Моторное
долголетие

Моторное
долголетие

Глава 4

«Автомобиль надо любить. Это не громкие слова. Его надо любить, как дорогую тебе вещь, более того — как предмет, который дарит тебе радость, экономит твое время, помогает в делах», — наставляла советская книга середины 1980‑х годов, адресованная широкому кругу автолюбителей.

Самый простой способ продлить срок службы машины — подумать о «ее правильном питании». Усилий почти никаких не требуется — просто следуйте известной рекомендации заправляться на крупных сетевых АЗС.

Масло защищенногокачества

ДРУГОЙ ВЕРНЫЙ СПОСОБ — ОБЕСПЕЧИТЬ РАБОТУ

РАБОТУ МОТОРА НА КАЧЕСТВЕННОМ ОРИГИНАЛЬНОМ МАСЛЕ. ЕГО, УВЫ, ПОДДЕЛЫВАЮТ, КАК ПОДДЕЛЫВАЮТ ДОРОГИЕ ДУХИ, СУМКИ И ЧАСЫ. ПРИЧЕМ БЕСПОЛЕЗНО НЮХАТЬ МАСЛО И СМОТРЕТЬ НА ЕГО ПРОЗРАЧНОСТЬ: НЕКОТОРЫЕ НЕДОРОГИЕ СОРТА ТЕХНИЧЕСКИХ СМАЗОК ВЫГЛЯДЯТ И ПАХНУТ ВПОЛНЕ БЛАГОРОДНО. ПО СУТИ, ГЛАВНЫМИ ГАРАНТАМИ ПОДЛИННОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ПОСТАВОК И ОРИГИНАЛЬНАЯ УПАКОВКА.

Например, масла ЛУКОЙЛ продаются на АЗС одноименной сети, в магазинах партнеров и на маркетплейсах, а защищена упаковка почти как банкнота, на нескольких уровнях: канистра LUKOIL GENESIS оригинальной формы с трехслойными стенками — раз; крышка с одноразовым алюминиевым кольцом — два; вплавляемая этикетка — ее так просто не оторвать — три; термомаркировка с индивидуальным номером канистры — четыре.

Невечные двигатели

У ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ И ТАК БЫЛО

МАСЕЛ И ТАК БЫЛО НЕМАЛО ПОКЛОННИКОВ В РОССИИ, ЧТО НЕ УДИВИТЕЛЬНО: АССОРТИМЕНТ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЛУКОЙЛА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОТРЕБНОСТИ ПОЧТИ ВСЕГО АВТОПАРКА СТРАНЫ. ЕСТЬ «МИНЕРАЛКА», ПОЛУСИНТЕТИКА И СИНТЕТИКА ВО ВСЕМ МЫСЛИМОМ ДИАПАЗОНЕ КЛАССОВ КАЧЕСТВА И ВЯЗКОСТИ.

Интерес к теме «Как продлить жизнь автомобиля в нынешних условиях» ожидаемо подстегнул оживление дискуссий по поводу качеств и особенностей применения моторных масел.

СЕЙЧАС МИФОВ И ЛЕГЕНД ПО ТЕМЕ МАСЛА

МАСЛА НЕ СЧЕСТЬ. МНОГИЕ УХОДЯТ КОРНЯМИ В СЕРЕДИНУ ПРОШЛОГО ВЕКА. ТОГДА ПОСОБИЯ ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДЛАГАЛИ ОПРЕДЕЛЯТЬ КАЧЕСТВО МАСЛА ПО ЦВЕТУ («ОТ СВЕТЛО-ЖЕЛТОГО ДО ЗЕЛЕНОВАТО-КОРИЧНЕВОГО С СИНЕВАТЫМ ОТЛИВОМ»), НА ОЩУПЬ («ПРИ ЭНЕРГИЧНОМ РАСТИРАНИИ МЕЖДУ ПАЛЬЦАМИ НЕ ДОЛЖНО ОБНАРУЖИВАТЬСЯ ОЩУЩЕНИЯ ТЕПЛОТЫ») И ПО СЛЕДУ, ОСТАВЛЯЕМОМУ НА ФИЛЬТРОВАЛЬНОЙ БУМАГЕ ИЛИ СВЕТЛОЙ ПРОМОКАШКЕ.

Без лишнегодраматизма

Константин Папок
«Смазочныемасла»
1953 год

Константин Папок (1908-1977) — советский ученый, основоположник науки химмотологии о свойствах...

ПРОФЕССОР КОНСТАНТИН ПАПОК В СВОЕЙ КНИГЕ

В СВОЕЙ КНИГЕ «СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА», ВЫШЕДШЕЙ В 1953 ГОДУ, ПИСАЛ, ЧТО ОПАСНО ДОВЕРЯТЬ МЕХАНИЗМ ИЛИ ДВИГАТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ НЕ РАЗБИРАЕТСЯ В ТЕМЕ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ОН СРАВНИВАЛ ЭТО С СИТУАЦИЕЙ, В КОТОРОЙ СЛЕПОГО САЖАЮТ ЗА РУЛЬ АВТОМОБИЛЯ.

Конечно, спустя 70 лет мы не будем драматизировать ситуацию и напоминать, что «известны случаи, когда из‑за плохого качества и неумелого применения смазочных масел гибли самолеты, происходили аварии автомобилей», но отметим: знание матчасти лишним точно не будет.

Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы и развеять самые стойкие мифы.

Масло потемнело, значит испортилось?

КОГДА‑ТО УТВЕРЖДЕНИЕ БЫЛО ВЕРНЫМ. ПОЛВЕКА

ВЕРНЫМ. ПОЛВЕКА НАЗАД В «СПРАВОЧНИКЕ ШОФЕРА» ПИСАЛИ ПРО МЕТОД КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ: УКАЗАТЕЛЕМ УРОВНЯ МАСЛА НАНЕСИТЕ КАПЛЮ ПРОГРЕТОЙ СМАЗКИ НА ФИЛЬТРОВАЛЬНУЮ БУМАГУ. ПЯТНО СВЕТЛОЕ — МАСЛО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ТЕМНОЕ — НУЖНО ЗАМЕНИТЬ.

И тут же уточнение, что этот метод нельзя использовать, если в масле содержатся специальные присадки.

Сегодня все моторное масло — если оно настоящее — включает моющие присадки. Вы же не удивляетесь, что вода со стиральным порошком после стирки кроссовок меняет цвет? Так что этот способ определения качества масел больше не работает.

И здесь вновь возвращаемся к универсальному совету: покупайте масло в проверенных местах. У тех производителей, которым доверяете.

Двигатель расходует много масла. Это масло плохое?

«МНОГО» — ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ. 70 ЛЕТ НАЗАД

70 ЛЕТ НАЗАД ПИСАЛИ, ЧТО РАСХОД МАСЛА НА «СИЛЬНО ИЗНОШЕННЫХ ДВИГАТЕЛЯХ» МОЖЕТ ДОСТИГАТЬ 10‑15% ОТ ПОТРЕБЛЕНИЯ ГОРЮЧЕГО. ПРИ РАСХОДЕ ТОПЛИВА 10 ЛИТРОВ НА 100 КИЛОМЕТРОВ ВЫХОДИТ, ЧТО МОТОР «ТЫЩУ ЛЕТ БЕЗ КАПРЕМОНТА» ВПРАВЕ ТРАТИТЬ 10‑15 ЛИТРОВ МАСЛА НА ОДНУ ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ ПРОБЕГА. СЕГОДНЯ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОБЫЧНО ПИШУТ, ЧТО НОРМОЙ ЯВЛЯЕТСЯ РАСХОД В ПРЕДЕЛАХ 0,5 ЛИТРА НА ОДНУ ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ ПРОБЕГА.

Одна из самых распространенных причин «масложора» — повышенный угар, когда масло попадает через поршневые кольца в камеру сгорания. Иногда «масложор» лечится правильным подбором смазки. Посмотрите руководство по эксплуатации своей машины. Скорее всего, там указана вилка вязкости по SAE. Этих рекомендаций важно придерживаться.

Можно ли смешивать разные масла?

ДОЛИВАТЬ ОДИН ВИД МАСЛА В ДРУГОЙ

В ДРУГОЙ НЕЖЕЛАТЕЛЬНО. ЧЕМ СЛОЖНЕЕ МОТОР, ТЕМ НЕПРИЯТНЕЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ. НО БЫВАЮТ СИТУАЦИИ, КОГДА МАСЛО ПОЧТИ НА НУЛЕ — НА ЩИТКЕ ПРИБОРОВ ЗАГОРЕЛАСЬ ТРЕВОЖНАЯ ЛАМПА — А ЕХАТЬ НАДО. И ПОМОЩИ ЖДАТЬ НЕОТКУДА. ТОГДА ЗАПОМНИТЕ: КОЛИЧЕСТВО МАСЛА В КАРТЕРЕ ДВИГАТЕЛЯ ВАЖНЕЕ ЕГО КАЧЕСТВА. ТО, ЧТО «МИНЕРАЛКА» ПРИ ВСТРЕЧЕ С СИНТЕТИКОЙ ПРЕВРАТИТСЯ В ГУСТУЮ СМЕСЬ, КОТОРАЯ НЕМЕДЛЕННО ЗАБЬЕТ ВСЕ КАНАЛЫ, — СТРАШИЛКИ ИЗ 90‑Х.

В идеале, чтобы совпадала вязкость по SAE, а общий класс по API/ACEA/ILSAC был таким же или выше. При смешении разных видов масла не стоит тянуть с полной заменой на новое.

Тем, кто сделал выбор в пользу масла ЛУКОЙЛ, чуть легче, чем остальным. Проще найти человека, который пользуется точно таким же маслом и готов с вами поделиться запасом. И проще найти подходящее масло в продаже.

Как проверить уровень масла?

РАНЬШЕ МАСЛО СОВЕТОВАЛИ ПРОВЕРЯТЬ

ПРОВЕРЯТЬ НА ХОЛОДНОМ ДВИГАТЕЛЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНО ВСЕ, ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ, СТЕЧЕТ В КАРТЕР. СЕГОДНЯ ПРОИЗВОДИТЕЛИ, КАК ПРАВИЛО, СОВЕТУЮТ ПРОВЕРЯТЬ УРОВЕНЬ МАСЛА ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ.

Встали на ровную площадку, заглушили мотор, подождали 5‑10 минут, открыли капот, достали щуп (если он, конечно, предусмотрен конструкцией), протерли его чистой тканью и салфеткой, не оставляющей ворса, снова поставили щуп на место, извлекли, посмотрели. Уровень должен быть между отметками min и max. Масло ровно посредине? Не спешите доливать до максимума. Повышенный уровень, как и перелив, опасен.

Как часто нужно менять масло?

ТОЧНО НЕ РЕЖЕ, ЧЕМ ПРЕДПИСЫВАЕТ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ. ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ МАШИН ИНТЕРВАЛ ЗАМЕНЫ ОБЫЧНО СОСТАВЛЯЕТ 10‑15 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ, БЫВАЕТ — 20 ТЫСЯЧ КИЛОМЕТРОВ. И ПОЧТИ ВСЕГДА С УТОЧНЕНИЕМ: НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В ГОД ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОБЕГА. МАСЛО, КОТОРОЕ УЖЕ ЗАЛИТО В ДВИГАТЕЛЬ И НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ КОНТАКТЕ С ВОЗДУХОМ И МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ДЕТАЛЯМИ, СТАРЕЕТ НАМНОГО БЫСТРЕЕ, ЧЕМ В ЗАКРЫТОЙ ПЛАСТИКОВОЙ КАНИСТРЕ.

Многие автопроизводители уточняют: при тяжелых условиях эксплуатации рекомендуется более частая замена масла. Под тяжелыми условиями подразумевается не только езда с прицепом или регулярная перевозка тяжелых грузов, когда двигатель работает с повышенной отдачей. Срок жизни масла сокращают использование плохого топлива, передвижение по пыльным дорогам, частые поездки на короткие расстояния, когда мотор не успевает толком прогреться.

Но самый распространенный и для многих автовладельцев неизбежный фактор преждевременного старения масла — дорожные заторы. Двигатель постоянно работает, а пробег прибавляется медленно. Условно, автомобиль, который передвигается по трассе, 10 тысяч километров проедет за 100 часов, а городская машина тот же пробег накрутит за 400.

Так что от более частой замены моторного масла хуже не будет. Главное, чтобы вы были уверены в его качестве и подлинности. Если вы не знаете, какое моторное масло залить в свой автомобиль, на сайте ЛУКОЙЛ можно самостоятельно подобрать масла, а также найти ближайшие точки продаж.