Часть I. Как составляют
проект бюджета

Работа над проектом бюджета начинается с составления графика, в котором на следующие семь месяцев обозначаются сроки подготовки и рассмотрения необходимых документов. Минфин готовит этот график и согласовывает с Минэкономразвития (Минэк).
Затем график по подготовке проекта бюджета передаётся в правительство.
Правительство рассылает его всем участникам бюджетного процесса. Начинается подготовка законопроекта о бюджете.
Минэк изучает график и готовит проект сценарных условий функционирования экономики и специальный документ, где указаны предварительные показатели ВВП, цены на нефть, уровень инфляции и курс рубля (основные параметры прогноза). Эти документы будут использованы для составления проекта прогноза социально-экономического развития страны (для краткости — СЭР).
Затем Минэк передаёт эти документы в Бюджетную комиссию, которая рассматривает и согласовывает их. Проект прогноза СЭР готов.
Как участник Бюджетной комиссии получает эти документы, а затем даёт им свою оценку, учитывая их реализацию за предыдущие годы. После чего формирует предложения по уточнению документов и представляет на заседании Бюджетной комиссии.
Минэк направляет проект прогноза СЭР главным администраторам бюджетных средств (ГАБС) и Минфину. Проект прогноза СЭР необходим ГАБС, чтобы сформировать прогнозы доходов, а Минфину — чтобы составить методику расчёта ассигнований.
Анализирует выводы из предыдущих проверок, чтобы подготовить предложения о повышении эффективности расходов и определить резервы расходов.
Главные администраторы бюджетных средств (ГАБС) составляют прогноз доходов и передают его в Минфин, так как именно это министерство отвечает за формирование проекта бюджета и сбалансированность бюджета, то есть следит за тем, чтобы доходов и источников финансирования дефицита хватило на расходы.
Анализирует прогноз доходов, проверяет его на соответствие законодательству.
Следующий этап — расчёт и распределение расходов. Однако прежде чем главные администраторы бюджетных средств (ГАБС) к этому приступят, они должны получить от Минфина методику расчёта ассигнований. Она гарантирует, что подходы к расчётам всех ГАБС будут одинаковыми.
Минфин отдаёт методику в Бюджетную комиссию на согласование и параллельно готовит для неё комплект документов, необходимый для подготовки законопроекта о бюджете.
Прежде всего Счётная палата проверяет единство подходов в методике, которую составил Минфин. Затем готовятся предложения по тому, как уточнить указанные документы. Для этого анализируется их исполнение за прошлые годы.
На основе одобренной Бюджетной комиссией методики Минфин делает расчёт ассигнований и обеспечивает главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) доступом к нему в системе «Электронный бюджет».
В это же время Минфин передаёт Минэку пакет документов, рассмотренный Бюджетной комиссией, для проверки расчётов ГАБС и формирования предложений по госпрограммам, федеральной адресной инвестпрограмме (ФАИП) и федеральным целевым программам (ФЦП).
На основании рассмотренных материалов Счётная палата составляет программу проверок для подготовки итогового заключения.
Главные администраторы бюджетных средств (ГАБС) формируют и передают в Минфин обоснования бюджетных ассигнований и распределение расходов по кодам бюджетной классификации (КБК), в которой расходы группируются при помощи унифицированного 20-значного кода.
Вместе с этим ГАБС формируют предложения по дополнительным ассигнованиям и направляют в Минфин вопросы по тем расчётам, с которыми не согласны. Они также направляют на согласование в Минэк часть расходов, касающихся ФЦП и ФАИП.
Получив от главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) информацию, Минэк формирует предложения, как можно распределить дополнительные ассигнования, касающиеся госпрограмм, ФАИП и ФЦП, и направляет их в Минфин.
Все оставшиеся несогласованные вопросы по распределению дополнительных средств будут рассмотрены позднее Бюджетной комиссией.
Утверждает программу проверок и приступает к анализу документов от ГАБС: проверяет обоснованность рассчитанных доходов, расходов и источников финансирования дефицита.
После чего Минэк приступает к другой важной задаче — уточнению проекта прогноза СЭР, подготовленного ранее. Как и прежде, согласовать его должна Бюджетная комиссия.
Кроме того, Минфин направляет на финальное согласование Бюджетной комиссии комплект документов, необходимый для внесения законопроекта о бюджете в Государственную думу.
Даёт свою оценку указанным документам исходя из результатов проверок, формирует предложения по их уточнению и представляет на заседании Бюджетной комиссии.
Бюджетная комиссия рассматривает и согласовывает все полученные материалы и передаёт в Минэк и Минфин.
Минэк и Минфин передают главным администраторам бюджетных средств (ГАБС) решение Бюджетной комиссии, чтобы они внесли итоговые правки в проект бюджета перед его рассмотрением в правительстве и отправкой в Госдуму.
Проверяет ГАБС, Минфин и Минэк и формирует акты с результатами проверок.
Минфин получает уточнения от главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и согласованный прогноз СЭР от Минэка.
На основе этого министерство формирует законопроект о бюджете и направляет его в правительство вместе с необходимым комплектом документов.
Получает от правительства первую редакцию законопроекта о бюджете и начинает подготовку заключения на основе проведённых ранее проверок. В заключении оценивается обоснованность доходных и расходных статей будущего закона, а также отслеживается, соответствует ли проект законодательству и отвечает ли задачам социально-экономической политики. По итогам Счётная палата формирует предложения по уточнению документа.
Правительство одобряет и вносит законопроект о бюджете в Госдуму.