Исход
В мире существует несколько организаций, так или иначе занимающихся проблемами беженцев по разным направлениям: документы, медицина, продовольствие, образование и др. Вот лишь некоторые из них:
Международный комитет
Красного Креста
Обеспечивает гуманитарную защиту и помощь жертвам войны и вооружённого насилия
Врачи без границ
Оказывают медицинскую, психологическую и продовольственную помощь беженцам и внутренне перемещённым лицам
ЮНИСЕФ и Save
the children
Прицельно занимаются проблемой детей-беженцев
World food programme
Предоставляют продовольственную помощь беженцам, в частности в лагерях
Однако главная профильная международная организация, которая целенаправленно занимается поддержкой вынужденно перемещённых лиц, — это Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). 14 декабря 2020 года УВКБ ООН — 70 лет.
> 50 млнчеловек
начали новую жизнь благодаря УВКБ ООН
По сути, историю мировых «рекордов» по количеству беженцев можно изучать по хронике основных военно-политических конфликтов XX–XXI веков.
УВКБ ООН появилось вследствие обширных миграций, вызванных Второй мировой, но вскоре стало ясно, что проблемы, вынуждающие людей к бегству, неисчерпаемы. Как иллюстрирует опыт наших героев, в Афганистане неспокойно с 1980-х, а рохинджа бегут из Мьянмы уже не один десяток лет. В результате затяжных вооружённых столкновений разрушается инфраструктура государств и все социальные институты. Сегодня мы наблюдаем, как меняется суть конфликтов, их длительность, количество участников. Масштабы бегства растут вместе с количеством «невозвращенцев». Если в среднем в 90-е годы около 1,5 млн беженцев ежегодно получали возможность вернуться домой, то за последнее десятилетие их численность сократилась до 385 тыс.
Росту потока беженцев в XXI веке в каком-то смысле способствовало развитие диджитал-коммуникаций. Во-первых, нам теперь легче получить живые свидетельства с места событий, осознать масштаб проблемы и оказать посильное содействие. Во-вторых, успешные истории бегства среди знакомых придают уверенности новым беженцам. Это решение может спасти людям жизнь.
Из речи Гуннара Яна, председателя Нобелевского комитета, на церемонии вручения премии мира УВКБ ООН в 1954 году
Это работа во имя мира, если врачевание ран, нанесённых войной, — это работа во имя мира, если содействие укреплению братства между людьми — это работа во имя мира. Ибо она показывает нам, что иностранец, которому не повезло в жизни, — это один из нас; учит, что сочувствие к другим людям, даже если они отделены от нас государственными границами, — это основа, на которой должен строиться прочный мир
В рамках глобальной гуманитарной работы с беженцами нельзя не упомянуть вспомогательные национальные организации. Например, на слуху норвежский Refugee Council или британский Refugee Action, а в России важную роль играет комитет «Гражданское содействие», партнёр УВКБ ООН. Эта благотворительная организация была создана в 1990 году, чтобы помочь беженцам, появившимся на территории России в процессе перестройки и распада Советского Союза. С тех пор комитет помог с документами и интеграцией беженцам и мигрантам, приехавшим сюда вследствие длительных военных конфликтов не только на Северном Кавказе, но и за пределами нашей страны — например, в Украине и Сирии.
> 600 тыс.граждан СССР
стали беженцами или вынужденными

переселенцами к середине 1990 года
Международное право признаёт право людей искать убежище, но не обязывает государства его предоставлять. Миграционный кризис 2015 года заставил многие государства пересмотреть свою внутреннюю политику, многим пришлось ужесточить правила въезда и получения документов.
Региональные и страновые офисы УВКБ ООН сотрудничают с чиновниками, предоставляя им актуальные данные и экспертизу для работы над законодательством в этой сфере. И конечно, специалисты Агентства оказывают юридическую поддержку 
Программными юридическими документами УВКБ являются Конвенция 1951 года и Протокол 1967-го. В них перечислены основные права беженцев, включая свободу вероисповедания и передвижения, право на труд, образование и доступ к проездным документам, а также их обязательства перед правительствами принимающих их стран. Также установлено, что беженцы не могут быть насильственно репатриированы в страну, где они опасаются преследований.
 самим беженцам: от получения убежища до преодоления частных административных трудностей в школах, поликлиниках и т.п.
В некоторых странах бессрочный статус беженца получить непросто. Например, в России беженцам чаще выдают так называемый статус временного убежища — его необходимо ежегодно подтверждать в МВД. Этот документ защищает человека от высылки из страны, но даёт меньше социальных гарантий, чем полноценный статус беженца.
Россия скорее склонна идти по пути натурализации беженцев — в 2020 году МВД подготовило закон об упрощении процедуры получения гражданства РФ. Но привилегии получат в основном граждане бывших союзных республик — Украины, Белоруссии, Молдавии и других, а также люди, которые смогут подтвердить владение русским языком на экзамене. Для многих лиц со статусом временного убежища это, конечно, станет преимуществом. Задача Агентства по делам беженцев состоит в том, чтобы мониторить, не нарушаются ли при этих нововведениях права других категорий вынужденно перемещённых лиц.
Ещё одно важное направление работы УВКБ — взаимодействие с НКО и СМИ. Это особенно актуально, когда речь идёт об интеграции в новое общество представителей другой расы, вероисповедания, людей, говорящих на другом языке. Скажем, для полноценной интеграции в российское общество беженцев из Сирии нужно приложить больше усилий, чем для тех, кто приехал из соседнего Донбасса. Чтобы переселенцы чувствовали себя в безопасности, необходимо работать не только с ними, но и с гражданами принимающей страны и их предубеждениями. Наиболее успешные примеры интеграционной политики демонстрируют те государства, которые смогли увидеть в беженцах не только нагрузку, но и — в перспективе — новые экономические, трудовые или даже творческие ресурсы.