Многие автомобильные дилеры сталкиваются с такой проблемой: вести бизнес без товарных запасов невозможно, но если их слишком много, то замороженные деньги не дают компании развиваться. Вместе с тем привлечение дополнительного финансирования для дилеров часто затруднительно: банки не слишком доверяют таким компаниям, а кредитное качество многих из них оставляет желать лучшего.
Поэтому важной задачей для рынка оказался поиск альтернативных источников финансирования. В результате в 2023 году автопром стал самой быстрорастущей отраслью в факторинге — за год портфель увеличился сразу в пять раз, до 37,7 миллиарда рублей, а число клиентов подскочило в восемь раз и составило 194 компании. Причем популярность среди автопроизводителей и дилеров набирает не только знакомый многим агентский факторинг, но и более редкий ABL. Так, на торговлю автотранспортом приходится около 80% объема ABL-финансирования факторингового подразделения ВТБ. Оборот за 2023 год увеличился на 50%.
Первопроходцем ABL (Asset Based Lending, кредитование, основанное на активах) в России стал ВТБ Факторинг, который в 2015 году профинансировал дилерскую сеть УАЗ. ABL появился одновременно с агентским факторингом и программами финансирования цепочек поставок (SCF). Но до недавнего времени не привлекал внимания факторов из-за отсутствия у них нужных компетенций и недостаточного уровня цифровизации процессов.
В отличие от обычного факторинга, при ABL-финансировании оцениваются автомобили, выступающие предметом сделки, а не финансовое состояние конкретного дилера/дилеров. Фактор выкупает машины у производителя/дистрибьютора себе на баланс и реализует их с помощью клиента, не встраиваясь в коммерческую деятельность компании.
ABL-финансирование существенно упрощает жизнь производителей, снижая риски банкротств или мошеннических действий со стороны дилеров: автомобиль принадлежит фактору, поэтому стимула к «серой» работе у представителя бренда просто нет. Кроме того, ABL успешно решает для автопроизводителя задачу эффективного распределения стока готовой продукции в дилерской сети.
В 2015 стоимость кредитования МСП значительно выросла, и некоторые дилеры не могли получить кредиты даже под высокие ставки. Классический факторинг тоже не работал: на обслуживание принимались контрагенты только с высоким кредитным рейтингом. Автомобильная компания обратилась за помощью в ВТБ Факторинг, где ей предложили систему ABL. Реализуемые автомобили были переведены в собственность фактора. Это позволило ему лучше контролировать риски, а поставщик смог расширить лимиты финансирования дилеров и привлечь новых контрагентов. Решение успешно работает до сих пор.
Гораздо проще с ABL вести бизнес и дилерам: компания может получить необходимый объем складских запасов в заявленный срок, не обременяя себя ими в периоды низкого спроса на продукцию. Цена закупки у ABL-компании будет такой же, как у производителя, что выгодно отличает продукт от услуг трейдера или заморозки оборотного капитала. Если сравнивать с классическим факторингом, то инструмент решает основную проблему, связанную с возвратом тела долга фактору или банку, если машина «зависла». При ABL дилер знает, что авто можно вернуть и жить дальше. И если машина сохранна, то такой кейс не будет воспринят финансовым партнером как проблемный.