Глава 1.
путешествовать,
но не уезжать
Включить звук
Выключить звук
Путешествие городского жителя отличается от пути кочевника форматом и целью. За один год оленевод может пройти до тысячи километров, и это жизненная необходимость: олени питаются ягелем, а он очень медленно растет.
Если не перемещаться, крупное стадо полностью уничтожит пастбище. Кочевники по 30−40 раз в год собирают и разбирают чум, погружают буквально всю жизнь на нарты, чтобы отправиться в новое место, где смогут жить.
У нас есть традиция перед путешествием «присесть
на дорожку», а народы Севера
на прощанье говорят: «Пусть дорога у тебя будет легкой».
В этой фразе они передают главный смысл движения — жизнь.
Путешествие городского жителя отличается от пути кочевника форматом и целью. За один год оленевод может пройти до тысячи километров, и это жизненная необходимость: олени питаются ягелем, а он очень медленно растет.
Если не перемещаться, крупное стадо полностью уничтожит пастбище. Кочевники по 30−40 раз в год собирают и разбирают чум, погружают буквально всю жизнь на нарты, чтобы отправиться в новое место, где смогут жить.
У нас есть традиция перед путешествием «присесть
на дорожку», а народы Севера
на прощанье говорят: «Пусть дорога у тебя будет легкой».
В этой фразе они передают главный смысл движения — жизнь.
Народы Севера воспринимают движение не только в пространстве, но и во времени, путешествуя от сезона к сезону. Летом выпасают оленей на дальние расстояния, запасаются ягодами, зимой обосновываются в утепленном чуме, ездят на рыбалку и ждут, когда холода отступят.
Кочевник не привязывается к одному месту, но всегда сохраняет привычный образ жизни и остается верным своей земле. От этого он никогда не чувствует себя одиноким, даже если на расстоянии сотни километров его окружает лишь безмолвная тундра.
Путешествие определяется умением жить с природой
в одном ритме.
Культура народов Севера кажется далекой, чужой, хотя на самом деле  она наполнена теми же ценностями, которыми живем мы. У кочевников можно научиться пониманию времени, чувству близости с природой, умению сохранять свой дом вне зависимости от того, что происходит вокруг.
Сохранить мудрость многих веков, сосредоточенную в невероятно хрупком мире народов Севера, — важная задача. Именно на это направлена работа «Родных городов» — программы социальных инвестиций «Газпром нефти».
На основе сделанных во время путешествия снимков и видео в музее Ноябрьска появился уникальный цифровой продукт — виртуальная экскурсия по стойбищам с элементами интерактивной игры. Например, пользователи смогут разжечь огонь или поймать оленя.
Среди множества проектов, которые проходят в рамках «Родных музеев», особняком стоит этнографическая экспедиция к стойбищам северных кочевников в «Полярно-Уральский» природный парк.
В 2022 году компания запустила
в регионах России программу
«Родные музеи». Ее главная задача — превратить музеи в разных городах в важные культурные пространства, сделать их местом притяжения не только жителей городов, но и туристов.
Следующая глава:
Так культура, которая многим кажется далекой, станет понятнее и ближе. И, возможно, жизнь кочевников-оленеводов вдохновит кого-то на поиск смысла в самых простых вещах: в смене сезонов, отказе от излишнего комфорта в пользу близости к природе, в том самом движении, которого иногда нам так сильно не хватает.
Культура народов Севера кажется далекой, чужой, хотя на самом деле  она наполнена теми же ценностями, которыми живем мы. У кочевников можно научиться пониманию времени, чувству близости с природой, умению сохранять свой дом вне зависимости от того, что происходит вокруг.
Сохранить мудрость многих веков, сосредоточенную в невероятно хрупком мире народов Севера, — важная задача. Именно на это направлена работа «Родных городов" — программы социальных инвестиций «Газпром нефти».
На основе сделанных во время путешествия снимков и видео в музее Ноябрьска появился уникальный цифровой продукт — виртуальная экскурсия по стойбищам с элементами интерактивной игры. Например, пользователи смогут разжечь огонь или поймать оленя.
Среди множества проектов, которые проходят в рамках «Родных музеев», особняком стоит этнографическая экспедиция к стойбищам северных кочевников в «Полярно-Уральский» природный парк.
В 2022 году компания запустила в регионах России программу «Родные музеи». Ее главная задача — превратить музеи в разных городах в важные культурные пространства, сделать их местом притяжения не только жителей городов, но и туристов.
Так культура, которая многим кажется далекой, станет понятнее и ближе. И, возможно, жизнь кочевников-оленеводов вдохновит кого-то на поиск смысла в самых простых вещах: в смене сезонов, отказе от излишнего комфорта в пользу близости к природе, в том самом движении, которого иногда нам так сильно не хватает.