Зимой и летом
одним маслом

Зимой и
летом одним
маслом

Глава 2

Такой литературы для автовладельцев,

для автовладельцев, как раньше, сейчас не выпускают. Не получится. Откроем альбом-справочник «За рулем по Москве», изданный в 1969 году. В небольшой книге собраны сложные городские дорожные развязки и все московские АЗС с указанием представленной продукции. Сегодня потребовался бы многотомник, и тот устарел бы на момент отправки в печать.

Выбор топлива на московских заправках в то время был невелик. Бензин А-72, А-76, смесь для двухтактных мотоциклов, реже — дизельное топливо, и почти в виде исключения — АИ-93. Никаких улучшенных видов горючего, типа нынешнего ЭКТО, и в помине не было.

Но больше удивляет ассортимент масла. Преимущественно на розлив, без упаковки, приезжайте со своей. И в основном двух видов: АСп-6 и АСп-10. «Шестерка» для зимы, «десятка» для лета.

Было время, когда по сезону меняли не только резину на колесах, но и масло в моторе. Впрочем, не будем лукавить: тогда было нормой ездить на летних шинах круглый год. А многие частники вообще ставили машину на зиму на прикол.

Сантистоксыи водяная баня

Кинофильм
«Три тополяна Плющихе»
1968 год

Советский черно-белый фильм Татьяны Лиозновой. Все действие разворачивается вокруг случайной встречи...

В СССР ничего не называли просто так. На этот

просто так. На этот раз возьмем справочник «Автомобильные материалы» 1971 года и узнаем, что скрывается за обозначением АСп-10.

Буква «А» указывает, что перед нами автол, масло автомобильное, причем непременно для бензинового двигателя. У дизельных моторов «вследствие более высоких нагрузок на трущиеся пары» свое масло, на букву «Д». На некоторых АЗС Москвы оно тоже продавалось. Буква «С» в аббревиатуре АСп указывает, что масло получено селективным, а не кислотным способом очистки.

К чему эта информация водителю того времени — условному Олегу Ефремову из кинофильма 1968 года «Три тополя на Плющихе», тем более при отсутствии выбора, — остается загадкой.

Литера «П» говорит о том, что в масле содержатся присадки, «от 3 до 10% от общего объема». Наконец, число 10 сообщает о вязкости масла в сантистоксах при 100 ℃. Показатель определяет сезонность.

Слишком вязкое масло на холоде может загустеть настолько, что стартер просто не провернет коленчатый вал двигателя. А если и провернет, то смазывать такое масло, пока не разогреется, будет очень плохо — если вообще дойдет в нужном объеме до многочисленных «пунктов назначения».

Что обозначает АСп-10?
A

Указывает, что перед нами автол, масло автомобильное, причем непременно для бензинового двигателя.

С

Указывает, что масло получено селективным, а не кислотным способом очистки.

П

Говорит о том, что в масле содержатся присадки, «от 3 до 10% от общего объема».

10

Сообщает о вязкости масла в сантистоксах при 100 ℃. Показатель определяет сезонность.

Книги 1960-х годов давали совет, как избежать

как избежать зимой проблем с пуском двигателя, если масло залито «не по сезону». Сначала приведем способ, который требовал очень большой любви к машине, недаром автовладельцев в СССР называли автолюбителями.

Тем, у кого не было теплого гаража, при наступлении морозов предлагалось поступать так: приехали вечером, слили масло из мотора, а утром перед выездом подогрели его до 80‑90 ℃ и снова залили в двигатель. Греть предлагалось нежно, непременно на водяной бане, «поскольку непосредственный нагрев вызывает пригорание масла».

Существовал и второй способ, попроще. Вернулись домой, заглушили мотор, влили в горловину для масла пару стаканов бензина, после чего дали мотору поработать примерно полторы минуты. Масло станет жидким, что впоследствии облегчит пуск холодного мотора, бензин же «полностью испарится при работе двигателя в течение 1‑2 часов».

Книги рекомендовали «авиационный легкоиспаряющийся бензин», не уточняя, где его брать. «Бывалые» утверждали, что годится любой бензин, включая «Галошу».

Вот какие пожароопасные трюки исполняли автовладельцы прошлого. А все почему? Потому что масла уступали по потребительским свойствам нынешним. Настолько, что их предлагалось делать в домашних условиях.

Приводим рецепт зимнего масла для «Волги» ГАЗ‑21:
60% индустриального марки 50
40% веретенного
марки АУ

Кстати, оба масла присутствуют

в современном каталоге горюче-смазочных материалов производства компании «ЛУКОЙЛ». Правда, назначение масел указано другое: в основном для гидравлических систем.

Советы самому смешивать моторные масла — из тех времен, когда придавать блеск хромированным деталям автомобиля рекомендовали с помощью состава из просеянного мела, воска и животного жира.

Нужно ли это современному автовладельцу, когда он найдет основные средства по уходу за кузовом машины на АЗС «ЛУКОЙЛ» или в фирменном онлайн-магазине? И не надо сеять мел и топить сало. В жизни есть занятия поинтереснее.

Добавки, присадки,улучшители

Летнее масло не дает двигателю заводиться

заводиться зимой. Казалось бы, что проще — используй маловязкое зимнее масло круглый год и будь счастлив. Но увы. Масло, жидкое на морозе, с ростом температуры по мере прогрева двигателя становится еще более текучим. Летом, когда температура двигателя близка к максимальной, недостаток становится критичным.

«Справочник шофера»

1957 год

Масло, имеющее слишком малую вязкость, не способно образовывать прочную масляную пленку на поверхностях трущихся деталей. При увеличении нагрузки такая пленка легко нарушается, детали начинают работать в условиях полусухого или даже сухого трения.»

Хорошее моторное масло должно сочетать в себе противоположные свойства. Например, оставаться текучим на морозе, но и не превращаться в воду по показателю вязкости при высокой температуре.

Совмещать несовместимое призваны присадки. Упомянутый выше «Справочник шофера» называл наиболее распространенные во второй половине 1950-х годов улучшители и описывал их действие.

Наиболее распространенные во второй половине 1950‑х годов улучшители по «Справочнику шофера»
АКЗп-6

Масло с загустителем, полученное кислотным (сернокислотным) способом очистки. Полиизобутилен добавлялся к маловязким маслам в качестве загустителя, чтобы «уменьшить их разжижение с повышением температуры».

Масло с загустителем получало литеру «З» в маркировке.

АзНИИ

Присадка понижала температуру застывания масла на 10‑30 ℃. Состав, разработанный в теплом советском Азербайджане, снижал вероятность того, что водителю, жившему на севере СССР, нужно будет греть масло в тазике перед пуском мотора.

ЦИАТИМ-331

Присадка ЦИАТИМ-331 уменьшала «отложение нагаров и лаков», предотвращала «пригорание колец и выпадение осадков в картер», а потому называлась моющей.

В современных маслах используются целые

используются целые пакеты сложных и разнообразных присадок. Остались те, что не дают маслу излишне густеть на морозе или становиться слишком текучим при рабочей температуре.

Никуда не делись моющие агенты: они борются с высокотемпературными и низкотемпературными отложениями — лаками и шламом.

Противозадирные и противоизносные присадки, а также модификаторы трения делают масляную пленку более прочной и эффективной. Противопенные присадки борются с насыщением масла пузырьками воздуха: такой «коктейль» хуже смазывает.

Антикоррозионные присадки сражаются с различными видами коррозии. Большинство присадок попутно уменьшает окисление масла: если ничего не предпринимать, в нем образуются агрессивные кислоты, включая серную.

«И» что?

Волжский автозавод
«Жигули»
1970 год

«Жигули» — это советская и российская марка автомобилей, производившихся...

В 1950-е и 1960-е годы маркировка моторного

маркировка моторного масла могла включать букву «П» — так потребителям сообщали, что состав улучшен за счет присадок. В 1970‑х от использования литеры «П» отказались. Добавление присадок стало нормой, но появилась новая буква алфавита — «И». Она свидетельствовала о том, что в масле использованы не простые присадки, а почти золотые, в смысле импортные.

В 1970 году Волжский автозавод начал выпускать «Жигули», первый автомобиль, который стал по‑настоящему массовым.

Не слишком избалованные советские покупатели были удивлены уровнем комфорта и технологий. Например, тем, что автомобиль легко заводился в мороз без предварительных манипуляций. Не надо было греть масло, крутить мотор «кривым стартером», как называли в народе рукоятку для запуска, лить на впускной трубопровод кипяток для лучшей испаряемости бензина.

Повернул ключ в замке, запустил мотор, немного прогрел, поехал. Вместе с «Жигулями» в страну пришли новые представления 
о комфортной эксплуатации.

Однако разработанный в Италии мотор

мотор требовал более качественных масел. Вернее сказать, масел с нужными конкретному двигателю свойствами. Так в СССР и появились масла с той самой буквой «И», например М12ГИ. При этом импортной была только присадка. База, основа, оставалась отечественной.

Разобраться в алфавите

Сейчас на упаковке с моторным маслом

маслом вы найдете много разных букв в обозначении. Но ни «П», ни «И» среди них не будет. И не по причине отказа от кириллицы в маркировке. Любое моторное масло содержит присадки, и разделить их на импортные и отечественные не всегда возможно.

Например, компания «ЛУКОЙЛ» имеет семь лабораторий, которые занимаются исследованием свойств присадок и испытанием масел.

Но для потребителя важнее другое. В современном мире много компаний, которые делают базовые масла. Не меньше тех, кто ничего напрямую не производит, а только смешивает чужие основы и чужие присадки, то есть занимается блендингом.

И лишь единичные компании контролируют весь процесс от скважины до прилавка. ЛУКОЙЛ сам добывает нефть, сам делает базовые масла, традиционную «минералку» и более современную «синтетику», сам разрабатывает и испытывает составы, комбинируя базы и присадки.

В производственной программе — десятки

программе — десятки видов моторных масел. Но разобраться, что подойдет двигателю вашего автомобиля, очень просто. Для зимы и лета один совет: перейдите по ссылке и укажите марку, модель и вариант мотора вашей машины. Нужное масло — естественно, всесезонное — система подберет автоматически. И подскажет, как его можно приобрести на АЗС сети, в онлайн-магазине компании или магазинах партнеров.