Золотое 
кольцо России:
особый взгляд

В России зарегистрировано около 300 000 людей с инвалидностью по зрению. Очень многие из них стремятся вести динамичный образ жизни и активно путешествовать. Фонд «Искусство, наука и спорт» запустил уникальный социокультурный проект: в городах Золотого кольца России появятся тщательно проработанные тактильные модели главных местных достопримечательностей. Они сделают российское культурное архитектурное наследие еще более доступным для незрячих.

О том, как будет реализована эта иницатива, — в спецпроекте ТАСС.

Мировая статистика

Цветная фотография. Светловолосая девушка в темных очках, светлом клетчатом платье и черных классических туфлях спускается с широкой каменной лестницы. В ее правой руке белая трость, в левой она придерживает за жесткую шлейку палевого лабрадора. Собака идет на шаг впереди хозяйки. На открытой площадке у верхнего основания лестницы видны офисные здания из стекла и камня.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приводит следующие данные:

Около 2,2 млрд

Человек в мире живут
с нарушениями зрения

Старше 50 лет

Большинство людей
с нарушениями зрения

Цветная фотография. На фоне кирпичной стены стоят две девушки. Они изучают тактильную модель высокой конусообразной башни с многочисленными уступами. Обе девушки улыбаются. Одна из них, в темных очках, одета в черное платье с белым воротничком. Глаза другой девушки, в светлом полосатом кардигане, закрыты. Под мышкой она держит белую трость.

Эксперты ВОЗ отмечают, что многие люди с проблемами зрения регулярно сталкиваются с сопутствующими серьезными негативными последствиями, в том числе со снижением качества жизни, депрессией и тревожными расстройствами. Они оказываются в социальной изоляции, отказываются от путешествий и общения.

Цветная фотография. Светловолосая девушка в черных очках, светло-розовой футболке и голубых джинсах сидит в мягком бежевом кресле с высокой спинкой. Она держит в руках раскрытую книгу, напечатанную шрифтом Брайля, пальцами правой руки изучает текст. Позади стоят деревянные стеллажи с книгами. На деревянном столике у кресла стоит тарелка с яблоками.

В России, по данным Федерального реестра инвалидов (ФГИС ФРИ), количество людей со значительными нарушениями зрения по состоянию на январь 2022 года составляет:

328 тысяч

Слабовидящих и слепых
в нашей стране

78 тысяч

Человек из общего числа слабовидящих практически полностью лишены зрения

Однако эксперты отмечают, что реальные цифры могут отличаться, потому что не все оформляют инвалидность официально.

Цветная фотография. Зимний день. Крупным планом часть металлической тактильной модели Храма Василия Блаженного. Женщина в коричневой шубе и бежевой варежке-митенке изучает пальцами правой руки один из луковичных куполов.

Для человека с нарушениями зрения очень важно создать среду, в которой он сможет чувствовать себя самостоятельным: передвигаться, получать информацию, ориентироваться в пространстве.

При этом в России общественное внимание чаще всего направлено на проблемы людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Установка пандусов или специальных лифтов более распространена, однако о тактильных индикаторах, звуковых светофорах и тифлокомментариях, которые помогают ориентироваться незрячим, говорят гораздо реже.

Изменить эту ситуацию призвана программа поддержки людей с нарушениями зрения Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».

Как изменить жизнь к лучшему?

Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» был основан в 2006 году и уже больше 15 лет осуществляет деятельность, направленную на социокультурное развитие России. Его основатель — известный российский филантроп Алишер Усманов.

Цветная фотография. Сусанинская площадь в Костроме. Проезжую часть по пешеходному переходу пересекают несколько велосипедистов. Над ними висит предгрозовое вечернее небо со свинцовыми тучами и яркими всполохами заката. На заднем плане возвышается желто-белая Пожарная каланча. Она похожа на античный храм с портиком на шести колоннах. Здание венчает высокая наблюдательная вышка с беседкой и обходным балконом. Рядом пристроено пожарное депо и боковые служебные помещения в классическом стиле.

Фонд осуществляет свою деятельность по двум ключевым направлениям: меценатская поддержка в области культуры, искусства, науки и большого спорта и собственная проектная деятельность, направленная на развитие доступности культуры вне зависимости от социального статуса, места жительства и физических возможностей граждан.

Цветная фотография. Красная площадь. Вид на башни Московского Кремля со стороны Собора Василия Блаженного на фоне безоблачного голубого неба. Слева располагается Спасская башня с часами и рубиновой звездой, справа — Покровский Собор. Видны шесть его разноцветных куполов. Они сгруппированы вокруг центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, восьмигранного шатра с маленькой золотой главой.

Меценатская деятельность в сфере культуры нацелена на приумножение уникального культурного наследия нашей страны и бережную его передачу следующим поколениям. Среди партнеров фонда ведущие институции и коллективы: Балет Моисеева, Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музей современного искусства «Гараж», Малый драматический театр — театр Европы, Музеи Московского Кремля, Национальный филармонический оркестр под руководством Спивакова, Театр Сатиры и многие другие.

Цветная фотография. На фоне дворца царевича Димитрия в Угличе стоит его металлическая тактильная модель. Это квадратное трёхъярусное здание из кирпича со скатной крышей. В терем ведет высокое наружное крыльцо с башнями и резными опорами. Фасад верхнего яруса украшен узкими арочными окнами, резными декоративными элементами. На постаменте закреплена табличка с информацией об объекте. Она продублирована шрифтом Брайля.

Проектная деятельность сформирована двумя программами: «Развитие регионов» и «Особый взгляд». Первая направлена на комплексное развитие российских регионов, вторая — на поддержку людей с нарушениями зрения.

«Особый взгляд» предлагает реабилитацию людям с инвалидностью по зрению и занимается комплексным развитием инклюзии для незрячих людей в области культуры. В рамках этой программы совместно с Министерством культуры РФ при информационной поддержке ТАСС был запущен уникальный проект «Особый взгляд на Золотое кольцо».

Благодаря проекту основные достопримечательности, многие из которых являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО, становятся доступны для туристов с инвалидностью по зрению. Для этого рядом с архитектурными памятниками устанавливаются специальные тактильные макеты.

«Культура является неотъемлемой частью жизни. Люди, лишенные возможностей визуального восприятия мира, не лишены других чувств, в первую очередь чувства приобщения к прекрасному. Тифлокомментирование, тактильные модели, сенсорные комнаты, субтитры — все это помогает людям с инвалидностью быть на равных в познании произведений искусства и культурных проектов. Инклюзия в культуре — достаточно большой блок в создании комфорта и последующей социализации человека, так как, удовлетворив свои базовые потребности в пище, крыше над головой, образовании и работе, человек обязательно обратит свой взгляд в сторону музеев, театров, кино. Даже если этот взгляд не видит. Около 35% людей с инвалидностью по зрению — люди активного возраста и с активной жизненной позицией. Именно на них мы и ориентируемся в создании проектов».

Цветная фотография. Светлое помещение. За белым столом сидит молодая женщина. Это руководитель программы «Особый взгляд» Ксения Дмитриева. На ней белая блузка в мелкий горошек и классический темный костюм в тонкую полоску. Темные волосы зачесаны назад, высокий лоб открыт. У Ксении карие глаза, открытый взгляд и легкая улыбка на губах. Левой ладонью Ксения касается щеки, в правой — держит смартфон. Перед ней на столе стоит открытый ноутбук, лежат очки.

Ксения Дмитриева
Руководитель программы «Особый взгляд» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»

Путешествия без границ

Цветная фотография. Мужская рука изучает цветную тактильную копию картины Максимилиана Волошина «Коктебель». На ней изображена узкая синяя река у подножия коричневых и черных гор. Над вершинами сгущаются грозовые тучи.

Многие инвалиды по зрению, как и все остальные, хотят путешествовать и узнавать новое.

Цветная фотография. Безоблачный день. Молодой мужчина в фиолетовой майке-поло и черной куртке стоит на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, улыбается. Это Владимир Васкевич. У него плотное телосложение, короткие русые волосы с челкой, правильные черты лица, расфокусированный взгляд. За ним Зимний дворец – трехэтажное длинное здание в стиле барокко с зелеными фасадами, изобильно украшенными белыми колоннами.

Владимир Васкевич

Незрячий путешественник и блогер, который посетил 28 стран и объехал большинство регионов России

«Для меня, как и для любого человека, ключевым моментом являются эмоции. Незрячий человек получает их от осязания, обоняния, вкуса и слуха. Обоняние — это парки, базары, особенно на Востоке, в том числе и хорошую гостиницу можно определить по запаху (а вернее, его отсутствию). Вкус — это местная кухня, возможность самому попробовать или даже приготовить какое-то блюдо. Но осязание — это приоритетная возможность для знакомства с новой местностью. Именно осязание помогает незрячему сформировать картину в пространстве. Ведь у человека, лишенного зрения, есть сложности с созданием целостного образа. Понять объем, пропорции, ощутить текстуру можно, только если у нас есть сам предмет или его макет».

Но как на ощупь познакомиться с архитектурным сооружением или картиной? В мире для этого давно используются тактильные макеты и копии, которые устанавливают в музеях или непосредственно рядом с архитектурным сооружением. В России также действует приказ Министерства культуры «Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», согласно которому в музеях в каждом разделе композиции должно быть не менее четырех экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению, а также этикетки, напечатанные шрифтом Брайля.

Однако этот приказ вышел только в 2015 году. К примеру, Владимир Васкевич впервые столкнулся с тактильными макетами именно за границей.

Цветная фотография. Молодая стройная женщина в элегантном бежевом платье с белым круглым воротником сидит за столом с чашкой кофе, широко улыбается. Это Мария Арнапольская. У нее светло-русые волосы, собранные в низкий пучок, тонкие черты лица и расфокусированный взгляд. В ушах маленькие золотые сережки, на безымянных пальцах обеих рук - золотые кольца. Перед ней на столе стоит букет ромашек, позади на белой фактурной стене висят цветные рисунки.

Мария Арнапольская

Незрячая

«Путешествия для меня — новые впечатления и эмоции моих детей, которые удивляются чему-то неизведанному и интересному. Мы с семьей часто путешествуем и стараемся, чтобы каждая поездка была насыщенной и наполненной новыми знаниями. Любим ходить в музеи, особенно если в них есть интерактивные выставки и экспозиции, адаптированные для незрячих посетителей. Последнее — особенно важно, так как мы незрячие родители, которые воспитывают слабовидящих детей».

Золотое кольцо в XXI веке

В рамках проекта «Особый взгляд на Золотое кольцо» в период до 2023 года в восьми городах рядом с памятниками архитектуры — основными туристическими достопримечательностями — будут установлены тактильные макеты.

Города Золотого кольца выбраны не случайно. Это один из самых популярных и посещаемых туристических маршрутов страны. Такой термин и сама идея кольцевого маршрута, проехав по которому, можно познакомиться с ключевыми достопримечательностями, появились не так давно, в 1967 году. Журналист Юрий Бычков проехал по древним городам, опубликовал о них серию очерков, и родившийся в путешествии маршрут с тех пор получил свое название.

Традиционно в Золотое кольцо включают Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, Иваново, Суздаль, Владимир. Многие путеводители относят к ним еще и Углич. Во всех этих городах, кроме Иванова, устанавливают тактильные макеты для незрячих туристов. Рядом с каждой моделью расположатся информационные таблички со шрифтом Брайля, рассказывающие об объекте.

Монохромная серая карта центральной части России с синими извилистыми реками и озерами. На карту нанесены бело-серые изображения главных достопримечательностей маршрута «Золотое кольцо», к которым созданы тактильные металлические модели. Вправо по кругу: Успенский собор в Ростове, дворец царевича Димитрия на Крови в Угличе, церковь Ильи Пророка в Ярославле, пожарная каланча в Костроме, ансамбль Рождественского собора и Архиерейского дома в Суздале, Успенский собор во Владимире, Свято-Троицкая Сергиева Лавра с Сергиев Посаде, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. При наведении курсором объект становится цветным.

Как все начиналось…

Инициатива по созданию тактильных макетов памятников архитектуры стартовала в 2021 году: на Красной площади установили миниатюру одного из символов России — храма Василия Блаженного.

Открывая тактильную модель Покровского собора, Фонд стремился создать не просто арт-объект, доступный для людей с инвалидностью, а историческую реконструкцию, которая позволит широкому кругу людей увидеть архитектурную доминанту под совершенно новым углом.

Открытие тактильных макетов Храма Василия Блаженного стало настолько востребованным и уникальным событием, что положило начало долгосрочному проекту «Особый взгляд на Золотое кольцо».

Цветная фотография сделана с высоты птичьего полёта. На фоне Московских церквей, одноэтажных сооружений и современных многоэтажных домов, величественно возвышается памятник русской архитектуры - Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Собор объединяет одиннадцать церквей (приделов). На прилегающей к Собору территории расположен памятник Минину и Пожарскому.

Цветная фотография. Крупный план бронзовой тактильной модели Покровского собора (Храма Василия Блаженного), закреплённой на гранитном постаменте перед входом в Храм. На постаменте также размещена тактильная копия памятника Минину и Пожарскому и широкая плашка с описанием, в том числе на Брайле.

Цветная фотография. Директор Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» - Фатима Мухамеджан и директор музея «Покровский собор» Татяна Сарычева открывают тактильную модель Покровского собора (Храма Василия Блаженного). Тактильная модель закреплена на каменном постаменте перед входом в Храм. На постаменте также размещена тактильная копия памятника Минину и Пожарскому и широкая плашка с описанием, в том числе на Брайле.

«Вопрос об установке на территории музея тактильной модели рассматривался уже давно, потому что это общемировая тенденция. Когда мы посещали достопримечательности за рубежом, то видели аналогичные макеты. Покровский собор — это памятник ЮНЕСКО, поэтому мировой музейный опыт, конечно, должен применяться и у нас. Кроме того, собор Василия Блаженного — это неофициальный символ Москвы и России, один из самых популярных и посещаемых музеев-храмов, до пандемии у нас было очень много иностранных туристов. Конечно, такой объект должен соответствовать общемировой инклюзивной практике, тем более что Покровский собор является частью Государственного исторического музея, который ведет работу по увеличению доступности для разных групп посетителей».
Татьяна Сарычева
Заведующая отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея

Макет разрабатывали в мастерской Михаила и Ольги Шу. Ее создали семь лет назад специально для выпуска тактильных макетов для музеев. Среди объектов мастерской — картины, произведения современного искусства, скульптуры и так далее. Тактильные шедевры мастерской есть во многих музеях страны: в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музее современного искусства «Гараж», Музеях Московского Кремля, Государственном Эрмитаже.

Цветная фотография. На рабочем столе идёт процесс создания уменьшенной копии Покровского собора (Храма Василия Блаженного). На отдельных деревянных брусках подсыхают только что окрашенные красно - зелёные башенки. Кисти разной толщины, краска, круглогубцы и другие инструменты застыли в ожидании прикосновения мастера.

Цветная фотография. Девушка с коротко стриженными тёмными волосами сидит за широким столом. Его столешница приподнята перед ней под небольшим наклоном. На столешнице размещена деревянная основа, поверх которой мастер создаёт объемную тактильную модель. Рабочая зона освещена настольной лампой.

«В этот раз процесс был особенно длительным, так как Покровский собор — это очень сложное сооружение и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения декоративного убранства. Тактильный макет выполнен в масштабе 1:100, и воплотить в миниатюре все существенные детали, учесть ключевые особенности архитектуры собора было непросто. Но мастерам удалось отразить в макете даже мелкие нюансы черепицы и изразцов — об этом очень просили сотрудники музея».
Михаил Шу
Инженер, специалист по адаптации музейных экспозиций для посетителей с нарушениями зрения

В настоящее время мастерская работает в новом для себя направлении — создание макетов крупных архитектурных памятников. И первым серьезным опытом в этом направлении для мастерской станет участие в совместном проекте Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», Министерства культуры и ТАСС под названием «Особый взгляд на Золотое кольцо». Каждый собранный там объект — это несколько месяцев кропотливого труда и действительно ювелирной работы.

Съемка объекта с квадрокоптера, обработка изображений и разработка компьютерной 3D‑модели
Изготовление деталей с помощью ювелирного литья и фрезеровочных станков
Сварка макета, изготовление постамента и информационных табличек
Финальная сборка

Как создаются модели

Задняя сторона открытки. В левой верхнем углу прописными буквами надпись: «как создаются модели». В правой части – в верхнем углу изображение почтовой марки с изображением церкви и надписью: «Россия», в нижнем углу горизонтальные линии – для записи адреса.

Цветная фотография. С высоты птичьего полета на фоне города запечатлен Свято-Успенский Кафедральный собор во Владимире. Закатное солнце озаряет золотые купола храма и шпиль колокольни, состоящей из четырех ярусов. Пятиглавый собор соединен с колокольней двухэтажным приделом.

Работа над макетом начинается со съемки объекта с квадрокоптера и тщательной обработки полученных изображений. На основе снимков изготавливают 3D-модель. Именно на это требуется больше всего времени — иногда до трех месяцев. Все зависит от сложности архитектуры и дизайна оригинала, а также от выбранного масштаба.

Цветная фотография. На столе в мастерской открыт ноутбук. На нём сформировано графическое изображение тактильной модели дворца царевича Дмитрия в городе Углич. Справа от ноутбука установлен большой монитор, на котором в четырех проекциях показаны разные стороны модели, в том числе сверху и сбоку.

Дело в том, что 3D-модели создаются с нуля. У администраций большинства музеев в распоряжении нет даже чертежей, на основе которых можно было бы вести работу. Поэтому все детали согласовываются с администрацией и научными сотрудниками каждого музея.

Графическое изображение тактильной модели дворца царевича Дмитрия в городе Углич в формате 3D. Витые широкие колонны парадного крыльца придают входной группе монументальность. Проход в здание состоит из двух лестничных пролетов, соединённых тремя ровными площадками квадратной формы и широким перилами. Над каждой площадкой возвышается конусообразный купол. Башнеобразное здание палаты, почти квадратное и украшено только в самом верхнем ярусе различными орнаментами, расположенными горизонтальными рядами.

Все детали должны быть максимально подробными, потому что макет рассчитан на всех посетителей, а не только на людей с нарушениями зрения.

Цветная фотография. На столешнице фрезеровочного станка закреплено металлическое полотно, на котором фрезой сделаны углубления, напоминающие декоративные элементы здания. Мужские руки держат элемент макета, на котором вырезаны детали архитектуры, напоминающие торец здания с окнами.

Согласованная 3D-модель разбивается на отдельные детали. Их изготавливают из бронзы: часть — на фрезеровочных станках, часть — с помощью ювелирного литья. Например, для плоских стен макета подходит первый способ производства, а для узоров и нестандартных деталей вроде колонн — второй.

Цветная фотография. На столе лежат составные элементы архитектурного сооружения: основание здания, состоящее из четырех стен с арочными окнами в два ряда по всему периметру, детали верхней части - крыши здания с ровными горизонтальными рядами декоративных элементов.

Обычно макет состоит из нескольких десятков деталей каждого типа, суммарно их количество может доходить до 80.

Две цветные фотографии. На фото запечатлен процесс сварки и обработки металлических деталей. В мужских руках горелки и припой для скрепления элементов макета. В процессе обработки мастер использует специальный станок с фиксирующим креплением.

При изготовлении деталей с помощью ювелирного литья задействована целая крупная мастерская. Используются сложные большие станки и литьевые печи. Формы для литья сначала несколько дней запекают и выжигают, а потом в специальных вакуумных литейных машинах в них заливается расплавленная бронза.

После литья производится сварка всего макета. Одновременно из гранита делается постамент, изготавливаются две информационные металлические таблички. На одной — описание объекта на русском языке, на другой — на английском. Весь текст дублируется выбитым в толще метала шрифтом Брайля.

Цветная фотография. Мужские руки, прикасаясь пальцами, читают информационную табличку на шрифте Брайля. Табличка закреплена на постаменте рядом с тактильной моделью.

На этом этапе обычно привлекают незрячих экспертов. Они выступают в качестве брайлеристов — проверяют правильность написания табличек, тестируют удобство макета на начальном этапе и в финале.

Цветная фотография. Мастер обрабатывает на шлифовальном станке одну из сторон каркаса здания с арочными окнами.

Финальная сборка всего макета занимает от двух до семи дней. К этому моменту все детали готовы. Их соединяют вместе с помощью шурупов и специальных клеев для камня и металла. При необходимости детали подтачивают и подгоняют друг под друга.

Цветная фотография. Морозный день. Двое мужчин с помощью гидравлической тележки устанавливают тактильную модель Покровского собора (Храма Василия Блаженного), закреплённую на гранитном постаменте перед входом в храм, недалеко от памятника Минину и Пожарскому. Вокруг них стоят люди с камерами и снимают процесс.

На постамент с двух сторон приклеиваются этикетки — те самые таблички со шрифтом Брайля. Весь процесс создания модели — от облета объекта на квадрокоптере до окончания сборки — занимает от трех до пяти месяцев.

Тактильный туризм

Незрячие эксперты программы «Особый взгляд на Золотое кольцо», посетившие многие страны мира, считают, что установка тактильных макетов позволит слабовидящим туристам получать более яркие эмоции в путешествиях. Это привлечет их в те регионы, где развивается доступность внутреннего туризма для людей с проблемами со зрением. Кроме того, создатели проекта «Особый взгляд на Золотое кольцо» уверены, что его реализация однозначно будет способствовать росту общего туристического потока.

Цветная фотография. Заместитель министра культуры Российской Федерации - Ярилова Ольга Сергеевна сидит на бежевом кожаном офисном кресле с высокой спинкой. Она аккуратно сложила руки на столе перед собой, смотрит перед собой и улыбается. У неё короткие светлые волосы, спокойный макияж и очки для зрения без оправы. Одета Ольга Сергеевна в чёрно-белый жакет на молнии.

Лого партнера

Ольга Ярилова

Заместитель министра культуры России

«Доступность культуры для людей с инвалидностью — неотъемлемая и важная часть работы Министерства культуры. Именно поэтому мы поддержали инициативу Благотворительного фонда Алишера Усманова „Искусство, наука и спорт“ в реализации совместного беспрецедентного по масштабам проекта по созданию тактильных моделей памятников архитектуры с говорящим названием „Особый взгляд на Золотое кольцо“».

тактильные макеты в городах золотого кольца

В создании этого масштабного проекта было задействовано огромное количество специалистов и экспертов. Весь процесс — от момента выбора объекта и до установки каждой тактильной модели — сопровождался многоэтапным согласованием. Многие архитектурные памятники признаны объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, в связи с чем требовалось утверждение всех деталей.

Цветная фотография. Директор Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» - Мухамеджан Фатима Рафиковна сидит на бежевом кожаном офисном кресле с высокой спинкой. Подбородком опирается на руку, перед ней на белом столе открыт ноутбук, позади полка с книгами. У неё каре до плеч и спокойный макияж в теплых оттенках. Фатима Рафиковна одета в белую рубашку с широкими манжетами на три пуговицы, на плечи накинут бежевый пиджак.

«Мы понимаем, что тактильные модели становятся стимулом для незрячих туристов приехать именно в этот город. Ведь мы развеиваем стереотип: зачем идти или ехать туда, где нет доступности. В Угличском музее Кремля, где расположены наши макеты, реализуется проект „Угол зрения“. Тифлокомментатор, который также получил профессиональное образование в рамках программы Фонда, помогает экскурсоводам адаптировать их экскурсии. С Департаментом культуры региона есть принципиальные договоренности о создании инклюзивного тура по историческим городам Ярославской области».

Лого партнера

Фатима Мухомеджан

директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»

Фонд «Искусство, наука и спорт» благодарит всех, кто поддержал проект и помог в его реализации.

Особую благодарность выражаем Министерству культуры России и лично Ольге Сергеевне Яриловой за вовлеченность в проект. Говорим огромное спасибо Сергею Владимировичу Михайлову и дружной команде ТАСС за информационную поддержку.

Также выражаем благодарность региональным органам власти, руководителям и сотрудникам музеев за активную помощь на местах.