северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

СамсонМарзоев

иконописец

Ремесло:

роспись храмов

Где:

Беслан,
Северная Осетия

О ремесле:

Самсон Марзоев — первый иконописец в Северной Осетии. Он участвовал в росписи множества храмов, среди них — церковь новомучеников и исповедников российских в Беслане, построенная в память о жертвах, погибших при захвате школы.

Ремесло:
роспись храмов
Где:
Беслан,
Северная Осетия
О ремесле:
Самсон Марзоев — первый иконописец в Северной Осетии. Он участвовал в росписи множества храмов, среди них — церковь новомучеников и исповедников российских в Беслане, построенная в память о жертвах, погибших при захвате школы.
Так сложилось, что я первый
иконописец в Осетии. Сначала я
окончил художественное училище во Владикавказе, но будучи человеком верующим, еще во время учебы решил, что светским искусством заниматься не буду. И поступил в иконописную школу при Московской духовной академии. После выпуска понял, что пяти лет обучения недостаточно. Хорошо бы поучиться еще
Так сложилось, что я первый иконописец в Осетии. Сначала я окончил художественное училище во Владикавказе, но будучи человеком верующим, еще во время учебы решил, что светским искусством заниматься не буду. И поступил в иконописную школу при Московской духовной академии. После выпуска понял, что пяти лет обучения недостаточно. Хорошо бы поучиться еще пять лет и какое-то время писать вместе с преподавателем.
пять лет и какое-то время писать вместе с преподавателем.
Так и получилось. Каким-то чудом сложилось так, что мой преподаватель Александр Солдатов предложил мне сделать проект росписи крестильного храма в Троице-Сергиевой лавре. Всего под его руководством мы расписали около восьми храмов.
Так и получилось. Каким-то чудом сложилось так, что мой преподаватель Александр Солдатов предложил мне сделать проект росписи крестильного храма в Троице-Сергиевой лавре. Всего под его руководством мы расписали около восьми храмов.

Храм в Беслане мы тоже расписывали вместе. У него удивительная история. Вопрос строительства был согласован через четыре года после теракта. Однако сам процесс длился очень долго — на храм не было выделено ни копейки государственных или церковных денег. Он строился исключительно на частные пожертвования, и часто просто не было денег, чтобы продолжать работу.

Цветовая гамма росписи складывалась необычно. Мы были вдохновлены темой Воскресения. Ведь все, кто погибли в этой трагедии, живы и сейчас находятся у Бога.

А у самой идеи Воскресения в цветовом эквиваленте два отражения: первый — канонический красный, второй — свет образа жизни и благодати божией. Акцента на красном мы делать не хотели, так как у него есть еще вторая символика — кровь, и пошли по пути света.

Вообще, храмы быстро строиться не могут. В современной гонке, когда возводят собор за год, ничего радостного нет. Это здание будет своего рода памятником, но храмом оно точно не будет.

Важно понимать, что архитектура формирует пространство, в котором мы находимся. Одно дело, если человек вырастает в сером урбанистическом пейзаже, другое — когда он растет среди произведений искусства. А храм должен быть сосредоточением этого искусства. Он как центр, который объединяет все в городском пространстве.

Мне очень хочется, чтобы у моего дела было много последователей. Представьте себе, сколько сейчас храмов в Осетии: с ними же надо что-то делать, я не могу их один расписать. Сейчас в регионе появился еще один иконописец — Оллана Айларова, плюс светские художники тоже берутся за это дело.

Еще я бы очень хотел, чтобы у нас в Осетии появились три аутентичных храма, близких менталитету, культуре и религиозным представлениям осетин: каменный, деревянный и в кавказском стиле. Для этого есть хорошая база.

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

ЗалинаЦахилова

директор и главный художник
фабрики «Асик»

Ремесло:

изготовление осетинской костюмной куклы

Где:

Владикавказ,
Северная Осетия

О производстве:

на предприятии «Асик» изготавливают многие ремесленные изделия: осетинский национальный платок, войлочные сувениры, ковры, настенные панно. Но особняком стоит осетинская костюмная кукла — «красавица с лицом» в национальном наряде, проработанном до мельчайших деталей.

Ремесло:
изготовление осетинской костюмной куклы
Где:
Владикавказ,
Северная Осетия
О производстве:
на предприятии «Асик» изготавливают многие ремесленные изделия: осетинский национальный платок, войлочные сувениры, ковры, настенные панно. Но особняком стоит осетинская костюмная кукла — «красавица с лицом» в национальном наряде, проработанном до мельчайших деталей.
Изначально в осетинской культуре кукла присутствовала не как
декоративный элемент — давным-давно она была частью ритуалов и обрядов. Потом их стали использовать просто как игрушки. Мне самой бабушка делала такую. Она скрещивала две палочки, пришивала пуговицу, обтянутую тканью, цветными нитками, вышивала крестик — так ей делалось условное лицо, одежда была простенькая. Наши первые куклы тоже были такими.
Изначально в осетинской культуре кукла присутствовала не как декоративный элемент — давным-давно она была частью ритуалов и обрядов. Потом их стали использовать просто как игрушки. Мне самой бабушка делала такую. Она скрещивала две палочки, пришивала пуговицу, обтянутую тканью, цветными нитками, вышивала крестик — так ей делалось условное лицо, одежда была простенькая. Наши первые куклы тоже были такими.
Первая мысль о том, чтобы сделать куклу, у меня появилась давно. Наша семья жила на Севере — в городе Мирном в Якутии, и как-то я захотела подарить своим одноклассникам сувениры из Осетии. Стала искать национальные куклы и ни в одном из магазинов их не нашла. Спрашивала у продавцов: «А когда куклы будут в продаже?». «А их нет», — отвечали мне.

Когда я стала этнографом, начала искать кукол в музеях. Так я познакомилась с Тамарой Харитовной Дзесовой-Кариаевой, она делала кукол просто для себя.

Я тогда работала начальником экспериментально-творческой лаборатории объединения художественных промыслов и попросила ее научить одну из моих девочек этому мастерству. И она научила.

В 90-м году я решила открыть предприятие. Тогда же прошла наша первая выставка — в Санкт-Петербурге. Оттуда посыпались предложения со всех сторон.

Сейчас у меня официально оформлено 15 девочек. Специального образования у них нет — все научились делать кукол у меня. А со своими куклами мы объездили весь мир. Их главная особенность — костюмы.

Когда я вижу любой национальный костюм, мое сердце начинает просто подпрыгивать от волнения — настолько сильные эмоции у меня он вызывает.

Люблю Дагестан, этот регион — загадка этнографии, столько там национальных костюмов. А так, мы делали костюмы почти всех народов России.

Я считаю, что мы возродили народное ремесло. Председатель правления ассоциации художественных промыслов России, в которую мы входим, как-то сказал мне, что в список изделий, относящихся к народным художественным промыслам по закону, чуть ли не последней строчкой вписана кукла в национальном костюме. Он говорит, что это наша заслуга.

Производство кукол — это не бизнес! Раньше мы могли месяцами не получать зарплату, но не бросали это дело, потому что вложили в него душу. А сейчас, спустя много лет, нас начал спасать внутренний туризм.

Я всегда говорю своим работницам: если нет настроения, лучше ничего не делай, иди отдохни. Потому что кукла тоже несет этот заряд тому, в чьи руки она попадет. А вот когда мастерица сделает куклу, смотрит на нее довольная и говорит: «Ой, моя красавица!», я тоже радуюсь. Именно с таким настроением кукла должна выходить из нашей мастерской.

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

северная осетия

екатеринаселезнева

директор по развитию
фабрики «Фандыр»

Ремесло:

изготовление и реставрация национальных музыкальных инструментов

Где:

Владикавказ,
Северная Осетия

Об изделиях:

Гармоника кавказская диатоническая, дала-фандыр, дуадастанон — это лишь некоторые кавказские музыкальные инструменты, которые производят на фабрике. У каждого — особенное звучание и своя история.

Ремесло:
изготовление и реставрация национальных музыкальных инструментов
Где:
Владикавказ,
Северная Осетия
Об изделиях:
Гармоника кавказская диатоническая, дала-фандыр, дуадастанон — это лишь некоторые кавказские музыкальные инструменты, которые производят на фабрике. У каждого — особенное звучание и своя история.
Наше предприятие появилось в конце 90-го года. Его основали бывшие сотрудники фабрики музыкальных инструментов Тамерлан Ужегов и Галина Селезнева.
Ассортимент у нас широкий: гармоника кавказская хроматическая, гармоника кавказская с готово-выборной механикой, гармоника кавказская диатоническая, трещотка осетинская. Еще изготавливаем дала-фандыр, хъисын-фандыр, дечиг-пондар, дуадастанон — все это разные струнные щипковые инструменты.
Наше предприятие появилось в конце 90-го года. Его основали бывшие сотрудники фабрики музыкальных инструментов Тамерлан Ужегов и Галина Селезнева. Ассортимент у нас широкий: гармоника кавказская хроматическая, гармоника кавказская с готово-выборной механикой, гармоника кавказская диатоническая, трещотка осетинская. Еще изготавливаем дала-фандыр, хъисын-фандыр, дечиг-пондар, дуадастанон — все это разные струнные щипковые инструменты.

Самый сложный в изготовлении инструмент — гармоника кавказская с готово-выборной механикой, ее изобрели на нашей фабрике в 1998 году.

Дело в том, что по мере развития исполнительского мастерства обычной гармошки стало не хватать. Она не могла передать звучание классической музыки, которую изучают в учреждениях культуры и образования: не хватало ни диапазона, ни возможностей.

Вообще, музыкальные инструменты сами по себе не изобретаются, они разрабатываются под чьи-то потребности.

А самый простой инструмент в изготовлении — трещотки. Их мы делаем партиями от десяти штук, на все у мастера уходит два дня. Это полностью ручная работа — только ручка делается на станке, а все остальное выпиливается руками.

На фабрике не только изготавливают инструменты, но и реставрируют их. Это, конечно, хлопотное, долгосрочное и по большому счету невыгодное дело, но кто-то же должен этим заниматься.

Наши заказчики — художественные коллективы и министерства культуры всех кавказских республик. Иногда поступают частные заказы из Европы и других стран, но сотрудничество с иностранцами существенно осложнилось еще во время пандемии. Диаспоры тоже часто заказывают: в Турции, например, живет один миллион адыгов. Это перспективный для нас рынок, но, к сожалению, у нас нет такого количества изделий.

У нас есть сложность с подбором персонала: мы не можем найти усидчивых людей. Чтобы стать мастером, нужно обладать определенным темпераментом. Человек месяцами должен быть готов работать ради одного изделия. Например, готовую гармошку ты видишь только через два месяца.

Сейчас у нас работают семь мастеров, все это люди 55+. Так что первая задача, которую мы ставим, — это преемственность поколений, воспитание новых кадров. Мы обязательно должны решить этот вопрос, потому что иначе фабрики через десять лет может просто не быть.

СодержаниеСодержаниеСодержание