КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
МадинаХацукова
пошив национальных женских платьев
Нальчик,
Кабардино-Балкария
Мадина Хацукова вот уже 13 лет занимается созданием сложнейших национальных платьев кавказских народов, в первую очередь Адыгэ Фашэ — традиционного черкесского наряда. Расшивает их орнаментами, золотыми и серебряными нитями. На создание одного такого платья уходит не один месяц, а иногда и несколько лет.
Кабардино-Балкария
Я химик по образованию и кандидат юридических наук. Часто слышу вопрос: «Как тебя угораздило шить платья?» Пути Господни неисповедимы, сама не знаю, как это произошло. Когда начались 90-е, решила, что лучше заняться шитьем, хотя за плечами у меня, 27-летней девушки, были и университет, и защита кандидатской. Мы с сестрой открыли ателье и шили обычную одежду на заказ.
Массовое производство мы начали со стилизованных платьев, потом я начала делать традиционные. Самое первое национальное платье, сшитое мной, хранится у меня до сих пор. Хочу его оставить дочери. На нем вручную вышит наш традиционный орнамент. Я изучала старинный крой, и мы его сделали по всем канонам адыгского шитья.
Немало зависит и от самого орнамента. Он должен созреть в твоей голове, не получится сразу сесть и нарисовать. Так что если девушка хочет выйти замуж в национальном платье, ей лучше обратиться к нам как можно раньше.
Самый необычный заказ мы выполняем сейчас. Одна девушка еще полгода назад заказала платье, которое мы вышиваем настоящими золотыми и серебряными нитями. На него точно уйдет еще около года.
Часто слышу, что мы возродили национальное ремесло и вернули интерес к нашим платьям. И что если бы не мы, все ушло бы в небытие. Но я это делаю, прежде всего, для себя.
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
РусланМазлоев
изготовление арджэны — циновки из рогоза
Нальчик,
Кабардино-Балкария
плетение циновок из рогоза — это традиционное искусство адыгов. Руслан Мазлоев занимается им уже 25 лет. Его собственная разработка — объемные панно картинного типа. Творческому процессу предшествует долгая подготовка — мастер сам собирает рогоз на болотах, сушит и красит его.
Кабардино-Балкария
Обработка рогоза еще сложнее, чем процесс сбора. Сначала нужно срезать материал, потом отделить центральные и боковые части. Далее — отсечь от стеблей все лишнее, а затем — сушка. Чтобы получить зеленый цвет, рогоз сушится в тени, а для золотистого — на солнце. После сушки рогоз разрезают на две одинаковые части.
Перед началом работы материал замачивают в холодной воде. Дальше нужно думать над цветом. Я использую только натуральные методы: для красного держу стебли в отваре луковой шелухи, для зеленовато-коричневого оттенка использую кожуру грецкого ореха, а для черного цвета нужно, чтобы рогоз полежал в болоте.
Сейчас я могу панно сделать за два-три дня, а когда делал первую работу, на нее ушло два месяца. Когда ты на протяжении 25 лет каждый день занимаешься этим, у тебя руки работают как машина. Ладони все в мозолях, а ты не чувствуешь боли или усталости.
Еще преподаю в университете. Я включил эти технологии в студенческую практику, чтобы те, кому ремесло интересно, могли его освоить. Это дань, которую я должен заплатить. Ведь каждый человек должен делиться тем, что у него есть.
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
МиланаХалилова
валяние войлока
Нальчик,
Кабардино-Балкария
художница Милана Халилова превратила традиционное адыгское ремесло валяния войлока в современное искусство. Из шерсти она создает объемные панно, абажуры и другие предметы декора.
Кабардино-Балкария
К 2017 году я организовала первую персональную выставку на тему «Древо жизни». На ней я представила собственные полотна в серо-бело-коричневых тонах. При выборе темы вдохновлялась черкесским фольклором.
Самый большой ковер, который я изготовила, — десять на два метра. Это полотно должно было участвовать в фестивале «Аланика». Я работала над ним одна в течение месяца. Сейчас даже не верю, что справилась.
Буквально через месяц меня попросили изготовить абажур из шерсти для ресторана «Шашлычная» в Дагестане. Получились три абажура со вставками из шкуры. Они вышли космическими, почти дикими.
Ко мне поступает очень много заказов от ресторанов, бань и других заведений на изделия в стиле архаики. Сейчас все хотят предметы с традиционными мотивами. Но тут появляется вопрос, как интегрировать народное искусство в современное арт-пространство. Я считаю, что для этого очень важно выйти за рамки внутренних убеждений.
Как только эта рамочка в голове исчезает, появляется огромное поле для экспериментов.
Сейчас я изготавливаю из войлока картины. Использую его как холст: натягиваю на подрамник и сверху иглой вывожу определенные рельефы и объемы.
А еще войлоковаляние — своего рода терапия, оно помогает даже разобраться в моих семейных отношениях. Я осознаю, где неправильно поступаю, и нахожу интуитивные ответы на свои вопросы.