Идею железной дороги на Дальний Восток обсуждали еще в XIX веке. Тогда проект называли Великой Сибирской магистралью и рассматривали два варианта трассы: по северному берегу Байкала и по южному. Так в 1916 году появился Транссиб, а вот стройка дороги-дублера на севере затягивалась — слишком уж сложной, по оценкам ученых, была местность.
Первые участки будущего БАМа начали возводить только в 1930‑е годы. Тогда же определились с названием и направлением магистрали: Тайшет — север Байкала — Тында — Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
Следующие 40 с лишним лет стройка шла, но с большими перерывами. Так, во время Великой Отечественной войны часть уже уложенных путей разобрали, а рельсы отправили на Волжскую рокаду.