bacground

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» — первая и пока единственная, с которой добывают нефть в российском секторе арктического шельфа. Технологии, которые применяются на ней, по праву можно назвать уникальными.

«Приразломная» — не просто платформа. Она одновременно является судном, искусственным островом и сложнейшим производственным объектом, который работает в беспрецедентных климатических и природных условиях.

Подводная часть платформы — кессон — отвечает за надежность всей конструкции. Он спроектирован так, чтобы успешно противостоять суровому арктическому климату. Стены кессона покрыты плакированной сталью толщиной четыре сантиметра, предусмотрена защита от коррозии. Волнам противостоят специальные конструкции — дефлекторы, имеющие высоту более 16 метров. Защита от льда рассчитана на нагрузку в 33 тысячи тонн.

image2
image3
image4
image5
image6
image7
image8

Состояние платформы постоянно контролирует множество специальных датчиков. Они сразу фиксируют любое отклонение от нормы.

Внутри кессона находятся емкости для добытой нефти объемом около 125 тысяч кубометров. Над кессоном расположены промежуточная палуба и верхний ярус, на котором размещены комплексы для бурения и эксплуатации скважин, добычи, подготовки и отгрузки нефти, а также жилой модуль. Буровая вышка на «Приразломной» полностью закрыта и выдерживает скорость ветра до 50 метров в секунду. Высокая безопасность и устойчивость платформы позволяют вести весь комплекс работ — от добычи до отгрузки нефти — круглогодично и в любую погоду.

Жизнь за Полярным кругом

На «Приразломной» постоянно живет и работает более 200 человек. Из Варандея, где расположены вахтовый поселок и вертодром, сотрудники добираются до платформы вертолетом, для чего на верхней палубе оборудована специальная площадка.

В течение нескольких недель люди постоянно находятся на «Приразломной», которая существует автономно. Чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно, в жилом блоке предусмотрено все необходимое: одноместные и двухместные каюты, столовая, медицинский блок, прачечная, сауна, спортзал и комната отдыха.

Путь на Большую землю

Нефть недостаточно добыть — ее надо доставить потребителю. Вывезти сырье с платформы в открытом море можно только танкерами. Суровые погодные условия и непредсказуемость моря заставили создать такую систему, которая исключает любые случайности.

Для освоения Приразломного месторождения были построены два танкера усиленного ледового класса «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Их загрузка — это сложный и ответственный процесс.

Перекачку нефти из емкостей кессона обеспечивает специальный комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН). Процесс начинается при одновременном соблюдении 30 условий. Танкер подходит к платформе, швартуется от нее на расстоянии около 80 метров, система динамического позиционирования фиксирует его положение. Нефть в танкер поступает по шлангу высокого давления в течение 8–9 часов. При необходимости подача нефти блокируется всего за семь секунд.

Танкеры доставляют нефть в Мурманск, где ее перегружают на плавучее нефтехранилище «Умба». От этого промежуточного пункта следует отгрузка потребителям. Перегрузка нефти на «Умбу» позволяет компании гибко подходить к вопросам транспортировки и выстраивать оптимальные логистические схемы.

Все процессы эксплуатации судов, их загрузки и разгрузки контролирует цифровая система управления «Капитан», специально разработанная «Газпром нефтью» для арктических активов. Она просчитывает более миллиона логистических решений, оперативно реагирует на возможные отклонения, может составить график отгрузок нефти на период до трех лет.

За счет внедрения этой системы компания снизила удельные затраты на вывоз арктической нефти на 15%.

Забота об экологии

Специалисты называют экосистему Арктики одной из самых хрупких на Земле. Что это значит? Нарушить равновесие, сложившееся в регионе, очень просто, а восстановить крайне сложно. Лишь немногие виды растений и животных приспособились к жизни в суровом арктическом климате, и любое воздействие на них может иметь самые серьезные последствия.

Именно поэтому «Газпром нефть» считает одной из своих ключевых задач сохранение уникальной арктической природы и поддержание баланса. В работе применяются самые современные технологии, а влияние человека на экологию минимизируется.

Глубина моря в месте дислокации платформы составляет всего 20 метров. Именно это позволило поставить «Приразломную» непосредственно на дно и вести бурение скважин внутри кессона. Его стены становятся надежным буфером между скважиной и окружающим морем.

На платформе установлен целый комплекс оборудования, которое контролирует состояние скважин. Это специальные станции геолого-технического контроля и техника для герметизации устья скважины. На глубине 250 метров установлены арматура и клапаны, которые не допускают выбросов нефти и попутного газа.

Все работы идут по принципу «нулевого сброса». Отходы производства не попадают в воду, а закачиваются в поглощающие скважины. Бытовые отходы сортируют, в контейнерах вывозят на материк и утилизируют. Использованный буровой раствор, шлам и другие отходы, в том числе загрязненную дождевую воду и снег, также отправляют на Большую землю.

В рамках программы экологического мониторинга «Газпром нефть» регулярно берет пробы атмосферного воздуха, морской воды, донных отложений. Это позволяет специалистам следить за благополучием окружающей среды в районе расположения платформы «Приразломная».

В емкостях кессона применяют «мокрый» способ хранения нефти. Резервуары все время заполнены или водой, или нефтью, в них отсутствует воздушный слой. Именно он служит причиной формирования взрывоопасной среды. Сотрудники находятся в рабочих зонах платформы только в специальных костюмах из огнеупорного материала, а источников открытого огня, вплоть до зажигалок, на платформе нет.

Экосистема Арктики
Растения и животные, которые приспособились к жизни в арктической зоне, нуждаются в особом внимании и бережном отношении.

Флора и фауна

Заботятся на «Приразломной» и об уникальных обитателях Арктики, которые поселились здесь задолго до появления нефтяников. На протяжении многих лет «Газпром нефть» ведет мониторинг численности краснокнижных атлантических моржей, обитающих на островах Ненецкого заповедника: Вайгач, Матвеев, Долгий и Голец. Ученые следят за популяцией моржей и траекторией их движения. При проведении исследований используются передовые методы, в том числе спутниковое наблюдение, фото- и видеоконтроль.

Вертолеты, которые доставляют персонал на платформу, летают на высоте не менее 500 метров, чтобы шум не мешал морским обитателям. На самой платформе установлены устройства, которые издают звуки, отпугивающие птиц. Воду для технических нужд забирают через специальные рыбозащитные устройства, а для восстановления биоресурсов в море регулярно выпускают специально разведенных мальков.

С момента установки МЛСП «Приразломная» в Баренцевом море и до настоящего времени платформа работает в безаварийном режиме. Передовые технологии, которые нашли здесь применение, обеспечивают технологическую и экологическую безопасность уникального арктического региона.

image1
image2
image3
image4
background