дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

АлибегКуртаев

Ремесло:

изготовление ювелирных украшений и посуды

Где:

Кубачи,
Дагестан

Об изделиях:

изделия кубачинских мастеров — оружие, украшения и посуда — отличаются особой резьбой и гравировкой и до сих пор считаются образцом высочайшего уровня мастерства.

Ремесло:
изготовление ювелирных украшений и посуды
Где:
Кубачи,
Дагестан
Об изделиях:
изделия кубачинских мастеров — оружие, украшения и посуда — отличаются особой резьбой и гравировкой и до сих пор считаются образцом высочайшего уровня мастерства.
У нас семейная ювелирная династия в пяти поколениях. Я застал своих
дедушек — оба были кубачинскими мастерами. Дедушка по отцовской линии занимался изготовлением украшений
У нас семейная ювелирная династия в пяти поколениях. Я застал своих дедушек — оба были кубачинскими мастерами. Дедушка по отцовской линии занимался изготовлением украшений в технике филигрань, а по материнской — эмалью и изготовлением посуды. Отец работал гравировщиком на предприятии. От каждого из них я взял по чуть-чуть.
в технике филигрань, а по материнской — эмалью и изготовлением посуды. Отец работал гравировщиком на предприятии. От каждого из них я взял по чуть-чуть.

Когда меня просят рассказать, как я учился этому ремеслу, я всегда отвечаю, что моей второй игрушкой после погремушки были молоток с наковальней. Я еще и ходить-то толком не умел, когда в своей мастерской дедушка отдавал мне молоточек и медную пластину и показывал, как надо бить.

К тому же этому ремеслу в нашем селе обучают с детства. В школе даже есть отдельный предмет — «Основы кубачинского искусства».

Самым сложным изделием на моей памяти был самовар в форме паровоза. Я трудился над ним больше десяти лет и решил сделать его на слабо: самому было интересно, справлюсь или нет. Вообще, сложные работы — это мой конек. Если кто-то не берется за какой-то заказ, с ним приходят ко мне.

Непосредственно украшениями я стал заниматься в последние два-три года. Сейчас упал спрос на крупные изделия. Больше всего покупают туристы, есть заказы из Москвы и Питера, которые я получаю через свою страницу в соцсетях.

В основном я работаю с серебром, люблю его больше золота. На этапе обучения все мои изделия были медными и мельхиоровыми, но постепенно я перешел на серебро. Кстати, хотя наши кубачинские мастера и раньше готовили украшения из серебра, серебряных рудников здесь не было — только железные.

Самое сложное и интересное в работе — это придумать новый дизайн с красивым узором, резьбой. На это могут уходить месяцы и годы.

И когда я вижу современные грубые, лаконичные украшения, мне, выражаясь словами наших предков, становится жалко переведенного на это металла.

Я мечтаю о том, чтобы в нашем селе это искусство развивалось и приносило славу Дагестану и России. Ко мне поступало много предложений переехать в другие регионы, но я отказываюсь. Я патриот своего села.

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

ЗаираАлибекова

Ремесло:

мюрегинская вышивка

Где:

Мюрего,
Дагестан

Об изделиях:

в дагестанском селе Мюрего из поколения в поколение передавали особую технологию вышивки. Симметричные узоры наносят цветными нитками без помощи пялец, а швы настолько мелкие и ровные, что сложно понять, сколько раз женщина прошлась по контурам и где один цвет переходит в другой. В наши дни ремесло оказалось на грани вымирания, но благодаря местной жительнице обрело новую жизнь.

Ремесло:
мюрегинская вышивка
Где:
Мюрего,
Дагестан
Об изделиях:
в дагестанском селе Мюрего из поколения в поколение передавали особую технологию вышивки. Симметричные узоры наносят цветными нитками без помощи пялец, а швы настолько мелкие и ровные, что сложно понять, сколько раз женщина прошлась по контурам и где один цвет переходит в другой. В наши дни ремесло оказалось на грани вымирания, но благодаря местной жительнице обрело новую жизнь.
Раньше уметь вышивать должна была каждая мюрегинская девушка. В ее приданом обязательно были вещи, изготовленные ей самой и украшенные нашей вышивкой: шкатулка-игольница «мухча», сумка «хунча», кошелек «арцлухунча», подкувшинник «уддивирхь».
Меня в детстве этому искусству учила бабушка. Она хоть и была немногословной, но всегда с восхищением говорила о мюрегинской вышивке. Помню первую свою работу — это была подушечка, вышитая в восьмом классе. В ней были простенькие элементы, но так как они были вышиты яркими нитками, получилось красиво.

Недавно я стала понимать, что искусство вышивания в нашем селе уйдет в небытие и решила основать Центр возрождения ремесла. Сейчас здесь занимаются 27 человек. Скоро у нас годовщина, будем отмечать. Ученицы активно готовятся — делают вышивку.

Еще помогли администрация мюрегинской школы и районный отдел народного образования. Нам выделили время на уроках технологии для преподавания основ мюрегинского вышивания. Но мы не могли прийти и сказать школьницам: «Вы будете вышивать». Это же неправильно. Нужно было постараться, чтобы они сами захотели, донести, что это наше ремесло, и если не освоить его сейчас, искусство потеряется.

В этой вышивке много секретов. Сначала нужно вырезать комплект лекал, уникальный для каждого изделия. Затем лекало иголками прикрепляют к основе и по нему вышивают узор. Мы, кстати, хотим оцифровать все лекала, чтобы можно было в любой момент распечатать нужный рисунок.

Чаще всего основой становится кашемир, а вышивку мы делаем цветными нитями. Это настолько тонкое искусство, что даже опытный глаз не должен заметить, как один цвет переходит в другой. В идеале нужно использовать настоящий шелкопряд, но он, во-первых, дорогой, во-вторых, требует уже хорошо развитых навыков.

Когда вышиваешь, испытываешь какое-то странное умиротворение. С нами взрослые женщины тоже занимаются, говорят, что в этот сумбурный век, в такое нервное время, вышивка их успокаивает. Когда иголка мягко проходит через кашемир, ты тоже становишься спокойнее. Вот такая игловая психотерапия.

Наша мечта — открыть красивый этнодом. Там бы занимались дети, не только вышивкой, но и другими ремеслами. Еще в нем можно было бы устроить кунацкую, место приема гостей. Мы бы показывали им изделия, угощали их и рассказывали о народных промыслах и декоративно-прикладном искусстве нашего края.

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

дагестан

МагомедалиМагомедалиев

Ремесло:

унцукульская насечка

Где:

Унцукуль,
Дагестан

Об изделиях:

в селе Унцукуль живут мастера, владеющие искусством художественной насечки металлом по дереву. Этому ремеслу 260 лет. Твердые породы дерева мастера инкрустируют медью, мельхиором, серебром и другими металлами.

Ремесло:
унцукульская насечка
Где:
Унцукуль,
Дагестан
Об изделиях:
в селе Унцукуль живут мастера, владеющие искусством художественной насечки металлом по дереву. Этому ремеслу 260 лет. Твердые породы дерева мастера инкрустируют медью, мельхиором, серебром и другими металлами.
Унцукульская насечка — это наше родовое ремесло. Я мастер в третьем поколении. Дедушка был известным ремесленником, моя старшая сестра работала на фабрике. У нас даже есть диплом, полученный на парижской выставке искусств и промыслов в 1937 году.
Унцукульская насечка — это наше родовое ремесло. Я мастер в третьем поколении. Дедушка был известным ремесленником, моя старшая сестра работала на фабрике. У нас даже есть диплом, полученный на парижской выставке искусств и промыслов в 1937 году.
Как-то я пришел из школы домой и увидел на столе инструменты. Мне стало интересно, что это такое, я сел и начал стучать. Получив аттестат, сразу отправился на местную фабрику. На то, чтобы освоить это ремесло, у меня ушло три месяца.

После службы в армии я вернулся на ту же фабрику и вот уже 31 год работаю здесь. Сейчас я единственный сотрудник этого предприятия. У нас в ауле есть еще где-то 15 мастеров, которые работают дома, а раньше их было 250-300.

Я обучаю ремеслу молодых людей, пока у меня два ученика — мои племянники Рамазан и Магомед. Очень хочу открыть свою школу, чтобы обучать по пять или шесть человек за год. Важно передать это искусство детям.

Весь процесс производства контролирую сам. Сначала мы точим предметы из твердых пород дерева на токарном станке. Обычно это местные дикая груша, кизил, боярышник, грецкий орех. Затем заготовки сушим в опилках — без этого дерево может треснуть при инкрустации. Торопиться нельзя — иногда может потребоваться год. Периодически мы достаем деревянные заготовки из опилок и протираем их.

После сушки делаем металлические насечки и наносим рисунок. Раньше это было серебро, сейчас мельхиор. После нанесения орнамента дерево снова шлифуется на токарном станке, потом на него наносится натуральная бордовая морилка и слой лака.

Невозможно сосчитать, сколько всего изделий я изготовил за жизнь. Наверное, счет идет на миллионы. Все не запомнить, ведь сейчас развивается внутренний туризм, и к нам заезжает очень много гостей, берут себе что-то на память.

Самые продаваемые изделия — это женские украшения, инкрустированные мельхиором. А так ассортимент у меня очень большой: ручки, подковы на счастье, солонки, пиалы для фруктов, ложки для обуви, напольные и настольные вазы, подсвечники и карандашницы.

Самое сложное мое изделие — напольная ваза метр двадцать высотой с гербом российского министерства обороны для Сергея Шойгу. А однажды я сделал полностью закрытые инкрустированные матрешки в дагестанском стиле. Сейчас они находятся в одном из музеев в Голландии.

Моя мечта, чтобы это ремесло не угасло. Оно ведь возникло 350 лет назад, дошло до нас. И если в наш век, когда есть поддержка государства и открыты все дороги, это произойдет, будущие поколения нам не простят.

СодержаниеСодержаниеСодержание