Назад

Метро

Строим настоящее,
создаем будущее

В начале XXI века Москва переживает бурный рост: увеличивается количество личных автомобилей, идет активное строительство жилья, офисных и торгово-развлекательных центров. Существующая дорожно-транспортная сеть с трудом справляется с нагрузкой, и даже запуск Третьего транспортного кольца кардинально ситуацию не меняет. В начале 2010-х столичное правительство во главе с Сергеем Собяниным принимает решение по масштабному комплексному развитию и расширению существующей сети общественного транспорта, в частности Московского метрополитена.

Основной приоритет

Исторически для Москвы характерна радиально-кольцевая застройка. По этому же принципу построено и столичное метро. В масштабной программе его развития, утвержденной в 2011 году, запланировали строительство как новой кольцевой линии, позже получившей название Большой кольцевой линии (БКЛ), так и ряда радиальных маршрутов.

В 2011 году «Мосинжпроект», имевший большой опыт проектирования и строительства сложных транспортных объектов, в том числе подземных, стал генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства новых линий и станций московского метро.

При реализации программы развития метро в условиях густонаселенного мегаполиса проектировщики и метростроители решают множество непростых инженерных задач, применяя при этом различные методы строительства и технологии. Все это направлено на минимизацию влияния стройки на ритм жизни горожан, сокращение сроков строительства объектов и обеспечение безопасности.

К примеру, в современный период большинство новых станций строят открытым способом. В этом случае сначала разрабатывают котлован, в котором возводят будущий подземный станционный комплекс, после завершения этих работ проводят его обратную засыпку. При закрытом способе строительства сначала сооружают шахтные стволы, через которые все необходимое оборудование, строительная техника и персонал попадают под землю. Открытый способ строительства позволяет сэкономить как время, так и ресурсы.

Станция «Рижская» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

За более чем 10 лет работы в этой сфере при участии «Мосинжпроекта» введены в эксплуатацию свыше 160 километров линий и 75 новых станций метро. Кроме того, реконструировано и построено 11 электродепо.

Новое кольцо Москвы

В 2023 году было полностью завершено строительство, длившееся порядка 10 лет, и открыта для пассажиров Большая кольцевая линия (БКЛ), которую теперь называют сердцем столичной подземки. Она объединяет соседние районы столицы, позволяет москвичам создать новые, более удобные и короткие маршруты перемещения по городу, сократить время, которое они тратят на дорогу. Благодаря БКЛ удалось разгрузить станции в центре города, а также заложить перспективу для дальнейшего развития метро в радиальных направлениях.

района Москвы, где живут более трех миллионов человек, пересекает Большая кольцевая линия метро.

При строительстве Большой кольцевой московские метростроители под руководством «Мосинжпроекта» применяли передовые технические решения, которые позволили преодолеть нестандартные ситуации. Ведь БКЛ прошла в районах с уже сложившейся застройкой, в том числе исторической, пересекла существующие линии метро, а также Москву-реку, Яузу и другие водные объекты. Часть строящихся станций примыкала к уже существующим. Некоторые из них пришлось сооружать на большой глубине горным способом, например «Савёловскую», «Рижскую», «Марьину Рощу».

При проектировании ряда станций использовались элементы технологий информационного моделирования (ТИМ). Таким образом были созданы проекты инженерных коммуникаций станций «Терехово» и «Кунцевская». ТИМ-модель позволила значительно сократить сроки работ, так как с ее помощью можно было предсказать последствия тех или иных действий, увязать все системы, избежать коллизий непосредственно в информационной модели. Станции восточного участка БКЛ «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» строили с использованием 3D-моделей, благодаря чему сроки строительства удалось сократить на несколько месяцев.

Станция метро «Кунцевская» Большой кольцевой линии, 2023.
АО «Мосинжпроект»
километров — длина всех проложенных кабелей на БКЛ, что составляет больше половины протяженности экватора!

Серьезным вызовом стала необходимость интегрировать действующие станции метро в БКЛ, в частности «Варшавскую», «Каховскую» и «Каширскую». Процесс их реконструкции, а впоследствии и включение в Большое кольцо, оказался даже сложнее, чем строительство с нуля, но предложенные инженерами «Мосинжпроекта» проектные решения позволили оснастить станции современными системами безопасности и обслуживания пассажиров.

В частности, на платформе станции «Варшавская» в процессе реконструкции к основным колоннам, которые держат конструкцию, инженеры добавили колонны дымоудаления. Такие колонны «поглощают» дым и вытягивают его со станции через подплатформенные каналы в вентиляционную шахту.

При строительстве тоннелей «Мосинжпроект» внедрил новые технологии, в частности при возведении двухпутных тоннелей на Некрасовской и Большой кольцевой линиях были применены гигантские тоннелепроходческие щиты. Их диаметр — 10 метров. Использование таких комплексов при проходке тоннелей метро позволяет не возводить дополнительные технические сооружения на поверхности.

Тоннелепроходческий щит, 2015 год.
АО «Мосинжпроект»

Также при создании БКЛ активно применялись научно-техническое сопровождение строительства и интерактивное управление тоннелепроходкой. Технологические параметры работы тоннелепроходческих комплексов (ТПМК) находились под постоянным контролем с использованием удаленного доступа к их визуализации в центре управления проходкой.

Что касается безопасности, то в современном метростроении ей уделяется повышенное внимание. На каждой современной станции метро устанавливают около 55 инженерных систем, обеспечивающих надлежащую работу станционных комплексов и их должную интеграцию в систему действующего метрополитена, а также необходимый уровень транспортной безопасности. К примеру, на всем протяжении тоннелей прокладывают волоконно-оптические тепловые пожарные извещатели. Если в тоннеле возникнет возгорание, то информация сразу поступит на пульт дежурного. На станциях установлены системы видеонаблюдения и другое оборудование, а все узлы безопасности управляются из одного центра.

Проходка тоннеля на участке от станции метро «Мнёвники» до станции «Народное Ополчение» БКЛ при помощи щита «Светлана», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Старт щита «Роза» на участке от станции метро «Каховская» до станции «Зюзино» БКЛ, 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Кабина машиниста щита «Валерия», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Проходка двухпутного тоннеля от станции «Косино» до «Юго-Восточной» Некрасовской линии метро при помощи щита «Лилия», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Спуск головной части щита «Виктория» целиком при помощи портальной системы в котлован, станция метро «Текстильщики» БКЛ, 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Старт 6-метрового щита «Полина» на станции метро «Проспект Вернадского» БКЛ, 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Финиш 10-метрового щита «Виктория» на станции «Стахановская» Некрасовской линии метро, 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Строительство станции метро «Сокольники» БКЛ, 2020 год.
Владимир Гердо / ТАСС
Строительная площадка станции метро «Нагатинский Затон» БКЛ, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Финиш щита-гиганта «Виктория», станция метро «Нагатинский Затон» БКЛ, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Финиш двух 6-метровых щитов «Татьяна» и «Ирина» на станции «Физтех», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Элементы колец обделки будущего тоннеля на станции метро «Кленовый бульвар» БКЛ, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Строительство станции метро «Кунцевская» БКЛ, 2021 год.
Сергей Фадеичев / ТАСС
Строительство станции метро «Терехово» БКЛ, 2021 год.
Михаил Терещенко / ТАСС
Завершение всей тоннелепроходки на БКЛ метро, ТПМК «Лилия», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Сотрудники «Мосинжпроекта» на строительной площадке станции метро, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Строительная площадка станции метро «Нагатинский Затон» БКЛ, 2022 год.
Владимир Гердо / ТАСС
Подготовка станции метро «Сокольники» БКЛ к открытию, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Отрезки Большой кольцевой линии вводили в эксплуатацию поэтапно

1 марта 2023 года, с вводом последних станций, кольцо полностью замкнулось. Старт движению на всей протяженности БКЛ дали Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

БКЛ сегодня — это самое длинное в мире подземное метрокольцо протяженностью порядка 70 километров. 31 станция — каждая с уникальным дизайном, 20 пересадок на действующие станции метро и три — на перспективные линии, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК) и 21 — на платформы и маршруты пригородных электричек, включая Московские центральные диаметры.

Полный запуск движения по всей Большой кольцевой линии метро, 1 марта 2023 года.
Михаил Колобаев / Стройкомплекс Москвы

Ввод БКЛ улучшил транспортное обслуживание 15 миллионов жителей Москвы и Подмосковья. На многих маршрутах время в пути сократилось до 45 минут.

В «Книге рекордов России» официально зафиксирован рекорд: в Москве при строительстве БКЛ было проложено 11 568 метров двухпутных тоннелей. Это самые протяженные двухпутные тоннели метро в стране.

Долгожданные радиусы

Другим важным для Москвы объектом метрополитена стала построенная за долгие годы новая радиальная линия метро — Некрасовская. Ее запустили в две очереди: в 2019 году и в 2020 году — всего восемь станций. Новая линия частично сняла нагрузку с Таганско-Краснопресненской линии и разгрузила юго-восток столицы.

Но больше всего — с 1980 года — ждали в столице Солнцевский радиус желтой ветки. В 2014 году был запущен участок от станции «Деловой центр» до «Парка Победы», а в 2023 году линия дошла уже до аэропорта Внуково.

«Мосинжпроект» продолжает заниматься созданием новых линий столичной подземки. Идет проектирование Бирюлёвской и Рублёво-Архангельской линий, активно строится Троицкая ветка. Ее реализация проходит поэтапно, и в настоящее время работы ведутся на участке от «ЗИЛа» до «Коммунарки». В итоге линия длиной 40 километров соединит платформы МЦК с Троицком. Ожидается, что ежедневно ею будут пользоваться около 100 тысяч человек.

18 марта 2020 года «Мосинжпроект» установил мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов (ТПМК), работающих одновременно на одном проекте. В рамках программы развития Московского метрополитена в тот день одновременно работали 23 ТПМК.

Ввод станций Московского метрополитена, построенных при участии «Мосинжпроекта» с 2011 года
Стиль московского метро

Московский метрополитен заслуженно считают одним из самых удобных и безопасных в мире, но пассажиры также неизменно отмечают его красоту. Многие станции, построенные несколько десятилетий назад, признаны памятниками архитектуры, их называют подземными дворцами и водят по ним экскурсии. Архитекторы и инженеры прошлого задали высокую планку, сегодня строители метро стараются ей соответствовать.

Стремясь отобрать лучшие архитектурные решения для новых станций метро, «Мосинжпроект» — генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых линий и станций — с 2014 года организовывает конкурсы на лучший дизайн. Традиция проведения открытых конкурсов на архитектурное оформление станций метро была возобновлена в Москве по инициативе мэра Сергея Собянина. Конкурсы проходят при поддержке Правительства Москвы и главного архитектора города. Так, на Большой кольцевой линии дизайн шести станций — «Мнёвники», «Терехово», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Марьина Роща» и «Рижская» — воплощен по концепциям победителей этих конкурсов.

Другие станции БКЛ также обрели не менее яркий облик, каждая из них обладает собственным стилем.

«ЦСКА» — станция оформлена в традиционных красном и синем цветах, украшена символами клуба. На платформе установлены четыре скульптуры: футболиста, хоккеиста, баскетболиста и лыжника, так как отсюда можно выйти к разным спортивным объектам. Оформление потолка также напоминает о спорте — на нем изображены парашютисты, борцы и боксеры.

Станция «ЦСКА» Большой кольцевой линии, 2018 год.
АО «Мосинжпроект»

«Новаторская» — отличительной чертой станции стал «пламенеющий» потолок. Он состоит из подвешенных триплексовых панелей различного формата. На них нанесена пленка оранжевого цвета трех оттенков, вместе со светильниками они создают ощущение теплого солнечного света.

Станция «Новаторская» Большой кольцевой линии, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»

«Сокольники» — оформление станции посвящено первым строителям Московского метрополитена. На светоотражающих панелях потолка находятся фрагменты плакатов 1930-1950-х годов, а дизайн одной из стен и части потолка выдержан в духе советского конструктивизма. В интерьере станции использованы портреты знаменитых метростроевцев: Татьяны Федоровой, начинавшей проходчицей на станции «Сокольники», Николая Краевского, награжденного орденом Ленина за высокие показатели проходки, и Ивана Филимонова, первого, кто начал применять «московский» способ проходки тоннелей мелкого заложения при помощи механизированного щита.

Станция «Сокольники» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

«Марьина Роща» — основная идея оформления этой станции — ассоциация с дворянской усадьбой. Поэтому приоритетным цветом решили сделать белый, а пилоны стилизовали под выпуклые фарфоровые колонны. Каждый пилон представляет собой сложную металлоконструкцию, его отделка включает 156 элементов мраморных изделий. Пилоны облицованы мрамором «Бьянко Каррера». При производстве на камень был нанесен кракелюр — насечка в виде паутины, придающая эффект мелких трещин. Особенность вестибюля — зеркальные шары. По задумке авторов проекта, они должны символизировать чашки от чайного сервиза.

Станция «Марьина Роща» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

«Рижская» — название станции традиционно ассоциируется с одноименным вокзалом, поэтому главным элементом убранства сделали арку как символ въездных ворот города. Всего на платформе установили 16 арок, светодиоды по периметру подчеркивают их форму.

Станция «Рижская» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

«Савёловская» — одна из немногих станций БКЛ, которая строилась горным способом на большой глубине. Работы шли непросто, и, как напоминание об этом, на «Савёловской» оставили тюбинги — элементы крепления тоннелей. Убранные под стекло, они стали эксклюзивным декоративным элементом станции. Обычно тюбинги на станциях метро скрыты от глаз пассажиров. Оформление «Савёловской» напоминает стиль лофт, для которого характерно использование «промышленных» элементов.

Станция «Савёловская» Большой кольцевой линии, 2018 год.
АО «Мосинжпроект»

«Нагатинский Затон» — декор станции посвящен обитателям водных объектов московского региона. Потолок наземного павильона украшен гигантской «золотой чешуей», он смонтирован из более чем 26 тысяч декоративных элементов, изготовленных из оксидированной стали. Центральным художественным элементом станции стали 12 панно с изображением рыб — это «Карась», «Бычок», «Ротан», «Голавль», «Щука», «Уклейка», «Налим», «Окунь», «Судак», «Плотва», «Головастик» и «Лещ». Они выполнены в мозаичной технике из натурального камня и смальты. Переход станции украшают миниатюрные рыбки, выполненные редким методом интарсии, то есть заполнения краской углублений в декоративном камне.

Станция «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

«Кленовый бульвар» — станция находится в районе Коломенское, поэтому форма ее наземных вестибюлей — это авторское прочтение силуэта перекрытий дворца Алексея Михайловича. Платформа с органичной пластикой свода потолка создает узнаваемый силуэт, характерный для традиционных элементов русского зодчества. Авторы включили в дизайн традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам. Например, необычные источники света разработаны для зоны подземного вестибюля. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, производство которой было развито на территории Дьякова Городища в Коломенском.

Вестибюль станции «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

Кстати, станция «Мичуринский проспект», на которой орнаменты на подвесных потолках символизируют дружбу между Россией и Китаем, была признана москвичами одной из самых красивых станций кольца.

Станция «Мичуринский проспект» Большой кольцевой линии, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»

Станции новых радиальных линий производят на пассажиров не меньшее впечатление, чем БКЛ. Например, оформление «Новопеределкино» Солнцевской линии решено в русском стиле. На стенах установили узорчатые плафоны, которые рассеивают свет и «рисуют» традиционный узор. При желании цвет подсветки можно менять.

Станция «Новопеределкино» Солнцевской линии, 2018 год.
АО «Мосинжпроект»

Станция «Пыхтино» награждена международной архитектурно-дизайнерской премией «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства». Светильники на платформе сделаны в форме авиационных турбин, а над эскалатором установлена модель пассажирского Ту-144. Это отсылает к аэропорту Внуково, расположенному неподалеку.

Станция «Пыхтино» Солнцевской линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

О близости одного из ведущих учебно-научных центров России — легендарного Физтеха — напоминает оформление одноименной станции Люблинско-Дмитровской линии. Путевые стены украшает конструкция из нержавеющей трубы в виде электромагнитной волны, а светильники на платформе своей формой напоминают факелы, символизирующие свет знаний.

Станция «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

Станция «Яхромская» этой же линии построена близ улицы 800-летия Москвы. Этой теме посвятили и оформление подземки. Главные цвета здесь — красный и белый. На стене станции установлено огромное панно, рассказывающее о праздновании Дня города в 1947 году. Всего на нем уместилось 22 сюжета, одна графическая история перетекает в другую. Во время монтажа за три недели установили конструкции панно размером 160 на 5 метров, состоящего из 111 панелей. Панно — это роспись по алюминию. При производстве эскизы художника Александра Рукавишникова разместили на металлических панелях в масштабе 1 к 10. Затем на специальном техническом сканере панели отпечатали в натуральную величину и доставили в цех, где художник вручную доводил рисунки до совершенства. После окончательной доводки панно покрыли лаком, защитной пленкой и повезли на станцию на монтаж.

Станция «Яхромская» Люблинско-Дмитровской линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

По тому же принципу географической близости к парку Тропарёво оформили одноименную станцию Сокольнической линии. Вдоль платформы установили 10 металлических деревьев с листьями-светильниками.

Станция «Тропарёво» Сокольнической линии, 2014 год.
Стройкомплекс Москвы

В том, что главным цветом станции «Окская» Некрасовской линии стал синий, нет ничего удивительного. Ведь она названа в честь реки, и кольцеобразные светильники на синем потолке напоминают круги на воде.

Станция «Окская» Некрасовской линии, 2020 год.
Стройкомплекс Москвы

А художники, которые оформляли станцию «Стахановская» на той же линии, вдохновлялись эстетикой советского авангарда. Интерьер напоминает производственный цех, а сочетание красного, серого и черного цветов привносит дополнительную строгость.

Станция «Стахановская» Некрасовской линии, 2020 год.
АО «Мосинжпроект»

Строительство метро продолжается, продолжатся и конкурсы на лучшие проекты оформления станций. И, выбирая вариант дизайна, компания «Мосинжпроект» обращает внимание не только на оригинальность решения, но и на безопасность, износостойкость и долговечность материалов. Ведь московское метро каждый день несет колоссальную нагрузку и справляется с ней.

Станция «Жулебино» Таганско-Краснопресненской линии, 2013 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Бутырская» Люблинско-Дмитровской линии, 2016 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Румянцево» Сокольнической линии, 2016 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Деловой центр» Солнцевской линии, 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Рассказовка» Солнцевской линии, 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Некрасовка» Некрасовской линии, 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Улица Дмитриевского» Некрасовской линии, 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Окская» Некрасовской линии, 2020 год.
Станислав Красильников / ТАСС
Станция «Юго-Восточная» Некрасовской линии, 2020 год.
Станислав Красильников / ТАСС
Станция «Давыдково» Большой кольцевой линии, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Терехово» Большой кольцевой линии, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Аминьевская» Большой кольцевой линии, 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Марьина Роща» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Кленовый бульвар» Большой кольцевой линии, 2023 год.
Сергей Фадеичев / ТАСС
Станция «Сокольники» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Нагатинский Затон» Большой кольцевой линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Аэропорт Внуково» Солнцевской линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Станция метро «Сокольники» БКЛ, 1 марта 2023 года.
АО «Мосинжпроект»
Мэр Москвы Сергей Собянин на церемонии открытия станций «Аэропорт Внуково» и «Пыхтино» Солнцевской линии, 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Поезд идет в депо

Система электродепо — важная составная часть метрополитена. Здесь поезда находятся в часы, когда движения нет, здесь их моют и ремонтируют. Кроме того, в депо располагается персонал и находятся вспомогательные производства.

Увеличение протяженности существующих линий московского метро и строительство новых привело к дефициту мощностей депо, а в Москве новые депо не строили с 1996 года. К этому вопросу вернулись в 2011 году. С тех пор специалисты «Мосинжпроекта» возвели шесть новых современных депо, а часть существовавших реконструировали.

Построены депо:
Электродепо «Митино», 2015 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Лихоборы», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Солнцево», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Руднево», 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Братеево», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Нижегородское», 2023 год.
АО «Мосинжпроект»

Сегодня в работе несколько новых объектов — «Аминьевское», «Столбово» и «Южное».

Самым большим в Москве стало «Митино», в котором могут одновременно находиться 50 поездов, а еще четыре состава могут стоять на ремонте. Самой крупной ремонтной площадкой стало депо «Братеево», в котором поезд можно разобрать практически полностью.

Необходимость реконструкции старых депо была вызвана тем, что они были рассчитаны на стоянку и ремонт составов старого образца. Современные поезда длиннее и не помещаются на отведенные им места. Также выросла численность персонала метро, и все сотрудники не могут разместиться в депо комфортно.

На сегодня «Мосинжпроект» реконструировал пять существующих электродепо: «Владыкино», «Выхино», «Печатники», «Планерное», «Сокол».

Работа в этом направлении продолжается.

Строительство электродепо «Митино», 2015 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Лихоборы», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Солнцево», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Солнцево», 2018 год.
АО «Мосинжпроект»
Строительство электродепо «Руднево», 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Руднево», 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Руднево», 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Строительство электродепо «Нижегородское», 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Строительство электродепо «Нижегородское», 2019 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Сокол», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Сокол», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Сокол», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Братеево», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Братеево», 2021 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Нижегородское», 2022 год.
АО «Мосинжпроект»
Электродепо «Нижегородское», 2023 год.
АО «Мосинжпроект»
Городские вокзалы

В рамках развития Московского метрополитена «Мосинжпроект» управляет строительством технологической части нескольких городских вокзалов, которые интегрируют разные виды транспорта в единую транспортную систему.

Флагманский проект — вокзал «Нижегородская». Этот крупнейший транспортный хаб Европы объединяет четыре вида транспорта: метро, МЦК, МЦД, а также наземные маршруты. Вокзал открылся для пассажиров 27 марта 2020 года с вводом станции метро «Нижегородская», а заработал в полную силу после запуска движения по всем станциям Большого кольца подземки. Запланированный ежесуточный пассажиропоток «Нижегородской» составит порядка 600 тысяч человек.

Территорию вокзала благоустроили, а также обустроили парк площадью более 3,6 гектара, что сопоставимо по площади с пятью футбольными полями. В созданном ландшафтном парке высажены деревья, кустарники и цветы, выполнена геометричная геопластика (рукотворные холмы), установлены элементы ландшафтной архитектуры, в частности плавно вырастающие из земли скамьи. Растения подбирались с учетом выдержанной цветовой гаммы, включающей оттенки зеленого, желтого и белого цветов. В их числе липа, ольха, клен, декоративные яблони и ирга, кустарники ивы, лапчатки и спирея; травянистые многолетники с вечнозеленой листвой и бело-желтым цветением. Центральным арт-объектом городского вокзала является стела «Московские кольца», символически изображающая три кольца московского рельсового транспорта — Кольцевую линию метро, БКЛ и МЦК.

В состав вокзала также входит объединенное здание эксплуатационного персонала (ОЗЭП), которое сочетает в себе две функции: распределение пассажиропотоков и размещение персонала эксплуатирующих служб метрополитена и железной дороги (включая учебные классы для персонала). Архитектурное оформление фасада здания выполнено из стеклянных витражей. Одной из особенностей здания является эксплуатируемая кровля площадью около 4200 квадратных метров. Архитектурная изюминка здания — атриум с прозрачным стеклянным куполом. Снаружи здание выглядит как большой корабль.

Городской вокзал «Нижегородская», 2022 год.
Стройкомплекс Москвы

Еще больше — примерно на одно футбольное поле — парк в составе станции метро «Некрасовка». Его площадь превышает 4,3 гектара. Созданное общественное пространство объединяет одноименную станцию Некрасовской линии и маршруты наземного городского транспорта. Новым общественным пространством будут пользоваться как пассажиры, так и местные жители. В парке расположены три крытые аллеи, через которые горожане в любую погоду смогут с комфортом добраться до метро, а также пройти к автобусным остановкам. На главной аллее функционируют фонтан и амфитеатр с площадкой для проведения культурно-массовых мероприятий. В парке высажено порядка 22 тысяч деревьев и кустарников, адаптированных под климат средней полосы России. Обустроены газоны и дорожки, детские и спортивные площадки, беседки, установлены скамейки и другие малые архитектурные формы.

Другие крупные городские вокзалы — «Деловой центр», где пересекаются три линии метро, МЦК и Белорусско-Савеловский МЦД-1, «Савеловская» с двумя линиями метро и МЦД-1. Большой пересадочный узел функционирует на станции «Кунцевская», где объединяются три линии метро и МЦД-1, и многие другие проекты.

2020-е
© ТАСС, 2023
ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию для детей старше 16 лет.