0%

Продавцы пополняют бесконечную полку

Продавцы пополняютбесконечную полку

В ретейле факторинг уже давно стал одним из основных инструментов финансирования. По данным АФК, оптовая торговля занимает 35% рынка факторинга. В ВТБ Факторинг также отмечают большой поток запросов от поставщиков на торговые сети: треть клиентской базы группы прямо или косвенно относится к ретейлу, а доля оптовой торговли в общем факторинговом портфеле ВТБ составляет 33%. Факторинг решает основные задачи ретейла: финансирование торговой деятельности, получение отсрочек и бонусов от поставщиков.

33%доля оптовой торговли в факторинговом портфеле ВТБ
В 2009-2010 годах, когда ВТБ Факторинг вышел на рынок, доляоптовой торговли в портфеле факторов составляла до 90%. Сегодняона существенно снизилась, но объемы факторинговогофинансирования в ретейле по-прежнему впечатляют и охватываютпрактически все направления этой отрасли. Все крупные торговыесети не только активно используют факторинг, но и развиваютсобственные сервисы и превращают их в источник дополнительныхдоходов.
Виктория Фалина
Виктория Фалина
начальник отдела по работе с дебиторами ВТБ Факторинг
В 2009-2010 годах, когда ВТБФакторинг вышел на рынок, доляоптовой торговли в портфелефакторов составляла до 90%.Сегодня она существенноснизилась, но объемыфакторингового финансирования в ретейле по-прежнему впечатляюти охватывают практически всенаправления этой отрасли. Всекрупные торговые сети не толькоактивно используют факторинг,но и развивают собственныесервисы и превращаютих в источник дополнительныхдоходов.
Виктория Фалина
Виктория Фалина
начальник отдела по работе с дебиторами ВТБ Факторинг
Как факторинг помог торговой сети запуститьлинейку товаров собственного производства

Широкой популярностью сегодня пользуются проекты, где основу ассортимента торговой сети составляют товары собственного производства. Для создания такой линейки компания обратилась к поставщику, которому дала техническое задание с указанием конкретной цены, состава, веса и упаковки конечных продуктов. Чтобы удовлетворить потребности заказчика, поставщику необходимо было кратно нарастить производство, но финансовое положение не позволяло воспользоваться кредитом. Факторинг решил эту задачу благодаря отсутствию залога и специализации на финансировании торговых контрактов с уже предустановленным лимитом на крупную сеть.

В последние годы факторинг выходит за пределы традиционной торговли и все активнее проникает на маркетплейсы. Выход на площадки e-сommerce1 — один из ключевых шагов к успешному развитию для продавцов в рознице. По статистике аналитической компании Data Insight, в 2023 году количество заказов на отечественных маркетплейсах превысило 4 миллиарда штук из более чем 5 миллиардов во всем сегменте электронной торговли.

Основной драйвер e-сommerce сегодня — селлеры, продающие товары на маркетплейсах. По данным Data Insight, на сентябрь 2023 года на крупнейших площадках Wildberries и Ozon были активны 430 тысяч селлеров, а уже к началу декабря их число выросло до 546 тысяч. Инструмент позволяет продавцам наращивать объемы товаров, увеличивая свое присутствие на маркетплейсе и становясь заметнее на бесконечной полке.

1Электронная торговля
Тренды факторингав ретейле
  1. Рост лояльности торговых сетей к факторингу. Торговые сети дают поставщикам свободу самостоятельно решать, каким будет факторинг, например регрессным или безрегрессным. При этом основные условия финансирования по-прежнему сначала согласовываются между торговой сетью и фактором.
  2. Факторинг как источник дополнительного дохода торговых сетей. Все больше организаций внедряют платную верификацию поставщиков и стремятся к более эффективному взаимодействию с подрядчиками и факторами.
  3. Внедрение электронного документооборота. По наблюдениям ВТБ, отечественные сети освоили преимущества цифровых технологий факторинга быстрее зарубежных. Электронный документооборот уже стал неотъемлемой частью этого инструмента и используется, например, для подписания уведомлений по всем поставщикам. Автоматизация документооборота увеличивает доступность факторинговых сделок в сегменте ретейла.

Значительное внимание к факторингу в ретейле проявляют представители малого и среднего бизнеса, в том числе и индивидуальные предприниматели, составляющие подавляющее большинство селлеров. Только ВТБ Факторинг за год профинансировал более тысячи малых и средних предпринимателей на 123 миллиарда рублей. Маркетплейсы дают небольшому бизнесу возможность выходить на рынок с минимальными вложениями, а факторинг — успешно конкурировать за внимание потребителя даже с крупными продавцами.

Особенно успешно селлеры конкурируют с крупными сетями электроники и бытовой техники — россияне все чаще выбирают маркетплейсы для покупки этой категории товаров. Так, Ozon ранее сообщал, что продажи техники на площадке за 2023 год выросли почти в два раза. Объем заказов электроники и техники на «Яндекс Маркете» за 11 месяцев прошлого года увеличился в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. На Wildberries продажи бытовой техники подскочили более чем в два раза, а электроники — в 2,5.

Рост спроса на электронику на маркетплейсах заставляет селлеров все чаще обращаться за финансированием, чтобы увеличивать предложение. Это подтверждает статистика: торговля бытовой техникой занимает почти 7% портфеля факторинга (133,2 миллиарда рублей) и входит в тройку доминирующих отраслей.

В долгосрочной перспективе с учетом появления новых ниши направлений ретейл сохранит долю в суммарном портфеле рынкафакторинга в диапазоне 25-30%, несмотря на активное продвижениепродукта в других отраслях. При этом может вырасти доля участиясетей в оказании факторинговых услуг своим поставщикам.
Виктория Фалина
Виктория Фалина
начальник отдела по работе с дебиторами ВТБ Факторинг
В долгосрочной перспективес учетом появления новых ниши направлений ретейл сохранитдолю в суммарном портфеле рынкафакторинга в диапазоне 25-30%,несмотря на активное продвижениепродукта в других отраслях. Приэтом может вырасти доля участиясетей в оказании факторинговыхуслуг своим поставщикам.
Виктория Фалина
Виктория Фалина
начальник отдела по работе с дебиторами ВТБ Факторинг
Спецпроект ТАСС для ВТБ Факторинг
читать далее

на главную

Над проектом работали:
Идея:
АНАСТАСИЯ ВОЛОШИНА
Менеджер проекта:
Ирина Волкова
Автор:
Диана Асадова
Контент-менеджер:
Ксения Пузикова
Продюсер:
Светлана Литвинова
Дизайнер, иллюстратор:
КСЕНИЯ РЫКОВА
Редакторы:
АНАСТАСИЯ МАРЧЕНКО, ДАРЬЯ САЛИВОН
Закрыть