03

Современный Удокан

Только спустя 70 лет после открытия Удокана промышленная добыча меди здесь стала возможной. Проект осуществляется поэтапно: предстоит завершить создание инфраструктуры, запустить горно-металлургический комбинат «Удокан» и создать комфортные условия для работы и жизни людей.

Основные этапы проекта

2008–2016

  • Приобретение лицензии

  • Оценка минеральных ресурсов в соответствии с международной классификацией JORC

  • Разработка технологической схемы и ее испытание

  • ТЭО кондиций

  • Утверждение запасов

2018

  • Государственная экологическая, главгосэкспертиза и проектирование первой очереди ГМК «Удокан»

2019

  • Создание территории опережающего развития «Забайкалье»

  • Начало строительства ГМК «Удокан» и инфраструктуры

  • Заключение договора синдицированного кредита на разработку Удокана

2020

  • Доставка технологического оборудования

  • Продолжение строительства технологического комплекса, вахтового поселка и других объектов

2021

  • Завершение всего комплекса бетонных работ и монтажа технологического оборудования

  • Старт разработки ТЭО второй очереди ГМК «Удокан»

2022

  • Завершение строительства первой очереди ГМК «Удокан», получение первой товарной продукции

Технологии

Медь Удокана — это сульфидный, окисленный и смешанный типы руды, сплавленные воедино. Их невозможно извлечь из недр по отдельности или разделить для переработки. Поэтому одной из важных задач перед проектированием комбината стал поиск комплексной технологии, которая позволила бы сделать переработку руды Удокана не просто возможной, но и максимально рентабельной.

до 1,4 тонн Cu

руды в час

производительность модернизированного комплекса

Опытно-промышленный комплекс

Опытно-промышленный комплекс (ОПК), построенный недалеко от месторождения, позволил провести огромный объем исследовательских работ и испытаний. В итоге «Удоканская медь» создала и запатентовала уникальную флотационно-гидрометаллургическую схему переработки руды.

В 2021 году ОПК обновили и оснастили современным технологическим, лабораторным и аналитическим оборудованием. Это позволяет полностью смоделировать работу будущего горно-металлургического предприятия в рамках первой, а в дальнейшем и второй очереди.

  • до 15 млн тонн руды

    производительность I очереди ГМК

  • 135 тыс. тонн

    меди в год в продукции I очереди

  • до 40 млн тонн руды

    суммарная производительность I и II очереди ГМК

Горно-металлургический комбинат

Технологическая схема переработки руды на Удокане состоит из нескольких основных этапов.

Добывают руду открытым способом по стандартной карьерной схеме: вскрышные породы транспортируют в отвалы, а руду — на дробильно-конвейерный комплекс. После первичного дробления руда поступает на обогатительную фабрику, где проходит несколько стадий измельчения и в итоге истирается в порошок.

Следующий этап извлечения меди — флотация, во время которой содержащие медь частицы руды отделяются от пустой породы. Полученный в результате концентрат содержит окисленные и сульфидные медные минералы. Затем он отправляется на гидрометаллургическую переработку. В процессе атмосферного выщелачивания окисленные минералы меди растворяются, а сульфидные — остаются в нерастворимом остатке. Медь извлекается из раствора путем электроосаждения на стальных основах. В результате получаются катоды наивысшего качества с содержанием меди 99,99%.

На этом технологический процесс не заканчивается. Оставшийся после выщелачивания твердый нерастворимый сульфидный осадок после отмывки снова направляется на флотацию. Полученный в результате концентрат сгущают и фильтруют. В итоге получается товарный продукт с содержанием меди порядка 45%.

На ГМК будет действовать система оборотного технического водоснабжения. Оставшаяся после флотации смесь пустой породы и воды — хвосты обогащения — направляется в хвостохранилище. После естественного осаждения и осветления вода возвращается на обогатительный комплекс. Это существенно сокращает ее использование в производстве.

Флотационно-гидрометаллургическая схема не предполагает плавки в печах. То есть комбинат не будет загрязнять атмосферу вредными выбросами.

Завершение строительства первой очереди комбината намечено на 2022 год. Уже сейчас ведутся работы по проектированию второй очереди ГМК. Вместе первая и вторая очереди позволят перерабатывать около 40 млн тонн руды в год. Объем инвестиций во вторую очередь проекта оценивается в 289 млрд рублей, это около 4 млрд долларов. Финансировать строительство планируется в рамках Фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ с привлечением коммерческих банков.

Инфраструктура

Важнейшая часть проекта — инфраструктура. Всего планируется возвести более ста сооружений, проложить 35 км дорог, 64 км энергосетей и 16 км сетей водоснабжения.

Энергетика

Для строительства и работы предприятия необходима электроэнергия. Ее обеспечит действующая подстанция «Чара» (220 кВ), а также две вновь построенных подстанции — «Удоканский ГМК» (на 50 МВт) и «Блуждающий» (на 146 МВт). Чтобы закрыть потребности в энергоснабжении комбината, необходимо проложить новую линию электропередач Тында — Чара. Ее строительство ПАО «Россети» планирует завершить до конца 2021 года. Сейчас уже завершено строительство всего маршрута ЛЭП от подстанции Чара до ГМК.

Авиасообщение

Из-за больших расстояний и отдаленности от крупных населенных пунктов авиасообщение для Удокана крайне важно. На поезде или автомобиле путь от Читы до месторождения занимает около двух суток, а на самолете — чуть больше часа.

Единственный аэропорт на севере Забайкальского края находится недалеко от месторождения, в двух километрах от поселка Чара. Деревянное здание аэропорта построили еще в 1983 году, а взлетно-посадочная полоса сейчас может принимать только небольшие самолеты и вертолеты. Регулярное авиасообщение осуществляется только с Читой — и только днем.

В течение нескольких лет аэропорт должны обновить: построить новый аэровокзал, реконструировать и увеличить протяженность взлетно-посадочной полосы до 2,1 тыс. метров, оснастить светосигнальным оборудованием для круглосуточной работы. В результате аэропорт сможет принимать более современные самолеты. Проект реконструкции разработала «Удоканская медь».

Железная дорога

Байкало-Амурская магистраль — одна из крупнейших железнодорожных артерий в мире — соединяет Удокан с крупными транспортными узлами Сибири и дальневосточными портами, открывает доступ к ключевым рынкам сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 30 км от месторождения находится станция Новая Чара, которую открыли еще в 1989 году в одноименном поселке.

«Удоканская медь» ведет строительство прирельсовой базы и транспортно-складского комплекса, на котором будут принимать, отгружать и хранить готовую продукцию комбината. Будут построены отдельные железнодорожные пути, которые соединят комбинат и станцию и увеличат ее пропускную способность.

В 2023 году объем перевалки грузов на прирельсовой базе составит 627 тыс. тонн. А после 2027 года — 1,2 млн тонн.

Автодороги

«Удоканская медь» завершила строительство автомобильной дороги от станции Новая Чара до площадки горно-металлургического комбината. Ее протяженность — более 17 км. Дорога позволит обеспечить годовой грузооборот на уровне 700 тыс. тонн и станет основным путем доставки грузов для горно-металлургического комбината «Удокан» и транспортировки его продукции до железнодорожной станции.

Также построен мост через реку Нирунгнакан, который обеспечит проезд большегрузного транспорта: мост рассчитан на нагрузку до 60 тонн.

Следующая глава

Олени, духи… Медь
0

Переверните ваше устройство