КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

ШамильБатчаев

Ремесло:

ковка стальных
ножей — бычаков

Где:

Теберда,
Карачаево-Черкесия

Об изделии:

бычак — нож скотоводов и охотников, использовать его можно только в быту. Одна капля человеческой крови на лезвии, и он считается оскверненным. В карачаевской и балкарской культурах бычаку отводится особое место: нож символизирует твердость характера и мужество.

Ремесло:
ковка стальных ножей — бычаков
Где:
Теберда,
Карачаево-Черкесия
Об изделии:
бычак — нож скотоводов и охотников, использовать его можно только в быту. Одна капля человеческой крови на лезвии, и он считается оскверненным. В карачаевской и балкарской культурах бычаку отводится особое место: нож символизирует твердость характера и мужество.
Бычак — нож исключительно для хозяйственных нужд. Использовать
его как холодное оружие запрещено, он вообще не должен «пробовать» человеческой крови. Даже если человек случайно им порезался, нож либо выбрасывали, либо оставляли на улице для каких-то грязных работ, потому что он считался оскверненным.
Бычак — нож исключительно для хозяйственных нужд. Использовать его как холодное оружие запрещено, он вообще не должен «пробовать» человеческой крови. Даже если человек случайно им порезался, нож либо выбрасывали, либо оставляли на улице для каких-то грязных работ, потому что он считался оскверненным.
Бычаку в нашей культуре отводится особое место. Когда мальчику исполнялось шесть лет, ему сразу давали собственный маленький ножик — улан-бычак, чтобы он мог обучиться некоторым хозяйственным навыкам. Например, разделыванию барашка — там же много тонкостей. Когда он становился старше, у него появлялся собственный бычак.

Я не потомственный кузнец, но с детства мечтал освоить это ремесло. Долго изучал его по книгам, потом смотрел видеоуроки в интернете. Свой первый бычак изготовил пять лет назад. Он, кстати, до сих пор «живой». Его приобрел местный житель, приносит ко мне на заточку.

На то, чтобы изготовить первый нож, ушел месяц. Тогда у меня не было нужных инструментов — все делалось вручную. Сейчас за месяц изготавливаю 20-30 ножей.

Общая длина бычака — около 30 сантиметров. Но все зависит от заказчика — мастер обычно подбирает размеры по его руке. Рукояти я тоже делаю и украшаю сам. Они в зависимости от бюджета бывают из разных материалов: древесины, рогов, костей и даже бивней. Но цена зависит не только от них, а еще от сложности и затраченного времени. Дорогие ножи изготавливают долго из-за способа обработки.

Ковка — придание формы — не так сложна. Не нужно много времени, чтобы сделать из куска железа плоский клинок, а вот закалка бывает разной. Можно закалить сталь за 20 минут, а можно три-четыре дня стоять у печки, нагревать его и остужать.

То, чем я занимаюсь, сформировало меня как личность. Металл — это сугубо мужской атрибут, частица нашего национального характера. В старину говорили: «Чтобы придать железу нужную форму, нужно самому быть тверже железа».

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

МуратСалпагаров

Ремесло:

изготовление украшений в национальном стиле

Где:

Учкекен,
Карачаево-Черкесия

Об изделиях:

сережки со сложным орнаментом, диадемы и вставки для национальных свадебных платьев в мастерской Мурата Салпагарова создают полностью вручную. Ювелир изготавливает их по старинной технологии — без восковых макетов, сразу в металле.

Ремесло:
изготовление украшений в национальном стиле
Где:
Учкекен,
Карачаево-Черкесия
Об изделиях:
сережки со сложным орнаментом, диадемы и вставки для национальных свадебных платьев в мастерской Мурата Салпагарова создают полностью вручную. Ювелир изготавливает их по старинной технологии — без восковых макетов, сразу в металле.
Мое детство пришлось на начало 90-х, когда в моде были клатчи,
туфли и одежда со стразами. Я видел все это у мамы, и мне эти блестяшки очень нравились. Я даже выковыривал их оттуда, а мама меня за это ругала.
Мое детство пришлось на начало 90-х, когда в моде были клатчи, туфли и одежда со стразами. Я видел все это у мамы, и мне эти блестяшки очень нравились. Я даже выковыривал их оттуда, а мама меня за это ругала.
После школы я поступил в Ставропольское краевое училище дизайна на отделение художественной отделки металла. Узнал о нем случайно от бывшей учительницы. Еще на втором курсе начал создавать свой дизайн, рисовал эскизы.

Когда учеба подошла к концу, у меня было много набросков, но наставника не было. Так что я был вынужден постигать азы ювелирного мастерства самостоятельно. Я очень рад, что сложилось именно так: благодаря этому опыту я остался верен себе.

Я не делаю украшения в воске, сразу начинаю изготавливать их в металле, как в старину. И самое главное — руками, компьютерных технологий у нас нет, только отрисовки и снятие с лекал.

Когда учеба подошла к концу, у меня было много набросков, но наставника не было. Так что я был вынужден постигать азы ювелирного мастерства самостоятельно. Я очень рад, что сложилось именно так: благодаря этому опыту я остался верен себе.

Я не делаю украшения в воске, сразу начинаю изготавливать их в металле, как в старину. И самое главное — руками, компьютерных технологий у нас нет, только отрисовки и снятие с лекал.

У нас полностью ручной труд в лучших традициях ювелирного искусства. Так 100 лет назад работали мастерские Фаберже и Картье. Это как шить одежду: сначала эскиз, потом лекала.

Еще я никогда не копирую ничьих работ. Часто просят повторить изделия именитых ювелиров, но я всегда отказываю.

С 2006 по 2019 год я выпустил девять коллекций ювелирных украшений. Одна из самых популярных — «Слезы дракона» — вдохновлена готической архитектурой, мелодиями исландской певицы Бьорк и сказками про дракона. Помните, дракон воровал принцессу, а потом все бросались на ее защиту? Принцессу спасали, а животное убивали. Идея в том, что дракон не может вселиться в живые формы, но остаются какие-то его части, отсюда название.

Другая коммерчески успешная коллекция — «Этностиль», в ней около 40 моделей. При ее подготовке мы вдохновлялись национальными узорами и культурой. Я специально назвал ее так, а не, например, «Аланской коллекцией», потому что мне хотелось сделать что-то, что объединяет весь Кавказ.

На Северном Кавказе ведь все очень схоже, например, у осетинского, ингушского и чеченского орнаментов и орнамента дагестанских народов много общего. Даже лезгинка, которая вроде бы у каждого своя, по сути, везде одна и та же.

Я изготавливаю не только украшения, но и ювелирные вставки для национальных платьев — нагрудные застежки и пояса, «кямары».

Одно из самых необычных изделий я создал для невесты из Кабардино-Балкарии. Мы познакомились с этой девушкой на выставке. Она даже что-то купила из наших изделий, а потом связалась с нами через соцсети. «Сделайте мне, — говорит, — тиару из камней и золота». Материалы предоставила сама. Работал я над этим заказом в течение двух месяцев. Она вышла замуж в национальном платье и нашей диадеме.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ

МагомедХачуков

Ремесло:

изготовление доулов

Где:

Черкесск,
Карачаево-Черкесия

Об изделии:

доул — общекавказский музыкальный ударный инструмент. Внешне он похож на барабан, но есть два принципиальных отличия: доул абсолютно полый внутри и играют на нем не палочками, а руками.

Ремесло:
изготовление доулов
Где:
Черкесск, Карачаево-Черкесия
Об изделии:
доул — общекавказский музыкальный ударный инструмент. Внешне он похож на барабан, но есть два принципиальных отличия: доул абсолютно полый внутри и играют на нем не палочками, а руками.
Барабан — штука капризная. Его очень сложно изготовить. Размеры ободка
и корпуса должны ювелирно подходить друг к другу. Но самое большое значение имеет мембрана. Ее делают из двух материалов — кожи или пластика. Кожа должна быть козьей — она очень крепкая, но при этом
Барабан — штука капризная. Его очень сложно изготовить. Размеры ободка и корпуса должны ювелирно подходить друг к другу. Но самое большое значение имеет мембрана. Ее делают из двух материалов — кожи или пластика. Кожа должна быть козьей — она очень крепкая, но при этом хорошо растягивается.
Прежде чем сделать нормально играющий инструмент, я испортил очень много материала. Долго мучился, потому что не было мастеров, у которых можно было научиться.
хорошо растягивается.
Прежде чем сделать нормально играющий инструмент, я испортил очень много материала. Долго мучился, потому что не было мастеров, у которых можно было научиться.

Кстати, и сейчас на Северном Кавказе нас не так уж много. Едва ли наберется с 20.

В Карачаево-Черкесии я единственный мастер, в Кабардино-Балкарии есть пара моих коллег, в Осетии и Дагестане тоже. А вот в Чеченской республике и Ингушетии таких специалистов нет, поэтому мне часто оттуда звонят и просят изготовить барабан.

Но даже идеально сделанного инструмента мало. Доулист должен уметь извлекать звук. Я всегда говорю: «Барабан от сети не работает, по нему надо бить».

В 2019 году я установил мировой рекорд: играл на доуле семь часов.

У нас на перевале Гум-Баши на высоте 2200 метров проходил фестиваль мировых рекордов. Там их было поставлено более десяти по самым разным направлениям: приседаниям, подъему гири и штанги, разделыванию барана на скорость, прыжкам на лошади.

Организаторы решили включить в программу соревнований и игру на барабанах. Мне предложили поучаствовать. А там принцип такой: час играешь — пять минут отдыхаешь. Неважно, что ты играешь, какой ритм, главное — не останавливаться. Одну мелодию сыграл и в течение пяти секунд переходишь на другую. До меня рекорд был — четыре часа.

И вот настает тот самый день. Я начинаю играть. Камера снимает, таймер считает.
В какой-то момент появляется мысль: «Зачем я здесь сижу?» Сам себе отвечаю:
«Я представляю свои народ и республику». Вот так морально себя поддерживал и не останавливался.

Прошло пять часов, я сделал перерыв, ко мне подошли организаторы и спрашивают: «Дальше сможешь?». «Вай, смогу!» — говорю. И пошел уже на семь часов. Выдержал.

Сейчас я преподаю игру на доуле детям и играю в оркестре в театре танца на базе государственной филармонии. И ритм, который выбивают наши инструменты, уже заложен в моей душе. Ритм — это моя жизнь.

СодержаниеСодержаниеСодержание