КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
ШамильБатчаев
ковка стальных
ножей — бычаков
Теберда,
Карачаево-Черкесия
бычак — нож скотоводов и охотников, использовать его можно только в быту. Одна капля человеческой крови на лезвии, и он считается оскверненным. В карачаевской и балкарской культурах бычаку отводится особое место: нож символизирует твердость характера и мужество.
Карачаево-Черкесия
Я не потомственный кузнец, но с детства мечтал освоить это ремесло. Долго изучал его по книгам, потом смотрел видеоуроки в интернете. Свой первый бычак изготовил пять лет назад. Он, кстати, до сих пор «живой». Его приобрел местный житель, приносит ко мне на заточку.
Общая длина бычака — около 30 сантиметров. Но все зависит от заказчика — мастер обычно подбирает размеры по его руке. Рукояти я тоже делаю и украшаю сам. Они в зависимости от бюджета бывают из разных материалов: древесины, рогов, костей и даже бивней. Но цена зависит не только от них, а еще от сложности и затраченного времени. Дорогие ножи изготавливают долго из-за способа обработки.
То, чем я занимаюсь, сформировало меня как личность. Металл — это сугубо мужской атрибут, частица нашего национального характера. В старину говорили: «Чтобы придать железу нужную форму, нужно самому быть тверже железа».
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
МуратСалпагаров
изготовление украшений в национальном стиле
Учкекен,
Карачаево-Черкесия
сережки со сложным орнаментом, диадемы и вставки для национальных свадебных платьев в мастерской Мурата Салпагарова создают полностью вручную. Ювелир изготавливает их по старинной технологии — без восковых макетов, сразу в металле.
Карачаево-Черкесия
Когда учеба подошла к концу, у меня было много набросков, но наставника не было. Так что я был вынужден постигать азы ювелирного мастерства самостоятельно. Я очень рад, что сложилось именно так: благодаря этому опыту я остался верен себе.
Я не делаю украшения в воске, сразу начинаю изготавливать их в металле, как в старину. И самое главное — руками, компьютерных технологий у нас нет, только отрисовки и снятие с лекал.
Когда учеба подошла к концу, у меня было много набросков, но наставника не было. Так что я был вынужден постигать азы ювелирного мастерства самостоятельно. Я очень рад, что сложилось именно так: благодаря этому опыту я остался верен себе.
Я не делаю украшения в воске, сразу начинаю изготавливать их в металле, как в старину. И самое главное — руками, компьютерных технологий у нас нет, только отрисовки и снятие с лекал.
Еще я никогда не копирую ничьих работ. Часто просят повторить изделия именитых ювелиров, но я всегда отказываю.
С 2006 по 2019 год я выпустил девять коллекций ювелирных украшений. Одна из самых популярных — «Слезы дракона» — вдохновлена готической архитектурой, мелодиями исландской певицы Бьорк и сказками про дракона. Помните, дракон воровал принцессу, а потом все бросались на ее защиту? Принцессу спасали, а животное убивали. Идея в том, что дракон не может вселиться в живые формы, но остаются какие-то его части, отсюда название.
Другая коммерчески успешная коллекция — «Этностиль», в ней около 40 моделей. При ее подготовке мы вдохновлялись национальными узорами и культурой. Я специально назвал ее так, а не, например, «Аланской коллекцией», потому что мне хотелось сделать что-то, что объединяет весь Кавказ.
На Северном Кавказе ведь все очень схоже, например, у осетинского, ингушского и чеченского орнаментов и орнамента дагестанских народов много общего. Даже лезгинка, которая вроде бы у каждого своя, по сути, везде одна и та же.
Одно из самых необычных изделий я создал для невесты из Кабардино-Балкарии. Мы познакомились с этой девушкой на выставке. Она даже что-то купила из наших изделий, а потом связалась с нами через соцсети. «Сделайте мне, — говорит, — тиару из камней и золота». Материалы предоставила сама. Работал я над этим заказом в течение двух месяцев. Она вышла замуж в национальном платье и нашей диадеме.
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
МагомедХачуков
изготовление доулов
Черкесск,
Карачаево-Черкесия
доул — общекавказский музыкальный ударный инструмент. Внешне он похож на барабан, но есть два принципиальных отличия: доул абсолютно полый внутри и играют на нем не палочками, а руками.
В Карачаево-Черкесии я единственный мастер, в Кабардино-Балкарии есть пара моих коллег, в Осетии и Дагестане тоже. А вот в Чеченской республике и Ингушетии таких специалистов нет, поэтому мне часто оттуда звонят и просят изготовить барабан.
Но даже идеально сделанного инструмента мало. Доулист должен уметь извлекать звук. Я всегда говорю: «Барабан от сети не работает, по нему надо бить».
У нас на перевале Гум-Баши на высоте 2200 метров проходил фестиваль мировых рекордов. Там их было поставлено более десяти по самым разным направлениям: приседаниям, подъему гири и штанги, разделыванию барана на скорость, прыжкам на лошади.
Организаторы решили включить в программу соревнований и игру на барабанах. Мне предложили поучаствовать. А там принцип такой: час играешь — пять минут отдыхаешь. Неважно, что ты играешь, какой ритм, главное — не останавливаться. Одну мелодию сыграл и в течение пяти секунд переходишь на другую. До меня рекорд был — четыре часа.
И вот настает тот самый день. Я начинаю играть. Камера снимает, таймер считает.
В какой-то момент появляется мысль: «Зачем я здесь сижу?» Сам себе отвечаю:
«Я представляю свои народ и республику». Вот так морально себя поддерживал и не останавливался.
Сейчас я преподаю игру на доуле детям и играю в оркестре в театре танца на базе государственной филармонии. И ритм, который выбивают наши инструменты, уже заложен в моей душе. Ритм — это моя жизнь.