Три амплуа
Сергея Рахманинова
Сергея Рахманинова
Шёл 1901 год. Отгремел Второй фортепианный концерт, он был принят публикой «весьма благосклонно», и 28-летний Сергей Рахманинов снова поверил в свой композиторский талант. К тому времени он уже достиг мастерства в трёх ролях: композитора, дирижёра и пианиста. Однако совмещение этих ипостасей давалось Рахманинову непросто: он метался между близкими, но в то же время разными профессиями. В конечном счёте вектор развития карьеры одного из важнейших русских музыкантов определили исторические события первой половины XX века.
За дирижёрским пультом
1904–1906
«В течение первых десяти лет XX века слава Рахманинова-композитора росла в Москве не по дням, а по часам и увеличивалась с каждым новым произведением», — писал о Сергее Рахманинове его приятель, музыкант Оскар фон Риземан. В тот же период московская публика узнала ещё об одном таланте молодого композитора — его умении руководить оркестром. Первые успехи на дирижёрском поприще Рахманинов показал в частной опере железнодорожного магната и мецената Саввы Мамонтова (он служил там вторым дирижёром в 1897–1898 годы). Вскоре, в 1904 году, когда Сергею Рахманинову был 31 год, он получил новое приглашение, на этот раз из московского Императорского Большого театра . Там Рахманинову предлагался пост первого дирижёра. Молодой композитор долго сопротивлялся предложению, но перспектива продолжения совместной работы с оперным певцом Фёдором Шаляпиным подтолкнула его в конце концов ответить согласием.
Первым произведением, которое Рахманинов поставил на сцене Большого театра, была опера «Русалка» Александра Даргомыжского по мотивам одноимённой пьесы Александра Пушкина. В день премьеры коллеги и друзья — Шаляпин и Рахманинов — выступали на одной сцене. Шаляпин исполнял яркую партию старого Мельника (по сюжету пьесы он сходил с ума после самоубийства дочери и воображал себя вороном), а Рахманинов дирижировал оркестром. Под руководством Рахманинова в Большом театре были поставлены произведения Петра Чайковского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова. Вот как писал об опере «Жизнь за царя» Глинки Оскар фор Риземан: «<...> Под руководством Рахманинова опера стала неузнаваемой. Неувядаемые, но слегка заигранные мелодии Глинки, казалось, обрели новый блеск». Рахманинов был новатором, он предоставлял публике свои интерпретации сочинений, «читал» их по-новому. Современники отмечали, что при Рахманинове хор и оркестр Большого были на такой высоте, что московский театр можно было сравнить разве что с Ла Скала в Милане и Метрополитен-оперой в Нью-Йорке.
Императорский Большой театр, 1883 год
Первым произведением, которое Рахманинов поставил на сцене Большого театра, была опера «Русалка» Александра Даргомыжского по мотивам одноимённой пьесы Александра Пушкина. В день премьеры коллеги и друзья — Шаляпин и Рахманинов — выступали на одной сцене. Шаляпин исполнял яркую партию старого Мельника (по сюжету пьесы он сходил с ума после самоубийства дочери и воображал себя вороном), а Рахманинов дирижировал оркестром. Под руководством Рахманинова в Большом театре были поставлены произведения Петра Чайковского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова. Вот как писал об опере «Жизнь за царя» Глинки Оскар фор Риземан: «<...> Под руководством Рахманинова опера стала неузнаваемой. Неувядаемые, но слегка заигранные мелодии Глинки, казалось, обрели новый блеск». Рахманинов был новатором, он предоставлял публике свои интерпретации сочинений, «читал» их по-новому. Современники отмечали, что при Рахманинове хор и оркестр Большого были на такой высоте, что московский театр можно было сравнить разве что с Ла Скала в Милане и Метрополитен-оперой в Нью-Йорке.
Во время дирижирования Рахманинов не суетился, не прыгал, не танцевал, не потрясал кулаками, не дёргался, не «рыл копытом землю», не указывал резкими движениями каждое вступление <...>. Он стоял спокойно, слегка сутулясь, движения руки и рук были экономны и осмыслены, никогда он не терял контроля над звуком оркестра, не висел на плечах у оркестрантов, и... всё выходило.
Николай Малько
дирижёр
С карьерой Рахманинова в Большом театре связан комичный эпизод. Молодого дирижёра не устраивало положение пульта: приходилось управлять оркестром, стоя спиной к музыкантам, что в итоге, по его мнению, плохо сказывалось на качестве исполнения. Рахманинов доказывал, что дирижёр должен стоять лицом к оркестрантам, и каждый раз, когда дирижировал, поворачивал пульт так, как ему было нужно. Оскар фон Риземан вспоминал: «Каждый раз, когда Рахманинов дирижировал, приходилось передвигать заодно с дирижёрским и большинство пультов оркестрантов. Естественно, такая ситуация порождала многочисленные неудобства и постоянно вызывала среди рабочих сцены насмешки над чудачествами нового дирижёра». В итоге тенденция дирижирования лицом к оркестру, которую в Европе задал Рихард Вагнер, прижилась и в Большом театре.
Между тем шёл 1905 год, спокойная жизнь творческой Москвы рушилась. В городе шли антимонархические забастовки, которые в итоге вынудили царя подписать Октябрьский манифест и учредить парламент. В ноябре — декабре того года театры были закрыты, потому что музыканты и другие театральные служащие присоединялись к стачкам, а в определённый момент жители Москвы и вовсе оставались без света, воды и транспорта. Времена не предрасполагали к развитию карьеры дирижёра. Впрочем, у Рахманинова была и личная причина не продлевать контракт с театром. Он переживал, что из-за жёсткого графика не сможет посвящать достаточно времени сочинительству и его композиторская работа будет страдать.
Рахманинов с ранних лет хотел сочинять. Он вырос в музыкальной семье (его родители были пианистами-любителями), начал учиться играть на фортепиано в пять лет, а в десять выдавал свои импровизации за сочинения Шопена и других модных в то время композиторов. Мальчика всегда вознаграждали аплодисментами, а его невинная ложь так и не была раскрыта.
Всерьёз о карьере композитора Рахманинов задумался в 16, во время обучения в Московской консерватории. Львиную долю занятий будущего композитора у педагога Николая Зверева занимала игра на фортепиано , но юный Рахманинов быстро понял, что хочет писать свою музыку, и перешёл на композиторское отделение консерватории. В студенческие годы Сергей сочинил десятки произведений, в том числе Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко». Итогом обучения стала Большая золотая медаль — в своё время Рахманинов был третьим учеником в истории консерватории, кому она была присуждена, — и гордое звание «свободный
художник» .
Всерьёз о карьере композитора Рахманинов задумался в 16, во время обучения в Московской консерватории. Львиную долю занятий будущего композитора у педагога Николая Зверева занимала игра на фортепиано , но юный Рахманинов быстро понял, что хочет писать свою музыку, и перешёл на композиторское отделение консерватории. В студенческие годы Сергей сочинил десятки произведений, в том числе Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко». Итогом обучения стала Большая золотая медаль — в своё время Рахманинов был третьим учеником в истории консерватории, кому она была присуждена, — и гордое звание «свободный
художник» .
За письменным столом
1906–1917
В 1906 году на Рахманинова сыпались предложения со всех сторон — например, была возможность дать концерты в Америке или вернуться служить дирижёром в Большой театр, — но он отказался от всего и с чувством удовлетворения сбежал сочинять музыку подальше от суеты — в спокойный Дрезден. Там, недалеко от центра города в двухэтажном доме с большим садом, Рахманинов поселился с семьёй и провёл три зимы с 1906 по 1909 год, только на лето возвращаясь домой, в Ивановку (там находилось имение родственников Рахманинова Сатиных).
С. Рахманинов сидит за корректурой фортепианного концерта № 3. Имение Ивановка, 1910 год
«Уединение — подсказывала эта мысль, уединение — вот что необходимо тебе для творчества. Оставь Москву и сочиняй — не делай ничего, только сочиняй», — так писал Рахманинов в своих воспоминаниях. Чуть ли не каждое лето до революции 1917 года он проводил в Ивановке. В Тамбовской губернии, среди степей, полей и сирени, композитор придумал большую часть своих произведений, в том числе первые крупные сочинения, с которых началась его композиторская карьера, — Симфонию № 1 и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
Как менялась активность Рахманинова-композитора
1887
3 произведения1888
2 произведения1889
8 произведений1890
16 произведений1891
15 произведений1892
15 произведений1893
23 произведения1894
12 произведений1895
7 произведений1896
18 произведений1898
1 произведение1899
4 произведения1900
3 произведения1901
5 произведений1902
13 произведений1903
11 произведений1905
2 произведения1906
15 произведений1907
2 произведения1908
2 произведения1909
2 произведения1910
14 произведений1911
9 произведений1912
14 произведений1913
6 произведений1914
1 произведение1915
15 произведений1916
14 произведений1917
5 произведений1926
4 произведения1931
1 произведение1934
1 произведение1936
1 произведение1940
1 произведение