дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
АлибегКуртаев
изготовление ювелирных украшений и посуды
Кубачи,
Дагестан
изделия кубачинских мастеров — оружие, украшения и посуда — отличаются особой резьбой и гравировкой и до сих пор считаются образцом высочайшего уровня мастерства.
Дагестан
Когда меня просят рассказать, как я учился этому ремеслу, я всегда отвечаю, что моей второй игрушкой после погремушки были молоток с наковальней. Я еще и ходить-то толком не умел, когда в своей мастерской дедушка отдавал мне молоточек и медную пластину и показывал, как надо бить.
Самым сложным изделием на моей памяти был самовар в форме паровоза. Я трудился над ним больше десяти лет и решил сделать его на слабо: самому было интересно, справлюсь или нет. Вообще, сложные работы — это мой конек. Если кто-то не берется за какой-то заказ, с ним приходят ко мне.
Непосредственно украшениями я стал заниматься в последние два-три года. Сейчас упал спрос на крупные изделия. Больше всего покупают туристы, есть заказы из Москвы и Питера, которые я получаю через свою страницу в соцсетях.
В основном я работаю с серебром, люблю его больше золота. На этапе обучения все мои изделия были медными и мельхиоровыми, но постепенно я перешел на серебро. Кстати, хотя наши кубачинские мастера и раньше готовили украшения из серебра, серебряных рудников здесь не было — только железные.
И когда я вижу современные грубые, лаконичные украшения, мне, выражаясь словами наших предков, становится жалко переведенного на это металла.
Я мечтаю о том, чтобы в нашем селе это искусство развивалось и приносило славу Дагестану и России. Ко мне поступало много предложений переехать в другие регионы, но я отказываюсь. Я патриот своего села.
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
ЗаираАлибекова
мюрегинская вышивка
Мюрего,
Дагестан
в дагестанском селе Мюрего из поколения в поколение передавали особую технологию вышивки. Симметричные узоры наносят цветными нитками без помощи пялец, а швы настолько мелкие и ровные, что сложно понять, сколько раз женщина прошлась по контурам и где один цвет переходит в другой. В наши дни ремесло оказалось на грани вымирания, но благодаря местной жительнице обрело новую жизнь.
Дагестан
Еще помогли администрация мюрегинской школы и районный отдел народного образования. Нам выделили время на уроках технологии для преподавания основ мюрегинского вышивания. Но мы не могли прийти и сказать школьницам: «Вы будете вышивать». Это же неправильно. Нужно было постараться, чтобы они сами захотели, донести, что это наше ремесло, и если не освоить его сейчас, искусство потеряется.
В этой вышивке много секретов. Сначала нужно вырезать комплект лекал, уникальный для каждого изделия. Затем лекало иголками прикрепляют к основе и по нему вышивают узор. Мы, кстати, хотим оцифровать все лекала, чтобы можно было в любой момент распечатать нужный рисунок.
Чаще всего основой становится кашемир, а вышивку мы делаем цветными нитями. Это настолько тонкое искусство, что даже опытный глаз не должен заметить, как один цвет переходит в другой. В идеале нужно использовать настоящий шелкопряд, но он, во-первых, дорогой, во-вторых, требует уже хорошо развитых навыков.
Наша мечта — открыть красивый этнодом. Там бы занимались дети, не только вышивкой, но и другими ремеслами. Еще в нем можно было бы устроить кунацкую, место приема гостей. Мы бы показывали им изделия, угощали их и рассказывали о народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве нашего края.
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
дагестан
МагомедалиМагомедалиев
унцукульская насечка
Унцукуль,
Дагестан
в селе Унцукуль живут мастера, владеющие искусством художественной насечки металлом по дереву. Этому ремеслу 260 лет. Твердые породы дерева мастера инкрустируют медью, мельхиором, серебром и другими металлами.
Дагестан
Я обучаю ремеслу молодых людей, пока у меня два ученика — мои племянники Рамазан и Магомед. Очень хочу открыть свою школу, чтобы обучать по пять или шесть человек за год. Важно передать это искусство детям.
Весь процесс производства контролирую сам. Сначала мы точим предметы из твердых пород дерева на токарном станке. Обычно это местные дикая груша, кизил, боярышник, грецкий орех. Затем заготовки сушим в опилках — без этого дерево может треснуть при инкрустации. Торопиться нельзя — иногда может потребоваться год. Периодически мы достаем деревянные заготовки из опилок и протираем их.
После сушки делаем металлические насечки и наносим рисунок. Раньше это было серебро, сейчас мельхиор. После нанесения орнамента дерево снова шлифуется на токарном станке, потом на него наносится натуральная бордовая морилка и слой лака.
Самые продаваемые изделия — это женские украшения, инкрустированные мельхиором. А так ассортимент у меня очень большой: ручки, подковы на счастье, солонки, пиалы для фруктов, ложки для обуви, напольные и настольные вазы, подсвечники и карандашницы.
Моя мечта, чтобы это ремесло не угасло. Оно ведь возникло 350 лет назад, дошло до нас. И если в наш век, когда есть поддержка государства и открыты все дороги, это произойдет, будущие поколения нам не простят.