0
Глава 2

Трудовой фронт нефтяников

До войны основная добыча нефти в СССР велась на южных промыслах Баку и Грозного. Однако в 1941 году из-за опасности захвата этих территорий противником встал вопрос о наращивании добычи нефти и производства горюче-смазочных материалов в тылу — за Волгой и на Урале. Удачное географическое положение Башкирии, развитая железнодорожная инфраструктура, наличие нефтяной промышленности и потенциальная возможность обнаружения новых месторождений сделали республику новым нефтяным центром страны. Уже в августе 1941 года в регион прибыла Волго-Башкирская экспедиция Академии наук СССР, включавшая в себя порядка 100 ученых и инженеров. Они составили подробную карту перспективной оценки нефтеносности Башкирского Приуралья. В сентябре 1941 года из Москвы в Уфу был эвакуирован Наркомат нефтяной промышленности СССР.

В республике стремительно расширялись производства по переработке нефти. Например, на Уфимском НПЗ (в настоящее время входит в нефтеперерабатывающий комплекс НК «Роснефть»), куда было доставлено оборудование, эвакуированное с Северо-Кавказских заводов, были построены новые цеха. В результате выросла мощность предприятия, был расширен ассортимент и повысилось качество продукции, что было особенно важно в условиях ограниченного поступления сырья.

Уфимский НПЗ работал безостановочно и бесперебойно, выпуская авиационное топливо и автомобильный бензин. Нефтепереработчиками были освоены новые виды высокооктанового топлива. Как и на других промышленных предприятиях, эвакуированных из западных районов страны, на Уфимском НПЗ самыми сложными периодами в работе были осень 1941 и зима 1941–1942 годов. Однако сотрудники завода, где с уходом на фронт мужчин работали в основном женщины и подростки, неуклонно повышали производительность труда.

В результате во втором полугодии 1941 года на заводе было переработано нефти на 22% больше, чем в первом полугодии, и бензина произведено больше на 37,6%, в том числе авиационного — на 80%. К 1942 году Уфимский НПЗ находился в числе лучших предприятий Наркомата нефтяной промышленности.

Не останавливали работу геологи, разведавшие в Башкирии новые месторождения топлива — природного газа, торфа, бурого угля. Кроме того, всего за годы войны в республике было выявлено более 20 залежей нефти, благодаря освоению которых Башкирия стала первой по добыче этого углеводорода в Урало-Поволжье и к концу войны вышла на второе место в СССР. Всего в годы Великой Отечественной войны в Башкирской АССР было добыто более 8 миллионов 400 тысяч тонн нефти.

Возродившийся из руин

В годы Великой Отечественной сотрудники всех предприятий нефтеперерабатывающей отрасли трудились с полной самоотдачей, понимая, что от своевременного поступления на фронт их продукции во многом будет зависеть исход сражений. Перед началом войны нефтеперерабатывающий завод № 416 (Саратовский НПЗ, сейчас входит в НК «Роснефть») был крупнейшим в Европе и находился в списке стратегических предприятий Советского Союза, которые, согласно секретной директиве Гитлера, подлежали уничтожению.

Тяжелейшие испытания выпали на долю сотрудников завода в 1942–1943 годах. В разгар Сталинградской битвы (17 июля 1942 — 3 февраля 1943 год) Саратовский НПЗ постоянно подвергался ожесточенным бомбардировкам вражеской авиации, но не прекращал работу и продолжал поставлять топливо на фронт.

По данным представителей ПВО, за два года бомбардировок на завод было сброшено 3,5 тысячи фугасных бомб весом 250–500 килограммов, маленькие фугасные бомбы (25–50 килограммов) не поддавались учету. На предприятии погибло почти в четыре раза больше заводчан, чем на фронте, — около 800 работников и членов их семей, с фронта не вернулось более 200 работников завода.

Во время налетов вражеской авиации группы комсомольцев завода, в основном девушки, дежурили на территории — тушили зажигательные бомбы и разбирали завалы. Директор НПЗ Борис Майоров вспоминал: «Сколько стойкости, геройства и бесстрашия проявлено людьми во время сбрасывания фугасных и зажигательных бомб на объекты завода. Благодаря смелости, организованности и стойкости нашего коллектива степень повреждения оборудования сведена до минимума».

К лету 1943 года завод был разрушен на 80%, однако усилиями коллектива восстановлен в рекордно короткие сроки, что позволило возобновить снабжение фронта топливом.

Всего во время войны Саратовский НПЗ произвел 3 миллиона тонн топлива, что составило более четверти от всего объема нефтепродуктов, произведенных в стране. За свой подвиг коллектив предприятия был награжден орденом Отечественной войны I степени и ему было передано на вечное хранение Знамя Государственного комитета обороны.

Наградной лист Героя Социалистического Труда Ивана Павловича Сантылова
[ 7 ]
[ 7 ]
Наградной лист Героя Социалистического Труда Ивана Павловича Сантылова
[ 8 ]
Знамя Государственного комитета обороны СССР на вечном хранении Саратовского НПЗ
Знамя Государственного комитета обороны СССР на вечном хранении Саратовского НПЗ
[ 8 ]
[ 8 ]
Знамя Государственного комитета обороны СССР на вечном хранении Саратовского НПЗ

На женских плечах

Свой вклад в приближение Победы внесли работники Сызранского НПЗ (входит в состав НК «Роснефть»). В 1941 году, к началу войны, нефтеперерабатывающий завод в Сызрани еще только начинал строиться. Согласно довоенному плану, его должны были сдать в эксплуатацию в 1944 году, однако война внесла свои коррективы. Из-за стремительного приближения врага была остановлена работа Одесского и Херсонского нефтеперерабатывающих заводов, оборудование которых было в экстренном порядке демонтировано и перевезено в Сызрань. Фактически на строительную площадку.

Вместе с оборудованием в Сызрань прибыли специалисты из Одессы и Херсона, которые обучали профессии женщин и подростков, заменивших ушедших на фронт мужчин. Все трудились круглосуточно, многие работы велись вручную, практически без техники. Ценой невероятных усилий завод удалось построить и запустить уже через 10 месяцев. 22 июля 1942 года Сызранский НПЗ дал фронту первый бензин.

По воспоминаниям ветеранов, первая партия сызранского бензина направлялась в Сталинград. Рабочие не ушли домой после смены, пока не узнали о том, что топливо дошло до бойцов на фронте.

Настоящей легендой завода в годы войны стала «бригада Нин», возглавляемая Ниной Буяковой. Все девушки-слесари в ней носили имя Нина: Кочергина, Щавина, Казанцева, Карсунцева. Именно им, достигшим, несмотря на свой юный возраст, высочайшего мастерства в профессии, доверяли самые ответственные работы. Они ремонтировали арматуру трубопроводов, пробоотборные краны, печные форсунки. Зачастую начальники просили прислать на их объект именно девичью бригаду, не доверяя парням.

«Ремонтировали насосы, вальцевали трубы печей. Порой пальцы не выдерживали высокой температуры, но дуешь на них и делаешь свои 62 оборота», — вспоминала Нина Буякова.

Когда с фронта начали приходить на завод мужчины, обучать их поручалось именно девушкам. Фронтовики вспоминали, что сначала не принимали наставниц всерьез, уж очень молодыми они были, однако быстро понимали, насколько профессионально работали эти женщины. Как только появилась возможность, тяжелую работу в ремонтном цехе НПЗ передали в мужские руки, а девушек переучили на операторов установок.

Хрупкие девушки с обожженными пальцами не считали свою работу подвигом, утверждая, что подвиги совершали бойцы на передовой, а в тылу была просто такая работа.

На каждом предприятии, входящем в настоящее время в состав НК «Роснефть», — Туапсинском и Комсомольском НПЗ, «Краснодарнефтегазе», «Самаранефтегазе», «Грознефтегазе», «Оренбургнефти» и «Башнефти» — сотрудники могут рассказать истории о людях, которые в годы Великой Отечественной, не жалея себя, ежедневно работали, приближая Победу.

в начало