galstass
Отреставрируйте здание в игре от ТАСС и ГК «Галс-Девелопмент»
Сохраняя историю
При реставрации фасада исторического здания архитекторы учитывают сотни нюансов — от материала и цвета оконных рам до формы колонн и других декоративных элементов. Важно не только отремонтировать старинную постройку, но и достоверно воссоздать ее облик.
Вместе с ГК «Галс-Девелопмент» мы подготовили игру, во время которой вы сможете примерить на себя роль реставратора: починить крышу, подобрать цвет здания, добавить пилястры. А потом сравнить свой результат с обликом здания после работы над ним профессиональных архитекторов.
Реставрируем фасад здания
Элементы здания
Декор здания
Поздравляем! Вы настоящий реставратор. Именно так выглядит жилой комплекс Wine House. Почитать о нем подробнее вы можете ниже.
Поздравляем! Вы создали уникальный проект. А посмотреть, как фасад этого здания отреставрировали профессиональные архитекторы, можно ниже.
Четыре исторических здания, которые бережно отреставрировали профессиональные архитекторы для ГК «Галс-Девелопмент»
«Центральный Детский Магазин на Лубянке»
Swissotel Resort Сочи Камелия
«Театральный Дом»
5 современных
принципов реставрации и реконструкции

Колизей строился из блоков, оставшихся от городских стен, а потом и сам был каменоломней для новых зданий. Когда-то каждая последующая эпоха отрицала то, что оставляла ей предыдущая. Сейчас другие времена, но споры о том, как относиться к объектам исторической памяти — будь то шедевр архитектуры или типичная застройка, хранящая культурный код прошлого, — не утихают.

Венецианская хартия 1964 года, утверждающая, что подлинник неприкосновенен, — хоть и «библия» реставраторов, но читают ее по-разному. О различных подходах к реставрации и реконструкции — в совместном материале ТАСС и ГК «Галс-Девелопмент».

Инновации в реставрации

Приступая к реставрации здания, начинают с его диагностики. Как у врачей: сначала обследуют «больного», затем уже решают, как «лечить». И для обследования применяют все достижения научной мысли. К примеру, лазерную виброметрию используют для того, чтобы дистанционно измерить вибрацию объекта, — так обнаруживаются скрытые дефекты. Исследование можно проводить без подготовки. О том, насколько точна технология, говорит тот факт, что с лазерными виброметрами работают биологи, наблюдая коммуникации между насекомыми.

С помощью лазера многие памятники архитектуры чистят. Так, к примеру, было с Пизанской башней или с мраморными полами павильона «Концертный зал», построенного Джакомо Кваренги в Царском селе.

«Концертный зал» в Царском селе

Если есть утраты, лазерное 3D-сканирование позволяет представить объект в том виде, в котором он существовал в свои лучшие годы. Именно благодаря этой технологии удалось восстановить разрушенную во время Второй мировой войны барочную церковь XVIII века Фрауэнкирхе в Дрездене. Трехмерная модель церкви позволила реставраторам понять, где должны находиться уцелевшие фрагменты здания. И именно с помощью этой технологии восстанавливают после пожара Собор Парижской Богоматери.

Один из основных элементов процесса современной реставрации — цифровая 3D-модель строения. Очень важно перед началом работ изучить объект в мельчайших деталях, чтобы не столкнуться с неприятными неожиданностями слишком поздно. В 2013 году перед реставрацией храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной в Москве здание сканировали с помощью лазера и на основе полученных данных создали 3D-модель храма.

Используют в реставрации и станки с компьютерным управлением, на которых можно изготовить форму для отливки архитектурной детали, восстановленной, в свою очередь, с помощью 3D-моделирования.

Трехмерные технологии также позволяют изготавливать целые архитектурные элементы, если, конечно, нет возможности сохранить подлинник.

Так, на 3D-принтере были напечатаны башенки величественной церкви Богоматери Лакенской в Брюсселе — ими пришлось заменить элементы, потерявшие форму под воздействием дождя, ветра и времени.

Точь-в-точь как было

Если объект реставрации содержит утраты, вопрос об их восстановлении — предмет отдельного экспертного анализа. Часто принимается решение о консервации памятника в том виде, в котором он дошел до наших дней.

К примеру, так поступили с руиной церкви Благовещения на Рюриковом Городище в Великом Новгороде. Из остатков храма XIV века, разрушенного в начале Великой Отечественной войны, сделали всесезонную музейную площадку-«матрешку». Во время работ по консервации руину накрыли стеклянной крышей, которая не видна снаружи и не портит исторический облик церкви. При этом внутри можно увидеть археологические остатки фундамента и стен храма XII века, который находился на этом месте до XIV века.

Для посетителей обновленный памятник из списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО открыли в 2019 году. При реставрации возможен также и «возврат к прежнему состоянию» — именно так переводится греческое слово «анастилоз». Согласно этому методу, фрагменты разрушенного памятника ставятся на место.

Так, к примеру, был восстановлен Афинский Акрополь. Тот же принцип используется при работе с закомарами Успенского собора Звенигорода — памятника рубежа XIV–XV веков. Реставрация, которая началась в 2009 году, выполняется с ювелирной точностью: например, были собраны воедино отдельные осколки подлинных каменных блоков.

Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене

И упомянутая Фрауэнкирхе в Дрездене также восстановлена по этому методу: уцелевшие элементы памятника вернули на свои места. Недостающие фрагменты сделали из того же материала — саксонского песчаника, — из которого церковь была построена. При этом новые части отчетливо выделяются на фоне старой кладки здания. Это обязательный принцип анастилоза — неаутентичные «вставки» должны быть заметны.

Современная альтернатива

Как правило, при реставрации специалисты стараются использовать или те же материалы, из которых памятник был создан, или материалы, близкие по происхождению. Но возможны и альтернативные варианты — все зависит от конкретных условий.

Так, для восстановления столетнего Антверпенского железнодорожного вокзала в ход пошел бетон. Дело в том, что природный камень, из которого был сделан вокзал, крошился. Из-за этого даже, когда еще здание не было в списке объектов культуры — туда оно попало только в 1975 году, — демонтировали часы, башенки и декоративные элементы.

Постепенно разрушался весь вокзал, шли даже разговоры о сносе, но потом решение было найдено. В 2009 году зданию вернули былое великолепие и превратили тупиковую станцию в современный железнодорожный хаб с новым подземным скоростным тоннелем. В 2011 году этот проект выиграл приз Евросоюза в области культурного наследия European Heritage Awards.

Еще один современный материал, который используют специалисты — стеклофибробетон. Это бетон, армированный стекловолокном. Он долговечнее многих натуральных материалов, легок, очень пластичен, и цвет может быть любой.

Храм Саграда Фамилия в Барселоне

Из стеклофибробетона делают декоративные элементы зданий. Этот материал, из которого можно создавать любые формы, используют и в самом знаменитом долгострое в мире — Саграда Фамилия Антонио Гауди.

Важна каждая мелочь

Один из основных принципов в реставрации — историзм: при работе с памятником должны соблюдаться технологии его эпохи, применяться материалы, типичные для его времени (если это, конечно, осуществимо), изучаться архивные документы — чертежи, фотографии, в общем, все то, что поможет достичь высокой степени достоверности.

К примеру, при реставрации сказочного терема Сазонова в селе Асташово Костромской области была четко соблюдена технология, придуманная крестьянином Мартьяном Сазоновым в конце XIX века, архаичная даже для того времени: в качестве гидроизоляции фундамента использовалась береста. Такая скрупулезность позволила сохранить исторически ценные особенности этого уникального здания.

Конечно, в странах, где соблюдается принцип историзма, закон накладывает жесткие ограничения на эксплуатацию архитектурных памятников. Например, нельзя самовольно установить кондиционер на объект культурного наследия. Потребуется согласовывать и изменение цветовой гаммы фасада памятника.

Такого рода правила действуют во многих странах: в турецкой деревне Шириндже разрешено строительство только в сложившейся исторической стилистике, и все дома там белые. В России рядом с большинством объектов культурного наследия — в пределах так называемой защитной зоны — запрещается капитальное строительство, нельзя также изменять высоту и площадь уже имеющихся зданий.

Дом на Кикладах

На островах греческой Киклады высота строений не должна превышать 4,5 метра, а кондиционеры и солнечные водонагреватели владельцы должны прятать от чужих глаз. А в Италии маленьким городкам под названием борго, чтобы попасть в престижный клуб «Самые красивые борго Италии», надо соответствовать десяткам критериев, среди которых и запрет траффика, и отсутствие висящих над улицами проводов, и определенная цветовая гамма не только фасадов, но и крыш, не говоря уже о дверях.

Новые судьбы старых зданий

Реконструкция, в отличие от реставрации, позволяет увеличивать площадь сооружения, делать пристройки и надстройки, то есть практически создавать новое здание. Впервые о том, что старые, отслужившие свое индустриальные объекты заслуживают шанс на вторую жизнь в новом качестве, заговорили британцы во второй половине прошлого века. Особенно этому поспособствовал нефтяной кризис 1973 года: промышленные предприятия закрывались, появлялось все больше бесхозных строений.

Реконструкция старых промышленных зданий (Силезский музей в Катовице)

«Черные дыры» мегаполисов — все эти бывшие депо, пожарные части, фабрики и заводы — постепенно из депрессивных территорий становились частью городской среды. Процесс получил название ревитализации. По сути, речь идет о приспособлении объекта под современные нужды, а также интеграции в городскую среду. Вот несколько ярких примеров:

1. Musée d’Orsay

В Париже из железнодорожного вокзала сделали музей изобразительных искусств. Вокзал был построен в 1900 году архитектором Виктором Лалу в стиле бозар.

Там, где теперь посетители прогуливаются среди произведений импрессионистов, сновали носильщики с чемоданами, а пассажиры торопились к поездам на электрической тяге.

Уже к середине века вокзал безнадежно устарел, в начале 70-х его даже думали снести ради строительства отеля, но победил новый тренд: зданию дали второй шанс. Местные архитекторы Пьер Колбок, Рено Бардон и Жан-Поль Филиппон разработали проект преобразования пустовавшего вокзала в музей. За интерьер взялась итальянский дизайнер Гаэ Ауленти, и в 1986 году музей принял первых посетителей.

Музей Орсе в Париже
2. Elbphilharmonie

В 2017 году в Гамбурге состоялось открытие Эльбской филармонии. Авторы проекта — швейцарские архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мёрон — возвели многоэтажную стеклянную конструкцию с тысячей изогнутых стеклянных панелей прямо над кирпичным складом 60-х годов XIX века. В этом здании-корабле у вод Эльбы нашлось место для большого и камерного концертных залов, рассчитанных на 2,1 тысячи и на 550 человек соответственно, отеля, ресторанов, апартаментов, паркинга и смотровой площадки. Дом, в котором когда-то хранились мешки чая и какао, стал местом притяжения для всей Европы.

Эльбская филармония в Гамбурге
3. Port House

Чуть ранее, в Антверпене в 2016 году, в заброшенной пожарной части 1912 года, — проекте архитектора по фамилии ван Мехелен — был открыт бизнес-центр.

Как и Эльбская филармония, это здание располагается вблизи воды и по форме тоже напоминает корабль. Или бриллиант, ведь Антверпен — город бриллиантов (исторически он имеет статус европейского центра по огранке алмазов).

Проект реализовало архитектурное бюро знаменитой Захи Хадид. Трехэтажное кирпичное здание накрыла конструкция из стекла и стали. Особое внимание здесь уделили системам энергоэффективности и экологичности: под землей находятся резервуары для накопления солнечной энергии, а датчики, анализирующие количество дневного света, автоматически регулируют искусственное освещение.

Здание по проекту Захи Хадид в Антверпене
4. Бахметьевский гараж

Архитектор Константин Мельников и инженер Владимир Шухов построили в Москве этот гараж для британских автобусов «Лейланд», закупленных советской властью, в 1927 году.

Мельников придумал конструкцию здания, которая позволяла автобусам передвигаться по гаражу, не включая задний ход. «В грезах „Лейланд“ рисуется мне породистым конем, сам ставит себя на свое место в манеже», — писал архитектор. А Шухов создал кажущуюся воздушной систему перекрытий, которая не предусматривала перегородок.

Сегодня на месте Бахметьевского гаража располагается Еврейский музей и центр толерантности. Современное выставочное пространство было деликатно вписано внутрь конструктивистского здания. Въездные ворота по-прежнему украшает надпись «Бахметьевский автобусный парк».

Здание бывшего Бахметьевского гаража в Москве
Wine House
Wine House
  • Прежнее название
    Склады Товарищества водочного завода, складов вина, спирта, русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова
  • Архитектор
    Николай Воскресенский
  • Годы постройки
    1888–1889
Элитный квартал Wine House возведен в Замоскворечье по проекту архитектурных бюро СПИЧ и ТПО «Резерв». Работы по возведению квартала включали в себя реставрацию исторического здания — выявленного объекта культурного наследия «Склады Товарищества водочного завода, складов вина, спирта, русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова». Именно эту постройку вы только что реставрировали в нашей игре.

Это трехэтажный кирпичный дом с цокольным и мансардным уровнями, построенный в 1888–1889 годах архитектором Николаем Воскресенским в стиле, характерном для промышленной архитектуры того времени — со сложным декором карниза, пилястрами и фризами. В конце XIX века здесь располагался один из корпусов завода «царского виночерпия» Петра Смирнова, поставщика двора Его Императорского величества. Позднее здесь был Московский завод шампанских вин «Корнет».

Реставрация исторического здания с воссозданием утраченных деталей завершилась в 2015 году. Постройка сохранила свой первоначальный архитектурно-художественный облик, планировку и пространственную структуру интерьеров, включая капитальные стены и систему перекрытий с парусными сводами на подпружных арках в подвале.

Стены были очищены от слоев краски, восстановлены заложенные окна цокольного этажа, по спецзаказу воссозданы утраты кирпичной кладки. Сегодня в историческом здании, сохранившем свою аутентичность, располагается 41 лофт-апартамент. Особая «винная» эстетика постройки подарила название новому современному элитному жилому комплексу.

На первом фото — заводское здание до реставрации, на втором — после. Архитекторам удалось, с одной стороны, восстановить утраченные детали, а с другой — органично вписать здание в городскую среду.
Заводское здание до реставрации
Эта же постройка после
Архитекторам удалось, с одной стороны, восстановить утраченные детали, а с другой — органично вписать здание в городскую среду.
Пять принципов современной реставрации
«Центральный
Детский Магазин
на Лубянке»
«Центральный Детский Магазин на Лубянке»
  • Прежнее название
    Детский мир
  • Архитектор
    Алексей Душкин
  • Год постройки
    1957
Легендарный детский магазин был построен в 1953–1957 годах по проекту известного советского архитектора Алексея Душкина, автора ряда станций Московского метрополитена, в том числе «Маяковской» и «Кропоткинской».

Универмаг возведен над станцией метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») на месте Лубянского пассажа — его сводчатый подвал стал частью нового сооружения с большим атриумом.

Торжественное открытие магазина, приуроченное к Международному фестивалю молодежи и студентов, состоялось 6 июня 1957 года. В главном детском магазине страны была представлена продукция всех заводов и фабрик СССР в сфере детской одежды, обуви и игрушек. Кроме того, это было первое здание в стране, где были установлены эскалаторы.

В 2005 году зданию был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2012 году началась реконструкция по проекту, предложенному архитектором Павлом Андреевым.

В декабре 2014 года были завершены все работы по воссозданию облика легендарного магазина, который вновь стал флагманом детской индустрии, сохранив при этом свою историческую ценность. По итогам реконструкции была отреставрирована кирпичная кладка стен, восстановлены дубовые окна, керамическая облицовка фасада, мраморные балясины и бронзовые торшеры.

В 2015 году универмаг был торжественно открыт под именем «Центральный Детский Магазин на Лубянке». «Сердцем» обновленного магазина стал грандиозный часовой механизм Петродворцового часового завода «Ракета» весом более 5 тонн — это самые большие механические часы в мире. Украшением купола атриума стали красочные витражи по мотивам работ русского иллюстратора Ивана Билибина к сказкам «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста — Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Площадь витражей — более одной тысячи квадратных метров.

Сегодня ЦДМ ежегодно посещают более 12 миллионов человек в год. Здесь представлено более 140 магазинов, услуг и форматов семейного досуга в концепции «обучающее развлечение», а также более 20 кафе и ресторанов. В здании универмага работают «Музей Детства», кинотеатр и смотровая площадка с панорамным видом на центр столицы. А карусель с лошадками в атриуме готова, как раньше, перенести вас в детство.

На первом фото — «Центральный Детский Магазин на Лубянке» до реконструкции, на втором — после. Кирпичная кладка, дубовые окна, облицовка — все эти элементы исторического здания архитекторы смогли сохранить.
Исторический облик «Центрального Детского Магазина на Лубянке»
Современный облик этого же здания
Кирпичная кладка, дубовые окна, облицовка — все эти элементы исторического здания архитекторы смогли сохранить.
Пять принципов современной реставрации
Swissotel Resort
Сочи Камелия
Swissotel Resort Сочи Камелия
  • Прежнее название
    Санаторий «Наука»
  • Архитектор
    Анатолий Самойлов
  • Годы постройки
    1935–1949
Курортный комплекс «Камелия» имеет богатую историю, начавшуюся еще в 30-е годы ХХ века. Именно тогда правительством СССР было принято решение о превращении Сочи в курорт общегосударственного значения.

По заказу Министерства высшего образования был построен санаторий Комиссии содействия ученым, получивший название санаторий «Наука». Над проектом работал известный советский архитектор Анатолий Самойлов. Строительство комплекса началось в 1935 году, из-за войны оно завершилось лишь в 1949 году.

Через двадцать лет санаторий был передан обществу «Интурист», здание расширили, и комплекс стал принимать иностранных гостей. В советские годы здесь бывали Юрий Гагарин, Сергей Михалков и Нил Армстронг, научная и политическая элита страны. В 70-х годах на территории комплекса появился новый корпус, получивший название отель-пансионат «Камелия».

В 90-е годы «Камелия» стала приходить в упадок. К 2002 году, когда главное здание комплекса — бывший санаторий «Наука» — было признано объектом культурного наследия регионального значения, его состояние было совсем шатким. В 2012 году начались работы по восстановлению центрального корпуса, выполненного в классическом стиле. Проект реконструкции был разработан архитектором Алексеем Гинзбургом.

Курортный комплекс «Камелия», жемчужиной которого стало историческое здание, реализован за рекордные два года и введен в эксплуатацию в январе 2014 года — к открытию XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Сегодня «Камелия» — украшение черноморского побережья: стройные белые колонны с изящной лепниной, полукруглые балконы, лоджии с видом на море и высокие сводчатые потолки. От главного здания к морю спускается парадный каскад фонтанов и лестниц.

На первом фото — корпус бывшего санатория «Наука» до реконструкции, на втором — после. Теперь это главное украшение современного курортного комплекса «Камелия».
Корпус бывшего санатория «Наука» до реконструкции
Это же здание в обновленном виде
Теперь это главное украшение современного курортного комплекса «Камелия».
Пять принципов современной реставрации
«Театральный Дом»
«Театральный Дом»
  • Прежнее название
    Доходный дом по проекту Н. Струкова
  • Архитектор
    Николай Струков
  • Год постройки
    1893
«Театральный Дом» — это квартал в самом центре Москвы, между Хлебным и Мерзляковским переулками и Поварской улицей.

Его название — дань памяти странице театральной жизни Москвы. В XIX веке здесь стоял дом, принадлежавший купцу Немчинову, а затем братьям Гирш. В ротонде располагался театр — «немчиновка». В 1905 году на несколько месяцев помещение театра снял Константин Станиславский для своей экспериментальной «Студии на Поварской», созданной совместно с Всеволодом Мейерхольдом, отсюда и название «Театральный Дом».

В 60-е годы XX века при строительстве Калининского проспекта прославившуюся ротонду снесли. Соседнему доходному дому 1893 года удалось сохраниться. В XXI столетии это здание получило вторую жизнь, став частью жилого комплекса.

Малоэтажный квартал «Театральный Дом» состоит из восьми секций. Проект разработан заслуженным архитектором России Павлом Андреевым. Фасад здания XIX века со стороны Поварской улицы, созданный архитектором Николаем Струковым, был бережно отреставрирован: восстановлена старинная кирпичная кладка и лепные карнизы, а также различные декоративные элементы.

Внутренние фасады украшены декоративными панно с использованием растительных и цветочных мотивов, характерных для стиля модерн конца XIX — начала XX века. Для каждого корпуса «Театрального Дома» разработан индивидуальный рисунок, выполненный из керамической глазурованной плитки.

Работы над проектом завершились в 2017 году. Сегодня здесь располагается 129 апартаментов класса de luxe. Во внутреннем дворе спрятан камерный сад в концепции всесезонного цветения с тысячей растений. Лобби украшены люстрами из богемского стекла, репродукциями шедевров известных живописцев и фотокопиями театральных афиш из музея им. А.А. Бахрушина.

На первом фото — здание бывшего доходного дома на улице Воровского — ныне Поварской — до реставрации, на втором — после. Архитекторы бережно воссоздали фасад старинной постройки. Теперь это часть квартала «Театральный Дом».
Здание бывшего доходного дома до реставрации
Это же здание в обновленном виде
Архитекторы бережно воссоздали фасад. Теперь это часть квартала «Театральный Дом».
Пять принципов современной реставрации
Пожалуйста, поверните свое устройство