Открыть
Продолжить движение
train
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
© В. Беловолов / ТАСС

Идею железной дороги на Дальний Восток обсуждали еще в XIX веке. Тогда проект называли Великой Сибирской магистралью и рассматривали два варианта трассы: по северному берегу Байкала и по южному. Так в 1916 году появился Транссиб, а вот стройка дороги-дублера на севере затягивалась — слишком уж сложной, по оценкам ученых, была местность.

Первые участки будущего БАМа начали возводить только в 1930‑е годы. Тогда же определились с названием и направлением магистрали: Тайшет — север Байкала — Тында — Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.

Следующие 40 с лишним лет стройка шла, но с большими перерывами. Так, во время Великой Отечественной войны часть уже уложенных путей разобрали, а рельсы отправили на Волжскую рокаду.

© Валерий Христофоров / ТАСС

По‑настоящему масштабным проект стал в 1974 году, при Брежневе. В апреле, на 17‑м съезде ВЛКСМ, БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. «Партия сказала — надо, комсомол ответил — есть!». Сразу после съезда первый отряд из 600 юношей и девушек на спецпоезде поехал в тайгу прокладывать железную дорогу там, где еще никто не строил. Желающих оказалось так много, что им даже нужно было проходить отбор.

К этому времени уже сдали крайние участки БАМа: западный, от Тайшета до станции Лена, и восточный, от Комсомольска-на‑Амуре до Советской Гавани. Строить основную часть (а это больше 3 тысяч километров путей) решили сразу с нескольких сторон. Бригады разделились, чтобы прокладывать магистраль по направлению друг к другу. Тогда до встречи посередине оставалось 10 лет...

© Владимир Тарабащук / ТАСС

8 июля 1974 года вышел официальный документ — постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Эта дата стала днем рождения БАМа. В 2024 году он отмечает полувековой юбилей.

© Григорий Калачьян, Леонид Свердлов / ТАСС

БАМ возводили всем Советским Союзом. Кто только не участвовал в стройке: русские, грузины, армяне, азербайджанцы, казахи... А еще — студенты из Азии, Африки и Латинской Америки. Все вместе они стали новой группой населения. «Есть такая национальность — бамовец», — говорили на магистрали.

Факт: за все годы через БАМ прошло более 2 миллионов человек. Больше половины из них были моложе 30 лет.

© Валерий Христофоров / ТАСС

Вечная мерзлота, горные хребты, длинные реки — чтобы проложить трассу в таких сложных условиях, нужна была помощь ученых. В экспедиции на БАМ приезжали инженеры, геологи, метеорологи, сейсмологи, топографы. Они изучали природные условия для прокладки будущей трассы — рельеф, гидрологию, вечную мерзлоту. Особенно важными были данные от геодезистов, которые составляли карты местности.

© Эдгар Брюханенко / ТАСС

На магистраль ехали вчерашние гуманитарии, водители, сантехники. Железнодорожному делу учились уже на месте, но это не мешало строителям ставить большие рекорды. Так, 5400 метров пути за один день в 1984 году проложила бригада Александра Бондаря. Такого за всю историю БАМа не повторил больше никто. Кстати, эти же путейцы уложили последние звенья магистрали.

© Григорий Калачьян / ТАСС

На поиски сокровищ в Восточную Сибирь отправлялись еще в XVIII веке, а масштабные исследования полезных ископаемых начались там в 1950‑е годы под руководством Министерства геологии СССР. Но именно строительство БАМа открыло доступ ко многим месторождениям — в тех местах нашли залежи золота, цветных металлов, каменного угля, меди, железа, нефти.

На фото — грузовые составы с углем на станции Угольной в Нерюнгринском районе.

© Эдгар Брюханенко, Григорий Калачьян / ТАСС

На пути бамовцев было много водных преград. Берега крупных сибирских рек соединяли мостотряды. Они построили сотни эстакад и шутили, что БАМ — это мосты, соединенные дорогами.

Так, до стройки БАМа на Лене не было ни одного моста. Первый (на фото) сдали уже через рекордные 18 месяцев, в два раза быстрее плана.

© Владимир Матвиевский / ТАСС

Пожалуй, самым сложным этапом работ для бамовцев стало строительство тоннелей. Их прорубали в местах, где находились мощные горные хребты, преграждающие путь. «Тоннели — ключи от БАМа», — говорили на стройке века.

На фото — Северомуйский ж/д тоннель. Его начали прокладывать в 1977‑м, а сдали только в 2003 году. 15 343 метра прорубили бамовцы в горном хребте. Это был самый трудный участок стройки, который называли «золотой пряжкой» БАМа.

© Владимир Матвиевский / ТАСС

Первые отряды бамовцев жили в палатках, прямо посреди непроходимой тайги. Но очень скоро вдоль строящейся магистрали стали вырастать поселки и целые города, там основали 63 населенных пункта.

За их появление отвечали так называемые шефские бригады: москвичи строили Тынду, ленинградцы — Северобайкальск, армяне — Кюхельбекерскую и Звездную, грузины — Икабью и Нию.

© Григорий Калачьян, Виктор Мариковский / ТАСС

Столица магистрали — Тында. Этот город делит ее на две примерно равные части: восточную и западную. Там находилось управление по строительству БАМа — ГлавБАМстрой.

Интересно, как вклад шефских бригад отразился на топонимике БАМа. Так как Тынду строили москвичи, там есть улицы Красная Пресня и Профсоюзная, район Сокольники, кафе «Арбат».

© Виктор Мариковский / ТАСС

Только в Тынде за 10 лет с 1974 года зарегистрировали около 6 тысяч браков. Грузовики в лентах и шариках и свадебное фото на рельсах — местные традиции.

© Эдгар Брюханенко, Владимир Матвиевский / ТАСС

На БАМе жили тысячи детей: кого‑то привозили с собой, а многие родились уже там. Ребята буквально росли на стройке. Некоторые с детства мечтали стать железнодорожниками, как мама или папа.

Пока родители работали, сидеть с детьми было некому. Чтобы удержать строителей, на магистрали начали открывать детские сады и школы, нанимать воспитателей и учителей.

© Виктор Мариковский / ТАСС

Чтобы поднять боевой дух строителей, по БАМу курсировал агитпоезд — состав из вагонов красного цвета. На нем в тайгу привозили новые фильмы, книги, репродукции картин из Третьяковки, Эрмитажа и Русского музея. Внутри устраивали кинопоказы, лекции, дискотеки.

А еще поддержать бамовцев приезжали знаменитости — от певцов до космонавтов. Там были Алексей Леонов, Лев Лещенко, Роберт Рождественский, Иосиф Кобзон, «Самоцветы», артисты Большого театра и даже американский исполнитель Дин Рид.

© Геннадий Попов / ТАСС

В конце сентября 1984 года бригады путейцев с запада и востока наконец‑то встретились на разъезде Балбухта в Забайкальском крае. Они шли друг к другу целых 10 лет через тайгу, сквозь горы, над реками и болотами.

А 1 октября на станции Куанда, под телекамеры и аплодисменты было уложено символическое «золотое» звено. Оно соединило две части железной дороги — от Тайшета до порта Ванино на берегу Тихого океана. Так БАМ стал единой магистралью. Члены бригад прямо из касок по традиции выпили шампанское.

© Николай Малышев / ТАСС

27 октября 1984 года по всей трассе БАМа состоялось официальное открытие сквозного движения. На фото — проводники скорого поезда Тында — Москва.

© Эдгар Брюханенко, Григорий Калачьян / ТАСС

2 миллиона человек, больше 100 национальностей, тысячи километров, 63 населенных пункта — БАМ стал настоящей стройкой века. О нем писали стихи, сочиняли песни, снимали фильмы. А недавно у московского Казанского вокзала даже появилась Площадь строителей БАМа.

Как все начиналось

iconicon
Нажмите, чтобы узнать подробнее
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
Идея железной дороги на Дальний Восток появилась еще в XIX веке, но первые участки будущего БАМа начали строить только в 1930‑е годы.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
В 1974 году на БАМ поехали сотни комсомольцев.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
8 июля — день рождения БАМа.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
Бамовец — новая национальность магистрали.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
БАМ бы не построили без помощи ученых.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
5400 метров пути за день — рекорд БАМа.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
В районе БАМа нашли множество природных сокровищ.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
На магистрали построили сотни мостов.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
Прямо в горных хребтах прорубали длинные тоннели.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
63 населенных пункта основали на БАМе.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
Город Тында стал столицей БАМа.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
Многие находили на БАМе свою половинку.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
На магистрали жили и маленькие бамовцы.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
На БАМ привозили знаменитостей, новые фильмы и даже спектакли.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
1 октября 1984 года уложили последнее, «золотое» звено БАМа.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
Очень скоро по всей трассе БАМа открыли сквозное движение.
Строительство БАМа — архивное фото ТАСС
icon video
БАМ стал настоящей стройкой века.