов, годилась простая «минералка» без всяких добавок — сейчас такую заливают в неторопливые станки, то второму нужна непременно синтетика, продукт глубокой переработки нефти с изменением ее молекулярных свойств, да еще с современным пакетом присадок.

Нам не страшен LSPI

Турбомоторы с непосредственным впрыском

с непосредственным впрыском топлива обладают множеством достоинств: они легкие, мощные, тяговитые, экономичные. Однако имеют свои особенности, о которых на момент их появления никто понятия не имел: ни производители двигателей, ни уж тем более производители моторных масел.

Например, на части «даунсайзинговых моторов», в которых с малого объема снимается максимальная мощность, в некоторых режимах наблюдается явление LSPI — разрушительное для деталей двигателя раннее зажигание. Оно возникает по причине воспламенения микрочастиц масла в цилиндрах.

В 2020 году Американский институт нефти API, мировой законодатель стандартов, закрепил требования к маслу, предназначенному для моторов, склонных к проявлению эффекта LSPI.

Как отреагировали российские производители масел? Заранее. ЛУКОЙЛ еще в 2019 году выпустил GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30 — масло, соответствующее требованиям концерна GM, который одним из первых привлек внимание к проблеме LSPI.

Для того чтобы выпустить новый продукт, пришлось изменить комбинацию базовых масел, а заодно «поиграть» с количеством кальция, цинка, фосфора и молибдена, содержащихся в присадках. Благо вся разработка масел и присадок ЛУКОЙЛ находится в руках самой компании: в ее штате ученые, инженеры, лаборанты и испытатели. Сегодня вся линейка масел GENESIS включает защиту от эффекта LSPI.

ЛУКОЙЛ активно использует подсказки в обозначении продукции. В 2022 году компания представила масло, рекомендованное для новых китайских машин. Для простоты запоминания его назвали GENESIS ARMORTECH CN, где CN — значит China. Оно пополнило линейку масел, учитывающих школы двигателестроения разных стран. ЛУКОЙЛ вообще активно использует подсказки в обозначении масел. Буквы JP говорят о том, что масло ориентировано на использование в моторах японских марок, GC, то есть German Сars, — немецких, FD (Ford) — американских, HK (Нyundai/Kia) — корейских.

Слово DIESEL на этикетке значит, что масло годится для дизельных моторов с сажевыми фильтрами DPF, очень требовательных к показателю сульфатной зольности.

Впрочем, помимо «фирменных» обозначений,

обозначений, на канистре с маслом ЛУКОЙЛ вы найдете полный комплект международных. Коротко пробежимся по ним, все равно запомнить все будет сложно, да и не требуется, когда есть удобный подборщик-конфигуратор.

API, ACEA и другие

Практически все моторные масла,

масла, продаваемые сегодня в России, относятся к всесезонным. А степень всесезонности определяет показатель SAE, который состоит из пары чисел, разбитых буквой W, означающей winter, то есть «зима».

Холодный показатель — как раз первое число. Возьмем масло с вязкостью по SAE 5W-30. В данном случае зимнее число — 5. Для того чтобы перевести его в температуру, при которой возможен пуск двигателя зимой, вычитаем 35 из числа, которое стоит перед W. Это условное число, оно не прописано в стандартах, однако помогает сориентироваться в зимних характеристиках.

5 минус 35 равно -30. Двигатель на масле SAE 5W-30 должен запуститься при температуре окружающего воздуха до -30 ℃. Масло с вязкостью 20W годится до -15 ℃. «Нулевки», 0W, самые морозостойкие в массовом сегменте, обеспечивают пуск до -35 ℃. Показатель отчасти условный: реальный успех зависит от качества топлива, мощности стартера, состояния аккумуляторной батареи и системы питания.

Что скрывается за обозначением SAE 5W-30?
SAE

Показатель степени всесезонности, который состоит из пары чисел, разбитых буквой W, означающей Winter, то есть «зима».

5

В данном случае зимнее число.

Морозостойкость

Для того чтобы перевести число 5 в температуру, при которой возможен пуск двигателя зимой, вычитаем 35 из числа, которое стоит перед W.

Это условное число, оно не прописано в стандартах, однако помогает сориентироваться в зимних характеристиках.

30

Число, отвечающее за рабочую вязкость. Чем выше показатель, тем гуще масло при высокой температуре.

Гнаться за морозостойкостью масла без особой нужды смысла нет: первый показатель влияет именно на запуск. За рабочую вязкость отвечает второе число. В масле 5W-30 это 30.

Чем выше показатель, тем гуще масло при высокой температуре. Гуще, значит, лучше? А разжижение масла с ростом температуры — это проблема? Не всегда.

Некоторые новейшие двигатели рассчитаны на работу с маловязкой «двадцаткой». Ее использование сокращает расход топлива на 2‑5%.

Проверено. Допущено

Помимо вязкости, на упаковке с маслом

с маслом проставляется его спецификация. Обычно по двум стандартам — американскому API (American Petroleum Institute) и европейскому ACEA (European Automobile Manufacturers Association), реже — американо-японскому ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee). Стандарты качества пересекаются — то, что у американцев СF, у европейцев будет A3/B3 и А3/B4. И все это укажут на этикетке масла ЛУКОЙЛ. Спецификации говорят о качестве.

При этом одни автопроизводители указывают в руководствах по эксплуатации и сервисных книжках спецификации масла по API/ACEA/ILSAC, другие же добавляют свои требования, называемые допусками. Допуски жестче отраслевых стандартов, иначе зачем они были бы нужны. Работа производителя масла с допусками — высший класс.

А то, что ЛУКОЙЛ умеет выпускать масла, которые не только на этикетке, но и на деле соответствуют допускам, компания доказывает регулярно. ЛУКОЙЛ — авторизованный поставщик автомобильных брендов HAVAL, TANK, Chery, LIVAN, JETOUR, продукция компании официально рекомендована к использованию.

OEM-поставки, т.е. поставки автопроизводителям — несомненное доказательство

доказательство высочайшего качества масла, подтвержденное независимыми тестами.