БАМ — дорога
в XXI век: как строят
магистраль сегодня

БАМ, как и 50 лет назад, — это не просто стройка, а шестидесятиградусные морозы, скалы с лавинами и камнепадами, капризные реки и сейсмоактивность. Теперь работать приходится еще и вблизи действующих путей, при интенсивном движении поездов. Чтобы обеспечить надежность и безопасность новой инфраструктуры, на помощь современным бамовцам приходят высокотехнологичные материалы и цифровые технологии.
В 50-летний юбилей БАМа ТАСС и «Нацпроектстрой» рассказывают о том, как строят легендарную магистраль сегодня.
Реклама. Акционерное общество Группа Компаний «Нацпроектстрой» (АО «ГК НПС»).
Erid: 2SDnje5Mmdk
Байкало-Амурская магистраль — один из двух железнодорожных выходов России к Тихому океану. Сегодня в рамках нацпроекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» и преобразования Восточного полигона пропускную способность БАМа расширяют, чтобы активно работать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» БАМа
В 2024 году Правительство России одобрило третий этап модернизации Восточного полигона. К 2035 году провозная способность Транссиба и БАМа должна увеличиться до 270 миллионов тонн. Это не только вклад в ВВП страны, но и развитие промышленности, новые рабочие места.
Правительство России одобрило третий этап модернизации Восточного полигона
Стройка на БАМе идет в сложных условиях: суровый климат Сибири и Дальнего Востока с морозами до минус 60, вечная мерзлота, камнепады на скалистых участках трассы, водные преграды, высокая сейсмичность в ряде регионов.
Стройка на БАМе в сложных условиях
Земляное полотно железной дороги — важнейший элемент пути, так как служит его основанием. Оно должно быть прочным и устойчивым к постоянным и временным нагрузкам.
Современным строителям БАМа приходится работать вблизи действующих путей, при интенсивном движении поездов. Одновременно нужно обеспечить работоспособность уже существующей инфраструктуры, привести ее к современным стандартам и бесшовно увязать с построенными участками.
Современным строителям БАМа приходится работать вблизи действующих путей
Земляное полотно железной дороги — важнейший элемент пути
Для стабилизации земляного полотна железной дороги специалисты «Нацпроектстроя» применяют новые технологии и строительные материалы. Перед отсыпкой грунта на поверхность стелется геотекстиль. Этот тканый материал предупреждает вымывание осадками, сохраняя насыпь.
Для стабилизации земляного полотна железной дорог стелется геотекстиль
БАМ почти на всем своем протяжении проходит через районы вечной мерзлоты. Чтобы не допустить таяния мерзлых грунтов, при сооружении железнодорожных насыпей используют охлаждающую каменную наброску.
БАМ проходит через районы вечной мерзлоты
На скально-обвальных участках монтируют металлические сетки. У подножия устанавливают камнеулавливающие барьеры.
Чтобы укрепить канавы и обеспечить их гидроизоляцию, укладывают геомембраны — водонепроницаемые полимерные листы. Склоны насыпей и выемок, подверженные осыпаниям, укрепляют георешеткой. Конструкция из металлических сот защищает грунт на склонах.
Чтобы укрепить канавы и обеспечить их гидроизоляцию, укладывают геомембраны
На скально-обвальных участках монтируют металлические сетки
На один километр в день увеличивалась в 2023 году протяженность новой очереди магистрали. Всего за год под укладку вторых путей строители подготовили 414 километров земляного полотна. Объем работ составил 16 миллионов кубометров грунта, что равно 800 тысячам самосвалов.
На один километр в день увеличивалась в 2023 году протяженность новой магистрали
В 2024 году компании «Нацпроектстроя» планируют передать более 530 километров земляного полотна под укладку второго пути БАМа.
В 2024 году «Нацпроектстроя» планируют передать 530 километров земляного полотна 
Модернизация железнодорожного полотна повышает скорость движения поездов. Например, на перегоне Ларба — Лумбир в Амурской области из-за сильно заболоченной местности вводили ограничения до 40 км/ч. Но современные строители БАМа решили проблему: расширили участок, возвели семь мостов, укрепили насыпь и удлинили водопропускные трубы.
Модернизация железнодорожного полотна повышает скорость движения поездов
Компании «Нацпроектстроя» также расширяют перегоны БАМа под тяжеловесные поезда. По вторым путям теперь идут грузовые составы массой до 7100 тонн.
Компании «Нацпроектстроя» также расширяют перегоны БАМа под тяжеловесные поезда
Свыше 900 искусственных сооружений возведут компании «Нацпроектстроя» на восьми участках БАМа: Хани — Тында, Тында — Бамовская, Нерюнгри — Бестужево, Бестужево — Улак, Февральск — Новый Ургал, Новый Ургал — Постышево, Постышево — Комсомольск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре — Ванино.
Свыше 900 искусственных сооружений возведут компании «Нацпроектстроя» на восьми участках БАМа
На пути БАМа много водных преград. В рамках второго этапа модернизации магистрали компании «Нацпроектстроя» возводят свыше 400 мостов. Их прочность рассчитана на составы весом более 7 тысяч тонн, а срок службы — до 100 лет.
При проектировании и сооружении мостов строители учитывают сейсмоопасность местности. Также в проектах заложены сложные гидрологические условия Дальневосточного региона, где сильные осадки за считанные минуты превращают безобидные ручьи в настоящие реки.
При проектировании и сооружении мостов строители учитывают сейсмоопасность местности
На пути БАМа много водных преград
Сегодня только на объектах «Нацпроектстроя» трудится более 12 тысяч человек. Это механизаторы, бетонщики, сварщики, электромонтеры, механики, крановщики, геодезисты, маркшейдеры, проектировщики, инженеры. Специалисты Восточного полигона отказались от понятия «строительный сезон» и ведут работы круглогодично.
Сегодня только на объектах «Нацпроектстроя» трудится более 12 тысяч человек
Столица БАМа — город Тында. Компании «Нацпроектстроя» ведут реконструкцию этого ключевого железнодорожного узла. На станции возведут новый транзитный парк «Т», который займет два гектара. Пять приемоотправочных путей длиной 1050 метров каждый позволят принимать длинносоставные поезда.
Столица БАМа — город Тында
На БАМ приходят и совсем новые технологии — БЛА. Беспилотники позволяют контролировать ситуацию на труднодоступных объектах с большой протяженностью, обеспечивают детальный мониторинг работ на строительной площадке. С их помощью осуществляют авторский надзор и инженерные изыскания.
На всех модернизированных объектах внедряют современную цифровую автоматику для управления движением поездов. При этом используют только отечественное оборудование, которое адаптировано к суровому климату региона и надежно работает при экстремально низких температурах.
На модернизированных объектах внедряют цифровую автоматику для управления движением поездов
На БАМ приходят и совсем новые технологии — БЛА
Спецпроект ТАСС
для «Нацпроектстроя»
Над проектом работали:
Менеджер проекта:
Автор:
Контент-менеджер:
Продюсер:
Иллюстратор:
Дизайнер:
Анна Шилова
Ирина Салмина
Ксения Пузикова
Светлана Литвинова
Анна Карпулева
Антон Филиппов
© ТАСС, 2024
ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Редакторы:
Анастасия Марченко, Дарья Саливон
Фото для проекта предоставила пресс-служба ГК «Нацпроектстрой»