В ретейле факторинг уже давно стал одним из основных инструментов финансирования. По данным АФК, оптовая торговля занимает 35% рынка факторинга. В ВТБ Факторинг также отмечают большой поток запросов от поставщиков на торговые сети: треть клиентской базы группы прямо или косвенно относится к ретейлу, а доля оптовой торговли в общем факторинговом портфеле ВТБ составляет 33%. Факторинг решает основные задачи ретейла: финансирование торговой деятельности, получение отсрочек и бонусов от поставщиков.
Широкой популярностью сегодня пользуются проекты, где основу ассортимента торговой сети составляют товары собственного производства. Для создания такой линейки компания обратилась к поставщику, которому дала техническое задание с указанием конкретной цены, состава, веса и упаковки конечных продуктов. Чтобы удовлетворить потребности заказчика, поставщику необходимо было кратно нарастить производство, но финансовое положение не позволяло воспользоваться кредитом. Факторинг решил эту задачу благодаря отсутствию залога и специализации на финансировании торговых контрактов с уже предустановленным лимитом на крупную сеть.
В последние годы факторинг выходит за пределы традиционной торговли и все активнее проникает на маркетплейсы. Выход на площадки e-сommerce1 — один из ключевых шагов к успешному развитию для продавцов в рознице. По статистике аналитической компании Data Insight, в 2023 году количество заказов на отечественных маркетплейсах превысило 4 миллиарда штук из более чем 5 миллиардов во всем сегменте электронной торговли.
Основной драйвер e-сommerce сегодня — селлеры, продающие товары на маркетплейсах. По данным Data Insight, на сентябрь 2023 года на крупнейших площадках Wildberries и Ozon были активны 430 тысяч селлеров, а уже к началу декабря их число выросло до 546 тысяч. Инструмент позволяет продавцам наращивать объемы товаров, увеличивая свое присутствие на маркетплейсе и становясь заметнее на бесконечной полке.
Значительное внимание к факторингу в ретейле проявляют представители малого и среднего бизнеса, в том числе и индивидуальные предприниматели, составляющие подавляющее большинство селлеров. Только ВТБ Факторинг за год профинансировал более тысячи малых и средних предпринимателей на 123 миллиарда рублей. Маркетплейсы дают небольшому бизнесу возможность выходить на рынок с минимальными вложениями, а факторинг — успешно конкурировать за внимание потребителя даже с крупными продавцами.
Особенно успешно селлеры конкурируют с крупными сетями электроники и бытовой техники — россияне все чаще выбирают маркетплейсы для покупки этой категории товаров. Так, Ozon ранее сообщал, что продажи техники на площадке за 2023 год выросли почти в два раза. Объем заказов электроники и техники на «Яндекс Маркете» за 11 месяцев прошлого года увеличился в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. На Wildberries продажи бытовой техники подскочили более чем в два раза, а электроники — в 2,5.
Рост спроса на электронику на маркетплейсах заставляет селлеров все чаще обращаться за финансированием, чтобы увеличивать предложение. Это подтверждает статистика: торговля бытовой техникой занимает почти 7% портфеля факторинга (133,2 миллиарда рублей) и входит в тройку доминирующих отраслей.