Глава IV

Экосистема Сбера

Женя едет на работу на каршеринге «Ситидрайв», заказывает обед в офис у Delivery Club, в 17:59 вызывает такси до дома в «Ситимобил», в дороге читает Газету.ру, а вечером смотрит фильм на Okko и ужинает блюдом, которое приготовил из продуктов доставки от СберМаркета. Все это он делает без ввода данных, платежных реквизитов и с использованием индивидуальных рекомендаций через единую систему входа Сбер ID.

Именно так выглядит цифровая экосистема, новейший этап развития Сбера. Это набор сервисов, который разработан специально для клиента, получающего возможность экономить время и деньги. В перспективе именно такая экосистема будет основой для интеграции интересов людей, бизнеса и государства в целом.

Что такое экосистема бизнеса?

Понятие бизнес-экосистемы в начале 1990-х годов предложил известный финансовый стратег Джеймс Мур. Его идея состояла в том, чтобы рассматривать компанию не как отдельного игрока, а как часть большой системы со множеством участников. Это особое сообщество, члены которого сотрудничают для достижения общего успеха. Клиент тоже становится его частью и может пользоваться разнообразными сервисами на все случаи жизни на выгодных условиях.

В экосистему Сбера входят компании, в том числе не имеющие отношения к банковскому бизнесу. Их главная задача — обслуживать интересы клиента и закрывать его потребности — личные или в бизнесе. Сейчас в экосистеме — 101,5 млн активных розничных клиентов.

Открытие отделения нового формата в Москве

Одна система, один бренд

Сбер начал выстраивать свою экосистему несколько лет назад, переходя от модели классического провайдера финансовых услуг к модели экосистемы. Для банка, его партнёров и команды важнейшей вехой стало объединение в 2020 году финансовых и нефинансовых продуктов и сервисов под единым узнаваемым брендом Сбер, а также разработка новой Стратегии развития до 2023 года, нацеленной на построение интегрированной экосистемы вокруг клиента.

Для обычного пользователя это означает, что Сбер ID открывает доступ к большому количеству небанковских сервисов в экосистеме, которые упрощают покупки, заботу о здоровье, развлечения, поиск работы — в общем, делают жизнь комфортнее. Бизнес-пользователи получают доступ ко множеству профильных сервисов, которые помогают в поиске клиентов и эффективных сотрудников, позволяют найти новые каналы сбыта, оптимизировать процессы внутри компании и т. д.

Новый логотип на здании центрального офиса Сбербанка в Москве

Из интервью Германа Грефа, 2009 год:

«Мы назвали это словом „экосистема“, потому что это создание вокруг человека очень удобной системы оказания спектра услуг, необходимых для его жизни. Так же, как в экосистеме, вы потребляете воздух, пищу, удовлетворяете свои нужды в воде, еде и так далее. Так вот, это такой же набор сервисов, который с минимальными потерями времени, в очень высоком качестве и за маленькие деньги может оказывать одна компания… Знайте: ваша проблема — это наша возможность. Если мы видим, что у вас появилась какая-то проблема, то мы уже придумываем, как её решить».

В общей сложности Сбербанк приобрёл и создал с нуля более 60 компаний, которые оказывают услуги как повседневного спроса, так и в бизнес-сегменте и области новых технологий.

Символом своей деятельности Сбербанк сделал круг, означающий фокус на всех вероятных потребностях своих клиентов. Единый бренд Сбер сегодня — это большое количество онлайн- и офлайн-возможностей, девайсов и услуг.

Беспилотный автомобиль Sber Automotive Technologies во время испытаний в городских зимних условиях

Как это работает?

Экосистема Сбера позволяет обычному пользователю комфортно решать все будничные задачи.

Вход по Сбер ID открывает пользователю доступ к целому набору сервисов, необходимых в повседневной жизни.

  • Покупки и сервисы по доставке продуктов и готовой еды.

  • Развлечения.

  • Свобода передвижения.

  • Здоровье.

  • Учеба и работа.

  • Покупка машины.

  • Повседневные задачи.

  • Создание умной среды.

Авторизация по Сбер ID доступна всем, для этого необязательно быть клиентом Сбера или иметь банковскую карту.

Планшет в офисе отделения нового формата на Цветном бульваре

Почему это выгодно и удобно?

Единый Сбер ID помогает пользователю сразу получать необходимые услуги — без авторизации в каждом отдельном приложении и поиска учётных данных. Больше не нужно постоянно вводить реквизиты платёжной карты. Если в работе сервиса что-то непонятно, то всегда можно обратиться в контактный центр Сбера. Все стандарты безопасности, которые Сбербанк использует для защиты данных, распространены и на остальные сервисы в экосистеме. Информация о покупках, личных предпочтениях и самых частых запросах клиентов полностью защищена.

Но главное — экосистема Сбера подстраивается под пользователя и формирует для каждого индивидуальные рекомендации. Анализ того, какими сервисами клиент чаще всего пользуется, что приобретает и какие развлечения ему по душе, позволяет предложить товары, услуги и специальные акции, которые ему точно понравятся.

Сегодня пользователи Сбербанка — это более 100 млн активных розничных клиентов и почти 3 млн юридических лиц. Внутри экосистемы можно максимально точно «состыковать» две эти аудитории и предложить им то, что нужно здесь и сейчас.

Из сообщения банка, сентябрь 2020 года:

«Зачем мы меняемся? Чтобы оставаться близким и полезным, нам недостаточно реагировать только на уже существующие потребности человека. Мы хотим приходить туда, где возникают новые. Чтобы неочевидное сегодня стало повседневной привычкой завтра. И поэтому мы идём в новые индустрии… Поэтому ещё одним нашим слоганом и одной из основ нашего нового позиционирования стала фраза: „Сбер. Для жизни“».

СБЕР для бизнеса

В рамках экосистемы Сбербанк развивает взаимоотношения не только с частными клиентами. Комплексные услуги по двум направлениям получает и бизнес: B2B не менее важен, чем B2C.

Технологическая стратегия

Облачные сервисы, виртуальные ассистенты, искусственный интеллект — это уже не будущее. Это реалии дня сегодняшнего, которые помогают бизнесу развиваться быстрее и эффективнее.

К этому направлению экосистемы СБЕРа относятся:

  • Семейство виртуальных ассистентов Салют: Афина, Джой, Сбер;

  • Облачный провайдер SberCloud;

  • Облачное файловое хранилище для физических лиц СберДиск;

  • Сервис в области кибербезопасности BI.ZONE;

  • Сервисы для цифровизации бизнеса СберКорус;

  • Группа компаний ЦРТ — разработчик интеллектуальных решений на основе речевых технологий, голосовой биометрии и распознавания лиц;

  • Единая платформа технологий и инструментов Сбера SmartMarket, PAAS-решение для быстрого создания и запуска промышленных приложений на Platform V.

Востребованность этих бизнесов уже очень высока, а со временем будет увеличиваться. В частности, SberCloud становится лидером облачных сервисов: в 2020 году SberCloud занял пятое место в сегменте IaaS с долей 8% на российском рынке. Таким образом, у этого направления есть все основания для интенсивного и постоянного роста.

Связующие элементы экосистемы Сбера — это семейство виртуальных ассистентов Салют, Сбер ID, SberPay и подписка СберПрайм, в рамках которой каждый клиент выбирает те сервисы, которые ему нужны. Уже сейчас подпиской пользуются более 3 млн человек, а к 2023 году, по замыслу Сбера, их количество вырастет до 10 млн.

Сбербанк представил самый мощный в России суперкомпьютер Christofari

Бизнес-направления

Сегодня 2,9 млн компаний пользуются сервисами Сбера. Поэтому, создавая экосистему, охватывающую все сферы жизни, Сбер большое внимание уделяет сервисам, которые обслуживают интересы бизнеса.

К ним относятся:

  • Оператор электронных торгов Сбера;

  • Логистический оператор СберЛогистика;

  • Провайдер в области аутсорсинга и финансового консалтинга СберРешения;

  • Платформа знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда»;

  • Разработчик технологий для малого и среднего бизнеса «Эвотор»;

  • ЮMoney, СберМаркетинг, InSales, Современные технологии, СберЛизинг, СберФакторинг.

Интеграция партнёрских сервисов и широкий диапазон возможностей экосистемы Сбера для корпоративных клиентов во многом строится на собственных уникальных решениях банка. Так, например, бесшовная авторизация клиентов в сервисы, синхронизация данных, многообразие платёжных методов в рамках интернет-банкинга СберБизнес основаны на решениях SberBusiness API.

В этом сегменте у Сбера есть очень перспективное направление — e-commerce, которое станет драйвером развития отношений с бизнес-сообществом. Оно одно из самых приоритетных в целях Сбера на 2023 год: к этому времени компания рассчитывает войти в топ-3 рынка электронной коммерции.

Будущее — за экосистемами, поэтому Сбербанк планирует к 2023 году увеличить инвестиции в свои небанковские сервисы с 3 до 6–7% от капитала, инвестировав за этот период в развитие экосистемы 300–350 млрд рублей. Планируется, что ежегодно выручка от компаний экосистемы будет расти более чем на 100% и к 2030 году доля этих компаний в доходе Сбера будет составлять около 30%.

Третий день работы XXIV Петербургского международного экономического форума

Вернуться к началу

Над проектом работали:

  • Идея: ПЕТР РЯЗАНОВ

  • Автор: ЕЛЕНА МИНУШКИНА

  • Контент-менеджер: АННА АБРАМОВА

  • Корректоры: ВИТАЛИЙ БАЛАШОВ, ДАРЬЯ ФЕДОСЕЕВА

  • Дизайнер: АЛИНА ДРОБЯЗКО

  • Иллюстратор: МАКСИМ ЦИРЛИН

  • Аккаунт-менеджер: ЮЛИЯ СОКОЛОВСКАЯ

  • Продюсер: КАЛЕРИЯ АНДРЕЕВА

© ТАСС, 2021

ТАСС информационное агентство (свидетельство о регистрации СМИ № 03247 выдано 2 апреля 1999 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати). Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.

© ПАО Сбербанк, 2021

Генеральная лицензия банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2015.

0 %