«Приходится работать рельсоукладчиком»

АЛЕКСАНДР
ШОХИН

АЛЕКСАНДР
ШОХИН
«Приходится работать рельсоукладчиком»
Глава РСПП — в спецпроекте ТАСС к 20-летию РЖД

I. Об оплеухе от отца, мультипликативных эффектах, золотой пряжке Транссиба и вреде курения
— Есть предложение, Александр Николаевич. А не прокатиться ли нам? Благо встречаемся на площади Трех вокзалов.
— На электричке или на «Сапсане»?
— На чем скажете. Направо пойдешь — в Казань попадешь, налево свернешь — в Петербург укатишь…
— Конечно, три вокзала — место железнодорожное, и у меня оно всегда ассоциировалось с российскими просторами. А, скажем, мой интерес к Транссибу, куда можно уехать и по ярославскому, и по казанскому направлению, был связан с историей строительства железных дорог как к крупнейшему, мегаинвестиционному, инфраструктурному проекту, который был реализован во многом благодаря не только правительству царской России и императору, но и частному бизнесу.
— На самом деле железные дороги поначалу строили на деньги иностранных концессий…
— Это объяснимо. У нас же не было ни производства рельсов, ни подвижного состава, значит, концессии были неизбежны.
— Первая по-настоящему русская дорога — Москва — Сергиев Посад, которую проложил отец Саввы Мамонтова Иван Федорович. А сын уже продлил ее до Архангельска. Закончилось, правда, для него все печально: обвинили в растрате денег акционерного общества, посадили в Бутырку… Грустная история.
— Да, оправиться Мамонтов уже не смог…
— Я к тому веду, что не самый удачный опыт частного партнерства.
— На самом деле, в России в последнее время снова начали строить частные железные дороги. Так, 300 с лишним километров путей было проложено от БАМа до Эльгинского угольного месторождения на деньги члена бюро РСПП Игоря Зюзина. Новые собственники «Эльгаугля» строят порт на берегу Тихого океана. Мне кажется, это хороший пример частной инициативы в железнодорожном транспорте. Думаю, надо поощрять такого рода инвестиции.

Или взять московский транспортный узел, другие крупные города-миллионники, где сейчас активно развивают стык электричек с трамваями или метро. Эти проекты стимулируют транспортное машиностроение и, следовательно, конкуренцию. Две крупнейшие компании «Трансмашхолдинг» и «Синара — Транспортные машины» реально соревнуются между собой за рынок. Это хороший знак.

Почти десять лет назад РЖД простимулировали процесс производства рельсов в России. Вместо ранее импортируемой японской, австрийской продукции мы стали производить свои высококачественные длинные, более 100 метров, рельсы. Это было важное и, как показало будущее, своевременное решение.
Железнодорожная отрасль всегда являлась драйвером развития смежных отраслей — металлургии, машиностроения, производства строительных материалов. А в последнее время РЖД оказались и одними из лидеров в области цифровых, квантовых технологий, технологического прогресса.
Мультипликаторы тут очень серьезные. Рубль, вложенный в железнодорожный транспорт и в связанные с ним инфраструктурные проекты, дает от полутора до трех рублей в виде суммарного эффекта для отечественной экономики.
— Это прекрасно, но вы ловко соскочили с моего предложения прокатиться куда-нибудь.
— Знаете, я давно катаюсь. В первый раз это случилось в очень юном возрасте, годика в 3−4. Я родился в Архангельской области, потом вместе с родителями покинул этот регион и оказался в Москве, жил в Капотне. Точно не скажу, но, думаю, уезжали мы с Севера по железной дороге.
— Значит, память не сохранила? А первая поездка, которая осталась в воспоминаниях?
— Хорошо запомнил поездку с отцом к бабушке и дедушке в Орловскую губернию. Меня отвозили туда на лето, а остался я на год. Так получилось… Мы делали пересадку, кажется, в Брянске на местный поезд. Надо было выйти на станции Комаричи и потом еще семь километров ехать на телеге. Помню забитый под завязку общий вагон, в котором не только все сидячие места оказались заняты, но и стоять, по сути, было негде. Нам с отцом чудом досталась боковая нижняя полка. Отец сказал: «Пойду покурить, а ты никуда не отлучайся. Сторожи». И ушел в тамбур.
— Сколько лет вам было?
— Наверное, шесть, может, чуть меньше.

Надо мной навис инвалид войны с протезом. Причем протез был открытый, все выглядело предельно натуралистично и пугающе. На меня картина произвела такое тяжелое впечатление, что я не мог не встать и не уступить место. За что и получил заслуженную оплеуху от вернувшегося с перекура отца…

Потом я часто ездил на поездах. Если говорить о Трех вокзалах, они у меня больше связаны с дачами. После рождения и первого, и второго ребенка мы с женой Татьяной активно снимали подмосковные дачи, чтобы дети, значит, не сидели в городе. Своей тогда еще не обзавелись.

Почему-то выбрали ярославское направление. Валентиновка, Загорянка, Болшево… Сначала надо было доехать на метро до Комсомольской площади, подняться наверх, купить в кассе билет, сесть на электричку… Тоже не всегда оставались сидячие места. А в руках вечно приходилось тащить авоськи с продуктами.
Кстати, догадался, чем объяснялся выбор направления для поиска дач. Рядом находился город Королёв, прежде — Калининград, в котором было неплохо с обеспечением. Там и тогда находилось много предприятий оборонно-промышленного комплекса, поэтому снабжали город получше.

Потом мы попробовали сменить локацию и ездили с Казанского вокзала в деревню Кратово. 42-й километр по рязанскому направлению. Еще год снимали дачу там.

А с Ленинградским вокзалом, понятное дело, связаны поездки в Ленинград, потом — Санкт-Петербург. В последнее время они стали у меня настолько частыми, что даже трудно считать их путешествиями на поезде. Скорее, это фактически какой-то транспорт внутри мегаполиса. Если будет реализована идея ВСМ, все станет еще динамичнее, быстрее.

Уже лет 30 говорим о высокоскоростном движении между Москвой и Питером. Даже котлован под будущий вокзал долго существовал в Питере, сейчас там большой торговый центр…

— Сколько лет вам было?
— Наверное, шесть, может, чуть меньше.

Надо мной навис инвалид войны с протезом. Причем протез был открытый, все выглядело предельно натуралистично и пугающе. На меня картина произвела такое тяжелое впечатление, что я не мог не встать и не уступить место. За что и получил заслуженную оплеуху от вернувшегося с перекура отца…

Потом я часто ездил на поездах. Если говорить о Трех вокзалах, они у меня больше связаны с дачами. После рождения и первого, и второго ребенка мы с женой Татьяной активно снимали подмосковные дачи, чтобы дети, значит, не сидели в городе. Своей тогда еще не обзавелись.

Почему-то выбрали ярославское направление. Валентиновка, Загорянка, Болшево… Сначала надо было доехать на метро до Комсомольской площади, подняться наверх, купить в кассе билет, сесть на электричку… Тоже не всегда оставались сидячие места. А в руках вечно приходилось тащить авоськи с продуктами.

Кстати, догадался, чем объяснялся выбор направления для поиска дач. Рядом находился город Королёв, прежде — Калининград, в котором было неплохо с обеспечением. Там и тогда находилось много предприятий оборонно-промышленного комплекса, поэтому снабжали город получше.

Потом мы попробовали сменить локацию и ездили с Казанского вокзала в деревню Кратово. 42-й километр по рязанскому направлению. Еще год снимали дачу там.

А с Ленинградским вокзалом, понятное дело, связаны поездки в Ленинград, потом — Санкт-Петербург. В последнее время они стали у меня настолько частыми, что даже трудно считать их путешествиями на поезде. Скорее, это фактически какой-то транспорт внутри мегаполиса. Если будет реализована идея ВСМ, все станет еще динамичнее, быстрее.

Уже лет 30 говорим о высокоскоростном движении между Москвой и Питером. Даже котлован под будущий вокзал долго существовал в Питере, сейчас там большой торговый центр…
— «Галерея».
— Да, но хочется верить, что сбудутся слова Владимира Владимировича Путина, недавно сказавшего, что на дорогу из Москвы в Питер скоро придется тратить два часа десять минут.

Надеюсь, все случится при нашей жизни.
— «Галерея».
— Да, но хочется верить, что сбудутся слова Владимира Владимировича Путина, недавно сказавшего, что на дорогу из Москвы в Питер скоро придется тратить два часа десять минут.
Надеюсь, все случится при нашей жизни.
— При этом употребляете слово «если», а не «когда».
Понимаете, подходы к снаряду были неоднократные. В частности, в 90-е годы даже выпускали ценные бумаги под строительство ВСМ.

На самом деле, мы до сих пор не научились считать мультипликативные эффекты. Принято думать, что высокоскоростную магистраль надо обеспечить потоком пассажиров. Но если будет выделенная колея, нынешнюю дорогу мы освободим для грузового движения. Это гораздо выгоднее.
— Олег Белозеров неоднократно говорил, что около 90% денег РЖД зарабатывает именно грузовыми перевозками.
— Да, в пассажирских билетах заложено перекрестное субсидирование, в России есть ряд категорий граждан и регионов, где без льготных тарифов не обойтись.
— Любопытно: члену совета директоров РЖД полагается персональный литерный вагон?
— Я лет пять или шесть был независимым членом совета директоров. Максимум, что получал в качестве льготы — возможность выбора… места в поезде из Москвы в Петербург и обратно. Это было в первом вагоне «Сапсана», который потом стал вагоном первого класса.

Небольшой отсек, где уважаемые люди могли прокатиться с комфортом.
— Вас катали за деньги?
— По-моему, возили за счет заведения. Кстати, уже уйдя из совета директоров, хотел воспользоваться положением президента РСПП и друга РЖД, чтобы купить билеты на «Золотого орла» и проехаться из Москвы до Владивостока. Была идея показать страну детям и внукам.
— Реализовали?
— Не сложилось. Для этого требуется слишком много времени. Но вот в минувшем августе мы семьей проводили отпуск на Байкале и посетили Кругобайкальскую железную дорогу. Очень интересный объект. Известно, когда строили Транссиб, этот участок вокруг Байкала оставался последним, став, по сути, золотой пряжкой на ремне магистрали.

Там же очень сложные геологические условия, горные породы, крутые берега… Первое время составы перевозили зимой по льду, а летом на баржах. Только когда построили Кругобайкальскую железную дорогу, Транссиб стал завершенным проектом. Вдоль Байкала какое-то невероятное количество сложных сооружений — мосты, тоннели. Доволен, что увидел дорогу. Единственное, что до сих пор не удалось — прокатиться на каком-нибудь ретропоезде из Петербурга до Рускеалы. Да и колечко по Кругобайкальской дороге тоже хорошо бы сделать.
Кстати, стоило нам уехать, как в Северобайкальске размыло железнодорожные пути. Подтверждение, что дорога серьезная, требует постоянного поддержания, капитального ремонта, укрепления. Поэтому проект, который называют БАМ-1 и БАМ-2, а сейчас уже заговорили даже про БАМ-3, означает соответствующие этапы реконструкции, расширения, строительства вторых путей, дополнительных тоннелей, мостов на всем протяжении этой жизненно важной железной дороги.

О проекте все уже знают. О серьезности планов государства говорит и то, что на недавнем Восточном экономическом форуме была специальная сессия, где обсуждали необходимость завершения БАМ-3, чтобы довести провозную способность Транссиба и БАМа до 180−200 миллионов тонн грузов в год.

Прозвучала мысль, что РЖД надо выделить столько денег на инвестиции, сколько смогут освоить.

— Реализовали?
— Не сложилось. Для этого требуется слишком много времени. Но вот в минувшем августе мы семьей проводили отпуск на Байкале и посетили Кругобайкальскую железную дорогу. Очень интересный объект. Известно, когда строили Транссиб, этот участок вокруг Байкала оставался последним, став, по сути, золотой пряжкой на ремне магистрали.

Там же очень сложные геологические условия, горные породы, крутые берега… Первое время составы перевозили зимой по льду, а летом на баржах. Только когда построили Кругобайкальскую железную дорогу, Транссиб стал завершенным проектом. Вдоль Байкала какое-то невероятное количество сложных сооружений — мосты, тоннели. Доволен, что увидел дорогу. Единственное, что до сих пор не удалось — прокатиться на каком-нибудь ретропоезде из Петербурга до Рускеалы. Да и колечко по Кругобайкальской дороге тоже хорошо бы сделать.
Кстати, стоило нам уехать, как в Северобайкальске размыло железнодорожные пути. Подтверждение, что дорога серьезная, требует постоянного поддержания, капитального ремонта, укрепления. Поэтому проект, который называют БАМ-1 и БАМ-2, а сейчас уже заговорили даже про БАМ-3, означает соответствующие этапы реконструкции, расширения, строительства вторых путей, дополнительных тоннелей, мостов на всем протяжении этой жизненно важной железной дороги.

О проекте все уже знают. О серьезности планов государства говорит и то, что на недавнем Восточном экономическом форуме была специальная сессия, где обсуждали необходимость завершения БАМ-3, чтобы довести провозную способность Транссиба и БАМа до 180−200 миллионов тонн грузов в год.

Прозвучала мысль, что РЖД надо выделить столько денег на инвестиции, сколько смогут освоить.
— Это предложил Марат Хуснуллин.
Да, но не думаю, что Минфин с таким подходом согласится. Однако компромисс нужно искать.

Без Восточного полигона БАМ-Транссиба, даже без таких вроде бы экзотических проектов, как Северный широтный ход, без строительства высокоскоростных либо скоростных магистралей на восток — в Казань, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень — можно упустить возможность, которая сейчас связана с экспортом в Азию, в том числе и традиционных наших товаров.
— Это предложил Марат Хуснуллин.
Да, но не думаю, что Минфин с таким подходом согласится. Однако компромисс нужно искать.

Без Восточного полигона БАМ-Транссиба, даже без таких вроде бы экзотических проектов, как Северный широтный ход, без строительства высокоскоростных либо скоростных магистралей на восток — в Казань, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень — можно упустить возможность, которая сейчас связана с экспортом в Азию, в том числе и традиционных наших товаров.
— Мыслите масштабно. Чувствуется президент. Но все же хочу снизить градус, вернуться к вашим личным воспоминаниям, поездкам. Мы остановились на рассказе о том, как вы ездили в общем вагоне и толкались с другими пассажирами…
— Есть, что вспомнить. Однажды мы с женой и детьми добирались в Анапу из Таганрога. Это опять был не купейный вагон. Правда, мы занимали отдельный отсек и могли загородиться от окружающих простынкой. Поскольку за бортом стояла жара градусов под 30, простынку смачивали, делая из нее самодельный кондиционер. Это было в 80-е годы. Уже сын и дочь у нас росли.

Еще у меня есть яркое воспоминание о тамбуре.

На четвертом курсе Московского университета мы с товарищем поехали на студенческую конференцию во Львов. Оказавшись там, вдруг подумали: а почему бы не коснутся границы СССР, ее западной точки, так сказать? Идея родилась — надо ее реализовать.

Добрались до Ужгорода. Потом до Чопа. Отметились на границе. Вернулись в Ужгород и заночевали. На это ушли последние деньги, остался рубль на двоих. В буквальном смысле. А надо же было возвращаться в столицу нашей родины. Написали московским друзьям, попросили выслать хоть что-нибудь. Чуткие друзья отправили нам десять рублей до востребования, но по почте: вложили купюру в конверт. Вот и мы ходили на почтамт, ждали.

Поняв, что идея гиблая, письмо может никогда не добраться до адресатов, решили действовать самостоятельно. Опять вернулись в приграничный Чоп, где подолгу стояли составы, едущие на Москву. Прошли вдоль нескольких пассажирских поездов и нашли открытую дверь вагона. На последний рубль купили бульонных кубиков, четыре пачки сигарет «Гуцульские» и две буханки хлеба, залезли внутрь…
Гениальность идеи заключалась в чем? Мы решили, что будем стоять в тамбуре с цигарками в зубах. Если проводники начнут расспрашивать, какие у нас места, плавно перейдем в другой тамбур. Поскольку в вагонах были титаны с кипятком, а у нас имелись бульонные кубики и немножко хлебушка, надеялись, что так дотянем хотя бы до Киева.

С тех пор я не курю…
Сигареты «Гуцульские» без фильтра, по семь копеек за пачку — суровое испытание. В тамбуре приходилось все время курить. Сырой табак лез в рот. Было настолько противно, что при воспоминании у меня до сих пор пропадает желание брать в руки любые сигареты. Хотя прошло уже, страшно сказать, полвека или около того.

Самое же печальное, что мучения оказались напрасными, в Тернополе нас ссадили, проводники все-таки вычислили и поймали зайцев.
— Недолго вы продержались.
— Да, плохие конспираторы. Дальше двигались автостопом по степям Украины. Причем мой приятель стоптал ботинки и последние километры шел босиком, в носках. В итоге доехали до Киева, заняли там денег у знакомых и отправились в Москву. Путешествие в тамбуре произвело на меня неизгладимое впечатление. Воспоминание на всю жизнь.

Зато удалось посмотреть на смену вагонных тележек в Чопе.
II. О своей колее, бронепоезде на запасном пути, мечте детства, сроке службы и езде по кругу
— Лайфхак от Шохина: хотите бросить курить — катайтесь поездами РЖД.
— С небольшим уточнением: сейчас ровно по тем местам путешествовать не советую…

Если же говорить о последнем времени, мне нравятся двухэтажные вагоны. Особенно купе, где все есть: и туалет, и душ, и телевизор, и интернет.

Любим так ездить с друзьями. Допустим, в Петрозаводск, а оттуда — дальше на Кижи. Или куда-нибудь в Псков. Очень удобно. Действительно, видно, насколько все изменилось к лучшему. Есть, с чем сравнивать.

Вспоминаю, какие в советское время были «убитые» поезда, и остается лишь цитировать героя «Горя от ума»: «Дистанция огромного размера». Модернизация произошла колоссальная — и подвижного состава, и железнодорожных путей.

Я вот раньше не мог спать в поездах, мешал постоянный тугдук-тугдук-тугдук-тугдук. Порой возникало опасение, особенно если ехал на верхней полке, как бы не свалиться на стыках, крутых поворотах и при резком торможении. Теперь такие страхи пропали.
Вот в Великом Новгороде недавно проходил президиум Госсовета по вопросам развития рынка труда. В городе нет аэропорта. Туда можно добраться либо через питерское Пулково, либо на поезде — в 70 километрах остановка «Сапсана». Не так далеко. Подумывал, что, пожалуй, лучше возвращаться в Москву на поезде — наиболее комфортный вариант. Вагон идет мягко, плавно… Конечно, «Сапсан» — это немцы, «Сименс», тем не менее на выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге в этом году показали новую «Ласточку», которая сейчас проходит обкатку на испытательном полигоне РЖД в Щербинке и буквально на днях должна получить все разрешительные документы. Вот это уже современный поезд, импортозамещенный практически на 99%.

Так что можем, когда захотим. Не хочу говорить спасибо санкциям, но в том числе из-за них мы быстрее, чем могли бы, продвинулись в создании собственных производств комплектующих.

— Лайфхак от Шохина: хотите бросить курить — катайтесь поездами РЖД.
— С небольшим уточнением: сейчас ровно по тем местам путешествовать не советую…
Если же говорить о последнем времени, мне нравятся двухэтажные вагоны. Особенно купе, где все есть: и туалет, и душ, и телевизор, и интернет.

Любим так ездить с друзьями. Допустим, в Петрозаводск, а оттуда — дальше на Кижи. Или куда-нибудь в Псков. Очень удобно. Действительно, видно, насколько все изменилось к лучшему. Есть, с чем сравнивать.

Вспоминаю, какие в советское время были «убитые» поезда, и остается лишь цитировать героя «Горя от ума»: «Дистанция огромного размера». Модернизация произошла колоссальная — и подвижного состава, и железнодорожных путей.

Я вот раньше не мог спать в поездах, мешал постоянный тугдук-тугдук-тугдук-тугдук. Порой возникало опасение, особенно если ехал на верхней полке, как бы не свалиться на стыках, крутых поворотах и при резком торможении. Теперь такие страхи пропали.

Вот в Великом Новгороде недавно проходил президиум Госсовета по вопросам развития рынка труда. В городе нет аэропорта. Туда можно добраться либо через питерское Пулково, либо на поезде — в 70 километрах остановка «Сапсана». Не так далеко. Подумывал, что, пожалуй, лучше возвращаться в Москву на поезде — наиболее комфортный вариант. Вагон идет мягко, плавно… Конечно, «Сапсан» — это немцы, «Сименс», тем не менее на выставке ИННОПРОМ в Екатеринбурге в этом году показали новую «Ласточку», которая сейчас проходит обкатку на испытательном полигоне РЖД в Щербинке и буквально на днях должна получить все разрешительные документы. Вот это уже современный поезд, импортозамещенный практически на 99%.

Так что можем, когда захотим. Не хочу говорить спасибо санкциям, но в том числе из-за них мы быстрее, чем могли бы, продвинулись в создании собственных производств комплектующих.
— К железной дороге кто-то в вашем роду имел отношение?
— Нет, кроме меня, независимого члена совета директоров… Да, я занимал самый высокий пост в системе РЖД.
— К железной дороге кто-то в вашем роду имел отношение?
— Нет, кроме меня, независимого члена совета директоров… Да, я занимал самый высокий пост в системе РЖД.
— А долго вы искали свою колею?
— На самом деле, колею лучше прокладывать самому, чем использовать чужую и говорить потом: «О, вот оно, мое!» Но гораздо чаще люди выбирают из того, что есть в наличии.

Одни дорожки выглядят, как лесная тропинка, другие напоминают столбовую дорогу. Тут уж каждый решает для себя. Я имел много возможностей перейти с одной колеи на другую…
— Но и на запасном пути стояли.
— Знаете, не считаю себя тем бронепоездом, который отстаивался где-то в сторонке. Нет, я именно переходил, искал дорогу к цели. Скажем, когда оканчивал школу, у меня появилась мечта. Почему-то она кристаллизовалась таким образом, что я должен стать профессором Московского университета. И я стал им, реализовал желание. Году в 1991-м, еще до моего прихода в правительство, ученый совет МГУ вручил мне диплом профессора. ВАК подтвердил это.

Казалось бы, все — мечта осуществилась, делать больше нечего. И тут наступил август 1991-го, случился путч.
Я, будучи профессором, доктором наук, специалистом по социальной политике и рынку труда, был приглашен на позицию директора института проблем занятости Академии наук и Госкомтруда СССР. Но не успел туда дойти, как пришлось согласиться на должность министра труда РСФСР.

Ну, а дальше началась политическая карьера.
Это была принципиальная смена колеи: из академической науки в публичную сферу. Хотя, справедливости ради, параллельно я успел и в бюрократическом аппарате несколько лет повариться, был советником министра иностранных дел СССР по экономическим вопросам. Но это, скорее, тоже боковая ветвь.

А стратегическая моя колея долго оставалась прежняя — научная. Считал, что могу стать большим ученым, академиком. Может, так и случилось бы, если бы не пошел в правительство Егора Гайдара и Виктора Черномырдина, потом в Государственную Думу.

Хотя однажды я баллотировался в академики РАН.

Был период, когда решили омолодить Академию наук, и мне предложили избираться сразу в академики, минуя стадию членкоров. Но когда дело дошло уже до финальной стадии, выяснилось, что образовалась небольшая очередь из желающих. Ну я решил не толкаться локтями. И потом больше не возвращался к вопросу, не упражнялся в теме, хотя уже был президентом Высшей школы экономики и вроде имел основания претендовать на звание. Впрочем, должности — не главное, важнее заниматься настоящим делом.

После трех лет в частном бизнесе, где я, честно скажу, не решил задач, ради которых уходил туда — не стал ни олигархом, ни миллиардером, ни даже долларовым миллионером, меня опять перебросили на другую колею — на общественную деятельность в должности президента РСПП.

С конца 2005 года я на этой публичной площадке. И сейчас уже точно не время возвращаться в частный бизнес.
— Так и будете катить по этой колее.
— На самом деле, она модернизируется. Сейчас очень трудно защищать интересы частного бизнеса. Не только из-за санкций, внешних ограничений. Это давит с той стороны. Но и внутри страны принимаются такие решения, что многие предприниматели говорят: «С западными рогатками мы уже знаем, как бороться, а здесь тоже полно неожиданностей». Вводятся дополнительные пошлины, какие-то новые регуляторные требования. То вдруг начинают вспоминать, кто, что и как приватизировал… Дескать, не отобрать ли назад?

Была относительно спокойная работа на наезженной колее, и вдруг выяснилось, что дорога не такая уж ровная, надо вновь прокладывать путь. Вот и приходится работать рельсоукладчиком.
— Да, пейзаж за окном резко поменялся.
— На самом деле, срок службы любой железнодорожной колеи ограничен. Любой, подчеркиваю. И рельсы надо менять, и укреплять конструкцию путей. Составы тяжелеют, вагоны становятся инновационными, мощными, даже подшипники теперь другие: кассетные вместо роликовых. Логично, что старый путь этого не выдерживает, требуется не только капитальный ремонт, но и общая модернизация дорожного хозяйства.
Так и в политической, общественной жизни. Без обновления путей взаимодействия с властью бизнесу тяжело будет.
— А конечная ваша станция какая? Не вообще — это понятно, а применительно к РСПП.
— Думаю, на моем маршруте нет конечной. Еду по окружной. Большое московское кольцо.
— Не устали круги нарезать?
— Нет. Можно ведь менять направление. Да и вообще сейчас многие поезда идут мимо центра Москвы, скажем, на Восточный вокзал. Хотя, по правде, ни разу там не был. Мне вполне хватает старых, привычных и знакомых. Но, продолжая предложенную вами аналогию, скажу, что возможность идти не по кругу в РСПП, безусловно, есть.

Чтобы действительно защищать интересы бизнеса, который готов и будет вносить не то что посильный, а все возрастающий вклад в развитие российской экономики. В том числе потому, что сейчас активно идет, а в ближайшее время, наверное, завершится процесс, который называется хитрым словом «редомициляция».

— Не устали круги нарезать?
— Нет. Можно ведь менять направление. Да и вообще сейчас многие поезда идут мимо центра Москвы, скажем, на Восточный вокзал. Хотя, по правде, ни разу там не был. Мне вполне хватает старых, привычных и знакомых. Но, продолжая предложенную вами аналогию, скажу, что возможность идти не по кругу в РСПП, безусловно, есть.

Чтобы действительно защищать интересы бизнеса, который готов и будет вносить не то что посильный, а все возрастающий вклад в развитие российской экономики. В том числе потому, что сейчас активно идет, а в ближайшее время, наверное, завершится процесс, который называется хитрым словом «редомициляция».
— Можно перевести на русский?
— Переход в российскую юрисдикцию иностранных холдинговых компаний, где основные акционеры и бенефициары — наши соотечественники, российские граждане. В принципе, доходы, инструменты фондового, финансового рынков будут использовать, чтобы активнее инвестировать в Россию. В частности, в развитие инфраструктуры. Но для этого нужны предсказуемые правила игры.

Чем железная дорога хороша в качестве образца? Ты знаешь, что ждет за поворотом. Прочитал в интернете: китайцы создали автомобиль, способный разгоняться до 100 километров за 2,8 секунды. У него на крыше стоит платформа с дроном. Для предупреждения о каких-либо ЧП на пути следования.

Понимаете? Дрон вылетает из-за поворота и смотрит, что там происходит. Можно ли давить на газ или надо резко тормозить, сбрасывать обороты. К сожалению, в нашем диалоге с властью такой технологии еще нет. Хорошо было бы послать дрон и заглянуть за поворот, чтобы знать, что там, нет ли риска свалиться в пропасть.
— Можно перевести на русский?
— Переход в российскую юрисдикцию иностранных холдинговых компаний, где основные акционеры и бенефициары — наши соотечественники, российские граждане. В принципе, доходы, инструменты фондового, финансового рынков будут использовать, чтобы активнее инвестировать в Россию. В частности, в развитие инфраструктуры. Но для этого нужны предсказуемые правила игры.

Чем железная дорога хороша в качестве образца? Ты знаешь, что ждет за поворотом. Прочитал в интернете: китайцы создали автомобиль, способный разгоняться до 100 километров за 2,8 секунды. У него на крыше стоит платформа с дроном. Для предупреждения о каких-либо ЧП на пути следования.

Понимаете? Дрон вылетает из-за поворота и смотрит, что там происходит. Можно ли давить на газ или надо резко тормозить, сбрасывать обороты. К сожалению, в нашем диалоге с властью такой технологии еще нет. Хорошо было бы послать дрон и заглянуть за поворот, чтобы знать, что там, нет ли риска свалиться в пропасть.
— Цитируете классику: «Вот — новый поворот. Что он нам несет — пропасть или взлет?..»
— Да, действительно…
— Кто был вашим самым статусным попутчиком?
— Слово «попутчик» имеет несколько коннотаций. Есть понятие железнодорожное: сел в купе с чужим человеком, выговорил наболевшее на душе, все, что думаешь о близких, политике, мировых проблемах, заодно и какие-то бытовые вопросы обсудил. Знаешь, что с высокой долей вероятности никогда больше не встретишь этого человека.

А есть значение слова «попутчик» в том смысле, что это временный соратник, от которого можно потом будет избавиться. Вы что имеете в виду?
— Первое.
— Увы, не припомню задушевных разговоров в купе. В том числе потому, что по железной дороге, как правило, путешествовал с семьей — с женой, детьми.

Но еще одним воспоминанием поделюсь. Когда мы с Татьяной подали заявление в ЗАГС, а было это в апреле 1975 года, то решили сделать не свадебное, а предсвадебное путешествие. Поехали с приятелями на поезде в Литву, посмотрели Вильнюс, Каунас, сходили в музей Чюрлёниса — все, как положено.

Когда сели в поезд на Москву, начали пересчитывать, сколько же у нас осталось денег. Высыпали мелочь и накрыли салфеточкой. Зашла проводница, спрашивает: «Постельное белье брать будете?» Отвечаем: «Нет, мы так, на матрасах». Она говорит: «Все понятно, студенты».

Через полчаса уже мы зовем ее и задаем вопрос: «Чаем угостите?» Она уточняет: «А деньги есть?» Я широким жестом смахнул платочек со стола, а под ним — куча монет. Дескать, гуляем на все, принесите нам четыре стакана чая! Но по пяточку на метро все-таки оставили. Чтобы до дома доехать…

Видите, самые интересные воспоминания из молодости, юности. События последнего времени почему-то кажутся менее яркими.
— Стареем, Александр Николаевич, стареем… Спасибо, что не на запасном пути.
— Наверное, это хороший вывод из нашей беседы. Во-первых, на запасный путь самому не хочется. Во-вторых, чтобы оказаться на нем, надо устареть. Не стареть, а именно устареть. Верю, я еще не стар для того, чтобы руководить РСПП и делать что-то полезное в этой жизни. На пенсию не собираюсь. Не скриплю пока, ничего вроде не заржавело.
— Почему так?
Не знаю. Наверное, какой-то эксперимент проводили. Я так и не выяснил до сих пор. Надо спросить у Олега Валентиновича Белозёрова. Может, его историки раскопают причину?
— Так что, глядишь, еще и махнем с вами куда-нибудь с площади Трех вокзалов.
— Давайте. Я вот намерен в ближайшее время рвануть в Рязань. Провести вместе с региональной организацией заседание одного из комитетов РСПП.

В свое время, помню, ездил в Кратово, и отрезок до Рязани был с левосторонним движением. Единственная дорога из мне известных. Поэтому там всегда предупреждали: при переходе через пути посмотрите сначала налево, потом — направо.
— А вдруг мы с вами страшную военную тайну выдали?
— Вот и узнаем. Но я хорошо запомнил: посмотри налево, затем — направо… Вот съезжу электричкой до Рязани, проверю, поменялось ли что-нибудь. А заодно на личном опыте удостоверюсь, насколько эффективен московский транспортный узел в сообщении с ближайшими регионами-соседями. Потом вам могу рассказать.