ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ТанзилаДзаурова

Ремесло:

изготовление войлочных ковров — истингов

Где:

Магас,
Ингушетия

Об изделиях:

ингушские женщины издавна валяли истинги — ковры из овечьей шерсти. Это ремесло возродила группа энтузиастов во главе с Танзилой Дзауровой.

Ремесло:
изготовление войлочных
ковров — истингов
Где:
Магас, Ингушетия
Об изделиях:
ингушские женщины издавна валяли истинги — ковры из овечьей шерсти. Это ремесло возродила группа энтузиастов во главе с Танзилой Дзауровой.
По профессии я этнограф. Сначала у меня к нашим войлочным коврам
появился чисто профессиональный интерес. Но во время исследования мне стало интересно попробовать свалять истинг самой. Черно-белая шерсть у нас была своя, а цветную мы заказали из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. У нас такой нет, в старину ее красили сами,
По профессии я этнограф. Сначала у меня к нашим войлочным
коврам появился чисто профессиональный интерес. Но во время исследования мне стало интересно попробовать свалять истинг самой. Черно-белая шерсть у нас была своя, а цветную мы заказали из Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. У нас такой нет, в старину ее красили сами, используя высокогорные растения.
используя высокогорные растения.
Занятие это меня очень зацепило. Настоящее волшебство. От натуральной шерсти исходит потрясающая энергетика, а у рук, видимо, есть какая-то генетическая память: они сами вспомнили, как работали с шерстью наши мамы, бабушки и прабабушки.

Первый свалянный нами ковер был желто-зеленого цвета, мы валяли его месяц. Взяли за основу орнамент ингушки Бану, который нашли среди работ известного ингушского художника Гази-Магомеда Даурбекова.

Было очень сложно, это тяжелый физический труд.
Во-первых, площадь разложенной шерсти в два раза больше, чем итоговое полотно. Во-вторых, ее надо заворачивать и разворачивать.

Мы при помощи Фонда президентских грантов в какой-то степени возродили это ремесло. За первый год обучили 50 человек, многие из них занимались потом с детьми. Сейчас у нас есть свои ассоциация, студия и мастерская.

Иногда наши женщины валяют ковры поодиночке, иногда вместе. По-ингушски такая совместная работа называется «белхи».

Мы как-то вместе сваляли большой красивый ковер, и сейчас он выставлен в музее истории ГУЛАГа, в зале экспозиции депортированных народов.

Раньше техникой валяния ковров должна была владеть каждая девушка. В ее приданое входило как минимум три истинга. Один ковер новобрачная везла для свекра, два для себя. Его, как и всю свою одежду, она должна была изготовить сама.

Причем войлочные ковры составляли самую интересную часть ее приданого. Особенно ценилось, если ковры состояли из пяти и более цветов. На них приходили посмотреть соседи, и молва о том, какая девушка искусница, широко расходилась.

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

АсяХаматханова

Ремесло:

изготовление сумок, вдохновленных культурой и историей ингушского народа

Где:

Магас,
Ингушетия

Об изделии:

в каждой из сумок, которые изготавливает Ася Хаматханова, можно увидеть прямую связь с культурным кодом Ингушетии. Для создания изделий мастер берет лучшие материалы, которые раньше использовали и ее предки: разные виды кожи, дерева, металла. Некоторые сумки украшены традиционными ингушскими орнаментами.

Ремесло:
изготовление сумок, вдохновленных культурой и историей ингушского народа
Где:
Магас, Ингушетия
Об изделии:
в каждой из сумок, которые изготавливает Ася Хаматханова, можно увидеть прямую связь с культурным кодом Ингушетии. Для создания изделий мастер берет лучшие материалы, которые раньше использовали и ее предки: разные виды кожи, дерева, металла. Некоторые сумки украшены традиционными ингушскими орнаментами.
Мне 35 лет, у меня двое взрослых детей, и, вообще, я кандидат юридических наук. До недавнего времени я ничего не делала руками, даже иголку не держала.
Окончила школу с золотой медалью, музыкальную школу на отлично, участвовала в вокальных конкурсах, КВН, брейн-рингах. В общем, занималась чем угодно, кроме рукоделия. Но в какой-то момент, сидя в декрете, поняла, что мне скучно, и занялась вышивкой.
Мне 35 лет, у меня двое взрослых детей, и, вообще, я кандидат юридических наук. До недавнего времени я ничего не делала руками, даже иголку не держала. Окончила школу с золотой медалью, музыкальную школу на отлично, участвовала в вокальных конкурсах, КВН, брейн-рингах. В общем, занималась чем угодно, кроме рукоделия. Но в какой-то момент, сидя в декрете, поняла, что мне скучно, и занялась вышивкой.

Сначала это были картины, которые я вышивала лентами. Потом я совершенно случайно увидела коллекцию российского дизайнера Арутюнова, где была представлена сумка с ландышами из лент. Подруга спросила: «Почему бы тебе не попробовать сделать такую же?» Вот так получился первый аксессуар моего личного изготовления.

Все свои сумки я мастерила сама. Они были из меха, кожи, ткани, дерева, перьев и даже металла.

Две недели я на своем балконе паяла металлическую проволоку, придавала ей форму шара и украшала кристаллами Swarovski.

В 2020 году я решила открыть свой бренд «Пхамат». Так называется селение рода Хаматхановых и наш башенный комплекс.

За все время мы выпустили три коллекции. Первая называется «Лида», и ее мы подготовили в коллаборации с нашим художником Хож-Ахмедом Имагожевым — вышивали на сумках его картины.

Вторая коллекция названа в честь моей бабушки — «Хава», сумки в ней украшены нашими национальными орнаментами. Узоры мы брали из книги этнографа Танзилы Дзауровой «Орнамент — символ жизни».

Вообще, ингушские орнаменты передают те ценности, которые были присущи каждому роду. По узорам даже можно понять, из какой местности происходил тот или иной род, чем занимался.

Допустим, в нашем хамат-хановском орнаменте нет ничего флористического, потому что мы занимались скотоводством и охотой. Еще у нас была окружена особым почетом женщина — в центре орнамента можно разглядеть женский облик.

Третья коллекция — летняя. Мы сделали фирменный флористический принт из растений, которые встречаются преимущественно на территории Ингушетии. Есть, например, овсяница ингушская, которая растет только в нашем ущелье Шоани и больше нигде. Мы собрали эти растения и сделали из них принт, который художник вручную наносил на сумки. Есть изделия, где это изображение вышито шелковыми нитями.

Наши сумки часто заказывают за границей, они очень активно продаются в Москве и Санкт-Петербурге. А амбассадор бренда — сотрудник Эрмитажа Полина Любимова.

Больше всего меня вдохновляет история Ингушетии. Я мечтаю, чтобы о моем народе, о нашей культуре, обычаях и традициях узнало как можно больше людей. И чтобы они полюбили мой народ так же, как люблю его я.

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

ингушетия

МарьямСултыгова

Ремесло:

гончарное дело

Где:

Назрань,
Ингушетия

Об изделиях:

взять старое, традиционное и переделать на современный лад — так Марьям Султыгова видит свой путь в керамике. На свои изделия девушка часто наносит национальный орнамент, а помимо чашек, ваз и других стандартных предметов, создает сосуды в форме ингушских башен.

Ремесло:
гончарное дело
Где:
Назрань,
Ингушетия
Об изделии:
взять старое, традиционное и переделать на современный лад — так Марьям Султыгова видит свой путь в керамике. На свои изделия девушка часто наносит национальный орнамент, а помимо чашек, ваз и других стандартных предметов, создает сосуды в форме ингушских башен.
Мне 23 года, и я единственный дипломированный керамист
в Ингушетии. После девятого класса я ушла из школы и поступила в Ставропольское краевое художественное училище. Керамику выбрала вместе с преподавателями и родителями, потому что это направление у нас в регионе не развито.
Мне 23 года, и я единственный дипломированный керамист в Ингушетии. После девятого класса я ушла из школы и поступила в Ставропольское краевое художественное училище. Керамику выбрала вместе с преподавателями и родителями, потому что это направление у нас в регионе не развито.
Фактически я работаю со всеми четырьмя стихиями: землей, водой, воздухом и огнем. Это успокаивает, отвлекает от всего, что происходит вокруг. Я могу вообще не заметить, сколько сижу за кругом, так как полностью отключаюсь от внешнего мира.

Леплю кружки, ложки, горшки, посуду, декоративные вазы и даже часы. Покупаю механизм, делаю из глины корпус и вставляю туда начинку.

Часто делаю сосуды в форме башен, например, наших знаменитых Вовнушек. Пытаюсь взять старое, традиционное и переделать на современный лад.

На формирование изделия, придание ему формы на гончарном круге уходит в среднем минут 20. После этого работа сохнет в течение суток, и в процессе этой сушки я могу доделывать изделие — приделать ручку, поправить что-то, нарисовать орнамент. После этого происходит обжиг изделия. Этот этап длится как минимум пять часов.

Заказов, если честно, не очень много. Интересуются многие, но после уточнения цены куда-то пропадают. Это ведь недешево — самая простая кружка стоит около 800 рублей.

Еще я провожу выездные мастер-классы, обучаю детей в начальной школе. Очень надеюсь, что из них вырастет не один керамист.

Мечтаю открыть свою гончарную мастерскую. Я бы хотела сама обучить свою первую группу. У меня даже название уже есть: Pottery, переводится с английского как «керамика».

СодержаниеСодержаниеСодержание