bacground

В 2022 году «Газпром нефть шельф» отмечает 20-летие. Официально его история начинается с 2002 года. Именно тогда был создан «Севморнефтегаз», которому принадлежала лицензия на Приразломное нефтяное месторождение. Семь лет спустя преемником компании стал «Газпром нефть шельф».

Фактически освоение арктического шельфа России началось за несколько десятилетий до этого. Основа сегодняшнего успеха «Газпром нефть шельфа» была заложена в 1970-е годы. Большую роль в судьбе компании сыграли представители не только газодобывающей, но и атомной, а также машиностроительной промышленности.

Ответственный за шельф

В начале 1970-х годов добыча нефти на шельфе наиболее активно шла на Каспии, где работала первая отечественная морская платформа. К концу десятилетия руководство СССР приняло решение ускорить освоение шельфа и в других регионах. Полномочия по разведке и разработке морских месторождений нефти и газа получило специальное управление «Главморнефтегаз», созданное в Министерстве газовой промышленности страны. Это активизировало и поиск новых месторождений на шельфе, и создание отечественных буровых платформ.

illustration

Все ресурсы — в Арктику

В 1991 году представители атомной отрасли заявили, что готовы участвовать в добыче углеводородов. Генеральный директор завода «Севмаш» Давид Пашаев и президент Курчатовского института Евгений Велихов предложили использовать опыт предприятия, строившего атомные подводные лодки, для создания буровых платформ, чтобы дополнить технологии «Главморнефтегаза».

В результате в 1992 году появилось ЗАО «Российская компания по освоению шельфа» («Росшельф»). Его учредителями стали в общей сложности 19 государственных предприятий, а возглавил компанию академик Евгений Велихов.

Для освоения Арктики удалось объединить ресурсную базу с лучшим промышленным и научным потенциалом. В 1995 году на «Севмаше» начали строить стационарную платформу для работы на Приразломном месторождении.

illustration

Уникальный проект

Проект был непростой, ледовая платформа такого масштаба и сложности строилась на российском предприятии впервые. Различные факторы задерживали реализацию до тех пор, пока в 2002 году не был создан «Севморнефтегаз». Новая компания официально стала заказчиком строительства и организовала бесперебойное финансирование.

Во время работы над платформой «Севмаш» впервые в России применил ряд уникальных технологий. Одну из них использовали при строительстве кессона — основания и нефтехранилища «Приразломной». Его размеры составляют 126 на 126 метров, так что собирать кессон пришлось за пределами предприятия непосредственно в воде.

Для этого на «Севмаше» изготовили четыре блока, которые предстояло сварить между собой. Задача осложнялась тем, что монтаж кессона проходил под водой. Специально для этого применили уникальную технологию, которая впоследствии была запатентована. Над «сборкой» кессона работала команда из восьми водолазов-сварщиков, которые трудились около 90 дней. Общая длина швов, сваренных под водой, составила три тысячи метров.

illustration

Северодвинск — Мурманск — Баренцево море

Первый этап строительства продолжался до 2010 года. Для достройки платформы на «Севмаше» не хватало глубины дока, поэтому ее доставили из Северодвинска в Мурманск, где условия позволяли довести работы до конца.

Дополнительная глубина требовалась для проведения еще одной эксклюзивной операции — бетонирования основания платформы. Это в итоге придало «Приразломной» устойчивость на грунте. Для процедуры изготовили специальную самоуплотняющуюся бетонную смесь и ее непрерывно подавали на платформу по трубопроводам при помощи насосов. Расстояние, на которое перекачивали бетон, достигало 400 метров, а общая масса смеси в итоге составила около 120 тонн.

Когда работы завершились, многотонное сооружение с увеличенной осадкой предстояло доставить с судоремонтного завода в Мурманске на точку бурения. Путь составил почти тысячу километров.

«Приразломную» установили в Баренцевом море в 60 километрах от берега. Платформа превратилась в настоящую цитадель, способную выдержать суровые испытания арктическими условиями. Чтобы укрепить основание «Приразломной» и предотвратить подмыв, по периметру сделали специальную насыпь из щебня и крупного камня — берму. Высота насыпи составила около 2,5 метра.

В декабре 2013 года на платформе получили первую нефть, названную за свои уникальные свойства ARCO (Arctic Oil). С этого момента началась новая история российской нефтедобычи: «Приразломная» стала первым и пока единственным добывающим проектом на российском арктическом шельфе.

В мае 2014 года «Газпром нефть шельф» стал дочерним обществом «Газпром нефти». Миллионная тонна нефти на Приразломном месторождении была добыта к концу 2015 года, а к апрелю 2019 года — десятимиллионная тонна нефти.

Для удобства персонала в 2020 году в вахтовом поселке Варандей Ненецкого автономного округа (НАО) введен в эксплуатацию современный вертодром «Арктический».

В марте 2022 года накопленная добыча нефти на Приразломном месторождении достигла 20 миллионов тонн.

illustration
1970-е
1991 год
1992 год
1995 год
2002 год
2010 год
2013 год
2022 год

«Приразломная» в деталях

background