Портфель сельского хозяйства в факторинге один из самых скромных и составляет, по данным АФК, всего 13,5 миллиарда рублей. В суммарном портфеле рынка его доля около 0,7%. Инструмент не пользуется популярностью среди аграриев во многом из-за активной поддержки АПК государством, на которую только в прошлом году были направлены рекордные 540 миллиардов рублей. В 2024 году минимальный объем поддержки составит 529,3 миллиарда рублей, из которых 211 миллиардов выделены на льготные кредиты.
Вместе с тем сельскохозяйственная отрасль как ни одна другая зависит от фактора сезонности. Им обусловлены неравномерные поставки продукции сельхозпроизводителей на рынок и, как следствие, удорожание сырья в определенные периоды года. На финансовом состоянии поставщиков и их клиентов сказываются также частые форс-мажоры — лесные пожары, засухи и наводнения, из-за которых весь сезон может оказаться убыточным. Все это осложняет получение банковских кредитов для аграриев.
Для факторинга сезонность и зависимость от погодных условий не являются барьерами. Напротив, благодаря способности оперировать сроками платежей между контрагентами инструмент может предложить адекватные решения для выравнивания сезонных ценовых пиков. Как правило, производители соглашаются поставлять сырье агрохолдингам по цене низкого сезона, если им сразу будет перечислена полная сумма поставки.
Перед началом сезона полевых работ оптовый поставщик ГСМ хотел зафиксировать цену низкого сезона на топливо. Но ни собственных, ни кредитных средств, чтобы внести предоплату за весь требуемый объем, не хватало. Фактор предложил структурировать сделку так, чтобы нефтеперерабатывающий завод получил всю сумму авансом, а отгружал топливо частями, после того как поставщик ГСМ оплатил предыдущую партию. В результате поставщик смог фактически приобрести топливо по низкой цене за счет заемных средств на сумму в восемь раз больше, чем его кредитный лимит.
Конечно, факторы, как и банки, сформировали для себя идеальный образ клиента в сельскохозяйственной отрасли: вертикально интегрированный холдинг с высокой диверсификацией бизнеса, включая глубокую переработку, со стабильными каналами сбыта и значимой долей рынка в базовом регионе присутствия. Немногие игроки подойдут под это описание: основу рынка составляют малые и средние предприятия, которые поставляют продукцию сравнительно небольшому перечню агрохолдингов.
Однако, по словам Дмитрия Лейко, этот структурный отраслевой барьер имеет довольно простое и выгодное решение в виде агентского договора или программы финансирования поставщиков (SCF). Сделка структурируется с риском на заказчика, в роли которого выступает агрохолдинг. Это позволяет фактору не только установить лимит, но и согласовать более низкую ставку, чем для отдельного поставщика.
В результате факторинг позволяет аграриям увеличить объемы реализации и отстроиться от конкурентов, предлагая заказчикам более выгодные цены и сроки платежей. Агропромышленные предприятия, в свою очередь, получают возможность оплачивать сырье в день его отгрузки на склад или даже заранее.